Особенности реабилитации инвалидов
С ПСИХИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
Инвалиды с психическими расстройствами относятся к наиболее социально дезадаптированным группам населения. В общей структуре инвалидности по классам болезни психические заболевания занимают третье ранговое место и составляют №%. В структуре детской инвалидности по ее причинам умственная отсталость и нервно-психические заболевания составляют около трети.
По длительности сроков инвалидности психические заболевания занимают первое место. Почти 95 % инвалидов, признанных нетрудоспособными в связи с психическим заболеванием и умственной отсталостью, остаются на пенсионном обеспечении пожизненно. Кроме того, инвалидность по психическим заболеваниям характеризуется значительной тяжестью: 93,2 % психически больных инвалидов имеют I или II группу. Число работающих психически больных-инвалидов крайне низкое — 4,8 % от общего их числа (менее 50 тыс. человек). При этом 540 тыс. психически больных, находящихся в трудоспособном возрасте и не имеющих инвалидности, не работают. Это связано как с клиническими особенностями психических заболеваний, так и с большими трудностями в трудоустройстве лиц, имеющих нарушения психического здоровья. На обычных производствах от услуг психически больных нередко отказываются, а специализированные предприятия для инвалидов, как правило, не ориентированы на трудоустройство лиц с психическими нарушениями. В результате общее число психически больных, не занятых трудом, составляет более 1 млн человек.
Психические расстройства отличаются большой вариабельностью как по клиническим особенностям, тем или иным проявлениям психической дезорганизации, так и по степени ее выраженности. В 10-й Международной классификации болезней описано 458 категорий психических расстройств, но далеко не все из них приводят к инвалидизации. К наиболее серьезным заболеваниям, вызывающим выраженные нарушения жизнедеятельности, относятся шизофрения, умственная отсталость, старческое слабоумие, расстройства настроения, личности и некоторые другие.
При психических заболеваниях в той или иной мере страдают все психические функции (мышление, память, восприятие, эмоции и пр.), претерпевает изменение сама структура личности. Дисгармония психической деятельности неизменно влечет за собой нарушения во всех сферах жизнедеятельности — самообслуживании, общении, обучении, трудовой деятельности, ориентации, нарушается критическое восприятие окружающего и собственной личности, нередко появляются ограничения в передвижении.
Степень выраженности ограничений жизнедеятельности зависит от многих факторов — причины заболевания, характера и тяжести повреждения головного мозга, возраста, в котором началось заболевание, и злокачественности его течения. Ограничения в любой сфере жизнедеятельности могут колебаться от незначительных до полной дезадаптации в бытовой и социальной сфере.
При хронических психических заболеваниях заметно нарушаются мотивационно-волевые компоненты личности, ухудшаются аналитические способности к оценке ситуации и моделированию адекватного поведения, снижаются возможности самостоятельного жизнеобеспечения, создания и сохранения семьи, проявляются эмоциональная неустойчивость, неадекватность. Часто страдает способность к общению, что приводит к сужению круга общения, разрушению социальных связей, иногда до полной утраты способности общаться с близкими.
Нередко возникают двигательные нарушения, которые проявляются в мышечной скованности, заторможенности, замедленности движений, вплоть до полной обездвиженности, или, наоборот, моторном возбуждении, хаотичности движений. Возможно развитие судорожных пароксизмов. Эти расстройства приводят к ограничению передвижения.
Нарушения самообслуживания могут доходить до полной утраты навыков личной гигиены и самостоятельных физиологических отправлений. При нарушениях памяти, старческом слабоумии могут возникать ситуации, опасные для жизни, — больные забывают выключить газ, утрачивают навыки обращения с электрическими приборами, не ориентируются в знакомой местности, не помнят дорогу домой. При выраженном слабоумии нарушается ориентация не только в окружающем, во времени, но и в собственной личности.
Нередко у психически больных снижаются способности к обучению, усвоению информации, приобретению навыков ведения домашнего хозяйства, трудовых и социальных навыков. При глубокой умственной отсталости ребенок не в состоянии овладеть речью, усвоение языка сводится в лучшем случае к пониманию простых команд. Такие лица не могут вести самостоятельный образ жизни. Большинство из них нуждаются в постоянном надзоре
и уходе. Некоторых приходится кормить, одевать, так как они не в состоянии заботиться о своих насущных потребностях.
