Нарушения, при которых пост считается недействительным.

Нарушения поста бывают четырёх видов:

1. Нарушения, являющиеся греховными и обязывающие нарушившего возместить день поста и совершить искупление.

К этому виду относятся: преднамеренное совокупление в день поста.

Искупление этого: Отпустить раба, если его нет, то соблюдение поста в течение двух месяцев подряд. Если же это является невозможным для этого человека, то следует накормить 60 бедняков, а если и это является невозможным, то это откладывается до тех пор, пока не появится такая возможность.

2. Нарушения, также являющиеся греховными, но обязывающие нарушившего восполнить только один день поста во внеурочное время. К числу этих нарушений относятся:

•преднамеренный прием пищи и питья;

•преднамеренное семяизвержение;

•преднамеренный вызов рвоты;

•использование питательных инъекций;

•кровопускание с целью ослабить свой организм.

3. Дозволенные нарушения. К их числу относятся прерывание поста путником и тем, у кого появилась головная боль, а также теми, кто опасается за своё здоровье. Могут прервать пост беременные и кормящие грудью женщины, как было сказано об этом выше.

4. Обязательные нарушения. Это имеет отношение к тем, кому поститься запрещено. Имеются в виду женщины во время менструаций и в период послеродового очищения, длящегося до сорока дней.

Предупреждения:

•Тот, кому предписан внеурочный пост, должен стремиться восполнить его до наступления следующего Рамадана.

•Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «И пусть за умершего, которому предстояло соблюдать пост, постится (кто-нибудь из его) близких». (аль-Бухари и Муслим).

В другой версии у этого хадиса есть следующее добавление: «...если пожелает». (аль-Баззар).

Этот хадис указывает на то, что если мусульманин умер, не возместив пропущенные дни поста или пост по обету, то поститься за него следует кому-либо из числа его близких родственников. Это распространяется на любые виды обязательного поста. См. “Субуль ас-Салям” комментарий к хадису 634.

О некоторых вопросах, имеющих отношение к посту.

•Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пост того, кто по забывчивости поест или попьёт, не нарушен, ибо поистине, это Аллах накормил и напоил его». (аль-Бухари и Муслим).

•Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если рвота наступила непроизвольно, то не следует возмещать пост; если же рвота была вызвана сознательно, то пост необходимо возместить». (Ахмад).

•Сообщается со слов жён пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ‘Аиши и Умм Салямы (да будет доволен ими Аллах), что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, встречал рассвет, будучи в состоянии осквернения после ночи, проведённой с женой, затем он, да благословит его Аллах и приветствует, купался и начинал поститься. (аль-Бухари и Муслим).

•Сообщается, что 'Амир ибн Раби'а сказал: “Я видел посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, несчётное количество раз, чистящим зубы сиууаком (зубочисткой) в то время, когда он постился ”.(Ахмад, Абу Дауд). Примечание: Нельзя глотать сок от сивака, и также маленькие палочки, отделяющиеся от сивака их нужно сплюнуть.

•Сообщается, что Ибн 'Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что старому человеку было позволено не соблюдать пост и не возмещать его, но было велено накормить по одному бедняку за каждый пропущенный день. (ад-Дарукъутни, аль-Хаким).

Дополнительные виды поста.

Абу Умама аль-Бахили (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “(Однажды) я пришёл к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: “Вели мне делать что-нибудь такое, что позволит войти мне в Рай”. Он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тебе следует соблюдать пост, ибо поистине, нет ничего равного ему». А потом я пришёл к нему ещё раз, и он, да благословит его Аллах и приветствует, снова сказал: «Тебе следует поститься»”. (Ахмад, ан-Наса’и).

Приветствуется пост, в следующие дни:

•В день Арафатане совершающим хадж, (т.е. в девятый день зуль-хиджа);

Сообщается от Абу Катады (да будет доволен им Аллах), что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Пост в день Арафата служит искуплением грехов прошедшего и настоящего года».(Муслим).

