Цель изучения данной темы.
Кафедра факультетской педиатрии
С курсом пропедевтики детских болезней
«АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
И СЕМИОТИКА ПОРАЖЕНИЙ
КОСТНО-МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ»
Учебное пособие по пропедевтике детских болезней
для студентов педиатрического факультета
Оренбург - 2005
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЕНБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» МЗ РФ
Кафедра факультетской педиатрии
С курсом пропедевтики детских болезней
Зыкова Л.С., Мотыженкова О.В.,
Любимова О.К.
«АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
И СЕМИОТИКА ПОРАЖЕНИЙ
КОСТНО-МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ»
Учебное пособие по пропедевтике детских болезней
для студентов педиатрического факультета
Оренбург - 2005
УДК: [611.7: 612.7:616.7 – 053.2 – 071] (075/8)
Авторы: Зыкова Л.С., Мотыженкова О.В.,
Любимова О.К.
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
И СЕМИОТИКА ПОРАЖЕНИЙ
КОСТНО-МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ
Рецензенты:
- зав. кафедрой детских болезней лечебного факультета ОрГМА д.м.н., профессор М.Н. Воляник;
- д.м.н., профессор кафедры педиатрии ФПП и ПС ОрГМА О.Е.Челпаченко
Учебное пособие по пропедевтике детских болезней
для самостоятельной работы студентов III – IV курсов педиатрического факультета. – 2005. –39 с.
Под общей редакцией д.м.н., профессора А.А.Вялковой
В пособии дана характеристика методики исследования, семиотики поражения костно-мышечной системы у детей разного возраста.
Пособие содержит вопросы для подготовки к занятию, перечень литературы и задания для тестового контроля знаний по данной теме.
Утверждено Методическим Советом педиатрического факультета и центром по координации и управлению методической работой ОрГМА.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
1. Введение. Актуальность темы…………………………………4
2. Цели изучения темы…………………………………………....5
3. Вопросы для самостоятельной подготовки студентов…… ...6
4. Формы УИРС …………………………………………………..9
5. Тестовые задания для предварительного контроля ………...10
6. Эталоны к тестовым заданиям для предварительного
контроля ……………………………………………………….15
7. Заключительный тестовый контроль ………………………..16
8. Эталоны к заданиям для заключительного тестового
контроля ……………………………………………………….20
ПРИЛОЖЕНИЯ
9. Исследование мышечной системы …………………………22
10. Исследование костно-суставной системы …………………25
11. Зубы …………………………………………………………..36
ВВЕДЕНИЕ. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ.
Патология костно-мышечной системы, в частности, проблема нарушения фосфорно-кальциевого обмена у детей имеет важное значение.
В связи со снижением социально-экономических условий жизни ухудшилось состояние здоровья матерей, снизился процент детей, находящихся на грудном вскармливании, возросло число недоношенных и маловесных детей, составляющих группу риска по рахиту. Это «безобидное» на первый взгляд заболевание может оставить изменения костной системы, которые окажут влияние на всю дальнейшую жизнь ребенка (плоскостопие, плоскорахитический таз у девочек).
Кроме того, состояние костно-мышечной системы является одной из составляющих физического развития, служащего важным критерием в комплексной оценке состояния здоровья ребенка. Поэтому врачу-педиатру необходимо знать факторы, влияющие на формирование костно-мышечной системы ребенка, признаки поражения данной системы и уметь активно их выявлять, основываясь на знании и учете факторов риска.
ТЕМА: «АНАТОМО- ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ, МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
И СЕМИОТИКА ПОРАЖЕНИЙ КОСТНО-
МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ» (4 часа)
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ДАННОЙ ТЕМЫ.
Студент должен знать:
- возрастные анатомо-физиологические особенности костно-мышечной системы у детей;
- регуляцию процессов остеогенеза и варианты его нарушения;
- нормальные показатели в крови кальция и фосфора;
- суточную потребность детей в витамине Д;
- порядок и сроки прорезывания молочных и постоянных зубов;
- сроки закрытия швов и родничков;
- семиотику наиболее частых поражений костной и мышечной систем.
Студент должен уметь:
- целенаправленно собрать и оценить анамнез с выделением факторов риска развития патологии костно-мышечной системы;
- провести осмотр, пальпацию костно-мышечной системы у детей разного возраста;
- описать в рабочей тетради результаты объективного исследования костно-мышечной системы ребенка;
- оценить биохимический анализ крови (содержание кальция, фосфора в сыворотке крови).
Студент должен получить представление о:
- рентгенографии костей и суставов;
- УЗИ суставов;
- денситометрии;
- электромиографии, хронаксиметрии;
- исследовании биоптата мышц.
ВОПРОСЫ