Те вещества, которые легко выделяют газ — такие, как бензин,— обычно очень пахучи, так как до клеток доходит сильно концентрированное химическое вещество.
Влажность также усиливает запах. Когда вода испаряется из вещества, она уносит частицы вещества в воздух. Духи составляются как сложные химические соединения, легко переходящие в газообразное состояние.
Запах, эмоции и память
Часть головного мозга, анализирующая импульсы, которые приходят от клеток приемников в носу, тесно связана с лимбической системой — тем отделом головного мозга, который участвует в регуляции эмоций, настроения и памяти. Первую упомянутую выше часть называют примитивным мозгом, иногда даже «обонятельным мозгом». Эта связь двух отделов мозга объясняет, почему запахи обладают глубоким эмоциональным значением. Запах свежего дождя в летний день обычно вызывает у людей ощущение счастья и воодушевления, он может также разбудить приятные воспоминания. Запах свежеиспеченного хлеба может вызвать острый приступ голода, в то время как запах духов может принести с собой предчувствие сексуального удовольствия.
Наоборот, неприятные запахи — такие, как запах тухлых яиц,— вызывают отвращение и тошноту. Но бывают исключения. Чрезвычайно неприятный запах зрелого сыра сорта Горгонзола сильно привлекает его страстных любителей: чем сильнее пахнет, тем лучше!
Некоторые запахи вызывают воспоминания о давно забытых значительных событиях. Это происходит потому, что человек обычно запоминает то, что имеет особенное эмоциональное значение, поскольку участки головного мозга, отвечающие за память и воспоминания, тесно связаны с лимбической системой, которая, в свою очередь, связана с центрами обоняния.
Вкус
Чувство вкуса—самое примитивное из пяти чувств человека. Оно ограничено как в диапазоне действия, так и в разносторонности, и поставляет меньше информации об окружающем мире, чем любое другое чувство. По сути дела, исключительная роль этого чувства—выбирать и оценивать пищу и напитки, при этом вкусу в значительной мере помогает более развитое чувство обоняния. Это чувство добавляет оттенки к четырем основным типам вкуса, которые вкусовые сосочки могут различать. Поэтому потеря чувства вкуса по какой бы то ни было причине является меньшей проблемой, чем потеря обоняния.
Вкусовые сосочки
Так же, как и механизм обоняния, механизм вкуса приводится в действие химическими веществами, содержащимися в пище и напитках. Химические частицы собираются во рту и превращаются в нервные импульсы, передаваемые по нервам в головной мозг, где они расшифровываются.
Вкусовые сосочки—центр всей системы. Поверхность языка усыпана маленькими бугорками. Внутри этих бугорков находятся вкусовые сосочки. У взрослого человека их около девяти тысяч, главным образом, на верхней поверхности языка, но некоторое их количество есть также на нёбе и даже в горле.
Каждый вкусовой сосочек состоит из групп клеток-рецепторов, в каждой группе имеются тоненькие, похожие на волоски выступы, называемые микроворсинами. Они выходят на поверхность языка через мельчайшие поры в поверхности бугорков. С противоположной стороны рецепторные клетки связаны сетью нервных волокон. Строение этой сети очень сложно, так как существует огромное количество взаимосвязей между нервными волокнами и рецепторными клетками. Два различных нервных пучка, составляющие лицевой нерв и языкоглоточный нерв, несут импульсы в головной мозг.
Вкусовые сосочки реагируют только на четыре основных вкуса: сладкий, кислый, соленый и горький; скопления рецепторов для них расположены на разных частях языка. Сосочки, чувствительные к сладкому, находятся на кончике языка, в то время как те, что специализируются на соленом, кислом и горьком, расположены соответственно дальше вглубь рта.
Как именно вкусовые сосочки воспринимают химические вещества из пищи и посылают нервные импульсы в головной мозг, еще не вполне понятно ученым, но для того, чтобы сосочки уловили химические вещества, последние должны быть в жидкой форме. Сухая пища дает очень слабое ощущение вкуса, а приобретает его полностью только после растворения в слюне. В настоящее время считается, что химические вещества в пище изменяют электрический заряд на поверхности рецептора, что и вызывает нервный импульс в нервных волокнах.
