Этиология речевых расстройств.

Этиология речевых расстройств.

Бол. вклад в учение об этиологии внес известный патофизиолог Давыдовский. Гиппократ считал причиной нар-ний речи поражение ГМ, в дальнейшем эту концепцию развивали. Аристотель связывал нар-ний речи с нарушениями строения периферического отдела речевого аппарата. Большой вклад внесли 2 открытия 19 века: в 1861 году Поль Брока открыл моторный центр речи, который был локализован задней трети нижней лобной извилины (центр Брока); в 1874 немецкий ученый Карл Вирнике выяснил, что в задней трети верхней височной извилины есть слуховой, гностический (понимания) или сенсорный центр (центр Вирнике). В 20 годах 20 века вклад внес Доброгаев – он предложил первые попытки классификации нарушений речи по этиологическому принципу. В дальнейшем М.Е.Хватцев все причины нарушений речи разделил на 2 группы: внешние и внутренние. Выделил 4 причины речевых расстройств: органические, функциональные, психоневрологические, социально-психологические (неблагоприятное воздействие окружающей среды).

Внешние факторы, влияющие на развитие речи:

1)Общение на положительно-эмоциональном фоне.

2)Накопление впечатлений в процессе предметно-игровой деятельности.

3)Внешнее окружение, которое может быть неблагоприятным (сверхшумное, отсутствие положительно-эмоционального фона).

4)Подражание (нарушение темпа речи у родителей и т.д., заикание, нарушение звукопроизношения близких).

5)Психические травмы (испуг, шок, длительная травмирующая ситуация в семье, разлука с близкими, смена условий воспитания).

6)Общая физическая ослабленность.

Воздействие неблагоприятных факторов в критические периоды развития речи:

1)1-2 года жизни ребенка – формируются предпосылки речи, и развивается речь. Центр Брока активно развивается от 14 до 18 месяцев, потребность в речевом воздействии.

2)3 года – интенсивно развивается связная речь. Происходит переход от ситуативной речи к контекстной. Часто возникает интерация (функциональные запинки в тесте), мутизм (отказ от речи при сохранных возможностях), заикание при перегрузке информации.

3)6-7 лет – обучение в школе.

Современное понимание причинности речевых нарушений:

1)Наследственные факторы (часто это только условие, чтоб развивалось речевое нарушение) – заикание, ринолалия, дисграфия, дислексия и т.д.

2)Социальные факторы (окружающая среда): неблагоприятное внешнее окружение, отсутствие положительных эмоциональных условий, ограниченность общения, психические травмы.

3)Экзогенно-органические (неблагоприятное воздействие на ЦНС ребенка и на его организм в целом):

Первый период - пренатальный (до родов): соматические и хронические заболевания матери во время беременности, инфекции (краснуха, грипп, цитомегалия, токсоплазмоз), интоксикации, токсикозы, иммунологическая несовместимость крови матери и плода, лекарственные препараты (антибиотики, противосудорожные препараты, витамины в неправильных дозах, антикоагулянты и т.д.), ионизирующая радиация, вибрация, алкоголизм и курение.

Самый опасный период от 4 недель до 4 месяцев, так как ведется закладка внутренних органов.

Второй период - натальный (при родах): затяжные или стремительные роды, обвитие пуповиной, гипоксия, асфиксия, родовые травмы (механические виды стимуляции), несоответствие размеров тазовых органов матери и плода, кесарево сечение, преждевременное отхождение вод, стимуляция.

Третий период - постнатальный: частые инфекционные заболевания в первые 1-2 года жизни, травмы головного мозга, опухоли головного мозга, судороги при повышенной температуре, ушибы головного мозга.

Совокупность экзог.факторов в разных периодах развития ребенка, приводит к перинатальной патологии.

Нарушения речи у УО детей

В связи с медленно развивающимися дифференцировочными условными связями в области речеслухового анализатора умственно отсталый ребенок долго не различает звуки речи, не разграничивает слова, произносимые окружающими, недостаточно точно и четко воспринимает речь окружающих.

Развитие моторики, в том числе и речевой, у умственно отсталых детей протекает замедленно, недифференцированно. Точность речевых движений обеспечивается двояким контролем. Оказывается неточным как слуховой, так и кинестетический контроль.

