Этапы овладения навыком чтения –
1. аналитический
2. аналитико-синтетический
3. синтетический
Егоров опираясь на эти этапы выделил 4 ступени формирования навыка чтения:
1ступень – овладение звуко-буквеннымобозначением} это аналитический
2 ступень – послоговое чтение -этап
3ступень переходная от аналитических к синтетическим приемам чтения.
Аналитико-синтетический этап
4ступень синтетического чтения.
Дислексия –частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
При дислексии наблюдаются следующие группы ошибок:
· замены и смешения звуков при чтении, чаще всего фонетически близких звуков, а также замены графически сходных;
· побуквенное чтение – нарушение слияния звуков в слоги и слова, буквы называются поочерёдно;
· искажение звукослоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках согласных при стечении, согласных и гласных при отсутствии стечения, добавлениях, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов и др.;
· нарушения понимания прочитанного, которые проявляются на уровне отдельного слова, предложения и текста, когда в процессе чтения не наблюдается расстройства технической стороны;
· аграмматизм при чтении; проявляется на аналитико-синтетической и синтетической ступени овладения навыком чтения. Отмечаются нарушения падежных окончаний, согласования существительного и прилагательного, окончаний глаголов и др.
Недостатки чтения называют алексией(от греч. а — частица, означающая отрицание, и lego -— читаю) — полная неспособность к усвоению чтения и дислексией— специфическое нарушение чтения.
Распространенность дислексии – с относительно нормальным развитием 10% детей - в европейских странах, с ТНР (Беккер) – 22% в речевых классах, с нарушением психического развития – 40%, УО – 70%, больше у 1кл, 2-меньше, 3-еще меньше. У мальчиков чаще, чем у девочек в 4,5р.
Симптоматика дислексии. Нар.чтения часто сопровождаются речевыми и неречевыми расстройствами. Речевые– нарушение в овладении чтением, замедленный процесс, проявляется в брадилексии, в ошибках процесса чтения:1)техники чтения; 2)понимания чтения.
Нарушение техники чтения. При дислексии наблюдаются следующие группы ошибок:
1. Замены и смешения звуков при чтении, чаще всего фонетически близких звуков (звонких и глухих, аффрикат и звуков, входящих вих состав, и др.), а также замены графически сходных букв (X —Ж, П — Н, 3 —Ви др.).
2. Побук.чтение — наруш.слияния звуков в слоги и слова, буквы называются поочередно, без слияния «бухштабируются» (р,а, м, а), не может повторить, что прочитал, либо повторяет слог, умеет слить слог.
3. Искаж.эвуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках согласных при стечении, согласных и гласных при отсутствии стечения, добавлениях (хлеб-халеб), перестановках звуков (утка-тука), пропусках, перестановках слогов (космонавт- конавт) и др, чем сложнее слово, тем больше ошибок при чтении, м.б.персевирации (велосипед-вевесипед) или антиципации (влияние последнего звука на предыдущий) (слон-снол).
4. лексические ошибки – замена одного слова другим, семантически близким, сходным по звуко-буквенной структуре (захлеснула-захлебнулась).
5. Аграмматизм при чтении. Они проявляются на аналитико-синтетической и синтетической ступени овладения навыком чтения. Отмечаются нарушения падежных окончаний, согласования существительного и прилагательного, окончаний глаголов и др.
Нарушение понимания чтения.
1.Является следствием технически неправильного чтения (искажение читаемого слова).
2.механическое чтение – читает технически правильно, но не понимает прочитанного. м.б.связано с ограниченным словарным запасом, не понимает значение всего предложения.
3.недостаточное развитие грамматического строя речи, отдельные слова понимает, но не может объединить их в единое значение предложения.
4.нарушение связи между предложениями в тексте. Отдельное предложение понимает, а в процессе чтения не может следить за логикой предложений. Страдают симультанные процессы (решать одновременно несколько задач). Может читать бегло, но не понимает прочитанного.
