Занимаясь с ребенком, никогда не обзывайте его. Всегда произносите фразы, поддерживающие и одобряющие способности и возможности ребенка.

Другой пример. Родился долгожданный внук. Двое сыновей не могут иметь детей, а у третьего почти в 40 лет появился первенец. Бабушка приехала сидеть с внуком. Надо отметить, что у разговорчивой старушки все три сына молчуны и с большим трудом высказывают свои мысли. После каждого бабушкиного приезда внук стал разговаривать все хуже и хуже и заикаться. Проработав с мальчиком, мы нашли определенный момент в поведении бабушки, который не давал ему разговаривать. Бабушка резко прерывала эмоциональную речь ребенка и постоянно повторяла: «разве так говорят, ничего-то ты сказать не можешь, лучше помолчи, за умного сойдешь». В данном случае, удалось снять бабушкино зомбирование не только с ребенка, но и с троих ее сыновей. Ненависть и раздражение старушки были безмерны. Она возненавидела своих детей за разговорчивость.

Никогда не прерывайте разговор ребенка, он всегда должен чувствовать поддержку и одобрение от взрослых.

Мать тяжело заболела. Ее дни были сочтены, но врачи держали ее в больнице. Дети по очереди сидели у постели больной матери, наблюдали все страшные симптомы умирающей, не спали ночами. Однажды утром мать сказала своей измученной дочери: «Ты что думаешь, без меня проживешь? Ты тоже будешь так же мучиться». Через несколько дней мать умерла. Вскоре дочь почувствовала себя плохо и обнаружила у себя такие же симптомы, как и у матери. «Проклятие матери» удалось вовремя снять. Выяснилось, что всю жизнь мать плохо относилась к детям, но постоянно пугала их «Гневом Господним». Часто она говорила о том, что «дети должны почитать своих родителей, а она испытывает своих детей». Все это пришлось снимать с обоих взрослых детей этой женщины. Прожив долгую жизнь, она так и не научилась любить. А ее разговоры о Боге были только стимулом для запугивания.

Если нет в вас любви к вашим детям, хотя бы не увечьте их своей ненавистью!

Можно много приводить примеров зомбирования детей родителями. Главное, помнить: дети – это бесценный дар, который дается не всем. Если не можете испытать истинную любовь к ним, испытайте сострадание.

Один мудрец сказал:

«Если хочешь иметь друзей, научись сначала быть другом сам!»

Богатые родители

Вся радость, что есть в мире,

Происходит от желания сделать других счастливыми,

А все страдание, что есть в этом мире,

Происходит от желания сделать счастливым себя самого.

Шантидева

Настрадавшись в детстве от недостатка денег в своей семье, родители пытаются предоставить ребенку все необходимое и более того. Они всячески стараются облегчить жизнь ребенку. У них достаточно материальных средств для этого. Таким образом, родители создают для ребенка жизнь без проблем, но нужно ли это ему?

Жизнь не случайно нелегка, ибо без трудностей люди никогда не возмужают и не приобретут стойкость в решении и преодолении проблем. Недаром дети английских лордов воспитывались в суровых условиях.

Некоторые родители, пытаясь сделать своих детей счастливыми, ограждают их от всяческих трудностей. Делая работу за детей, они уничтожают любые попытки своих чад приложить хоть какие-то усилия для решения проблем. Желания детей всячески поощряются, дети растут, не приобретая уверенности в себе.

Порой, карма ребенка создает для родителей такие условия, при которых они должны расстаться. Несомненно, к этому есть предрасположенность. Такое разрушение семьи приводит к необходимым для души ребенка сложностям и переживаниям. Именно эти переживания и проблемы сформируют характер ребенка и стимулируют его душевное и духовное развитие.

Для тех детей, чья жизнь совсем благополучна и похожа на парник, в котором выращивают редкое растение, иная судьба. Ребенок, привыкший к богатству, считает, что ему все дозволено, что у него есть право вкусить все жизненные удовольствия, и в результате вырастает бездельником и лентяем. Лучше всего держать ребенка в неведении относительно размеров состояния, которое тот получит, когда повзрослеет. Об этом можно говорить с детьми только после того, как работа и самоконтроль станут для них привычными и они найдут свое место в жизни. Демонстрация богатства родителей, кричащая дорогая жизнь не сделают вашего ребенка счастливым. Так живут только те, чей комплекс неполноценности и страхи мешают строить будущее своего рода. Они считают, что создают богатство для семьи, но на самом деле живут, только пытаясь компенсировать свой страх.