Анализ вкуса
Два нерва, передающие вкусовые импульсы от языка (лицевой нерв и языкоглоточный нерв), сначала проходят через специализированные клетки в стволе мозга. Этот участок ствола мозга играет также роль первой остановки и для другихощущений, идущих из области рта. После первичной обработки в этом центре ствола мозга вкусовые импульсы передаются по второй группе волокон на другую сторону ствола мозга и поднимаются к таламусу. Здесь находится второе «реле», где происходит дальнейший анализ вкусовых импульсов перед тем, как они передаются в ту часть коры головного мозга, которая участвует в полном осознании восприятия вкуса.
Кора головного мозга имеет дело с другими ощущениями — такими, как структура пищи и ее температура, идущими от языка. Эти ощущения смешиваются с главными ощущениями вкуса и дают тонкие оттенки, которые человек распознает во время еды.
Этот анализ, осуществляемый в нижней части теменной доли коры головного мозга, находится также под влиянием обонятельной информации, обрабатываемой в соседней височной доле. Многие утонченные оттенки вкуса обязаны своим существованием обонянию. В сравнении с другими чувствами (особенно, с обонянием) наше чувство вкуса не очень высоко развито. Было установлено, что для того, чтобы человек ощутил вкус какого-либо вещества во рту, ему надо этого вещества в 25 тысяч раз больше, чем для того, чтобы его обонятельные рецепторы распознали запах этого вещества. Однако несмотря на это сочетание четырех типов вкусовых сосочков, реагирующих на основные вкусы—соленый, кислый, горький и сладкий,— делает возможным существование широкого спектра ощущений при анализировании мозгом относительной силы главных вкусов. Некоторые из более резких вкусов, такие, как «жгучий» вкус пряной пищи, возникают при раздражении чувствительных к боли нервных окончаний языка.
Осязательные рецепторы
Вокруг основания тоненьких волосков на коже обвиваются свободные нервные окончания, реагирующие на любое раздражение волоска. Эти осязательные рецепторы— самые простые по структуре, они быстро перестают посылать импульсы, если волосок продолжает подвергаться раздражению. Рецепторы, находящиеся в больших количествах в безволосых участках кожи, например, на кончиках пальцев или на губах, имеют форму крошечных дисков. Так как нервные волокна находятся внутри этих дисков, они реагируют на надавливание медленнее и продолжают посылать импульсы при сохранении раздражителя. Еще один вид более сложных по структуре рецепторов образован многими оболочками, обернутыми вокруг нервного окончания, как кожура лука: эти рецепторы реагируют на продолжительное раздражение еще дольше. К тому же все рецепторы подвергаются влиянию температуры, при которой они посылают свою информацию в нервную систему. Этим объясняется нарушение чувства осязания у человека в холодную погоду.
Нервные пути
Часть волокон, передающих осязательную информации), идут в спинной мозг и без остановки поднимаются сразу в ствол головного мозга. Эти волокна имеют дело, главным образом, с ощущениями надавливания, особенно на определенные точки. Поэтому они должны посылать свои импульсы прямо в высшие центры головного мозга, чтобы такое четко локализованное ощущение могло быть оценено без смешивания с результатами анализа в спинном мозге.
Другиенервные волокна, несущиеинформацию о более развитом прикосновении, входят в серое вещество спинного мозга и там встречаются с сетью клеток, которые проводят первичный анализ информации. Это тот же участок, который принимает импульсы от болевых рецепторов в коже или где-либо еще. Встреча импульсов осязания и боли в спинном мозге способствует объединению этих двух ощущений.
Анализ в спинном мозге отбирает те импульсы, которые затем идут в головной мозг. Серое вещество спинного мозга в этом случае играет роль электронного затвора, когда информация о боли может быть подавлена появлением в нерве определенного типа осязательных импульсов, которые уменьшат объем передававшейся до этого информации. Такое разделение осязательных импульсов на пути к головному мозгу на два потока, один из которых идет почти прямо в ствол головного мозга, а второй сначала подвергается анализу клетками спинного мозга, способствует сохранению тонких различительных свойств осязания. Поэтому человек может точно определить величину давления в прикосновении и его направление, а если давление слишком велико или слишком резко, с помощью связей спинного мозга в дело вступают болевые рецепторы.
