VII. Подведение итогов самостоятельной работы. 1. Выписать и выучить греколатинские эквиваленты 1 часть (задание 1);

VIII. Задание на дом

1. Выписать и выучить греколатинские эквиваленты 1 часть (задание 1);

2. Выполнить упражнение № 19.

IX. Окончание занятия и уборка рабочих мест.

Тема 13: Греко-латинские эквиваленты. 2 часть.

Содержание, приемы и последовательность проведения занятия:

I. Организационной момент

а) проверка присутствующих

б) разное

II. Ответы на вопросы исходного уровня знаний

1. Что такое свободные и связанные терминоэлементы?

2. В какой терминологии чаще используются латинские значения слов?

3. В какой терминологии чаще используются греческие значения слов?

III. Анализ ответов студентов и методические указания по исправлению ошибок, допущенных при изучении предыдущей темы.

IV. Изложение нового материала

1. Греко-латинские эквиваленты 2 часть;

2. Выполнить упражнение № 20;

3. Выполнить упражнение № 21

V. Самостоятельная аудиторная работа студентов под контролем и при консультации преподавателя

А. Инструктаж по выполнению самостоятельной работы;

Б. Показ и краткое объяснение нового материала;

В. Задание для самостоятельной работы

Первый вопрос нового материала – греко-латинские эквиваленты 2 часть.

Греческая основа слова Латинское слово Русский перевод
1. dermo cutis кожа
2. onycho unguis ноготь
3. uro urina моча
4. chole fel желчь
5. sailo salvia слюна
6. blenno mucus слизь
7. galacto lac, lactus молоко
8. lipo adeps жир
9. steato sebut сало
10. pyo pus, puris гной
11. hydro aqua вода
12. myelo medulla spinalis спинной мозг
13. ophthalmo oculus глаз
14. raphe sutura шов
15. cephalo caput голова
16. phaco lens хрусталик
17. blepharo palpebra веко
18. kerato cornea роговица
19. sphygmo pulsus пульс
20. osm, osmia odor запах, обоняние
21. phono vox звук, голос
22. gyno femia женщина
23. andro mas, maris мужчина
24. toco partus роды
25. paedio infans роды
26. chrono tempus время
27. pharmaco medicamentum лекарство
28. fibŭla perone, peron малоберцовая кость
29. magnus macros, macr большой
30. parvus micros, micr малый
31. calor therma, thermia жар, тепло
32. cor cardia, cardi сердце
33. mater meninx, mening мозговая оболочка
34. venter lapara, lapar живот, брюхо, чрево
35. auris us, otos, ot ухо
36. corpus soma, somat тело
37. cornu keras, kerat рожок, рог
38. foetus (fetus) embryon, embry зародыш, плод
39. manus cheir (chir) рука
40. genu gony, gonat колено
41. sensus aesthesis, aesthes чувство

Второй вопрос нового материала – выполнить упражнение № 20.

а) Выберите правильный ответ:

Empyema

а) расширение воздушных пространств в легких

б) скопление гноя в полости

в) рецидивированное воспаление кожи

г) выворот века

д) судорожная болезнь

Leucolysis

а) недостаток лейкоцитов

б) повышенное содержание лейкоцитов в крови

в) распад лейкоцитов

г) образование лейкоцитов

д) наличие лейкоцитов в моче

Osteonecrosis

а) уплотнение костной ткани

б) омертвление костной ткани

в) хроническое заболевание суставов

г) рассасывание костной ткани

д)омертвление хрящевой ткани

Hypertensio

а) пониженное артериальное давление

б) нарушение мышечного тонуса

в) повышенное артериальное давление

г) отсутствие мышечного тонуса

д) учащение сердечных сокращений

Periarthritis

а) воспаление всех суставов

б) заболевание суставов

в) воспаление мягких тканей, окружающих сустав

г) воспаление хрящевой ткани

д) воспаление ткани около хряща

Oligodactylia

а) малые размеры пальцев

б) неполное количество пальцев

в) наличие двух пальцев

г) сращение пальцев

д) аномально длинные и гибкие пальцы

Otoscopia

а) инструментальный осмотр носовой полости

б) инструментальный осмотр наружного слухового прохода

в) истечение слизи из уха

г) инструментальный осмотр влагалища

д) инструментальный осмотр ротовой полости

Angiectasia

а) сужение просвета кровеносных и лимфатических сосудов

б) опухоль из лимфатических сосудов

в) расширение просвета кровеносных и лимфатических сосудов

г) уплотнение артериальных сосудо

в) множественные ангиомы

Thrombophilia

а) воспаление вен с образованием тромба

б) склонность к образованию тромбов

в) венный камень

г) избыток тромбоцитов в крови

д) тромбоцит

Dystrophia

а) отсутствие питания тканей

б) расстройство мышечного тонуса

в) расстройство питания тканей

г) отсутствие мышечного тонуса

д) нарушение артериального давления

Arthrosis

а) боль в суставах

б) хроническое заболевание хрящей

в) воспаление сустава

г) хроническое заболевание суставов

д) воспаление хрящевой ткани

Aplasia

а) состояние безразличия

б) аномалия развития, при которой отсутствует часть органа или тела

в) невозможность глотания

г) расстройство питания тканей

д) отсутствие питания тканей

Tonsillectomia

а) полное удаление аденоидов

б) полное удаление миндалин

в) частичное удаление миндалин

г) воспаление миндалин

д) воспаление аденоидов

Четвертый вопрос нового материала – выполнить упражнение № 21.

а) Выделите терминоэлементы, объясните значение терминов:

Lipophilia, stomatologia, pneumolysis, haemostasis, metrorrhexis, angiectasia, tenotomia, arthroplastica, chondrogenesis, rhinoscopia, glossorrhaphia, aplasia, gnathoplastica, odontorrhagia, ophthalmoscopia, keratectomia, pathologia, hydrophilia, tonsillotomia, angiographia.

б) Образуйте термины с данными ТЭ и укажите значения терминов:

- lithus ( enter-, rhin-, ur-, phleb- )

- sclerosis ( typhl-, nephr-, cardi-, pneum-)

- genus ( nephr-, gastr-, path-, haemat- )

- necrosis ( odont-, oste- )

- sial- ( gramma-, -rrhoea, -lithus )

- spleen- (-ectomia, -ptosis)

VI. Ответы на вопросы итогового уровня знаний

1. Правила составления клинических терминов.

2. В каких науках чаще используются латинские названия слов, а в каких греческие?

3. Как образуются названия болезней, приведите примеры.

Наши рекомендации