Статистика психиатров говорит о том, что дети, лишенные трудных задач, составляют группу, где смертность от самоубийств наиболее велика. Группировки с нестандартной ориентацией, в основном, образуются из детей обеспеченных родителей. Больше всего наркоманов опять-таки среди таких детей. Слишком заботливые родители вселили в них чувство «я не справлюсь». Поэтому они плохо подготовлены к встрече с трудностями. Эти дети ищут себе сильных защитников с большими деньгами, рядом с которыми они еще больше будут чувствовать себя слабыми и неготовыми к реальной жизни. Возможен и другой вариант, когда дети постоянно зависят от родительских денег, так и не приобретая самостоятельность. О реализации души тут не может быть и речи.

Любовь без слабости

Родители должны с первого же дня заставить ребенка понять, что не намерены повиноваться любой его прихоти, иначе, когда они попытаются противодействовать ему по прошествии некоторого времени, будет уже поздно. Родители, балующие детей сверх меры, способствуют развитию таких черт характера, как неблагодарность и себялюбие. Мудрые родители любят детей истинной любовью, воспитывают и облагораживают их, ведут к совершенству.

До тех пор, пока родители настолько привязаны к детям, что боятся заняться собой покинуть их для собственного совершенствования, дети не могут развиваться. Речь идет, естественно, о расставании на ментальном плане (умственном), иными словами, это вопрос об отходе от ошибочных представлений о любви.

Один юноша попросил у матери денег для оплаты своих экстравагантных затей и пригрозил в случае отказа покончить с собой. Мать ответила ему на это: «Вперед, мой мальчик. Общество не нуждается в людях, подобных тебе. Я надеялась, что ты станешь достойным человеком, а ты ведешь себя, как обыкновенный попрошайка». Благодаря смелости матери, юноша смог критически взглянуть на свой образ жизни, изменить его и по прошествии многих лет признал, что мать спасла его. Если бы она дала тогда ему деньги, он стал бы настоящим преступником.

Большинство родителей как раз это и делают, любовь их слепа. Сами они неразумны и слабохарактерны настолько, что превращают своих детей в потенциальных преступников. Они пытаются оправдать недостаток твердости и сознательного отношения к воспитанию детей фразой: «Мы же их так любим!» Это не истинная любовь.

Среди людей, которые считают, что любят своих детей, есть и такие, которые покупают мужей своим избалованным и потерявшим всякие границы дочерям. Душа дочери их не волнует. Кого она родит от такого брака, основанного на родительских деньгах, трудно представить. Что за души и с какой разрушительной программой приходят в такие семьи? Мнимая любовь родителей вызывает у внуков к реализации самые негативные задатки.

Глава 10

Энергетические центры

Родители играют важную роль в становлении энергетических центров – чакр – в теле ребенка. Понятие чакры теперь уже знакомо многим. Под чакрами понимают энергетические образования – центры, которые руководят наполнением физического тела необходимыми для жизни энергиями. Основные чакры, располагаясь по вертикальной оси нашего тела, раскрываются постепенно, в течение определенного времени, снизу вверх. С каждой чакрой связана не только энергетическая насыщенность определенного уровня тела и работоспособность соответствующего органа, но и эмоциональное и духовное развитие человека. Без правильно поставленных энергетических центров ребенок не сможет раскрыть и реализовать программу души. Чакры развиваются и устанавливаются постепенно с самого рождения и до подросткового периода. Они должны занять свое место в физическом теле человека. У людей, чакры которых не смогли найти свою правильную локализацию и закрепились в смещенном варианте, всю жизнь будут наблюдаться эмоциональные, психофизические и духовные нарушения. Поэтому очень важно, чтобы чакры установились в положенный период развития физического тела. Для того чтобы в теле девочки эти центры выстроились должным образом, ей необходим душевный контакт с отцом или нахождение в местах скопления мужской энергии. Иначе говоря, бывать там, где большое количество мужчин обмениваются энергиями через общение и мужские интересы. Поэтому хорошо было бы, если бы матери иногда водили их в такие места. Стадионы и спортивные площадки являются хорошим накопителем мужской энергии.

Для мальчика, что очевидно, необходимо душевное участие матери, ее вера в его способности и возможность самостоятельно развиваться.