Поступили чувствительные импульсы от кожи сразу в головной мозг или после анализа в спинном мозге, они в конечном счете оказываются в плотном узле серого вещества глубоко в таламусе, где кусочки информации отсамых разных рецепторов, находящихся в коже, собираются и координируются. Это дает возможность высшим центрам головного мозга в его коре сложить вместе картину осязательных восприятий, которую человек осознает. Из таламуса необработанные данные передаются в узкую полосу в передней части теменных долен.
Этот важнейший чувствительный участок коры головного мозга обрабатываетинформацию прежде чем передать ее во второстепенную, а затем в третьестепенную чувствительные зоны. В этих последних полная картина местонахождения, типа и важности осязательного ощущения воспринимаемого человеком, создается и корректируется с важностью о предшествовавших ощущениях, а также с чувствительными раздражителями, поступающих через уши и глаза.
Осязательные восприятия также координируются в этот момент с ощущением того, в каком положении находятся конечности, суставы и пальцы человека: это очень важно, так как дает ему возможность определять размер и форму предмета и помогает отличить один предмет от другого.
РЕЧЬ
Речь — один из са мых сложных и тонких процессов, которые приходится осуществлять организму человека. В конечном счете, весь процесс речи—и разговор, и понимание — контролируется и координируется головным мозгом. В коре головного мозга расположены участки, называемые речевыми центрами, в них расшифровываются слова, и из них рассылаются сигналы и команды сотням мышц в легких, в горле и во рту, которые участвуют в воспроизведении речи. Вся система органов дыхания и вся мышечная структура от живота до носа играют свою роль в воспроизведении звуков речи, но самые важные из них — гортань, язык, губы и мягкое нёбо.
Гортань
В гортани находятся голосовые связки, колебание которых рождает речь. В этом качестве связки — весьма тонкий инструмент, но у них есть еще и менее сложная функция—служить клапаном, охраняющим вход в легкие.
Когда человек ест или пьет, гортань плотно закрывается, заставляя еду или жидкость скользить над ней в пищевод, ведущий в желудок. Когда человеку нужно вдохнуть или выдохнуть, гортань, конечно, открыта.
Гортань расположена приблизительно в центре шеи, в верхней части воздушной трубки или трахеи, ее не видно под задней стенкой горла. Это явно специализированная часть трахеи, заключенная в хрящевую оболочку. Над гортанью находится надгортанник — откидной клапан, который опускается и закрывает проход из задней части горла в гортань; это отверстие называется голосовой щелью.
Действие надгортанника автоматически контролируется головным мозгом, но иногда происходит сбой, и тогда жидкость или кусочки пищи идут «не в то горло». Все это обычно удаляется кашлем, если только кусок пищи не оказывается настолько большим, что застревает в проходе под гортанью.
Голосовые связки выполняют функцию, сходную с той, какую выполняет язычок в духовом музыкальном инструменте, например, в кларнете. Когда музыкант выдувает воздух над язычком, тонкое дерево или пластик вибрирует, производя основной звук, который затем модифицируется трубками и отверстиями инструмента. Подобным же образом голосовые связки вибрируют, когда кто-нибудь артикулирует звук; затем звуки модифицируются горлом, носом и ртом.
Голосовые связки состоят из двух тонких связок, имеющих форму губ; они открываются и закрываются, когда через них проходит воздух. Один их конец прикреплен к паре двигающихся хрящей, называемых черпаловидными хрящами, другой — закреплен неподвижно на щитовидном хряще, являющимся частью адамова яблока. Черпаловидные хрящи меняют положение так, что расстояние между связками (щель) изменяется по конфигурации от широкого V в момент речи до закрытой щели в момент глотания.
Колебания голосовых связок в момент речи возникают, когда щель сужается и воздух из легких выталкивается через связки и гортань. Этот процесс называется фонацией, или голосообразованием. Громкость голоса контролируется силой, с которой воздух выталкивается, а высота голоса — длиной и натяжением связок. Естественная глубина и тембр голоса зависят от конфигурации и размера горла, носа и рта; вот почемуу мужчин, которые имеют большие гортани и длинные, слабо натянутые связки, голоса обычно ниже, чем у женщин, обладающих, как правило, гортанями поменьше.