Нарушение познавательной деятельности приводит к трудностям усвоения семантической стороны языка, поэтому умственно отсталые дети с трудом овладевают сложными по семантике словами (абстрактными, обобщенными) и грамматическими формами.

Ограниченность представлений об окружающем мире, слабость речевых контактов, незрелость интересов, снижение потребности в речевом общении представляют собой значимые факторы, обусловливающие замедленное и аномальное развитие речи у умственно отсталых детей. Наряду с этим имеют место и другие факторы, вызывающие у них нарушения речи: аномалии в строении речевого аппарата, обусловливающие ринолалию, механическую дислалию, локальное органическое поражение подкорковых отделов головного мозга, приводящее к возникновению органического заикания, дизартрии.

Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер. Выделяются две группы олигофрении (Г. Е. Сухарева, Р. А. Белова-Давид): 1) олигофрения с недоразвитием речи; 2) атипичная олигофрения, осложненная речевым расстройством.

У детей с умственной отсталостью встречаются все формы расстройства речи, как и у нормальных детей (дислалия, ринолалия, дисфония, дизартрия, алалия, дислексия, дисграфия, заикание, афазия и др.). Преобладающим в структуре сис­темного речевого нарушения является семантический дефект.

Нарушения речи у умственно отсталых детей характеризуются стойкостью, они с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов вспомогательной школы.

Грудная клетка, диафрагма.

Грудная клетка – образуется позвоночником, ребрами и грудной костью. Промежутки между ребрами заполнены мышцами, расположенными в 2 слоя. Диафрагма – грудобрюшная преграда. Массивная плоская мышца, которая отделяет грудной полость от полости живота. Имеет куполообразную форму. При сокращении становится более плоской, купол опускается, объем грудной полости увеличивается.

Физиология органов речи

Периферический речевой аппарат в функциональном отношении обычно сравнивают с языковой органной трубой, которая состоит из 3-х частей:

1. нагнетающего меха

Выполняют легкие с системой дыхательных мышц и дыхательными путями (бронхи и трахея).

2. пружинных язычков, являющихся прерывателем воздушной струи

Истинные голосовые связки

3. надставной трубы, служащей резонатором

Надсвязочная часть гортани, полость рта, глотка, носовая полость.

Функции: - дыхание, голосообразование (фонация), образование звуков речи (артикуляция).

От греческого dis-расстройство, lalio-говорю. Это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Главным образом страдают согласные звуки, более сложные при артикуляции. Простые звуки, как правило не нарушаются (к,п,т).

Симптоматика - Внешние нарушения звукопроизношения могут быть выражены либо в одном из нижеперечисленных вариантах, либо сочетание:

1) отсутствие звука (рыба-ыба);

2) искажение звука, при котором искаженный звук не соответствует нормальному языку (рыба-ыаба, г`ыба);

3) замена одного звука другим, при этом звук заменитель будет нормальным, соответствующим фонетической системе языка (рыба-лыба, саша-саса);

4) смешение звуков и взаимозамена звуков (рыба-лыба и лампа-рампа);

Замена и смешение звуков квалифицируется, как фонематические или фонологические дефекты, при котором нарушена фонематическая система языка (различение звуков речи), а отсутствие и искажение звуков является фонетическим дефектом, при котором нарушается способность произвольно производить правильные артикуляционные позы.

Этиология – нет ярко выраженных факторов. Анамнез очень часто свидетельствует об отсутствии проблем в внутриутробном и раннем развитии, исключения составляют дети с аномалиями в строении органов артикуляционного аппарата.

2 группы причин:

1) Биологические – *общая физическая ослабленность, вследствие соматических заболеваний, особенно в период активного развития речи; *вредности внутриутробного периода и неблагоприятная наследственность, которые приводят к нарушению строения органов периферического артикуляционного аппарата; *травмы (выбитые зубы).

2) Социальные – *вредная манера взрослых общаться с ребенком лепетной речью; *подражание неправильной речи окружающих; *длительное пребывание ребенка среди сверстников без планомерного воздействия на его речь образца речи взрослых; *билингвизм в раннем детстве (двуязычие).