Правильное развитие каждой чакры зависит и от тех событий и их осознания, которые встречает ребенок. Понимание родителями того периода, в котором находится их ребенок, и правильные действия создадут необходимые условия для гармоничного формирования и развития чакр.

Теперь давайте немного ознакомимся с ними. Чтобы не искать сведения о чакрах в другой литературе и иметь удобное пособие всегда под рукой, я посчитала необходимым поместить эти сведения в книге.

Характеристика чакр

Энергетическое тело человека, чакры, связаны с душой. Они более чувствительны, чем физическое тело, которое является щитом для них в физическом мире. Именно с них начинаются проблемы, которые затем переходят на организм болезнями и болями. Чакры образуются пересечением энергетических каналов (меридианов) в теле человека. Энергия меридианов создает в физическом теле замкнутый круг, так как все меридианы связаны. Таким образом, нарушение в одном меридиане, вызывает проблемы в последующих. Каждая из чакр имеет свой уровень энергии и свое влияние на работу физических органов.

1-я-КОПЧИКОВАЯ ЧАКРА МУЛАДХАРА , которая расположена у мужчин в основании позвоночника, а у женщин – между яичниками. Она считается самой главной, иногда ее называют чакрой «выживания». Именно здесь создается неповторимая, индивидуальная энергия каждого человека, она дает уверенность, стабильность. Формируется она и выстраивается к первому году жизни.

Фундаментальным свойством муладхары является невинность, которая формирует каждый добродетельный характер. Блокировка и дисгармония этой чакры приводит к дисгармонии по всей системе чакр. Когда чакра блокирована – мы ничего не понимаем и готовы спорить и доказывать что угодно, лишь бы доказать. И если вы заводитесь по пустякам – это значит, что чакра не в порядке. Настраивается чакра на красный цвет. Энергия красного цвета дает физическому телу человека подвижность, здоровье и силу. Муладхара резонирует с энергетическим полем вегетативных процессов, определяет физическую структуру, обоняние, половое влечение.

С нарушением этой чакры связаны: болезни крови и печени, лихорадка, оспа, нарывы, лишаи, воспаления, кровотечения.

2-я-ЧАКРА СВАДХИШТАНА(Свахистхатана) расположена у мужчин между половым органом и простатой, у женщин на уровне матки. Иногда ее называют «СЕЛЕЗЕНОЧНОЙ» чакрой. Ее формирование и становление проходит, обычно, до 12–14 лет.

Свадхиштана связана с системой кровообращения и репродуктивной системой. Через этот центр энергии вы воспринимаете эмоции других людей. Психическая способность ощущать то, что чувствуют другие люди, называется «явночувствительность». Она помогает вам чувствовать опасные ситуации. Эта чакра также отвечает за врожденные свойства, за производство семени, яйцеклетки и реализацию на уровне физического мира того, что может создать наш мозг, дает такие качества, как терпение, выносливость, уверенность в себе, общее здоровье. В ней нет никакого различия между творческими и репродуктивными образами. Создать книгу или ребенка – главное создать.

Здесь поляризуется на эмоциональном уровне такое состояние, как единство – разобщенность. Когда работа чакры нарушена, вы перестаете чувствовать себя единым с книгой, со своим ребенком, с обществом. Чувствуете, что вы чужой. Это может перерасти в маниакальное состояние обиды и оправдания страстей (пьянство и т. д.): «я никому не нужен», «меня никто не любит», «меня все обижают…» и такое эмоциональное неравновесие приводит к нарушению мочеполовой системы. С этой чакрой связано возбуждение сексуальных чувств и сопровождающие их усталость, оцепенение, жестокость, подозрение, презрение.

Свадхиштана настраивается на чистый оранжевый (без примеси красного) цвет и дает человеку уверенное состояние объединения со всем миром.

Центр резонирует с эфирным полем человека и воздействует на соматику. Ведает вкусом и пищеварением, что определяет репрезентативные точки органов – язык и полость рта, подтверждая там самым пользу тщательного пережевывания.

С нарушением чакры связаны: болезни мочевого пузыря, лихорадка, туберкулез, диарея, отеки, колики, колит, заболевания глаз, анемия, диабет и рак.

3-я ЧАКРА МАНИПУРА(Манипурака или Наби) – подчревный центр над пупом, солнечное сплетение. Ее формирование, в основном, происходит до младшего школьного возраста.