Рот очень тесно связан с процессом речи, потому что в нем придается форма звукам, исходящим из гортани. Например, при создании гласных, согласных «к» и «т» нужно, чтобы воздух, выходящий из гортани, был резко «отрублен» языком и нёбом, в то время как такие гласные звуки, как «а» и «е», не нуждаются в усечении, но требуют определенного положения языка и зубов. Каждый звук в любом языке определен слегка отличными друг от друга движениями губ, языка и зубов. Способность глухих людей читать по губам доказывает, какую роль играет рот в формировании речи.
Образование звуков речи
Превращение простых звуков, возникающих в голосовых связках, в понятные слова происходит с помощью губ, языка, мягкого нёба и полостей, дающих голосу резонанс. Резонирующие полости включают всю ротовую полость, нос, глотку (часть горла между ртом и пищеводом) и, в меньшей степени, грудную полость.
Контроль за этими структурами достигается с помощью сотен мелких мышц, которые работают в тесном взаимодействии и с невероятной скоростью. Короче говоря, речь состоит из гласных и согласныхзвуков.
Резонирующие качества разных полостей рта и дыхательной системы обуславливают индивидуальность голосов. Например, так называемые «носовые (сонорные) звуки» «т», «п» и «п» требуют для своего правильного озвучивания свободного резонанса в носу. Если попробовать зажать свой нос, когда говоришь что-то, то полученный комический эффект докажет, что воздушное пространство в носу обеспечивает речи плавность и ясность. Разные люди имеют различной формы носы, грудь и рот, отсюда и разное звучание человеческих голосов. Череп тоже резонирует, когда человек говорит, и человек слышит часть того, что говорит, переданной через кости черепа, а также через уши. Это не только дает ему «обратную связь» с тем, что он говорит, но и объясняет, почему голоса звучат так странно, когда их слушают в записи на пленку — звуки, которые человек при этом слышит, передаются только через воздух.
Роль головного мозга
Речь и ассоциированные с ней функции сконцентрированы в одном полушарии. Для человека-правши это обычно левое полушарие, а для человека-левши—правое полушарие. Этот участок головного мозга разделен надвое—на двигательный речевой центр, контролирующий мышцы рта и горла, и на чувствительный речевой центр, который расшифровывает входящие по нервам звуковые сигналы из ушей. Рядом с этими центрами расположены участки мозга, которые координируют слух (с его помощью человек понимает, что говорят другие люди), зрение (с его помощью человек расшифровывает написанное слово) и сложные движения кистей рук при письме, игре на инструментах и т. п.
Разговор — очень сложный процесс; первое, что происходит, когда человек слышит речь,— это распознавание в слуховых центрах коры головного мозга смеси входящих слуховых сигналов от ушей. Чувствительный речевой центр расшифровывает слова, чтобы другие участки мозга, участвующие в процессе, смогли их распознать и сформулировать ответ. Как только ответное послание составлено, в дело вступают двигательный речевой центр и ствол головного мозга. Ствол мозга контролирует как межреберные мышцы, которые расширяют легкие, так и мышцы живота, определяющие давление входящего и выходящего воздуха. Когда воздух выталкивается из легких, двигательный речевой центр посылает сигнал к голосовым связкам, чтобы они одновременно выдвинулись в поток воздуха в горле; вибрация связок создает простой звук.
Величина давления, оказываемого на легкие в момент выдоха, определяет скорость, с которой воздух проходит через голосовые связки, и чем больше скорость воздуха, тем громче производимый звук. Когда человек шепчет, голосовые связки широко раскрыты, они почти не двигаются под влиянием проходящего воздуха и играют роль поверхностей трения. Но формирование слов происходит главным образом в результате движений губ, языка и мягкого нёба — все это под контролем коры головного мозга.
Координация
Гибкие движения чемпиона по гимнастике или движения легкоатлета демонстрируют, как искусно мозг человека контролирует сотни мышц торса и конечностей. Чтобы добиться четкой и сложной последовательности движений, головной мозг человека создал такую систему контроля и управления, по сравнению с которой компьютеры выглядят примитивными.