Распространенность - во 2 половине 20 века недостатки звукопроизношения отмечались у 20-30% детей 5-6 лет и 17-20% младших школьников. У старших классов они занимали не более 1%. В настоящее время 70-80% нарушений речи у дошкольников, из них Дислалия менее 1% от всех речевых патологий.

В 1879 году Кусмауль описал классификацию нарушения звукопроизношения, которая в основных чертах сохранилась до настоящего времени. Используя греческий алфавит, он ввел терминологию для обозначения нарушений отдельных звуков:

«ротацизм» Он обозначил искаженное произнесение звуков, а для обозначения

«ламбдацизм» случаев замен и смешении, он ввел приставку «пара», которая

«гаммацизм» добавляется к терминам.

«сигматизм»

Затем эта классификация была доработана и описывает, какие группы звуков нарушены и объем нарушенного звукопроизношения. Согласно этой классификации можно выделить группы нарушения звуков:

1. Сигматизм – недостатки свистящих и шипящих звуков ( свистящие - с,с`,з,з`,ц – 22% нарушений, шипящие – ш,щ,ж,ч – 24%. Если замена и смешение , то это «парасигматизм».

2. Ротацизм – недостатки произношения вибрантов (р,р` - 26%), если замена и смешение , то это «параротацизм»(р на л).

3. Ламбдацизм – недостатки произношения «л» и «л`» - 20%, если замена и смешение, то это «параламбдацизм».

4. Йотацизм – дефекты произношения звука «й» - 1,5%, если замена, то это «парайотацизм».

5. Дефекты произношения заднеязычных – 1%:

«к», «к`» - каппацизм; «г», «г`» - гаммацизм, «х», «х`» - хитацизм.

6. Дефекты смягчения – полное отсутствие мягких согласных в тексте, измененное смягчение, нарушение дифференциации между твердыми и мягкими – 1,5%.

7. Дефекты звонкости (озвончение) – полное отсутствие звонких согласных, недостаточное оглушение (некоторые глухие заменяются звонкими).

Произношение других звуков названий не имеют.

По объему нарушения звукопроизношения:

1) мономорфные – нарушено произношение 1 звука или группы звуков;

2) полиморфные – нарушено произношение звуков из разных фонетических групп.

В диагнозе отражается объем нарушений, группы.

Пример: полиморфное нарушение звукопроизношения, парасигматизм шипящих, ротацизм, губно-губной ламбдацизм; мономорфное нарушение звукопроизношения, парасигматизм свистящих и шипящих звуков.

Принцип сознательности

Все артикуляции, которые формируются у ребенка, он должен усваивать осознанно, должен понимать, что именно он делает.

4.Принцип поэтапности работы над звуком:

1)ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП– подготовка органов речевого аппарата к постановке звуков.

На этом этапе создаются условия для дальнейшей работы над звуком. Сроки этого этапа зависят от механизмов нарушения звукопроизношения (при дислалии они не такие длительные, при дизартрии могут составлять несколько месяцев).

Работа включает в себя несколько направлений:

А) Формирование артикуляционных умений и навыков.

Эта работа проходит в виде артикуляционной гимнастики, для чего детям предлагают специально подобранные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата. Эти упражнения выполняют перед зеркалом под счет.

Цель артикуляционной гимнастики: трудный для ребенка уклад нарушения звука разбить на более легкие простые элементы, осуществить тренировку этих простых движений, а затем на этапе постановки объединить их в требуемую артикуляцию. В случае полиморфных нарушений предлагается общий комплекс артикуляционной гимнастики, т.е. упражнения, которые тренируют различные группы мышц. В случае мономорфных нарушений – специальный комплекс, необходимый для тренировки отдельных движений, которые используются только для этой артикуляции.

Общий комплекс упражнений:

1. разминать губки руками.

2. трубочка – улыбочка (чередовать)

3. лопаточка (широкий язык) – иголочка (узкий язык) чередовать.

4. «часики» (язык влево – вправо медленно, на счет 1-2).

5. «качели» (высунутый широкий язык вверх – вниз).

6. покажем непослушный язычок (па-па-па – высунуть расслабленный язык, та-та-та – покусать высунутый язык).

7. орешки (напряженный язык упирается в щеку – проверять).

8. мостик (язык упирается в верхние зубы).

