Особенности овладения чтением. Симп­томатика нарушений чтения

Прохождение выделенных Т. Г. Егоровым ступеней фор­мирования навыка чтения у детей с ЗПР осуществляется замедленными темпами. Вместе с тем, характерной особенностью является значительное различие в уровне сформи­рованное™ навыка чтения и в темпе овладения чтением у детей одного и того же класса. Это связано с большим разнообразием клинической картины и психологическими особенностями различных групп детей с ЗПР.

Процесс овладения чтением вызывает большие трудно­сти у детей с ЗПР (Н.А. Цыпина). Затруднение вызывает овладение не только технической стороной процесса чте­ния, но и понимание прочитанного.

У детей с ЗПР наблюдается значительно более мед­ленный темп чтения, чем у учеников массовой школы. В конце букварного периода скорость чтения детей с ЗПР в среднем составляет 15 слов в минуту вместо 30-40 слов. Даже после 3-4 лет обучения скорость чтения некоторых детей не превышает 40 слов в минуту, у других детей она достигает 70-80 слов в минуту.

Процесс чтения у детей с ЗПР, особенно в 1 классе, сопро­вождается большим количеством разнообразных ошибок.

Нарушения технической стороны процес­са чтения первоклассников с ЗПР проявляются в незна­нии букв (или нетвердом их знании), замедленном чтении, в нарушении слияния букв (побуквенном чтении), иска­жениях звуко-слоговой структуры слов (особенно состоя­щих из большого количества слогов, слогов со стечением согласных).

Дети с ЗПР часто пользуются своеобразным способом чте­ния, постепенным «нанизыванием» звуков к предыду­щим звукам, который Н. А. Цыпина обозначает термином «причитывание» (с-ст-сто-л-стол).

Распространенными ошибками чтения являются за­мены звуков: а) замены звуков, сходных по звучанию и произношению (звонких и глухих, аффрикат и их компо­нентов, смешения гласных, уподобление гласных); б) заме­ны звуков, соответствующих буквам, сходным по начерта­нию (т-г, ш-щ).

В процессе чтения у детей с ЗПР наблюдаются различно­го рода искажения звукослоговой структуры сло­ва. Частыми ошибками являются пропуски, перестановки, добавления звуков и слогов.

Особую трудность для этих детей представляет чтение слогов со стечением согласных. При чтении та­ких слогов дети читают первую согласную слога как от­дельный слог, отделяя ее паузой от других согласных того же слога (в-зя-ли). Часто наблюдается пропуск одного из согласных звуков стечения, добавления гласной между со­гласными (страна-стана, сатрана). Сходные ошибки дети допускают при чтении закрытого слога (вбе-жа-л, мо-й-ся). Особенно большое количество искажений наблюдается при чтении многосложных слов.

Значительную трудность для детей с ЗПР представляют слоги с мягкими согласными. Известно, что одна и та же буква соотносится как с твердыми, так и с мягкими звуками, т. е. с двумя фонемами. Выбор фонемы определя­ется последующей гласной буквой, что значительно услож­няет процесс чтения.

По данным Н. А. Цыпиной, наиболее распространен­ными ошибками у детей с ЗПР являются ошибки на за­мену букв.

В процессе чтения детей с ЗПР часто наблюдаются рег­рессии, возвращение к ранее прочитанному.

Дети с ЗПР часто делают неправильное ударение,их чтение является маловыразительным, монотонным. У этих детей нарушается интонационная структура чита­емого предложения. Часто в конце предложения отсутству­ет интонационная завершенность. И, наоборот, в середине предложения наблюдается интонация завершеннрсти, вслед­ствие чего предложение как бы разделяется на две бессмыс­ленные части (пример Н. А. Цыпиной: «Володя раздевать­ся не хотел, РВАЛСЯ. К ДВЕРИ бабушка взяла у него лопатку» вместо «Володя раздеваться не хотел, рвался к двери. Бабушка взяла...»).

У детей с ЗПР обнаруживаются значительные наруше­ния семантической стороны процесса чтения. Эти нарушения связаны с влиянием целого комплекса факто­ров: недостаточностью представлений об окружающей дей­ствительности, снижением уровня аналитико-синтетичес-кой деятельности, трудностью установления временных, пространственных, причинно-следственных зависимостей,\трудностью организации т. Систематизации смысла прочи­танного, бедностью и неточностью словаря, недоразвитием грамматического строя речи, а также несформированнос-тью технической стороны процесса чтения.

На первоначальном этапе овладения чтением у детей с ЗПР наблюдается неточность понимания отдельных слов, слово­сочетаний, текста. Этих детей затрудняет понимание образ­ных выражений, метафор, переносного значения слова.

Особенно большие трудности семантического характера выявляются при чтении текста. Так, при пересказе прочи­танного дети н е могут выделить главную мысль, отразить временные, причинно-следственные связи, оце­нить ситуацию, поступки действующих лиц. У детей с ЗПР вследствие недостаточности процессов синтеза нарушено це­лостное восприятие текста.

В послебукварный период характерной особенностью чте­ния детей с ЗПР является угадывающее чтение. Оно свидетельствует о возросшей роли осознания читаемого. Вместе с тем, основываясь на несовершенном процессе син­теза, оно приводит к большому количеству смысловых, вер­бальных замен, а также к аграмматизмам.

Следует отметить, что у детей с ЗПР, в отличие от ум­ственно отсталых школьников, не наблюдается механичес­кого, бессмысленного чтения.

Таким образом, в процессе чтения у детей с ЗПР имеет место стремление к осознанию прочитанного.

Наши рекомендации