Дети рождаются, уже имея множество рефлексов. В качестве примера одного из таких рефлексов у взрослого можно привести быстрое отдергивание руки от горячей кастрюли. На эти простые рефлекторные движения накладываются движения, направляемые сигналами из мозга. Для каждого совершаемого движения сокращается несколько мышц, другие мышцы расслабляются, и еще большее число мышц сохраняет состояние сокращения для стабилизации остальной части тела. Процесс, в котором все отдельные мышечные сокращения синхронизируются мозгом для организации плавной очередности действий, называется координацией.
Как происходит согласование движений
Чтобы понять это, лучше вспомнить ежедневные действия человека, например, наклон над столом с целью взять чашку кофе. Как мозг руководит этой явно простой операцией? Прежде, чем чашка будет поднята, должно произойти несколько событий. Во-первых, человек должен «знать», где находятся чашка с кофе и его рука, и также отношения между ними. Это означает, что мозг должен создать «карту» внешнего пространства, чтобы спланировать необходимые движения. Изложенный процесс и называется пространственным восприятием. Эта «карта» внешнего мира должна быть, затем расшифрована головным мозгом, чтобы проблема перехода чашки кофе со стола в руку человека была разрешена. Затем этот план действий должен быть превращен в детально разработанную инструкцию; указания будут переданы мышцам, чтобы они сокращались в нужном порядке.
Во время движения, инициированного в «планирующих» участках мозга, беспрерывные потоки информации идут от всех чувствительных нервов в мышцах и суставах о их положении и степени сокращения. Вся эта информация должна быть организована и перераспределена, чтобы «карта» в любой момент отвечала реальной ситуации и можно было производить необходимые изменения в ней.
Чтобы протянуть руку за чашкой кофе, человеку нужно слегка наклониться к ней. Это изменяет положение центра тяжести в теле. Все рефлекторные механизмы равновесия должны быть под контролем, чтобы обеспечить нужные изменения в тонусе мышц, необходимые для совершения движения через стол, о котором сообщил мозг. А это значит, что тонус многих других мышц должен быть проконтролирован и скоординирован.
Первые стадии координации движений
Все намеренные движения должны быть повторены несколько раз, прежде чем они станут скоординированными. Даже такое обычное действие, как ходьба, становится большой двигательной проблемой для каждого растущего ребенка. С развитием головного мозга ребенка увеличивается количество внутренних связей в мозге, примитивные рефлексы, с которыми рождается ребенок (такие, как реакция «испуг», когда ребенок протягивает руки), перекрываются все более сложными способами движения.
Они возникают в результате развития у ребенка сознания. На глаза ему может попасться игрушка; ее яркий цвет возбудит сильный сигнал в зрительных центрах мозга ребенка, но ребенок обнаружит, что не может дотянуться до игрушки, ему необходимо подвинуться к ней. Первые попытки движения совсем не скоординированы, ребенок просто беспорядочно размахивает конечностями. Однако, эти движения помогают образованию необходимых связей в мозге, в результате которых появится установившейся набор движений, представляющий собой скоординированное ползание. Как только ребенок освоит ползание, сигналы из мозга к мышцам все усложняются, и скоро не остается (на уровне пола) ничего, до чего ребенок не мог бы дотянуться.
Когда ребенок обнаруживает, что он может встать на ноги, мозжечок анализирует новую порцию информации, идущей из центров равновесия в стволе головного мозга. Ходьба — новое искусство, которому надо научиться; для этого нужно совершить массу попыток, во время которых мозжечок совместно с двигательной областью коры головного мозга готовит действенные меры воздействия на мышцы. Отдельные части каждого движения, заученного таким способом, заранее запрограммированы в спинном мозге, но они должны образовать связную модель для совершения скоординированных действий. Так оркестру нужен дирижер, без которого он не сможет создать гармоничный звук из общего гула всех инструментов.
Как только эти относительно простые навыки закреплены, прекрасно запрограммированный мозг через двигательную зону коры дасткоманду «иди» и посылает необ-
ходимый комплект сигналов для осуществления сложного механического действия. Мозжечок контролирует развитие этого действия, но оно становится все менее и менее осознанным актом. Если в системе появляется нечто неожиданное, например, изменяется положение ноги, если надеты туфли на высоких каблуках, возникает необходимость частичного перепрограммирования и концентрации, пока двигатель-ная зона настраивается на новый «лад».
Сложная координация