Степень ограничения способности к трудовой деятельности колеблется от снижения квалификации или уменьшения объема производственной деятельности до неспособности выполнять простейшие трудовые процессы.
Программы реабилитационных мероприятий при психических расстройствах определяются как характером ограничения жизнедеятельности и способностью к компенсации нарушенных психических функций, так и местом их проведения. Но в любом случае предусматриваются две стратегии вмешательств: 1) развитие навыков инвалида; 2) расширение внешних ресурсов.
На протяжении многих десятилетий основными организационными формами психиатрической помощи в системе социальной защиты населения считались учреждения стационарного типа — психоневрологические интернаты для взрослых и детей. Интернаты предназначены для оказания помощи лицам с довольно тяжелыми формами психических заболеваний и расстройствами социальной адаптации. В психоневрологические интернаты принимаются инвалиды I и II групп, страдающие хроническим психическим заболеванием или старческим слабоумием. В детские дома-интернаты направляются дети с выраженной умственной отсталостью.
В 1970— 1980-е гг. число психоневрологических интернатов постоянно увеличивалось, производилось перепрофилирование интернатов общего типа в психоневрологические. С 1994 г. число интернатов стабилизировалось и даже несколько сократилось: для взрослых — на один (с 442 до 441 в 2002 г.), для умственно отсталых детей — на пять (с 151 в 1994 г. до 146 в 2002 г.). В сети стационарных учреждений социального обслуживания число мест в интернатах для лиц с психическими заболеваниями приближается к 64%.
В психоневрологических интернатах находятся лица с тяжелой умственной отсталостью и слабоумием разного генеза (шизофрении, эпилепсии, деменции позднего возраста и пр.).
Основными задачами психоневрологических интернатов служат:
- материально-бытовое обеспечение инвалидов и создание наи
более адекватных по возрасту и состоянию здоровья условий жиз
недеятельности;
- организация ухода и надзора за пациентами, оказание меди
цинской помощи, проведение лечебно-оздоровительных и про
филактических мероприятий;
- осуществление реабилитационных мероприятий медицин
ского, социального и лечебно-трудового характера;
- организация отдыха и досуга лиц, проживающих в интернате.
С учетом степени интеллектуального недоразвития иди приобретенного дефекта у инвалидов любого возраста планируются формы и методы реабилитации, прогнозируются результаты ее зависимости от уровня интеллектуальной недостаточности, сохранности способности к обучению или восстановлению утраченных навыков, с одной стороны, и используемых форм и методов реабилитации — с другой.
Накопленный сотрудниками интернатов практический опыт показал, что лица с умственной отсталостью, особенно молодые, обладают хорошим реабилитационным потенциалом и довольно перспективны в плане достижения максимального эффекта реабилитации.
Больные шизофренией характеризуются наличием выраженных нарушений не только в мышлении, но и в эмоционально-волевой сфере в виде апатоабулического состояния с отсутствием желаний, интересов, с распадом побуждений, резким снижением активности и инициативности. Реабилитационные мероприятия применительно к этим больным должны осуществляться по индивидуальной программе, позволяющей прогнозировать определенный эффект в каждом конкретном случае. С учетом тяжести психического состояния, наличия необратимых когнитивных и личностных изменений перспектива положительных результатов реабилитационного воздействия в этой группе инвалидов оцениваться значительно ниже.
Третья категория инвалидов — лица преимущественно пожилого и старческого возраста, с выраженными интеллектуально-мне-стическими расстройствами вследствие органического поражения головного мозга различного генеза (травматического, сосудистого, инфекционного, сенильно-атрофического и др.). Состояние больных с указанной патологией характеризуется грубыми нарушениями памяти и ориентировки в окружающем, утратой профессиональных навыков, нередко с ограниченными возможностями самообслуживания.
Результативность реабилитационного воздействия на инвалидов из этой группы невысока. Собственно реабилитационные мероприятия предполагают занятость с учетом способности этих инвалидов к самоорганизации и усвоению доступных им операций.