9. «И» (кусать боковые части языка при слабости боковых краев языка – звук и-и-и).

10. «лошадка» (поцокивание).

11. «грибочек» (присосать язык к небу, держать до 5).

12. «гармошка» («грибок» - и поднимать и опускать нижнюю челюсть).

На начальном этапе по 3-4 упражнения, каждое повторять 5-7 раз, на счет до 3, до 5, до 7.

Б) Работа над развитием восприятия звуков речи фонематического анализа.

Сначала ребенку утрированно произносится звук, который соотносится с неречевым звучанием. Для этого целесообразно использовать картинки – символы. Ребенка приучают слышать звук, выделять его на фоне других звуков, слогов, слов. При этом ответная реакция ребенка должна быть связана с движением (т.е. ребенок не поизносит этот звук). Например, хлопай в ладошки, если услышишь песенку водички (звук с) или услышишь звук с. При этом логопед должен обязательно закрыть экраном нижнюю часть лица. На начальном этапе речевой материал не должен включать близких по артикуляции и по акустическим характеристикам звуков к данному звуку (на позднем этапе – да).

Обязательна на этих порах опора на сохранные анализаторы.

Параллельно ведется работа над развитием других форм фонематического анализа:

--простые: выделение звука на фоне слова (хлопни в ладоши, если услышишь); определение 1-го и последнего звука в слове (кот).

--сложные: определение места звука в слове; последовательный фонематический анализ слова (назвать по порядку все звуки); количественный фонематический анализ (с опорой на схему); позиционный фонематический анализ (какой по счету звук).

Уделяется внимание развитию фонематического синтеза (логопед называет последний звук, а ребенок – слово).

Уделяется внимание развитию фонематических представлений (отбери те картинки, в названии которых есть данный звук; придумай слово с данным звуком).

В) Развитие дыхания, голоса, просодических компонентов.

Голос (если эти функции нарушены) развивается в процессе речевых игр.

Работа по развитию дыхания проводится в несколько этапов:

--формирование правильного типа физиологического дыхания (лежа на полу)

--самостоятельное выполнение упражнения ребенком

--речевое дыхание развивается в процессе речевых игр

Просодические компоненты:

--темп, ритм, интонация, паузация, логические и словесные ударения, тембр.

Эти навыки отрабатываются в речевых играх, в диалогах.

2) ЭТАП ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ - это процесс вызывания звука, формирование его правильного артикуляционного уклада.

Три способа постановки звуков:

А) по подражанию (иммитативный)

Логопед утрированно произносит звук, показывая ребенку его артикуляцию, сопровождает показ объяснением. Ребенок пытается произнести так же. Используется опора на зрительные, тактильные и кинестетические ощущения.

Б) механический

Заключается во внешнем механическом воздействии на органы артикуляции специальными зондами, шпателями и другими средствами.

В) комбинированный

Сочетает в себе объяснение, показ, подражание и механическое воздействие.

3) ЭТАП АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ (последующее включение звуков в речь) - это выполнение тренировочных упражнений по произнесению этого звука с использованием специально подобранного материала.

Последовательность:

--автоматизация изолированно произносимого звука в процессе звукопроизносительных игр.

--автоматизация в слогах (щелевые – сначала прямые слоги, затем обратные; взрывные, аффрикаты – обратные, а потом прямые; л – где звук лучше звучит; р – тр, др, тро-дро, отр-атр).

--автоматизация в словах (сначала слова с отработанными слогами).

--автоматизация в словосочетаниях с данным слогом.

--автоматизация в чистоговорках.

--автоматизация в предложениях.

--автоматизация в тексте.

4) ЭТАП ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ – различение звуков в речи.

Задача: учить ребенка различать близкие по произношению звуки.

Приступают тогда, когда оба звука поставлены и автоматизированы. Работа проводится в той же последовательности.

На данном занятии (дифференциация в словах) дифференцируется только одна пара звуков. На итоговых занятиях можно и 4 звука этой группы, 2 пары (с ш з ж).