Она является точкой распределения психической энергии в теле, дает решимость, силу воли, индивидуальность. Ассоциируется с феноменом зрения, анусом, влияет на симпатическую нервную систему и эмоции. Девять ветвей этой чакры касаются производства сна и жажды впечатления. С ней связаны такие качества, как ревность, стыд, страх, изумление, которые и нарушают ее действие.

Манипура отвечает за усвоение энергии из пищи и за общение между людьми. Работа ее зависит от правильности питания. Здесь закладываются эмоции: интерес – обида. Вы обижены на кого-то, на весь мир или вы стремитесь к общению, вам интересны люди. В зону влияния этой чакры входят: селезенка, желудок, печень, желчный пузырь, поджелудочная железа. На уровне ее дисбаланс энергий затрудняет вывод из организма отработанных материалов, и тогда нарушается работа перечисленных выше органов.

Дисбаланс наступает здесь и тогда, когда вы начинаете отрицать настоящее время. Нет состояния открытости к настоящему.

Для таких людей в настоящем уже ничего не происходит, все в прошлом. Здесь собираются такие эмоции, как: враждебность, ярость, они являются зарождением эмоций личной власти.

Настраивается чакра на чисто желтый цвет. И тогда вы в форме, вы готовы общаться, вам интересны люди, их заботы. Вы готовы прийти на помощь.

Манипура взаимодействует как основной распределитель энергии физического тела и через эфирное тело влияет на астральное (эмоциональное). Тем самым определяется целостная реакция организма. Манипура координирует зрение и движение, что объясняет расположение точек на радужной оболочке глаз и подошвах.

C нарушениями в этой чакре связаны: болезни циркуляторные, все костные нарушения, болезни сердца, паралич лица, подагра и головные боли.

4-я ЧАКРА АНАХАТА– СЕРДЕЧНЫЙ ЦЕНТР – находится на уровне сердца и является чакрой любви, нежности, сострадания, доброжелательства, исполнительности. Эгоистические чувства: надежда, тревога, сомнения, угрызения совести, самодовольство, эгоизм – нарушают ее работу.

У многих людей ее формирование и раскрытие занимает всю жизнь и более.

Она отвечает за равновесие духовного и физического, за энергию любви и гармонии в нашей душе. Зона ее влияния охватывает кровь, кровеносную, эндокринную, иммунную системы.

Анахата влияет на осязание. С ней связаны проблемы души. Она отвечает за эмоции уверенности, за состояние «Я», за состояние свободы и за страх потери. Когда вы отрицаете желание своего сердца любить весь мир, людей – это приводит к ее блокировке. Иногда нарушение связано с недостатком любви к себе. Надо уважать и любить себя, но не больше, чем других.

Этот центр настраивается на чисто зеленый цвет (малахит). Зеленая энергия способствует синтезу предшествующих и последующих энергоинформационных ступеней на чувственном сердечном уровне. Это энергия любви, сострадания и вселенской гармонии.

Это так называемая Чаша, где собирается все лучшее от всех воплощений. Средоточие излучений духа. Анахата воспроизводит влияющие на подсознание образы, что способствует выработке привычек и, в конечном счете, характера. Точки расположены на ладонях.

Нарушения работы этой чакры вызывают: болезни нервной системы, кожи, истерию, глухоту, запоры.

5-я ЧАКРА ВИШУДХА(Висхудха) – ГОРЛОВАЯ, находится в области щитовидной и паращитовидной желез. Является чакрой коммуникации. Она регулирует гортань и другие органы артикуляции.

Ее формирование и раскрытие происходит постепенно и в течение всей жизни человека. Однако блокировки общения и комплекс неполноценности, заложенные в детстве, становятся серьезной преградой на пути ее формирования.

Вишудха реализует вход и выход сигналов в теле. От нее зависит словесное общение, правильный выход звуков и синхронизация с корой головного мозга, коммуникабельность, экспрессивность, творческий потенциал, вдохновение. Горловой центр можно назвать воплощением и материальной формой физического ума.

Сфера его влияния: бронхи, голосовые связки, щитовидная и паращитовидная железы. Перерасход энергии этой чакры или недостаточная реализация ее ведут к нарушению ее работы, и тогда заболевают органы, с которыми она связана.

Вишудха настраивается на голубой цвет.

С ней связано «яснослышание», через нее вы воспринимаете свой внутренний голос. Он дает возможность видеть, слышать и ощущать неземную гармонию звуков, красок и форм.

