Полностью подготовили себя к тому, чтобы Бог избавил нас от всех наших недостатков
На первый взгляд Шестой Шаг кажется лёгким. Кто из нас не хотел бы избавиться от наших чудовищных проблем после того, как мы признали их? Как можно быстрее мы хотим приняться за дело и начать становиться нормальными людьми. Многие хотят быстро сделать Шестой Шаг без тщательного обдумывания.
«Ну, давай же, Господи! — говорим мы — я уже вполне готов». Мы клятвенно отказываемся от неправильного поведения и разрушительных привычек и тут же снова оказываемся у них в плену. «Опять двадцать пять!» — злимся мы на себя. Наши недостатки, кажется, прилипли к нам так, что не отдерешь, и мы снова и снова просим Божьей помощи.
На самом деле сделать Шестой Шаг оказывается одним из наиболее трудных из всех двенадцати, потому, что сказать, что ты полностью готов сделать его и быть полностью готовым к этому — совсем не одно и то же. К чему мы на самом деле готовы — избавиться от трудностей, причиняемых нам нашими недостатками, но не от самих недостатков.
Почему так трудно по-настоящему решиться расстаться с недостатками? Главная причина этому чаще всего – страх. Мы очень комфортно себя чувствуем, думая и действуя по-старому, даже зная, что всё это разрушает нас. Мы не представляем себе, как можно без них существовать, так как просто понятия не имеем, как жить иначе. Часто мы чувствуем, что будем менее интересны без некоторых наших недостатков. Мы, конечно, не в восторге от тех неудобств, которые они нам причиняют, но они являются частью нас, и мысль о том, что нас вот так вдруг от них избавят, пугает нас. Возможно, обиды преобладали в нашем мышлении так долго, что мы не знаем, о чём ещё думать. Или, возможно, мы боимся, что если Бог устранит наш ‘цинизм, ложь, злословие, нам ничего не останется в жизни интересного, о чём можно было бы поговорить. Мы признаём, что наш обычный способ общения с людьми причиняет неудобства, и мы пытаемся изменить его. Но как? Честно глядя на Шестой Шаг, мы замечаем, что наши недостатки это как бы нити, вплетенные в ткань нашего естества; если Бог отнимет их у нас, мы почувствуем что потеряем опору.
Часто мы стоим перед ещё более серьезным препятствием. Мы не только сроднились с некоторыми своими недостатками и чувствуем себя удобно с ними, они нам даже нравятся. Нам доставляет удовольствие сказать неправду, и как ни в чем не бывало внушить себе, что наше вранье не причиняет никому вреда, что это «святая» ложь. Наши фантазии порой придают нам чувство собственной значимости, и мы не понимаем, что теряем время, которое можно было использовать на реальные дела. Мы с удовольствием слушаем и рассказываем пикантные сплетни, злословим и уверяем себя, что те, о ком мы говорим, заслуживают этого или никогда не узнают об этом. Некоторым вспышки гнева или власть над людьми придают новую силу и захватывают их. Что бы мы там ни говорили о нашей «полной готовности» позволить Богу избавить нас от наших недостатков, когда доходит до дела, мы всеми силами стараемся удержать при себе некоторые, самые дорогие нашему сердцу, свои изъяны.
По этим причинам мы поддаемся соблазну и начинаем «совершенствовать» Шестой Шаг. «Никто, в конце концов, не ожидает, что мы будем совершенны, — говорим мы, — Мы стремимся к прогрессу, а не к совершенству». Подобные мысли только отдаляют наше выздоровление. Шестой Шаг призывает нас быть полностью готовыми, чтобы Бог избавил нас от всех без исключения недостатков характера. Те из нас, кто делает этот шаг с полной отдачей, необходимой, чтобы он сработал, на самом деле стремятся к подлинному преобразованию своего характера.
Даже, если мы подходим к Шестому Шагу с полной готовностью, может появиться другая проблема. Некоторые неправильно понимают этот шаг, и действуют так, как будто бы мы сами должны исправить свои недостатки. Например, в наших попытках избавиться от нечестности, мы делаем всё возможное, чтобы исправиться и стать честными. Или мы находим, что мы эгоистичны, и начинаем стараться отдавать себя людям. Если нам свойственна раздражительность, мы пытаемся никогда не сердиться. Или мы узнаем, что страх несовместим с верой и пытаемся подавлять в себе чувство страха.