Онтогенетический принцип

Происходит учет того, когда эти звуки появляются в онтогенезе (заднеязычные, свистящие, потом все остальные)

Симптоматика:

· при поражении языкоглоточного и блуждающего нервов возникает снижение чувствительности в области глотки, нарушается физиологический акт глотания, появляется Гиперсаливация, отмечается парез мышц голосовых складок, смыкаются не полностью, неравномерно, колебания редкие, аритмичные, что отражается на голосе. Он глухой, истощающийся, недостаточно мелодичный. Звонкие согласные теряют свою звучность, оглушаются.

· при парезе или параличах небной занавески вход в носовую полость всегда открыт. Ротовые звуки и гласные приобретают гнусавый оттенок.

· при поражении ядер подъязычного нерва приводит к атрофическим явлениям мышц языка, что нарушает его подвижность, тонус мышц языка снижен, что отражается на артикуляции звуков (особенно смычных и аффрикатов). Эти звуки начинают заменяться соответствующими или щелевыми звуками, или искажаются (Ц-С, Ч-С`, Б-W, Г-Г южно-русский). При этом круглая форма щели, свойственная щелевым звукам оказывается очень сложной для паретического языка и круглощелевые согласные превращаются в плоскощелевые, заменяются межзубными (С-З).

· при поражении тройничного и лицевого нервов возникают вялые параличи мышц губ, щек, нижней челюсти. Это приводит к трудности произношения соответствующих звуков [О], [У].

· при поражении тройничного нерва расстройство жевания.

· поражение лицевого нерва сопровождается амимией и гипомимией.

Ведущим механизмом является вялый парез, паралич. При этом страдают как произвольные, так и непроизвольные движения.

Особенности логопедической работы:

· устранение последствий вялого паралича. Начинают с проведения стимулирующего массажа лицевой и артикуляционной мускулатуры. Основными приемами являются интенсивные поглаживания, растирания, глубокое разминание, вибрация.

· На начальных этапах больного учат глотательным движениям, с целью борьбы с гиперсаливации (капают на заднюю часть языка капельки воды).

· Артикуляционная гимнастика – широко используется упражнения с сопротивлением. На начальных этапах носят пассивных характер (только логопед), затем пассивно-активный, затем активно выполняются больным (например, захватить язык, вытащить, засунуть обратно). Уделяют внимание непроизвольным движениям, а затем приступают к произвольным.

· Нормализация звукопроизношения учитывает характер локализации параличей и парезов. В 1 очередь ведется работа над теми звуками, при артикуляции которых парез проявляется меньше.

Симптоматика:

· выражена асинхронность дыхания, фонации, артикуляции.

· речь замедленна по темпу, толчкообразная.

· нарушена модуляция (тембр).

· голос затухающий, к концу фразы наблюдается скандированность речи.

· мышечный тонус снижен, следовательно, артикуляционные движения выполняются в неполном объеме.

· иногда гнусавый оттенок голоса, из-за снижения тонуса мягкого неба.

· страдает артикуляция звуков, которые требуют четких, координированных движений, достаточной силы мышечных сокращений (переднеязычные, аффрикаты, вибранты).

· больше всего нарушена просодическая сторона речи.

· часто напряжение речи, которая выявляется на слух и в поведении.

· напряженная поза, говорит с видимыми усилиями.

· речь сопровождается вегетативными изменениями (потливость, покраснение).

· больные устают от своей речи, так как в момент произнесения сокращаются одновременно мышцы сгибателей и разгибателей.

Особенности логопедической работы:

· Основное внимание выработке синхронности голоса, дыхания, артикуляции. С этой целью используют внешние раздражители (музыка, удары метронома, взмахи рукой, счет).

· В процессе выполнения артикуляционной гимнастики основное внимание направляется на выработку координации движений, возможность удержания заданной паузы.

Проводится стимулирующий массаж, большое внимание коррекции просодических нарушений.

Симптоматика:

· при поражении языкоглоточного и блуждающего нервов возникает снижение чувствительности в области глотки, нарушается физиологический акт глотания, появляется Гиперсаливация, отмечается парез мышц голосовых складок, смыкаются не полностью, неравномерно, колебания редкие, аритмичные, что отражается на голосе. Он глухой, истощающийся, недостаточно мелодичный. Звонкие согласные теряют свою звучность, оглушаются.

· при парезе или параличах небной занавески вход в носовую полость всегда открыт. Ротовые звуки и гласные приобретают гнусавый оттенок.