Центр синтеза, анализа и логики. Вишудха определяет внешнее полевое взаимодействие в целях адаптации. От адаптации до осознания себя в Боге. Она занимает верхнее положение среди центров тела.

С нарушениями в этой чакре связаны: болезни лимфы, кожи, старение, диабет, инфекции и низкое кровяное давление.

6-я ЧАКРА АДЖНА(Айна или Агни, Третий глаз, Глаз Брамы) – находится на уровне нервного центра между бровями. Его физический орган – шишковидная железа.

Эту чакру еще называют «ТРЕТЬИМ ГЛАЗОМ». Формирование и развитие ее возможно только у самых продвинутых людей, души которых уже много раз приходили на Землю и имеют достаточно духовного опыта. Ускоренное раскрытие этой чакры, ставшее модным последнее время, приводит к сильным нарушениям в психике и серьезной остановке в развитии души.

От Аджны зависит интуиция, внутреннее зрение, интеллектуальные и психические способности человека, мечты, оригинальность, озарение, воображение, способность к визуализации, сострадание, вежливость, терпение, самоотречение, задумчивость, серьезность, ревностность, решимость, решительность, великодушие и т. д. Она дает «ясновидение» – способность создавать зрительные образы.

Настраивается Аджна на глубоко синий цвет (индиго), который вносит в чувственное восприятие гармонии и красоты мира связующий стержень разума. Этот центр определяет гармоничность нашего развития, а его раскрытие – это видение событий вне времени и пространства.

С блокировкой Аджны связаны головные боли.

Нарушения в этой чакре вызывают: болезни горла, эмоциональную неуравновешенность, параличи, болезни печени, ожирение, рвоту, опухоли.

7-я ЧАКРА САХАСРАРА(САХАШРАДАЛА или центр Колокола) – это верхний нервный центр в темени головы.

От нее зависит стратегический ум, она интегрирует чувства, боль. Раскрываясь, эта чакра приводит в гармонию нас с нашим Высшим Я. Она дает состояние Космической любви, просветление, связь с Космическим Сознанием. Раскрытие этой чакры означает, что душа заканчивает «школу жизни» на Земле.

В ней сливаются дух и тело. Она настраивается на чисто фиолетовый цвет.

Сахасрара дает разуму четкость и ясность мышления, направляет воображение человека к глобальному видению общих и частных явлений и законов природы.

Руководит зрением и слухом не только физическим, но и духовным. Люди с раскрытым мозговым центром чаще всего вступают в контакт с обитателями Тонкого мира.

На полевом уровне раскрытие этого центра характеризуется преобладанием выпуклости на черепе. Вероятно, поэтому Будды изображаются с выпуклым теменем.

С нарушением в этой чакре связаны: эмоциональные болезни, нарушения зрения и язвы.

Глава 11

Подготовка к школе

Так много сейчас внимания уделяется подготовке к школе, что кажется, будто ребенок рождается для школы, но не школа создана для подготовки ребенка к взрослой жизни. Много сил и времени теперь отнимается у детей на принудительные и еще совсем непонятные им занятия. «Зачем это все нужно?» – спрашивают дети. – «Я так хочу погулять и познакомиться с этим миром, в который недавно пришел», – звучит в их душах.

За последнее время школа была модернизирована и усовершенствованна. Появилось много техники, здания стали просторными и светлыми. Однако, все эти усовершенствования коснулись только внешней стороны. В прошлом меньше придавали значения внешним аспектам. Порой школа размещалась в маленьком помещении и не хватало пособий, но из нее выходили благородные люди, сильные духом. В настоящее время материальные условия стали значительно лучше, и выпускники современных школ могут поразить нас своим объемом знаний, но отнюдь не силой духа и благородством.

Возможно, трудности, которые приходилось преодолевать школьнику былых времен, пробуждали в его характере такие черты, которые помогали выстоять в сложных ситуациях и найти свое место в жизни. Чересчур комфортная жизнь усыпляет.

Единственный способ достичь результатов в воспитании заключается в том, чтобы учителя и воспитатели сами стали бы примером для детей.

