Психологическая работа с отверженными
1. Индивидуальная беседа. Ребенок, приходя к вожатому, получает возможность выговориться. Ты можешь разобрать различные ситуации и возможные стратегии поведения в них. Попутно можно провести подробную диагностику личностных особенностей ребенка.
2. Групповая беседа или занятие. Три-четыре человека из отряда, среди них был непопулярный ребенок и ребенок-задира. Вы играете в различные игры, требующие слаженной работы пары, а в конце занятия пишите пожелания друг другу. Эти занятия позволят непопулярному ребенку проявить себя, его ровесники могут взглянуть на него в нестандартной ситуации. Они начнут относиться к нему более снисходительно и заинтересованно.
3. Взаимодействие с напарником на отряде. Обсуждаем сложившуюся ситуацию и способы ее преодоления.
4. Работа в отряде. Проводя разные тематические занятия в отряде, постарайся вовлечь отвергаемых детей в процесс, поощрять их активность.
5. Профилактика. Для предотвращения травли в отряде необходимо начинать воспитательную работу с детьми с первого дня их пребывания в лагере. Естественно, ведущая роль здесь отводится тебе, вожатый. Можно провести в течение смены (два раза - в начале и середине) социометрические опросы в отряде, лучше в виде какой-либо игры.
Действия вожатого:
- Следует с самого первого дня пресекать любые насмешки над неудачами ровесников. Все мы ошибаемся в чем-то, и каждый имеет право на ошибку. Насмешнику следует сделать строгое замечание.
- Также следует пресекать любые пренебрежительные замечания в адрес ровесников. Например, вожатый по своему усмотрению формирует команды. На предложение сесть с Васей Миша восклицает: «Я с ним не буду! Только не с ним!» Необходимо настоять на своем. А потом поговорить с Мишей наедине, поинтересоваться причиной его отказа. Предложить ребенку встать на место Васи: «А тебе будет приятно, если кто-нибудь откажется иметь дело с тобой?»
- Если по каким-либо причинам репутация ребенка испорчена, нужно дать ему возможность показать себя в выгодном свете.
- Важно помочь непопулярным детям показать свою полезность для коллектива (один прекрасно рисует, другой хорошо играет на гитаре, третий очень много знает о космосе и т.д.). Например, отношение к Пете, которого недолюбливали за его медлительность и занудство, изменилось после того, как он очень артистично рассказывал страшные истории.
- Помогают объединить отряд совместные мероприятия и т.д.
- Необходимо дать возможность наиболее активным детям проявить себя в мирных делах и самоутвердиться за счет своих способностей.
- Следует избегать высмеивания и излишнего сравнивания ребят. А уж разбор ошибок в таких случаях необходимо делать или не называя тех, кто их допустил, или только индивидуально.
- Очень травмирует непопулярных детей распределение по парам или командам для участия в каких-либо мероприятиях. Тебе лучше избегать ситуаций, в которых дети могут остаться невостребованными или отвергнутыми ровесниками. Если в отряде есть отвергаемые дети, то лучше воздерживаться от участия их в соревнованиях, так как проигрыш спровоцирует новый конфликт. В неудаче обвинят именно отверженных.
- Имеет смысл поговорить с преследователями (в отсутствие намечающегося изгоя) о том, почему они пристают к жертве. Обратить их внимание на чувства жертвы. Обратить при этом их внимание на его положительные качества. И в заключение, например, попросить ребят письменно ответить на вопрос: «Чем я могу помочь Славе?» И возможно окажется, что большинство ребят ничего против Славы не имеют, а пристают к нему по привычке и после разговора они станут терпимее. Да и сам Слава, почувствовав перемены, станет вести себя более адекватно.
- Посоветуй ребенку изменить тактику поведения. Ведь если стереотип сложился, то любой поступок является предсказуемым. Ребенок ведет себя по заданной окружающими схеме. Но если он на стандартные обстоятельства отреагирует неожиданным образом, то, возможно, ему удастся не только озадачить своих преследователей, но и сделать шаг к преодолению стереотипа. Например, если вместо того чтобы плакать или лупить всех подряд, он начнет смеяться вместе со всеми. В общем, сделает то, чего от него совсем не ожидают.
- Обязательно заранее при приеме ребенка узнать у родителей о возможных проблемах их ребенка (заикание, необходимость принимать лекарства по часам и т.д.).
- Способствуй участию ребенка в отрядных мероприятиях.
Психология отношений Для начала поговорим об отношениях между ребенком и вожатым. И рассмотрим небольшую табличку: Ребёнок и взрослый (логика развития)
|
Идея не в том, чтобы дети не разбегались, а в том, чтобы они все были вокруг тебя, тянулись к тебе, потому что ты - взрослый, ты вожатый, ты можешь организовать для них игру, в которой они будут контактировать друг с другом, будут замечены, их способности будут оценены, их достижения – тоже, потому что ты можешь помочь им быть счастливыми.
Задача взрослого – не в том, чтобы решать все детские проблемы, а в том, чтобы быть рядом, радоваться тому, что у них получается, не замечая их неловкостей и мелких неудач, уважать их, помогать им уважать себя и других, учить их самостоятельно справляться с трудностями и задачами, если они уже до них доросли.
Ты – взрослый, и вожатый, то есть:
- Опора
- Ориентир
- Вдумчивость
- Лидер
- Старший
- Сильнее
- Видишь больше
- Понимаешь больше
- Гостеприимство
- Чувство юмора
- Уважение
- Доверие
- Этика
Для контакта с ребенком важны следующие правила:
- Тишина равноценна вниманию
- Каждым ребёнком нужно интересоваться как можно больше
- Контакт с аудиторией начинается с тишины и взаимного внимания
- Технически – разговор не очень громким голосом + актуальная в отряде тема (хорошая или наболевшая)
- Ценность – в стремлении понять друг друга, быть настоящим
- Опора на собственную правоту (для этого нужно знать, что и зачем)
- Разговоры о правилах поведения и обещания должны подкрепляться делами и личным примером
- Не произвести впечатление, а через диалог придти к согласию
- Не нужно, чтобы отряд молчал ради дисциплины, если вам пока нечего сказать
- Ты можешь не знать решение заранее. Ищи его с детьми.