· при поражении ядер подъязычного нерва приводит к атрофическим явлениям мышц языка, что нарушает его подвижность, тонус мышц языка снижен, что отражается на артикуляции звуков (особенно смычных и аффрикатов). Эти звуки начинают заменяться соответствующими или щелевыми звуками, или искажаются (Ц-С, Ч-С`, Б-W, Г-Г южно-русский). При этом круглая форма щели, свойственная щелевым звукам оказывается очень сложной для паретического языка и круглощелевые согласные превращаются в плоскощелевые, заменяются межзубными (С-З).

· при поражении тройничного и лицевого нервов возникают вялые параличи мышц губ, щек, нижней челюсти. Это приводит к трудности произношения соответствующих звуков [О], [У].

· при поражении тройничного нерва расстройство жевания.

· поражение лицевого нерва сопровождается амимией и гипомимией.

Ведущим механизмом является вялый парез, паралич. При этом страдают как произвольные, так и непроизвольные движения.

II. ПСЕВДОБУЛЬБАРНАЯ ДИЗАРТРИЯ – наиболее распространенная форма, часто встречается у детей. Локализация при 2-х стороннем поражении кортикобульбарных (пирамидных путей) ядер. Возникает псевдобульбарный парез или паралич, имеющий центральный характер. Так же, как при бульбарной дизартрии отмечаются нарушения жевания, глотания, гиперсаливация, фонации, расстройство дыхания и артикуляции. Но при этом отмечается повышение мышечного тонуса, спастичность, нет атрофии мышц. Непроизвольные движения менее нарушены по сравнению с произвольными. Отмечаются патологические рефлексы и синкенезии (сопутствующие, содружественные движения).

В зависимости от клинических проявлений выделяют 2 формы псевдобульбарной дизартрии:

1. Спастическая форма – выраженное повышение мышечного тонуса мышц артикуляционной, дыхательной, фонационной мускулатуры.

Положение языка – особое, тонически напряжен, комок сжатых мышц, оттянут в глубь ротовой полости. В силу этого страдают наиболее тонкие дифференцированные движения языка вверх.

Нарушается произношение переднеязычных, особенно свистящих, шипящих, вибрантов [Л], [Л`]. Любая попытка расслабить язык приводит к еще большему повышению тонуса. Наблюдается спастичность мышц губ, в результате страдает произнесение губных звуков (п,б).

2. Паретическая форма – не все авторы выделяют эту форму, как самостоятельную. Характеризуется снижением тонуса в одних группах мышц и повышением тонуса в других. Преобладают симптомы паретичности (вялости). Отмечается общая слабость лицевой, артикуляционной, жевательной, дыхательной, голосовой мускулатуры.

Язык вялый, широкий, распластанный, занимает всю ротовую полость. Подвижность крайне ограничена. При выполнении артикуляционных движений возникает повышение истощаемости мускулатуры. Невозможно доведение до конца, трудности удержания позы, трудности переключения от одного движения к другому.

Страдает артикуляция. Очень часто межзубной сигматизм, дефект артикуляции переднеязычных. Так же дефект других согласных, требующих подъема кончика и боковых краев языка.

III. МОЗЖЕЧКОВАЯ ДИЗАРТРИЯ – затрагивает мозжечок, его связи с другими структурами мозга, особенно лобно-мозжечковый путь.

Симптоматика:

· выражена асинхронность дыхания, фонации, артикуляции.

· речь замедленна по темпу, толчкообразная.

· нарушена модуляция (тембр).

· голос затухающий, к концу фразы наблюдается скандированность речи.

· мышечный тонус снижен, следовательно, артикуляционные движения выполняются в неполном объеме.

· иногда гнусавый оттенок голоса, из-за снижения тонуса мягкого неба.

· страдает артикуляция звуков, которые требуют четких, координированных движений, достаточной силы мышечных сокращений (переднеязычные, аффрикаты, вибранты).

· больше всего нарушена просодическая сторона речи.

· часто напряжение речи, которая выявляется на слух и в поведении.

· напряженная поза, говорит с видимыми усилиями.

· речь сопровождается вегетативными изменениями (потливость, покраснение).

· больные устают от своей речи, так как в момент произнесения сокращаются одновременно мышцы сгибателей и разгибателей.