Необходимо учитывать, что в большинстве случаев больные поступают в психоневрологические учреждения, чтобы остаться в них навсегда, до естественного конца. Организация быта имеет своеобразие, которое заключается в том, что интернат соединяет в себе элементы больничного учреждения, с одной стороны, и общежития — с другой. Пациенты вынуждены многие годы находиться в условиях социальной изоляции, среди неестественного «больного» окружения, монотонного казенного быта, скудных и
однообразных занятий, в зависимости от персонала при отсутствии необходимости решать свои житейские проблемы. Это негативным образом сказывается на их психологическом состоянии, способствует усилению социальной дезадаптации.
Поэтому в организации работы психоневрологических интернатов значительное место занимают вопросы социального и бытового устройства пациентов, создание терапевтической среды.
С целью активизации психической деятельности больных специалистами предлагается использовать следующие реабилитаци-онно-восстановительные режимы содержания пациентов:
- режим постоянного наблюдения, когда больной постоянно
находится в поле зрения персонала;
- режим общего наблюдения, который предполагает возмож
ность перемещения пациента по территории при условии, что
персоналу в каждый момент времени известно его местойахож-
дение;
- ограниченно-свободный режим (в пределах учреждения). Он
охватывает пациентов с упорядоченным поведением; больные, на
ходящиеся на этом режиме, могут свободно перемещаться по тер
ритории, пользоваться разовыми отпусками, активно участвовать
в трудовых процессах, быть относительно независимыми в соци
ально-бытовом отношении;
- собственно свободный режим содержания — для наиболее
сохранных больных, хорошо ориентирующихся на местности за
пределами интерната, пользующихся транспортом, работающих
вне стен учреждения, имеющих постоянный пропуск.
Необходимы вовлечение инвалидов в общественно полезную деятельность, активизация их интересов и потребностей. Проживающие в интернатах участвуют в различных видах общественной самодеятельности (в том числе с элементами самоуправления), кружковой работе, культмассовых мероприятиях.
Трудовая терапия приобретает особое значение для реабилитации психически больных с выраженными психическими расстройствами, которые надолго изолируются от общества и близких. Трудовая терапия позволяет организовать совместную деятельность, облегчая при этом взаимоотношения между людьми, снимая состояние напряженности и беспокойства.
Материально-технической базой реабилитации инвалидов, находящихся в домах-интернатах, служат лечебно-трудовые мастерские, подсобные хозяйства, спеццехи. Лечебно-трудовые мастерские представлены различными профилями: швейным, столярным, картонажным, сборочным, галантерейным и др. Подсобные хозяйства включают полеводство, огородничество, садоводство, цветоводство, животноводство и др.
Существенной формой занятости инвалидов трудом в психоневрологических интернатах является зачисление их на штатные
должности, что особенно важно для молодых инвалидов, так как это повышает их самоуважение.
Необходимо отметить, что организация социально-трудовой реабилитации инвалидов в защищенных условиях имеет ограниченные возможности, которые определяются и тяжестью состояния здоровья инвалидов, и ограниченными реабилитационными ресурсами учреждений. Вместе с тем с учетом реабилитационного потенциала некоторых категорий инвалидов и возможности введения новых технологий реабилитационного процесса результативность социально-трудовой реабилитации нетрудоспособных граждан в стационарных учреждениях социального обслуживания может быть более ощутимой.
Об этом свидетельствует опыт организации реабилитации психически больных в реабилитационных центрах, работающих по принципу стационарной и полустационарной помощи и профессионального обучения.
В системе здравоохранения стационарная психиатрическая служба предназначена для оказания помощи лицам с выраженной декомпенсацией психического состояния. Социальная реабилитация для таких пациентов заключается в стимуляции потенциальных психических возможностей и привитии навыков по самообслуживанию и социальному функционированию с целью подготовки больного к жизни и во внебольничных условиях.
Для больных с менее выраженными формами нарушений жизнеобеспечения особое значение имеет психотерапевтическое и психосоциальное воздействие с целью преодоления болезненных изменений, повышения социальной активности и самооценки личности.
Для повышения эффективности реабилитации важно создание благоприятного психологического микроклимата в отделениях и установление реабилитационного режима, которые способствуют восстановлению психофизических функций, повышению самосознания и социальной компетенции личности.
С реабилитационной целью в стационарах создаются терапевтические сообщества пациентов. Они базируются на функционировании разных небольших групп пациентов — психотерапевтических, работающих в трудовых мастерских, выписывающихся больных. Групповая психосоциальная работа помогает тяжелым больным преодолеть явления дефекта, служит полем для отработки планов и действий, отвечающих реальности.