Все эти благие порывы часто, заводят нас в тупик. Чем больше мы пытаемся избавиться от наших недостатков, тем больше они берут верх. Так как мы неправильно понимаем Шестой Шаг, мы терпим полное поражение в наших попытках добиться успеха с его помощью. Так мы постигаем главную истину о себе и о программе Двенадцати шагов. Мы бессильны исправить хотя бы один недостаток своего характера, и освободиться от пищевой зависимости мы тоже не в силах. Только Высшая Сила может исправить нас, мы не можем это сделать сами.
Означает ли это, что мы не должны пытаться изменить наше поведение, пока Высшая Сила не изменит нас, что мы должны оставаться нечестными, нетерпимыми и тому подобное? Конечно, нет. Быть «полностью готовым» означает, что мы отворачиваемся от своих старых разрушающих привычек и делаем всё возможное, чтобы жить и действовать согласно принципам программы Двенадцати Шагов. Нам не следует расстраиваться, что перемены к лучшему происходят не так быстро, как хотелось бы. Мы не можем ожидать, что освободимся от недостатков характера в течение суток. Шестой Шаг призывает нас полностью подготовиться к чуду, которое может случиться с нами, независимо от того, чего это нам будет стоить и какие изменения могут произойти в нашей жизни.
Работая над Шестым Шагом, мы на всю оставшуюся жизнь обрекаем себя на развитие и изменение. Полная готовность означает наше безоговорочное признание нашего поведения неправильным, желание избавиться от этих стереотипов и позволить Богу изменить нас так, как Ему будет угодно. Когда и как Он это сделает – не наша забота. Наша задача сделать всё возможное, чтобы мы были готовы. Эта готовность достигается через активное стремление к выздоровлению и через приведение себя в такое состояние духа, которое необходимо для принятия Божьей помощи.
Можно начать с тщательного анализа каждого недостатка. В 4-м и 5-м шагах мы проанализировали каждую черту нашего характера и признали, что она – часть нашей жизни. Мы спрашиваем себя: зачем нам эта черта и как она на нас влияет. Мы стараемся понять, зачем надо так тщательно изучать свой характер. Возможно, одна черта является доступным источником покоя и удобства, другая повышает наш интерес к жизни, а третья компенсирует недостаток самоуважения. Каждый недостаток нашего характера в тех или иных жизненных ситуациях оказывался почему-то нам нужен, и этот факт надо признать.
Далее, мы должны признать, что все старые методы, помогавшие нам кое-как справляться с жизненными неурядицами, стали для нас неприемлемы. Нужно осознать, какой вред мы приносим себе, цепляясь за эти методы в мыслях и действиях. К своим отрицательным чертам нам следует отнестись так же непримиримо, как к своим вредным привычкам в отношении еды. Только, когда мы полностью осознаем, что они приносят больше вреда, чем пользы, можно считать себя полностью готовыми освободиться от них.
Работа по Шестому Шагу над нашими недостатками очень похожа на работу с первыми тремя шагами. Мы напоминаем себе: «Я бессилен избавиться от этого своего качества. Я не могу, но Бог может. Я принимаю помощь Бога.
Желание измениться есть суть Шестого Шага. Любые изменения всегда пугают, даже если это очень необходимые и давно назревшие изменения к лучшему. Многие тратят годы на то, чтобы избежать перемен и много страдают в связи с этим. В этом шаге мы признаём боязнь перемен, свойственную всем людям. Но, благодаря желанию сделать все, чтобы избавиться от пищевой зависимости, мы все-таки продвигаемся в этом шаге. Мы больше не поддаемся страху и делаем то, что так необходимо для нашего выздоровления. Ведь первые пять шагов мы сделали, несмотря на все наши страхи и подошли к шестому. Теперь мы уже, можно сказать, почти привыкли делать именно то, чего больше всего боялись.
Так же как после первых пяти шагов мы получаем серьёзную отдачу и за Шестой Шаг. Хотя мы этого не замечаем сначала, но наша решимость принять необходимые изменения, придаёт нам мужество для преодоления жизненных трудностей. Теперь у нас есть силы оторваться от столь притягательного для нас прошлого и перестать сопротивляться необходимым изменениям. С этого момента мы готовы к любым изменениям, которые происходят по желанию Высшей Силы. С таким настроем мы обязательно одержим победу. По мере избавления от пищевой зависимости, мы становимся мудрее, здоровее, работоспособнее. Мы учимся правильно реагировать на хорошее и плохое. Это даёт нам возможность расти духовно, как этого хотела бы Высшая Сила.
Седьмой шаг