Механизмы, симптоматика и классификация функциональной дислалии. Дифференцированный подход при коррекции разных форм.
Функциональная дислалия – строение артикуляционного аппарата не нарушено, имеются отклонения в его функционировании. До недавнего времени – в основе ф. дислалии лежит подражание неправильному звукопроизношению. Дальше показали, что в основе лежат функциональные нейродинамические сдвиги в центральном отделе речеслухового и речедвигательного анализатора. Эти сдвиги отражаются на формировании дифференцированного торможения, что приводит к нечеткости слуховых и двигательных дифференцировок.
Причины: различные перенесенные тяжелые соматические заболевания, общая ослабленность организма.
Если сдвиги преобладают в речеслуховом анализаторе, то «сенсорная функциональная дислалия» (трудности различения звуков на слух) – нарушение звукопроизношения выражается в заменах и смешении звуков, при этом нарушено фонематическое восприятие (дифференциация фонем, различение звуков речи).
Если сдвиги в центральном отделе речедвигательного анализатора, то «моторная функциональная дислалия» - недостаточно дифференцированные, четкие движения органов речедвигательного аппарата, отсутствие или искажение звуков.
Смешанная сенсорная и моторная функциональная дислалия – сдвиги в речеслуховом и речедвигательном анализаторах, симптоматика сочетается.
Принципы логопедической работы по коррекции нарушений произносительной стороны речи:
1.Принцип использования различных анализаторов:
В процессе коррекции осуществляется опора на кинестетический анализатор (ощущение положения речевых органов); на тактильные ощущения (какая воздушная струя на ощупь: теплая или холодная); на вибрационные ощущения (при звонких слышен голос – рука прикладывается к гортани); на зрительные ощущения (наблюдение артикуляции в зеркале, имитация ее руками); на слуховые ощущения (закрыть уши, звук есть – это звонкий).
Принцип опоры на сохранные анализаторы
При отклонении функционирования речеслухового анализатора необходимо опираться на сохранные зрительные, кинестетические, тактильные, вибрационные. При нарушении речедвигательного – на слуховые ощущения.
Принцип сознательности
Все артикуляции, которые формируются у ребенка, он должен усваивать осознанно, должен понимать, что именно он делает.
4.Принцип поэтапности работы над звуком:
1)ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП– подготовка органов речевого аппарата к постановке звуков.
На этом этапе создаются условия для дальнейшей работы над звуком. Сроки этого этапа зависят от механизмов нарушения звукопроизношения (при дислалии они не такие длительные, при дизартрии могут составлять несколько месяцев).
Работа включает в себя несколько направлений:
А) Формирование артикуляционных умений и навыков.
Эта работа проходит в виде артикуляционной гимнастики, для чего детям предлагают специально подобранные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата. Эти упражнения выполняют перед зеркалом под счет.
Цель артикуляционной гимнастики: трудный для ребенка уклад нарушения звука разбить на более легкие простые элементы, осуществить тренировку этих простых движений, а затем на этапе постановки объединить их в требуемую артикуляцию. В случае полиморфных нарушений предлагается общий комплекс артикуляционной гимнастики, т.е. упражнения, которые тренируют различные группы мышц. В случае мономорфных нарушений – специальный комплекс, необходимый для тренировки отдельных движений, которые используются только для этой артикуляции.
Общий комплекс упражнений:
1. разминать губки руками.
2. трубочка – улыбочка (чередовать)
3. лопаточка (широкий язык) – иголочка (узкий язык) чередовать.
4. «часики» (язык влево – вправо медленно, на счет 1-2).
5. «качели» (высунутый широкий язык вверх – вниз).
6. покажем непослушный язычок (па-па-па – высунуть расслабленный язык, та-та-та – покусать высунутый язык).
7. орешки (напряженный язык упирается в щеку – проверять).
8. мостик (язык упирается в верхние зубы).
9. «И» (кусать боковые части языка при слабости боковых краев языка – звук и-и-и).