Применение дифференцированных в зависимости от психического состояния, реабилитационных режимов, внедрение со-циоориентированных методов в лечение больных способствуют существенному снижению длительности госпитализации, что имеет немаловажное значение в предотвращении явлений «госпитализ-ма» и социальной дезадаптации.
Основной тенденцией развития психиатрической помощи во всем мире, в том числе и в России, являются деинституционали-зация и перенос терапевтических и реабилитационных воздействий в сообщество. В общинах создаются центры психосоциальной реабилитации, службы социальной поддержки и ухода, профессиональной подготовки и занятости, обеспечения пищи, одежды и крова. В развитых странах в учреждениях постоянного проживания находятся только больные с тяжелыми формами интеллектуальной недостаточности и неспособностью к самообслуживанию. При этом делается все возможное, чтобы научить таких людей и помочь им жить дома. В воспитательно-образовательных программах детей с умственной патологией широко используются тренинги социальных навыков. Проводятся обучение навыкам гигиены, самообслуживания и взаимопомощи, правильному поведению в,усло-виях интерната и вне его, привитие навыков самостоятельной жизни и обучение доступным профессиям. Реабилитационные программы для взрослых также направлены на освоение больными навыков ведения домашнего хозяйства, привлечение к труду, их ориентацию в условиях социума.
В России в интернатах для детей внедряются новые методы кор-рекционной и развивающей педагогики, обучения социальным и трудовым навыкам. Однако проблема заключается в том, что даже при получении элементарных навыков жизнеобеспечения и овладении низкоквалифицированной специальностью умственно отсталым подросткам из интерната некуда податься, они чаще всего переводятся в интернат для взрослых. Это объясняется разными причинами, в том числе и практическим отсутствием других типов защищенного жилья для психически больных людей. Между тем накопленный опыт, главным образом зарубежный, свидетельствует о целесообразности организации для психически больных, утративших родственные связи и не нуждающихся в постоянном содержании в стационарных учреждениях, различных форм защищенного жилья: отделений-общежитий промежуточного типа, реабилитационных центров или квартир, кемпингов, пансионатов. Это значительно повышает шансы больного на восстановление трудового статуса и приобретение способности жить в естественных условиях при минимальной поддержке и патронаже социальными работниками.
В России существуют общежития для психически больных, но их число составляет меньше полусотни. Общежития входят в структуру психиатрических больниц для длительного (многолетнего) пребывания больных. Они рассчитаны на тех пациентов, которые только что выписались из психиатрического стационара, получают медикаментозную терапию антипсихотическими средствами и нуждаются лишь в небольшой степени участия медицинского персонала и минимальном врачебном контроле. В социальном и пси-
хологическом аспектах такие больные остаются все еще ущербными и не способны справляться с проблемами повседневной жизни в открытом обществе, трудоспособность их также ограничена. Шансы на социальную реабилитацию и интеграцию в общество лиц, проживающих в общежитиях, у них довольно высокие.
Задачами социальной службы в условиях защищенных форм жилья служат формирование адекватных установок на новую среду обитания, проведение реабилитационной работы. Эта работа главным образом направлена на восстановление трудового статуса и приобретение способности жить в естественных условиях.
Один из способов достижения способности вести независимую, личностно удовлетворяющую жизнь может быть выражен формулой: репетиция-имитация «нормальной» самостоятельной жизни и общественных взаимодействий. Проживающие в условиях общежитий регулярно участвуют в таких обязанностях по дому, как приготовление пищи, уборка помещения, поддержание чистоты своей собственной одежды, соблюдения личной гигиены. Они учатся планировать покупку продуктов, умело пользоваться деньгами. В процессе реабилитации развивается способность самостоятельно справляться с этими проблемами в одиночку или в сотрудничестве с другими.
С помощью психосоциального тренинга больные также учатся справляться с конфликтами, отстаивать свои интересы, определять реальные перспективы, действовать в соответствии с ожиданиями общества.
Социальная реабилитация инвалидов по психическому заболеванию в учреждениях полустационарного и амбулаторного типа в нашей стране в последние годы получила новое звучание и признается наиболее перспективной.
Основной организационной формой амбулаторной психиатрической помощи являются психоневрологические диспансеры (ПНД).