Большинство детей, пройдя период школьного обучения, получают сильные душевные травмы и весьма ограниченное представление об окружающем мире. Школьные программы уже давно не рассчитаны на пробуждение и поддержку интереса у детей к окружающему миру. Перегрузки и навязывание огромного количества знаний, которые не успевают «перевариться» ребенком и только отбивают всякий интерес к дальнейшему обучению, – теперь не редкость. Выходя из стен школы, все чаще выпускники ощущают свою полную неподготовленность и ограниченность. Кроме представления об определенном «табеле о рангах», у многих детей больше ничего нет. Привыкнув различать друг друга, как «хороший ученик», «двоечник», «любимчик», подростки испытывают огромные трудности в вопросах самоутверждения и определения «дела всей жизни».

Во многих культурах мира существовало четкое представление о том, что подрастающее поколение должен воспитывать мудрый и уважаемый наставник. Такими наставниками молодежи становились самые умные и продвинутые члены общества. Поэтому, уважение к учителю было безмерно. Как может учить детей тот, кто боится жизни и из-за недостатка талантов и возможностей не смог найти себе места и «осел» в школе?

Человек, развитие которого остановилось и ограничилось только школьной программой, учит детей этой ограниченности!

Но вернемся к дошкольному периоду. Дошкольный период – это огромный этап воспоминаний души и вхождения в мир. Так много надо познать самому и сделать соответствующие наблюдения. Взрослые, вечно спешащие и воспринимающие мир сквозь опыт стрессов и неудач, не видят многого. Зарабатывание денег, престиж и свои проблемы не дают им остановиться и раствориться в единстве с миром. Большинство людей даже потеряли способность расслабляться и радоваться природе. По лесу они бегают только за грибами и ягодами, в озере плавают на скорость или чтобы освежиться. Как понять им маленького ребенка, для которого весь мир только открывает свои таинства?

Мама тащит за руку малыша, ей нужно успеть еще на работу или купить еды. Малыш увидел веточку, она шевелится, и что-то тайное отзывается в его душе. Он вдруг услышал голос из своего прошлого, это очень важно для него. Мама сердится, дергает его за руку и ругается. Весь мир потемнел и покрылся слезами обиды и непонимания. Такое состояние собственной незначимости охватывает малыша. Никакие конфеты и обещания сводить в зоопарк не помогают. Что значит эта конфета или поездка в зоопарк по сравнению с тем, что он испытал сейчас в своей душе и что так грубо было прервано?

Самое удивительное, так это то, что если дать возможность малышу проявлять свои интересы и самому делать выводы, учеба в школе будет ему легко даваться и не занимать все его свободное время.

Чем меньше знаний взрослой жизни обрушится в дошкольный период на ребенка, тем успешнее будет его дальнейшая жизнь, и обучение в школе не станет его единственным достижением. Как много детей теперь проявляют ранние знания взрослого мира, но кем они становятся после школы? Здесь можно вспомнить и о тех «вундеркиндах», которые блеснули в школе, пройдя ее за короткий срок, так ли успешен их дальнейший путь, что с ними стало? Их детство «украдено»: рано начав взрослую жизнь, они оказались неподготовленными к ней на всех остальных уровнях, кроме знаний. В каждый возрастной период должно оформиться и укрепиться определенное состояние психофизиологического и духовного совершенствования человека. Нельзя оценивать рост только по одному параметру.

Цивилизация и стремительно развивающаяся техника заставляют начать процесс обучения очень рано. Почему-то считается, что если ребенок уже начал говорить и интересоваться всем, что связано с цивилизацией, значит, он готов к обучению. Многим родителям доставляет радость, когда маленький ребенок знает название звезд, планет, может отличить марки машин, поверхностно ухватил какую-то часть знаний и говорит об этом, «умиляя гостей». Но нужно ли все это?

К 6–7 годам происходит разделение общей ауры мама-ребенок. Это очень болезненный процесс для обоих. К моменту деления им необходимо набрать достаточно сил и энергии, а для этого ребенок не должен прерывать контакта с тонкими планами Космоса. Процесс обучения конкретным знаниям зависит от усиленной работы левого полушария мозга. Если правое полушарие связано с интуицией, творчеством и всем тем, что несет красоту и неординарность восприятия многообразия этого мира, то с левым полушарием связаны противоположные функции.

Конкретное мышление, концептуальные представления, ограничивающие способность неординарно мыслить, логическое мышление – вот некоторые из тех функций, за которые отвечает левое полушарие. Если правое полушарие «открывает выход в космос», то левое закрывает его.