10. «лошадка» (поцокивание).
11. «грибочек» (присосать язык к небу, держать до 5).
12. «гармошка» («грибок» - и поднимать и опускать нижнюю челюсть).
На начальном этапе по 3-4 упражнения, каждое повторять 5-7 раз, на счет до 3, до 5, до 7.
Б) Работа над развитием восприятия звуков речи фонематического анализа.
Сначала ребенку утрированно произносится звук, который соотносится с неречевым звучанием. Для этого целесообразно использовать картинки – символы. Ребенка приучают слышать звук, выделять его на фоне других звуков, слогов, слов. При этом ответная реакция ребенка должна быть связана с движением (т.е. ребенок не поизносит этот звук). Например, хлопай в ладошки, если услышишь песенку водички (звук с) или услышишь звук с. При этом логопед должен обязательно закрыть экраном нижнюю часть лица. На начальном этапе речевой материал не должен включать близких по артикуляции и по акустическим характеристикам звуков к данному звуку (на позднем этапе – да).
Обязательна на этих порах опора на сохранные анализаторы.
Параллельно ведется работа над развитием других форм фонематического анализа:
--простые: выделение звука на фоне слова (хлопни в ладоши, если услышишь); определение 1-го и последнего звука в слове (кот).
--сложные: определение места звука в слове; последовательный фонематический анализ слова (назвать по порядку все звуки); количественный фонематический анализ (с опорой на схему); позиционный фонематический анализ (какой по счету звук).
Уделяется внимание развитию фонематического синтеза (логопед называет последний звук, а ребенок – слово).
Уделяется внимание развитию фонематических представлений (отбери те картинки, в названии которых есть данный звук; придумай слово с данным звуком).
В) Развитие дыхания, голоса, просодических компонентов.
Голос (если эти функции нарушены) развивается в процессе речевых игр.
Работа по развитию дыхания проводится в несколько этапов:
--формирование правильного типа физиологического дыхания (лежа на полу)
--самостоятельное выполнение упражнения ребенком
--речевое дыхание развивается в процессе речевых игр
Просодические компоненты:
--темп, ритм, интонация, паузация, логические и словесные ударения, тембр.
Эти навыки отрабатываются в речевых играх, в диалогах.
2) ЭТАП ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ - это процесс вызывания звука, формирование его правильного артикуляционного уклада.
Три способа постановки звуков:
А) по подражанию (иммитативный)
Логопед утрированно произносит звук, показывая ребенку его артикуляцию, сопровождает показ объяснением. Ребенок пытается произнести так же. Используется опора на зрительные, тактильные и кинестетические ощущения.
Б) механический
Заключается во внешнем механическом воздействии на органы артикуляции специальными зондами, шпателями и другими средствами.
В) комбинированный
Сочетает в себе объяснение, показ, подражание и механическое воздействие.
3) ЭТАП АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ (последующее включение звуков в речь) - это выполнение тренировочных упражнений по произнесению этого звука с использованием специально подобранного материала.
Последовательность:
--автоматизация изолированно произносимого звука в процессе звукопроизносительных игр.
--автоматизация в слогах (щелевые – сначала прямые слоги, затем обратные; взрывные, аффрикаты – обратные, а потом прямые; л – где звук лучше звучит; р – тр, др, тро-дро, отр-атр).
--автоматизация в словах (сначала слова с отработанными слогами).
--автоматизация в словосочетаниях с данным слогом.
--автоматизация в чистоговорках.
--автоматизация в предложениях.
--автоматизация в тексте.
4) ЭТАП ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ – различение звуков в речи.
Задача: учить ребенка различать близкие по произношению звуки.
Приступают тогда, когда оба звука поставлены и автоматизированы. Работа проводится в той же последовательности.
На данном занятии (дифференциация в словах) дифференцируется только одна пара звуков. На итоговых занятиях можно и 4 звука этой группы, 2 пары (с ш з ж).