Главные организационные задачи социальной помощи в условиях ПНД:
- организация различных форм социальной поддержки паци
ентов (материальной, в виде льгот);
- обеспечение социальной помощи больным и их семьям
(помощи по хозяйству, в воспитании детей, патронажа, трудо
устройства, социальной и правовой защиты); оформление доку
ментов и госпитализация пациентов при наличии показаний в
учреждения органов социального обслуживания; решение воп
росов опеки;
- проведение социально-реабилитационных программ — обра
зовательных курсов по основам психиатрических знаний, различ
ных видов индивидуальной и групповой психотерапии и тренин
гов социальных навыков; восстановление профессионального
функционирования или обеспечение трудовой занятости;
- оказание психологической поддержки семьям, имеющим пси
хически больного;
- организация общественных форм помощи потребителей —
самих больных, их родственников и ближайшего окружения;
- реализация программ по антистигме: обеспечение психоло
гической коррекции с целью дестигматизации самих больных и
их родственников, проведение информационно-образовательных
школ среди отдельных социальных групп- населения, работы со
средствами массовой информации;
- установление связей и взаимодействия психоневрологического
диспансера с территориальными социальными и другими учреж
дениями, имеющими отношение к социальным проблемам пси
хически больных людей.
Лечебно-трудовые мастерские (ЛТМ) и специализированные цехи в системе органов здравоохранения представляют основную базу для организации трудовой деятельности инвалидов по психическому заболеванию. Они развернуты в структуре психоневрологических диспансеров и психиатрических больниц.
К преимуществам труда инвалидов в условиях ЛТМ или специализированного цеха относят возможность работы под медицинским контролем, использование дозированных видов и режимов труда с учетом психофизических особенностей и сохранности профессионально-трудовых возможностей инвалидов, ориентацию на приобретение полезных навыков трудовой деятельности. Немаловажное значение имеет коллективный характер работы, который способствует установлению новых коммуникативных связей и отношений.
В прошлые годы имелся положительный опыт трудоустройства психически больных в специализированные цехи на обычных предприятиях. В настоящее время такие формы трудоустройства практически исчезли, но возможно трудоустройство лиц с психическими расстройствами на специализированные предприятия для инвалидов других категорий.
Заметную роль в реабилитации инвалидов по психическому заболеванию играют общественные объединения. Общественное движение в психиатрии в мировой практике зародилось в начале и бурно развивалось в середине прошлого века. Используя передовой зарубежный опыт, в России с начала 1990-х гг. также апробируются и получают развитие негосударственные формы организации социально-реабилитационной помощи. Общественные объединения условно можно разделить на два вида: 1) профессиональные общественные объединения, в состав которых входят психиатры, психологи, социальные работники и другие специалисты; 2) общественные организации, которые представлены самими пациентами, их родственниками, лицами, им сочувствующими.
Инициаторами общественного и благотворительного движения были профессионалы в области психического здоровья. С их помощью создавались реабилитационные центры, различного рода общественные объединения родственников психически больных, образовательные «школы» и группы самоподдержки психически больных.
В рамках служб, существенно дополняющих сеть государственных психиатрических учреждений зарубежных стран, заметную роль в социальной реабилитации психически больных играют различные формы «Клубных домов». В их работе участвуют профессионалы (преимущественно социальные работники), психически больные, члены их семей и другие заинтересованные лица. Первый «Клубный дом» был создан в США в 1948 г. В настоящее время учреждения подобного типа функционируют в 16 странах, в том числе и в нашей. На первых порах под «Клубным домом» понималось место, где больные собирались для того, чтобы вместе проводить досуг. Со временем «Клубные дома» стали заниматься и вопросами психосоциальной реабилитации больных: обеспечением пищей и средствами к существованию выписанных из стационара, привлечением больных к активной социальной жизни, созданием хороших взаимоотношений с другими людьми, обучением новой профессии и трудоустройством. Предлагаемая профессиональная подготовка весьма разнообразна: канцелярская работа, работа на компьютере, сбор и обработка статистических данных, создание видеороликов, производство несложных товаров бытового потребления, работа официантом или кассиром, реставрация антикварной мебели и многое другое.
Становление общественного движения родственников психически больных в нашей стране прошло путь от создания небольших групп самопомощи при психоневрологических диспансерах до создания общероссийской организации — ООИ «Новые возможности».