Неречевая симптоматика - нарушения чтения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка. Так, неудачи при овладении чтением могут вызвать и закрепить у него такие черты характера, как неуверенность в себе, робость, тревожную мнительность или, наоборот, озлобленность, агрессивность, склонность к негативным реакциям.
Механизмы дислексии – спорный, дискуссионный вопрос. Для выявления механизмов проводятся физиологические, психофизиологические, неврологические, психолингвистические исследования этих детей. ЭЭГ показала, что биоэлектрическая активность ГМ в одних случаях нарушается, в других случаях сохранна. Отмечаются более ленивые, вялые волны (хар-но для дошкольников), у др. имеются отклонения от нормы биоэлектрические картины. Проявляются в деятельности лобных, височных, затылочно-теменных структур ГМ. У этих детей может наблюдаться недоразвитие или нарушение моторики. Недоразвитие – не соответств. возрасту (хар-но для дошк.). Нарушение моторики – неврологическая симптоматика (стертые парезы, легкая спастичность). У детей с ДЦП – до 80% случаев дислексий.
Исследование слуховой функции – в целом слух в норме, однако может быть повышение порогов слуховой чувствительности на определенные частоты (2000-3000 Гц), т.о.плохо различают акустически близкие звуки.
Исследование зрительных функций – в целом нормальное зрение, однако есть особенности зрительной функции (нарушено движение глаз по строке – хаотичное, много регрессий, ограничено поле зрения, снижена скорость зрительного восприятия), они являются минимальными, являются следствием плохого чтения.
При исследовании механизмов изучаются также высшие психические функции у детей. Нейропсихологические исследования показали, что у детей с дислексией оказываются не сформированы многие психические функции, которые обеспечиваются лобными отделами (программирование, прогнозирование, сукцесивные функции), могут быть трудности зрительно- пространственной функции и симультанного анализа и синтеза, проявляются в нарушении пространственных представлений, не могут определить сходство и различие зрительных образов слов, не понимают значения предложения сложного по структуре и т.д. М.б.недостаточная функция височных обл. – проявляется в неточности рече-слухового восприятия.
При рассмотрении механизмов: 1)нарушение чтения и латерализация (выделение одного полушария как доминирующего), 2)нарушение чтения и нарушение устной речи.
Постепенно формируется ассиметрия межполушарная. Неоднозначность в работе полушарий, специфичность. Каждое полушарие как бы дополняет работу др.полушария. Проявляется во всех сферах психического восприятия. Затылочные зоны прав.полуш. – восприятие предмета, цвета и т.д. При поражении – предметная агнозия. В левом полушарии – восприятие абстрактных зрительных образов (буквы, цифры), обощенность, зрительная классификация. Височные отд: правый – принимает, анализирует неречевые звуки, при поражении – не различает неречевые звуки. Происходит анализ просодических компонентов речи, точность музыкального слуха. В левом полушарии – прием, обработка речевых звуков. Нарушении латерализации – приводит к нарушению речевого развития, зрительно-пространственных функций и в итоге к нарушению чтения. У детей с дислексией выявляются нарушения латерализации:1)более замедленное формирование межполушарной ассиметрии; 2)у этих детей выявляются больше левшей – м.б.1.-вражденные левши (если не переучивают,то все нормально), 2.-патологический вариант левшевства – при тяжелых родах, асфиксиях у реб.нарушается левое полушарие – оказывается более слабым, поэтому возникает доминирование правого полушария, нарушение речевого развития, чтения, письма.3) смешанная латерализация – преобладание различных частей тела (левая рука, правая нога и т.д.) – у реб.нарушается межполушарная ассиметрия – в 3 раза больше детей с дислексией. Нарушается формирование зрительно-моторной координации. 4)переучивание левшевства – 1)приводит к появлению стрессовых ситуаций, м.б. неврозы, особенно если с насилием, 2)нарушается формирование зрит-пространств.функций, нарушается нормальное воздействие прав.и лев.полуш., может возникнуть дислексия.