Сложный фонематический анализ
Определение места звука в слове (в начале, конце, середине). Инструкция: где находится звук С в слове САД? в слове ФОКУС? в слове ЛИСА?
Затем более точно: на каком месте стоит звук С в слове САНИ? в слове ОСА? в слове НОС?
Определение последовательности звука в слове. Инструкция: какой звук ты слышишь в начале слова ССССАНИ? ответ реб: звук С. Какой звук ты слышишь после звука С? СААААНИ – звук А. Какой звук ты слышишь после звука А? САНННННИ? – Н. После Н? САНИИИИИ? – И.
Логопед интонировано произносит тот звук, который реб должен определить.
Определение количества звуков в слове. Инструкция: сколько звуков в слове МАК? в слове МУКА? и т.д.
Эти слова состоят из звуков, сохранных в произношении детей. Они формируются в раннем онтогенезе на основе безусловно рефлекторных реакций сосания, глотания, жевания. Затем реб предлагается определить кол-во звуков в словах, кот он произносит неправильно, например: СОК, КОСА, НОСОК, ШУМ, МЫШИ, РАК, КОРА. Принцип отбора слов заключается в том, что если в слове имеется звук, сложый по артикуляционным и акустическим признакам (звуки С, Ш, Р), то остальные звуки слова д.б.простыми.
Фонематический синтез – Логопед предлагает реб составить слова из звуков, данных в нормальной последовательности: С-А-Д; Д-О-М и т.д.
Далее логопед предлагает реб составить слова из звуков, данных в нарушенной последовательности: М-О-С; О-Л-Б и т.д.
Фонематические представления – Реб предлагается подобрать слово на заданный звук. Инструкция: Назови слово со звуком С, З, Ц, Ш,Ж,Ч,Л,Р.
Из предложенных логопедом разных картинок ребенку предлагается отобрать те, в названии которых имеется данный звук. Например на звук С: самолет, стакан, сыр, сумка, сосна.
14.Особенности словарного запаса
Исследование номинативного словаря. Логопед выясняет знание реб слов из следующих групп: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, предметы дом.обихода, дом.животные, дикие звери, растения, школьные принадлежности, транспорт, картины природы.
Далее реб предлагается назвать предмет по его описанию. Инструкция: как называется предмет, в котором варят суп? как называется предмет которым копают землю?
Затем устанавливается знание обобщающих слов по указанным выше группам, способности подбора синонимов к группе слов: осторожность, боец, радость, печаль, врач, ненависть. Подбор родственных однокоренных слов к: земля, лес, вода, след, радость.
Исследование атрибутивного словаря. Реб предлагается подобрать определения к словам: туча, лес, небо, дорога, мама, книга, дом.
Употребление относительных прилагательных. Инструкция: стол какой? а стакан? Слова для предъявления: вата, замок, ранец, шуба, ваза, снег, ремень, море, мед, лист.
Подбор антонимов. Слова: мокрый, мягкий, острый, тонкий, прилежный, ловкий, робкий, мутный, спокойный.
Исследование предикативного словаря. Реб называет действия по предъявленному предмету: щука-плавает, змея-…, ласточка-…., кузнечик-… Реб называет изображенные предметы с характерными для них действиями. Реб называет слова, обозначающие крики животных и птиц. Используются предметные картинки.
15.Исследование грамматического строя речи.
Исследование способности словоизменения. Изменение по падежам. Инструкция: у меня есть кукла, у меня нет…….., я пою песенку……(кукле), я купаю….(куклу), я люблю играть с….(куклой), я мечтаю о красивой….(кукле).
Преобразование имен существительных в именительном падеже ед.числа во мн.число: стол-столы, рука-…,лист-…., окно-…..
Образование имен сущ.родительного падежа ед.и мн.числа: дом-дома-домов, дерево…, яблоко, стол и т.д.
Согласование прилагательных с сущ.ед.числа в роде. Используются предметные картинки. Образец: шар-красный, чашка-красная, платье-красное, затем шарф, шапка, пальто.
Исследование способности словообразования. Образование сущ.с уменьшительно-ласкательными суфф. Предлагаются картинки с изображениями предметов разной величины: стул-(стульчик), кровать-(кроватка), кукла-(куколка) и т.д.
Образование прилагательных от сущ. (подготовительная группа). Слова для предъявления: дерево-деревянный, резина-..,стекло, хрусталь, кожа, железо, шелк, бумага, кружево.
Образование глаголов движения с помощью приставок (подготов.гр.). Слова для предъявления: ходить-выходить-входить-заходить-переходить-обходить-уходить-отходить-проходить-сходить; бежать, летать, плыть, ехать.
Далее логопед выясняет, проводилось ли устранение дефектов произношения (где, сколько, результаты), и пишет уточненный диагноз или логопедическое заключение.