Душевность, сопереживание, ощущение боли и радости других людей – вот что дает человеку правое полушарие. Это первое, и ему необходимо развиться в ребенке. Красота и многообразие мира, собственные наблюдения и ощущения должны лечь в основу всего опыта и знаний, которые будут получены ребенком позже. Слишком раннее обучение и навязывание своих знаний о мире взрослыми закрывает возможность развития правого полушария.

С ранним обучением связаны многие явления, наблюдающиеся сейчас в общении детей и родителей. Ушло тепло и душевность. Дети становятся слишком рассудительными, логичными и материалистичными. Сказка, волшебство, мечтательность, поэзия – все это уходит слишком быстро из жизни детей. Пустые холодные глаза, в которых нет душевного света, – вот плоды цивилизации и раннего обучения.

Первые семь лет развивается самосознание ребенка, он видит все через свою личность. Детям сложно в это время отличить объективное от необъективного, так как они полностью живут в своем мире. Они обладают интуитивным осознанием вещей. Нет разделения между «Я» и «ТЫ». Еще не сформировались представления о себе. Ребенок обладает целостным отношением к миру. Еще нет того комплекса идей о себе, которые он получит с помощью родных и окружающих его людей. В каждом предмете он видит тайну, которую стремится распознать. Меньше навязывайте ему своих представлений о людях и мире. Давайте развиться исследовательскому дару, который перейдет в талант. Вы еще будете гордиться теми его способностями, которые не закрыли в раннем детстве.

Глава 12

Мужчина и женщина в семье

Мы уже поднимали эту тему в предыдущих главах. Однако, в связи с тем, что данный вопрос оказывает огромное влияние на жизнь и развитие человека и на реализацию программы его души, я считаю необходимым остановиться здесь еще раз на этом. Веками сложившееся убеждение в том, что вся домашняя работа должна обязательно делиться на мужскую и женскую – устарело. Последние десятилетия доказывают необходимость пересмотреть консервативные взгляды на роль мужчины и женщины в семье и доме. Многие женщины сейчас проявляют себя более успешно в социуме, чем мужчины. Нередким является такое положение в семьях, когда жена зарабатывает больше мужа, и служебная карьера ее складывается более удачно. Дома же для многих женщин сохраняется патриархальное рабство. Проработав целый день и устав не меньше мужа, женщина обходит магазины и покупает продукты. Мужчина с газетой у телевизора нетерпеливо ожидает ужина. Прибежав домой, женщина отправляется сразу на кухню. Муж может даже изобразить из себя недовольного и обвинить жену в нерасторопности. Воспитание детей, проверка уроков и так далее тоже включается в прерогативу женщины. Ревностное отношение к возможности женщины реализовать себя и ее успешность и занятость, в сравнении с мужской незатребованностью, приводит многих мужчин к алкоголизму, увлечению футболом, политикой или бесцельному существованию. Получив от природы большую физическую силу, они сами изолировали себя от ее применения. Застойные мужские энергии вырываются наружу агрессивностью, проявляются раздражением, импотенцией и ранней старостью. Так много преследующие женщину за старение и непривлекательность, многие ли мужчины выглядят привлекательно и молодо? Вы никогда не задумывались, почему мужчины бегают за молоденькими женщинами? На это есть две причины.

• Измученные непосильной нагрузкой на работе и дома, женщины теряют интерес к мужчине и перестают заниматься своей внешностью. Они рассматривают мужчину, скорее, как обузу. Главной их задачей становится: вырастить детей и выдержать длительную нагрузку. Теперь уже не до привлекательного вида.

• Рядом со своей сверстницей, реализовавшейся и успешной, мужчина теряется и блекнет. Его старый потертый вид смотрится контрастом со свежестью и молодостью его ровесницы. Это заставляет искать молоденькую и еще не успевшую стать успешной женщину. На ее фоне потертый мужчина выглядит молодцом.

Для того чтобы убедиться во втором утверждении, посмотрите на фотографии встреч одноклассников, которые произошли через 10–20 лет по окончании школы. Вы увидите, как разительно стары мужчины по сравнению с женщинами. Поразителен тот факт, что только женщины стараются сохранить свою гибкость и молодость. Мужчины мало следят за телом. Костюмы и прическа – это то единственное, за чем они вообще следят. Чем старше, солиднее, упитаннее выглядит мужчина, тем больше его рейтинг. Для женщин все наоборот. Если для мужчин время реализации и социального роста от 25 лет до 40, то у женщин эта планка сдвинута. Многие женщины сейчас только начинают жить в 35–40 лет после того, как вырастут дети. Домашние хлопоты, уроки, детские болезни, наконец, отходят в прошлое, и начинается свобода.