IV. ЭКСТРАПИРАМИДНАЯ ДИЗАРТРИЯ– возникает при поражении подкорковых структур, которые входят в состав стриопаллидарной системы. Обычно поражаются хвостатое ядро, чечевичные ядра, бледный шар, черная субстанция, таламус и других структур и их связей с другими системами мозга.

В результате отмечаются выраженные нарушения просодической стороны речи, особенно темп речи (замедлен или ускорен), отмечаются внезапные остановки речевой продукции.

Значительно нарушается звукопроизношение. Артикуляциях звуков изменчивая. Больной может повторять отдельный звук, слог, что часто принимается за заикание. Голос слабый или глухой, колеблется звонкость.

Эти нарушения вызываются триадой симптомов:

1. Ригидность – резкое повышение мышечного тонуса, с невозможностью расслабления, вплоть до болевых ощущений. В силу такого изменения артикуляция носит мерцающий, непостоянный характер.

Внезапное повышение тонуса мышц корня языка приводит к произнесению звуков, похожих на заднеязычные. Повышение тонуса в дыхательной и голосовой мускулатуре приводит к увеличению количества пауз и аритмии речи.

2. Гиперкинезы – резко искажают речь, делая ее невозможной, приводят к насильственному открыванию рта и выталкиванию языка из ротовой полости (облизывание губ). Гиперкинезы в области голосовой и дыхательной мускулатуры приводит к насильственным выкрикам и стонам.

3. Нарушение проприоцептивной чувствительности (мышечной).

V. КОРКОВАЯ ДИЗАРТРИЯ– выделение этой формы в самостоятельную является спорной, так как изолированно не встречается, чаще включается в синдром алалии и афазии.

2 формы:

1. Афферентная (постцентральная) корковая дизартрия – поражение локализуется в постцентральных областях коры головного мозга, которые ответственны за восприятие информации от органов движения. В результате развивается кинестетическая апраксия. Нарушается кинестетическая чувствительность, трудности выбора нужной артикуляционной позы, при этом сила мышц сохранена.

Нарушена артикуляция согласных звуков, вариативные замены и искажение звуков (Ч на Щ, С`, Т`, Ш). Страдает ритм речи, но не так как при экстрапирамидной мозжечковой дизартрии. Иногда явления персеверации (повторение звуков и слогов).

2. Эфферентная премоторная корковая дизартрия – локализация в премоторных (заднелобных) отделах левого полушария – центр Брока, ведущий симптом кинетическая апраксия (трудности составления моторных двигательных программ, трудности переключения от одной артикуляции к другой).

Двигательные навыки теряют свою целостность и распадаются на составляющие их движения, при произнесении слов больной застывает на одном звуке, слоге.

Грубые нарушения звукослоговой структуры слов, пропуски слогов, их перестановки, пропуски, перестановки звуков, особенно гласных (вместо СОРТ – СОТР), больной не замечает свои ошибки.

Произношение замедленно, инертно, иногда паузы внутри произносимого слова.

Нарушения письменной речи.

Этапы кор-й работы совпадают с теми, к-е выделены при работе всех нарушений звукопроизношения.

Методика коррекционной работы при диз-и носит комплексный хар-р и включает в себя медицинское, психологическое и педагогическое воздействие.

Определённая специфика имеется на каждом этапе.

1 этап.Работа по артикуляции при диз-и нач-ся с массажа мимической и артикуляционной мускулатуры. Характер массажа зависит от сост-я мышечного тонуса (при парезах – стимулирующий, при спастике - расслабляющий, при гиперкинезах – точечный).

Работа по борьбе с саливацией – массаж жевательных мышц. Работа по арт. гимнастике при ст. диз. начинается с активных движений, выпол-х ребенком самостоятельно. На этом этапе большое значение имеет работа по развитию дыхания, сначала - физиологического, затем - речевого. Ведётся работа по формированию функций фонематической системы.

2 этап.Проводится работа по следующим направлениям: - коррекция нарушений артикул. моторики, - выработка произвольных артик-х движений, - развитие дыхательной и голосовой функции.

- коррекция нарушений звукопроизношений. пользуются смешанным способом постановки.

На этом этапе большое внимание уделяется просодическим компонентам речи. Навыки темпа, ритма, интонации, правильная расстановка пауз, ударений.