•В день ‘Ашура, (десятое мухаррама);

Когда мусульмане переселились в Медину, они увидели, что иудеи постятся в этот день. Таким образом, иудеи благодарили Всевышнего за то, что в этот день Он спас Мусу (мир ему) и израильтян от войска фараона. Тогда пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказав: «Я имею больше прав на Мусу, чем вы». (аль-Бухари). - повелел мусульманам поститься в этот день. А для того, чтобы мусульмане не уподоблялись иудеям, он, да благословит его Аллах и приветствует, также велел им поститься один день до или после этого. Пост в этот день был обязательным до ниспослания повеления поститься в месяце Рамадан. О достоинстве соблюдения поста в день ‘Ашуры посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Он служит искуплением (грехов) прошедшего года». (Муслим).

•Большую часть ша’бана, особенно первую половину месяца;

‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: “Ни в одном месяце пророк , да благословит его Аллах и приветствует, не постился больше, чем в ша’бане, и бывало так, что он, да благословит его Аллах и приветствует, постился в течение всего ша’бана, за исключением малой (его части)”. (аль-Бухари и Муслим).

Сообщается, что Усама ибн Зайд (да будет доволен им Аллах) спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “О посланник Аллаха, я не видел, чтобы ты когда-нибудь постился так, как постился в месяце ша’бан”. Он, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Люди забывают об этом месяце в промежутке между раджабом и Рамаданом. В этом месяце деяния возносят к Господу миров, и мне хочется, чтобы мои деяния были вознесены, когда я соблюдаю пост».(Абу Дауд и ан-Наса'и).

•Шесть дней шаууаля;

Передают от Абу Аюба аль-Ансари, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто постился в Рамадан, после чего соблюдал пост в течение шести дней шаууаля, подобен постившемуся непрерывно (т. е. в течение всего года)». (Муслим).

•Первые девять дней зуль-хиджа;

Передают со слов жены Хунайда, что некоторые жёны пророка, да благословит его Аллах и приветствует, говорили, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, постился в течение девяти дней в месяце зуль-хиджа... (Абу Дауд, ан-Наса'и).

Сообщается, со слов Ибн 'Аббаса (да будет доволен им Аллах), что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет любимей для Аллаха благодеяний, чем благодеяния совершённые в первые десять дней месяца зуль-хиджа» Его спросили: “И даже чем джихад на пути Аллаха?” Он, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «И даже чем джихад на пути Аллаха, если не считать человека, вышедшего на пути Аллаха, рискуя своей жизнью и своим имуществом и не вернувшимся ни с чем из этого». (аль-Бухари, Абу Дауд, ад-Дарими, Ибн Хузайма).

В эти дни приветствуется не только соблюдение поста, но также и другие виды поклонения, например, совершать больше дополнительных молитв, читать много Коран, раздавать милостыню, больше поминать Аллаха и призывать благословение для пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Что же касается поста, то можно соблюдать его только первые девять дней, поскольку десятое число месяца зуль-хиджа – это праздник Жертвоприношения (къурман байрам), и в этот день поститься запрещено.

Первые десять дней месяца зуль-хиджа – это лучшие дни в году, а самыми лучшими ночами, являются ночи месяца Рамадан.

•Месяц аль-мухаррам(первый месяц мусульманского календаря);

Сообщается от АбдуЛлаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах), что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Наилучшим постом после (поста в) месяце Рамадан, является (пост) в месяце Аллаха - мухаррам». (Муслим).

Что же касается того, почему пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, постился в ша’бане больше, чем в другое время (не считая Рамадана), ан-Науауи (да смилуется над ним Аллах) говорит так: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не постился в месяце мухаррам так же усердно, как он, да благословит его Аллах и приветствует, постился в ша’бане, потому что знание о превосходстве поста в мухарраме было ниспослано ему в конце жизни”.

•Три дня ежемесячно, но особенно во время полнолуния (т. е. тринадцатого, четырнадцатого, пятнадцатого числа лунного календаря);

Передают от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Соблюдение поста по три дня ежемесячно (подобно) постоянному посту».(аль-Бухари и Муслим).

Объясняется это тем, что каждое благое дело будет вознаграждено в десятикратном размере, (как сказано об этом в хадисах), поэтому трёхдневный пост в течение месяца равнозначен тридцатидневному, а если мусульманин будет соблюдать такой пост ежемесячно – это равнозначно тому, что он постится круглый год.

•В понедельник и четверг;

Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Дела (людей) предоставляются (Аллаху) в понедельник и в четверг, и я хочу, чтобы мои дела представлялись в то время, когда я соблюдаю пост». (ат-Тирмизи).

