VII. Подведение итогов самостоятельной работы. 1. Выписать и выучить греколатинские эквиваленты 1 часть (задание 1);
VIII. Задание на дом
1. Выписать и выучить греколатинские эквиваленты 1 часть (задание 1);
2. Выполнить упражнение № 19.
IX. Окончание занятия и уборка рабочих мест.
Тема 13: Греко-латинские эквиваленты. 2 часть.
Содержание, приемы и последовательность проведения занятия:
I. Организационной момент
а) проверка присутствующих
б) разное
II. Ответы на вопросы исходного уровня знаний
1. Что такое свободные и связанные терминоэлементы?
2. В какой терминологии чаще используются латинские значения слов?
3. В какой терминологии чаще используются греческие значения слов?
III. Анализ ответов студентов и методические указания по исправлению ошибок, допущенных при изучении предыдущей темы.
IV. Изложение нового материала
1. Греко-латинские эквиваленты 2 часть;
2. Выполнить упражнение № 20;
3. Выполнить упражнение № 21
V. Самостоятельная аудиторная работа студентов под контролем и при консультации преподавателя
А. Инструктаж по выполнению самостоятельной работы;
Б. Показ и краткое объяснение нового материала;
В. Задание для самостоятельной работы
Первый вопрос нового материала – греко-латинские эквиваленты 2 часть.
Греческая основа слова | Латинское слово | Русский перевод |
1. dermo | cutis | кожа |
2. onycho | unguis | ноготь |
3. uro | urina | моча |
4. chole | fel | желчь |
5. sailo | salvia | слюна |
6. blenno | mucus | слизь |
7. galacto | lac, lactus | молоко |
8. lipo | adeps | жир |
9. steato | sebut | сало |
10. pyo | pus, puris | гной |
11. hydro | aqua | вода |
12. myelo | medulla spinalis | спинной мозг |
13. ophthalmo | oculus | глаз |
14. raphe | sutura | шов |
15. cephalo | caput | голова |
16. phaco | lens | хрусталик |
17. blepharo | palpebra | веко |
18. kerato | cornea | роговица |
19. sphygmo | pulsus | пульс |
20. osm, osmia | odor | запах, обоняние |
21. phono | vox | звук, голос |
22. gyno | femia | женщина |
23. andro | mas, maris | мужчина |
24. toco | partus | роды |
25. paedio | infans | роды |
26. chrono | tempus | время |
27. pharmaco | medicamentum | лекарство |
28. fibŭla | perone, peron | малоберцовая кость |
29. magnus | macros, macr | большой |
30. parvus | micros, micr | малый |
31. calor | therma, thermia | жар, тепло |
32. cor | cardia, cardi | сердце |
33. mater | meninx, mening | мозговая оболочка |
34. venter | lapara, lapar | живот, брюхо, чрево |
35. auris | us, otos, ot | ухо |
36. corpus | soma, somat | тело |
37. cornu | keras, kerat | рожок, рог |
38. foetus (fetus) | embryon, embry | зародыш, плод |
39. manus | cheir (chir) | рука |
40. genu | gony, gonat | колено |
41. sensus | aesthesis, aesthes | чувство |
Второй вопрос нового материала – выполнить упражнение № 20.
а) Выберите правильный ответ:
Empyema
а) расширение воздушных пространств в легких
б) скопление гноя в полости
в) рецидивированное воспаление кожи
г) выворот века
д) судорожная болезнь
Leucolysis
а) недостаток лейкоцитов
б) повышенное содержание лейкоцитов в крови
в) распад лейкоцитов
г) образование лейкоцитов
д) наличие лейкоцитов в моче
Osteonecrosis
а) уплотнение костной ткани
б) омертвление костной ткани
в) хроническое заболевание суставов
г) рассасывание костной ткани
д)омертвление хрящевой ткани
Hypertensio
а) пониженное артериальное давление
б) нарушение мышечного тонуса
в) повышенное артериальное давление
г) отсутствие мышечного тонуса
д) учащение сердечных сокращений
Periarthritis
а) воспаление всех суставов
б) заболевание суставов
в) воспаление мягких тканей, окружающих сустав
г) воспаление хрящевой ткани
д) воспаление ткани около хряща
Oligodactylia
а) малые размеры пальцев
б) неполное количество пальцев
в) наличие двух пальцев
г) сращение пальцев
д) аномально длинные и гибкие пальцы
Otoscopia
а) инструментальный осмотр носовой полости
б) инструментальный осмотр наружного слухового прохода
в) истечение слизи из уха
г) инструментальный осмотр влагалища
д) инструментальный осмотр ротовой полости
Angiectasia
а) сужение просвета кровеносных и лимфатических сосудов
б) опухоль из лимфатических сосудов
в) расширение просвета кровеносных и лимфатических сосудов
г) уплотнение артериальных сосудо
в) множественные ангиомы
Thrombophilia
а) воспаление вен с образованием тромба
б) склонность к образованию тромбов
в) венный камень
г) избыток тромбоцитов в крови
д) тромбоцит
Dystrophia
а) отсутствие питания тканей
б) расстройство мышечного тонуса
в) расстройство питания тканей
г) отсутствие мышечного тонуса
д) нарушение артериального давления
Arthrosis
а) боль в суставах
б) хроническое заболевание хрящей
в) воспаление сустава
г) хроническое заболевание суставов
д) воспаление хрящевой ткани
Aplasia
а) состояние безразличия
б) аномалия развития, при которой отсутствует часть органа или тела
в) невозможность глотания
г) расстройство питания тканей
д) отсутствие питания тканей
Tonsillectomia
а) полное удаление аденоидов
б) полное удаление миндалин
в) частичное удаление миндалин
г) воспаление миндалин
д) воспаление аденоидов
Четвертый вопрос нового материала – выполнить упражнение № 21.
а) Выделите терминоэлементы, объясните значение терминов:
Lipophilia, stomatologia, pneumolysis, haemostasis, metrorrhexis, angiectasia, tenotomia, arthroplastica, chondrogenesis, rhinoscopia, glossorrhaphia, aplasia, gnathoplastica, odontorrhagia, ophthalmoscopia, keratectomia, pathologia, hydrophilia, tonsillotomia, angiographia.
б) Образуйте термины с данными ТЭ и укажите значения терминов:
- lithus ( enter-, rhin-, ur-, phleb- )
- sclerosis ( typhl-, nephr-, cardi-, pneum-)
- genus ( nephr-, gastr-, path-, haemat- )
- necrosis ( odont-, oste- )
- sial- ( gramma-, -rrhoea, -lithus )
- spleen- (-ectomia, -ptosis)
VI. Ответы на вопросы итогового уровня знаний
1. Правила составления клинических терминов.
2. В каких науках чаще используются латинские названия слов, а в каких греческие?
3. Как образуются названия болезней, приведите примеры.