В последние годы к общественной работе привлекаются и сами больные. В течение нескольких лет профессионалы из 00 «Общественные инициативы в психиатрии» осуществляли подготовку организаторов групп взаимной поддержки из числа психически больных. В настоящее время группы взаимопомощи психически больных самостоятельно и успешно функционируют в Москве и распространяют свой опыт на другие регионы.
Деятельность общественных объединений психически больных и их родственников весьма разнообразна. Их члены обмениваются информацией о проведении образовательных программ в области психиатрии, обсуждают вопросы бытового и трудового устройства больных, пути решения семейных проблем. Периодически издаются информационные письма и газеты, в которых излагается состояние дел в организациях, освещается не только собствен-
ный опыт работы, но и других аналогичных ассоциаций, в популярной форме рассказывается о достижениях психиатрической науки. Важное место в деятельности общественных организаций заняли вопросы борьбы за соблюдение гражданских прав психически больных. Стремясь преодолеть стереотип общественного сознания относительно психически больных, представители общественных организаций выступают по радио, телевидению, распространяют среди населения знания об основных проявлениях шизофрении и других психических заболеваний, обращают внимание общественности на актуальные проблемы организации помощи психически больным. Они регулярно организуют региональные, национальные и международные симпозиумы, основными участниками которых являются члены общественных организаций, социальные работники, психологи, бывшие пациенты и члены их семей. Предметом обсуждения на этих форумах служат вопросы реабилитации больных, поиск новых форм социальной поддержки психически больных и членов их семей, взаимодействие с официальными структурами, обмен накопленным опытом работы.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем заключаются нарушения жизнедеятельности инвалидов с пси
хическими расстройствами?
2. Как организован процесс реабилитации в психоневрологических
интернатах?
3. Каковы задачи социальной реабилитации в психиатрических уч
реждениях системы здравоохранения? Какие методы используются для
их решения?
4. Какова роль общественных объединений и благотворительных орга
низаций в социальной реабилитации психически больных?
Литература
1.Дементьева Н. Ф., Модестов А. А. Дома-интернаты: От призрения к
реабилитации. — Красноярск, 1993.
2. Дементьева Н. Ф. Социально-трудовая реабилитация нетрудоспособ
ных граждан, находящихся в защищенных условиях // Медико-социаль
ная экспертиза и реабилитация. — 1998. — № 1.
3. Зозуля Т. В. Основы социальной и клинической психиатрии — М
2002.
4. Кабанов М. М. Психосоциальная реабилитация и социальная психи
атрия. — СПб., 1998.
5. Ястребов В. С, Зозуля Т. В., Вещугина Т. С. и др. Общественные дви
жения в психиатрии // Материалы международной конференции «Ре
формы службы психического здоровья: проблемы и перспективы». — М
1997.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Приложение к Постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации № 21/417/515 от 23 декабря 1996 г.
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О РЕАБИЛИТАЦИОННОМ УЧРЕЖДЕНИИ
I.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящее Примерное положение регулирует деятельность реабилитационных учреждений (далее именуются — учреждения) федерального уровня и уровня субъекта Российской Федерации, входящих в состав государственной службы реабилитации инвалидов, создаваемых в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» для проведения мероприятий по комплексной многопрофильной реабилитации инвалидов с целью интеграции инвалидов в общество.
Реабилитация, осуществляемая в учреждениях системы здравоохранения, проводится в соответствии с Положением о реабилитационном учреждении, утверждаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации.
Положения об учреждениях федерального уровня утверждаются федеральными органами исполнительной власти, входящими в состав государственной службы реабилитации инвалидвв. Положения об учреждениях субъекта Российской Федерации утверждаются соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящими в состав государственной службы реабилитации инвалидов.
Основными задачами учреждений являются:
- детализация и конкретизация индивидуальных программ реабили
тации инвалидов, разрабатываемых учреждениями государственной служ
бы медико-социальной экспертизы;
- разработка планов и программ проведения реабилитации инвали
дов в конкретном учреждении;
- проведение медицинской реабилитации;
- осуществление профессиональной реабилитации инвалидов, вклю
чающей: профессиональную ориентацию, профессиональное обучение,
профессионально-производственную адаптацию;
- проведение социальной реабилитации инвалидов, включающей со-
циально-средовую ориентацию и социально-бытовую адаптацию;
-динамический контроль за процессом реабилитации инвалидов;
- оказание консультативно-методической помощи по вопросам ре
абилитации инвалидов общественным, государственным и иным орга
низациям, а также отдельным гражданам.