После постановки звуков отрабатывается автоматизация на материале слогов, слов, предложений и текста. Затем проводится работа по дифференциации звуков на различном речевом материале. Реч-й материал включает автоматизацию + дифференциация. 3 этап. Навыки, сформированные логопедом употребляются в повседневной жизни, в сюжетно-ролевых играх.

Содержание дооперационной и послеоперационной работы при органической открытой ринолалии на почве врождённой расщелины нёба.

В 1844г. Н.И.Пирогов выполнил первую операцию по ушиванию нёба, которую в наше время называют уранопластика. Речь пациента не улучшается.

В 19 веке предпринимаются попытки проводить логопедическую работу и складываются 2 направления:

1. Немецкое силовое направление (Гуцман, Фрёшельс). Разработана классическая гимнастика на дыхание.

В рамках этого направления применялась общая гимнастика тела; дыхательные упражнения; разные виды массажа: ручной, электро, вибро; речевые упражнения; разные типы голосоподачи (фальцетный, низкий голос, акцентированный шёпот). Для подъёма мягкого нёба применялись ручные обтураторы; физиологические процессы (глотание, кашель, рвотные движения); зажим крыльев носа с целью создания внутриротового давления; силовые упражнения (произнесение звуков с ударами кулаками, с напряжением мышц плечевого пояса).

2. Французское щадящее направление (учёные Во, Борель – Мезани).

В основе данного направления - постановка правильного дыхания и голоса, что называется «в маску». Применяются естественные, ненапряжённые упражнения.

В 20 веке была переведена книга М.Зеемана, который разработал систему фониатрического лечения. Он придавал значение ручному массажу, подчёркивая его преимущество перед аппаратурным массажем. Зееман предлагал класть в нос ватные тампоны, ходить весь день, вынимать на ночь, постепенно размер тампона сокращается. Сначала практикуется шёпотная речь, и ставятся глухие звуки, голос низкий и осуществляется постановка гласных и звонких звуков (начинается с П).

У истоков устранения ринолалии был М.Е.Хватцев. Он разработал методику для людей послеоперационного периода. Используется фальцет, физиологические приёмы – глотание, зевание, кашель, имитация рвотных движений, силовые упражнения при постановке начальных звуков (с А); применяется механическая помощь, используются вариативные дыхательные упражнения; применяется поддержка нёба ручным обтуратором.

Он рассчитал последовательность постановки звуков, исходя из степени подъёма мягкого нёба и амплитуды качания мягкого нёба при произношении разных звуков. В тоже время он считал, что какие то звуки у пациентов сохранны, и ставить их не требуется

Следующая методика была московская методика Нелюбовой. В ней имеет место массаж, электростимуляция, физические процессы (глотание, зевание), с помощью упражнений формируется голосодыхательная струя, уделяется внимание слуховому восприятию и развивается различение носового и неносового тембра голоса. В этой методике имеет место постановка артикуляции, а также затормаживание сопутствующих речи мимических движений. Для этого практикуется шёпотное произношение перед зеркалом. Звуки начинают ставить с А, сначала на шёпоте, потом на твёрдой атаке, потом переход к мягкой атаке и особо отрабатываются сочетания с гласным И и согласным Й.

Ленинградский учёный Л.И.Вансовская (1977) предлагает начинать работу со звуков И и Э. При постановке этих гласных переднего ряда воздушная струя сразу фокусируется на кончике языка, а мягкое нёбо больше активируется. Звуки предлагается произносить негромко, с полуулыбкой, напряжением мягкого нёба и глоточных мышц. Далее становятся другие гласные, затем сложные согласные, а потом – смычные.

Методика М.Е.Хватцева как основа современных отечественных методик логопедической работы при органической открытой ринолалии.У истоков устранения ринолалии был М.Е.Хватцев. Он разработал методику для людей послеоперационного периода. Используется фальцет, физиологические приёмы – глотание, зевание, кашель, имитация рвотных движений, силовые упражнения при постановке начальных звуков (с А); применяется механическая помощь, используются вариативные дыхательные упражнения; применяется поддержка нёба ручным обтуратором. Он рассчитал последовательность постановки зв

Наши рекомендации