•Через день;

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Любимым постом для Аллаха Всевышнего является пост Дауда, постился же он через день».(аль-Бухари и Муслим).

•Пост сражающегося на пути Аллаха;

Передают со слов Абу Са'ида (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Лицо любого раба, который в течение одного дня будет соблюдать пост на пути Аллаха, Аллах непременно удалит от Огня за этот день на семьдесят лет». (аль-Бухари и Муслим).

•Приветствуется также соблюдение поста холостяком, не имеющим возможности жениться.

Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть женится тот, кто может (жениться), поскольку это в наибольшей степени способствует потуплению взоров и защите половых органов; тому же, кто жениться не может, следует поститься, ибо пост сдерживает похоть».(аль-Бухари).

Примечания:

• ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Я никогда не видела, чтобы посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, постился в течение всего месяца, если не считать Рамадана”. (аль-Бухари и Муслим).

•Если добровольный пост был прерван, по уважительной причине или без неё, то его возмещение не является обязательным, но большинство учёных считают это желательным.

Сообщается, что когда Абу Са‘ид пригласил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижников в гости, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал человеку соблюдавшему пост: «..сейчас разговляйся, а затем возмести этот пост, если пожелаешь». (ат-Табарани, аль-Байхакъи).

•‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала, что однажды днём пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вошёл к ним и спросил: «Есть ли у вас что-нибудь поесть?» Они сказали: “Нет”. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тогда я начну поститься». (Муслим).

Этот хадис указывает на то, что мусульманин может закрепить в своей душе намерение на соблюдение добровольного поста даже после наступления рассвета, если только он не совершал действия, нарушающие пост, после наступления времени утренней молитвы. Это касается только добровольного поста, и большинство учёных считает, что при таком посте награда будет только за часть дня.

Что же касается обязательных постов таких, как пост в месяце Рамадан, искупительный пост или пост для выполнения обета, то намерение следует закреплять ночью до утренней молитвы.

13 Запрещается соблюдение поста в следующие дни:

1. В дни праздников – праздника Разговения или Жертвоприношения (‘Ид аль-Фитр и ‘Ид аль-Адха);

Абу Са'ид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал поститься два дня в году: в день Разговения и в день Жертвоприношения. (аль-Бухари и Муслим).

2. В течение 11-го, 12-го, 13-го ат-ташрикъа в зуль-хиджа (3 дня следующие за Къурман байрамом). Сообщается от Нубайша аль-Хузали, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Дни ташрикъа – это дни еды, питья и поминания Великого и Всемогущего Аллаха». (Муслим).

3. В день сомнения, т.е. 30-го ша’бана и за 1, 2 дня до Рамадана;

Аммар ибн Йасир (да будет доволен им Аллах) сказал: “Кто постится, сомневаясь в наступлении Рамадана, тот ослушался Абуль-Къасима”.(Ахмад и Абу Дауд). День сомнения это когда небо затянуто тучами и в ночь на 30 Шаабана люди из-за туч не смогли увидеть, вышел новый месяц или нет, и сомневаются следующий день это 30 день Шаабана или 1 день Рамадана, но если не увидели новый месяц должны считать что это 30 день Шаабана, в этот день как раз таки запрещено поститься. А если небо было ясным, и люди не увидели новый месяц, то это не считается днем сомнения, а просто считается следующий день 30 днем Шаабана, потому что люди не сомневаются уже это 30 шаабан или 1 Рамадан,так как препятствий увидеть новую луну не было. Так же есть отдельный запрет на пост за два дня до Рамадана.

4. Добровольный пост женщины без разрешения на то мужа.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Женщина не имеет права поститься без разрешения своего мужа, если только он не находится в отъезде, за исключением поста в Рамадан».(Абу Дауд).

14 Порицается соблюдение поста в следующие дни:

1. Только в пятницу;

Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не избирайте ночь пятницы для ночной молитвы (тахаджуд), если вы не молитесь по ночам и в другие дни, и не избирайте пятницу для поста, если вы не поститесь в другие дни. И поститесь в пятницу только в том случае, если на неё приходится ваш регулярный пост».(Муслим).

2. Только в субботу;

3. Также порицается непрерывный пост, т.е. пост на протяжении целого года.

Передают от Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Вообще не постится тот, кто постится непрерывно». (аль-Бухари и Муслим).

____________________________________________________________________________

Наши рекомендации