Учреждения в своей деятельности руководствуются Федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, постановлениями, распоряжениями и приказами органов исполнительной власти, входящих в состав государственной службы реабилитации инвалидов, иными нормативными правовыми актами, а также уставными документами об учреждении.
Учреждения осуществляют свою деятельность во взаимодействии с:
- органами государственной власти и учреждениями государственной
службы реабилитации инвалидов;
- учреждениями государственной службы медико-социальной экспер
тизы,
- а также общественными объединениями инвалидов.
Учреждения несут в установленном законодательством Российской
Федерации порядке ответственность за выполнение возложенных на них задач.
II. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ
Учреждения создаются, реорганизуются и ликвидируются по решению учредителя — органа исполнительной власти, входящего в состав государственной службы реабилитации инвалидов, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Расходы на создание и содержание учреждений федерального уровня производятся за счет средств Федерального бюджета. За счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации создаются и содержатся учреждения регионального уровня.
Право на проведение реабилитационных мероприятий возникает у учреждения с момента получения в установленном порядке лицензии на все виды деятельности, подлежащие лицензированию.
Тип и вид учреждений, их штатные нормативы устанавливаются учредителем.
Структура, штатное расписание и режим деятельности разрабатываются учреждениями в соответствии с их типом, видом и возложенными на них задачами с учетом особенностей контингента инвалидов и регионов обслуживания, согласовываются с учредителем и утверждаются их руководителями.
К профессиональной деятельности в учреждениях допускаются лица, имеющие уровень профессиональной подготовки, соответствующий типу и виду учреждения.
Оплата труда работников учреждений производится на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетных организаций. Виды и размеры надбавок и дополнительных выплат учреждения определяют самостоятельно в пределах выделяемых средств на оплату труда.
В структуру учреждений в зависимости от направления их деятельности могут входить подразделения, обеспечивающие решение задач по информации и консультированию по вопросам реабилитации, социально-бытовой адаптации и ориентации, включая обучение пользованию техническими средствами реабилитации, творческой реабилитации. Блок подразделений по профессиональной реабилитации обеспечивает проведение профессиональной ориентации, включая профессиональное психофизиологическое тестирование, проведение профессиографии, проф-консультирования и профотбора. Кроме того, в состав учреждений может входить учебно-воспитательный комплекс с подразделениями, обеспечивающими процесс общего и профессионального обучения, а также структуры профессионально-производственной адаптации и содействия трудоустройству инвалидов. Соответствующие подразделения создаются для проведения восстановительного лечения, реконструктивной хирургии, протезирования и ортезирования. В состав учреждений могут входить опытно-конструкторские мастерские по изготовлению технических средств реабилитации, а также культурно-досуговый, спортивно-оздоровительный комплексы и вспомогательные службы.
Срок пребывания в учреждении определяется индивидуальной программой реабилитации инвалидов, выдаваемой органами государственной службы медико-социальной экспертизы.
Учреждения размещаются в зданиях, имеющих помещения для проведения комплекса реабилитационных мероприятий, отвечающие санитарно-гигиеническим, противопожарным требованиям и требованиям техники безопасности, и должны располагать всеми видами коммунального благоустройства.
III. ИМУЩЕСТВО И СРЕДСТВА УЧРЕЖДЕНИЙ
Учреждения должны быть обеспечены учредителем в соответствии с установленными нормативами помещениями и оборудованием, отвечающими санитарно-гигиеническим, противопожарным требованиям и требованиям техники безопасности, и располагать иными необходимыми объектами инфраструктуры. Все помещения должны обеспечивать свободный доступ к ним инвалидов и располагать необходимым транспортом и техническими средствами реабилитации инвалидов.
Собственник имущества (уполномоченный им орган) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, закрепляет за учреждениями на правах оперативного управления выделенное им имущество. Учреждения несут ответственность за его сохранность и эффективное использование по назначению.
Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждений являются:
- средства Федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации (в зависимости от уровня учреждения);
-средства государственных внебюджетных фондов, которые согл<