Сама жизнь, которая в последнее время все большее место предоставляет женщинам, уводит общество от патриархата. Мужское главенство мягко сменяется женским. Борьба за то, кто «хозяин», по-прежнему продолжается. Но давайте теперь разберемся, на самом ли деле должен быть «хозяин»?

Если в древние века мужчина брал на себя функцию защитника, то теперь никого защищать в такой мере не надо. Тогда принадлежность сильному самцу давала защищенность и возможность выжить. Теперь мы живем не в лесу, дикие звери сидят в зоопарке и колоть дрова нам приходится не часто. Физическая сила в настоящее время не дает той защищенности, которую приносит нам материальное благополучие и знания. Кто же в семье соответствует новым требованиям? На самом ли деле мужчины так умны и обеспечены, а женщины – так глупы и слабы? Все теперь учатся вместе в школе, институте, работают и добиваются высот карьеры. Почти не осталось чисто женской и чисто мужской работы. Если женщины так глупы, так почему большинство воспитателей и учителей именно женщины? Ведь почти девяносто процентов характера, знаний, опыта формируется именно в детском возрасте.

Отец семейства имеет комплекс неполноценности. Его общение с людьми проходит тяжело. Будучи неглупым, он зарекомендовал себя на работе, как хороший сотрудник, но с тяжелым характером. В начальники он так и не вышел. Считая, что все его на работе обманывают и обирают, он компенсирует это в семье. Его жена, талантливый специалист в той же области, дома молчит о своей работе и достижениях. Рабочий стол, занимающий половину комнаты, принадлежит только мужу. Покупая большое количество всяких приборов и инструментов, он компенсирует свою обделенность на работе. Считая, что он вправе заботиться о своих интересах, мужчина половину зарплаты тратит на них, покупая все то, что дополняет построение его загроможденного стола. Максимально экономя деньги «на семью», он преследует ревностью жену и не разрешает ей «никаких украшений, косметики и парикмахерской. Это все для проституток», – говорит он. Решив прославиться еще в одной области, которую не знает жена, мужчина стал заниматься фотографией. Его работы выставляются вместе с фотографиями других сотрудников в клубе организации, где он трудится. Для своих фотографий он выбирает моменты из жизни своей дочери, когда она выглядит непривлекательно. Его умиление от получившихся на фотографии подростковых угрей на ее лице или некрасивой позы создает комплекс неполноценности у дочери. Девочка растет в квартире, стены которой увешаны уродующими ее фотографиями. Подсознание отца подсказало ему, что так не надо будет тратить деньги на ее украшения, одежду и внешность. Боящаяся даже своего отражения в зеркале, девушка пришла на прием по поводу нервных тиков и истеричных состояний. Этой девушке удалось помочь. Она впервые взглянула на свое красивое лицо и удивилась. Нервные тики прошли вместе с истериками. Самоуважение резко стало повышаться. Девушка успешно поступила в институт.

Теперь давайте посмотрим на ту роль, которая отводится мужчине в семье. Хозяйство, приготовление пищи, воспитание детей – все это отдано женщине. Что же остается мужчине? Сверление стен и вешание полок нельзя осуществлять каждый день. Что же остается? Изображать, что он устал больше жены? Так как мужчины сами вывели себя из повседневных забот и мелких радостей жизни семьи, то им осталась только роль наказывателя. «Вот придет отец, я ему все расскажу!» – кричит мать, не зная, как еще воздействовать на ребенка. Многих детей приучили бояться расправ отца, даже если их никогда не было. Отгораживая отцов от детей и хлопот по дому, женщины отбирают у мужчин целый мир. Несомненно, все это происходит с согласия мужчин.

В семье две дочери. Отец, не умеющий общаться с людьми, взял на себя роль «непонятого таланта». Мать семейства, угнетаемая в детстве своим отцом, постоянно боится всех и вся. Спрятавшаяся в раковине собственных страхов, она не может найти общего языка с дочерьми. Единственный метод воздействия, считает она, это расправы отца. Каждый день, по возвращении отца с работы, она ему жалуется на дочерей. Самые мельчайшие проступки девочек раздуваются ей до неимоверных размеров

Наши рекомендации