Средства культуры в социальной реабилитации

ИНВАЛИДОВ

Стандартными правилами обеспечения равных возможностей для инвалидов установлено, что «государствам следует обеспечи­вать, чтобы инвалиды имели возможность использовать свой твор­ческий, художественный и интеллектуальный потенциал». Особое внимание в Стандартных правилах уделено содействию доступно­сти для инвалидов театров, музеев, кинотеатров, библиотек и использованию специальных технических средств в целях расши­рения доступа инвалидов к литературным произведениям, филь­мам, театральным постановкам. Эти рекомендации нашли отра­жение в законодательстве Российской Федерации.

В оценке правовой базы социокультурной политики в отноше­нии инвалидов представляются важными «Основы законодатель­ства Российской Федерации о культуре» (1992). В этом документе признана основополагающая роль культуры в развитии и саморе­ализации личности, гуманизации общества, утверждении досто­инства народов, сохранении их национальной самобытности. Этим законом установлена обязательность включения культурных ме­роприятий в государственные программы развития на федераль­ном и региональном уровнях. Специальным разделом закона оп­ределены обязанности государства по обеспечению доступности для всех граждан культурной деятельности, культурных ценно­стей и благ. Однако каких-либо отдельных мер, направленных на создание особых условий возможности полноценного культурно­го участия именно для инвалидов как особой социальной катего­рии, этот законодательный акт не содержит.

Закон Российской Федерации «Об образовании» провозглаша­ет неотъемлемость прав каждого человека на культурную деятель­ность, на все виды творческой деятельности, на свободный вы­бор нравственных, эстетических и других ценностей. Он также регламентирует обязательный доступ к государственным библио­течным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности, право на гуманитарное и ху­дожественное образование, выбор его форм и способов. Однако отдельных положений, предусматривающих необходимость созда­ния инвалидам особых условий для участия в культурной деятель­ности, он также не содержит.

В Федеральном законе «О музейном фонде в Российской Феде­рации» (1996) одной из целей создания музеев в стране объявлена просветительская и образовательная деятельность. Однако в него не внесены никакие положения, касающиеся особенностей обслу­живания инвалидов, создания условий для обеспечения их доступа в музеи и на представления экспозиций в форме, приемлемой для инвалидов с различными ограничениями жизнедеятельности.

Регламентация социокультурной деятельности в интересах ре­абилитации инвалидов не отнесена к числу приоритетных задач и самим Министерством культуры Российской Федерации, так как не упоминается в Положении об этом министерстве.

Вопросы особого отношения к инвалидам отражены лишь в Федеральном законе «О библиотечном деле» (1994). В нем преду­смотрено развитие библиотечного дела на основе принципа все­общей доступности к информации и культурным ценностям, в том числе закреплены права особых групп пользователей. Соглас­но закону «лица с физическими недостатками, в том числе сле­пые и слабовидящие, имеют право на библиотечное обслужива­ние и получение документов на специальных носителях информа­ции в специальных государственных и других общественных библиотеках». Кроме того, «пользователи библиотек, которые не могут их посещать из-за физических недостатков, имеют право получать документы из фондов общедоступных библиотек через заочные и внестационарные формы обслуживания». Органам го­сударственной власти и местного самоуправления предписано со­здавать специализированные библиотеки по обслуживанию осо­бых групп пользователей, в том числе слепых и слабовидящих.

Таким образом, в действующих в России законодательных ак­тах содержится недостаточно правовых норм, определяющих пути развития культурной деятельности в сфере реабилитации. Прак­тика показывает, что социокультурная деятельность с инвалида­ми в России осуществляется по тем же основным направлениям, что и во всем мире.

Социокультурная деятельность библиотек в работе с инвали­дами осуществляется в настоящее время как в форме специализи-

рованного, так и интегрированного библиотечного обслуживания. В стране функционируют Российская государственная библиотека для слепых, которая является научно-методическим центром, и сеть из 72 специализированных библиотек в субъектах Россий­ской Федерации. В их фондах собраны 1,6 млн книг с рельефно-точечным шрифтом, 3,4 млн «говорящих» книг и 1,2 млн плоско­печатных. Библиотеками пользуются 135 тыс. инвалидов по зре­нию. Кроме того, существуют Центральная научная библиотека Всероссийского общества глухих и сеть специализированных клуб­ных библиотек, находящихся в ведении этого общества. Принятое методическое руководство «Организация работы специальной биб­лиотеки для слепых» (1993) широко используется библиотеками специализированных школ-интернатов.

Производство «говорящих» книг осуществляется в России уже на протяжении половины столетия. Наибольшее их количество выпускается Издательско-полиграфическим тифлоинформгщион-ным комплексом «Логос» ВОС. Кроме того, многие региональные библиотеки для слепых ведут самостоятельную запись книг по за­просам инвалидов по зрению.

Однако далеко не все инвалиды в России могут пользоваться специализированным библиотечным обслуживанием, это доступ­но лишь жителям крупных городов. Для соблюдения прав инвали­дов, имеющих различные ограничения жизнедеятельности, про­живающих в населенных пунктах без библиотек, предусмотрена доставка литературы по почте, однако в реальной жизни восполь­зоваться этим не так легко.

Система интегрированного библиотечного обслуживания ин­валидов только начинает развиваться в России, к ней подключа­ются публичные, а также детские и юношеские библиотеки. Про­водится оснащение библиотек современными техническими сред­ствами, компенсирующими дефекты, а также технологиями, адаптированными к нуждам читателей-инвалидов. В библиотеках используются новые виды информационных изданий — элект­ронные на дискетах и СО-дисках, компакт-дисках, крупнопе­чатные издания.

Расширяется производство «говорящих» книг, рельефно-точеч­ных и крупнопечатных периодических изданий, ежегодно выхо­дит около 350 новых наименований «говорящих» книг, что состав­ляет более 1 млн часов звучания. Эти книги выпускаются за счет средств федерального бюджета и распределяются бесплатно по специализированным библиотекам и школам для слепых. В Моск­ве, Санкт-Петербурге, Саратове, Ставрополе, Перми, Казани при библиотеках для слепых созданы студии звукозаписи, тифлоин-формационные комплексы.

Помимо предоставления инвалидам информации библиотеки осуществляют и социально-реабилитационную функцию, способ-

ствуют выработке навыков коммуникации, самостоятельного пе­редвижения, самообслуживания.

Основные проблемы в развитии библиотечного дела в интере­сах реабилитации инвалидов в России — это недостаточное фи­нансирование библиотек, неприспособленность библиотечных зда­ний для работы в них людей с физическими ограничениями, недо­статочное количество книг специальных форматов и технических средств для инвалидов, профессиональная и психологическая не­подготовленность библиотекарей к работе с инвалидами, имею­щими различные физические дефекты.

Несмотря на отсутствие правовых актов о включении музеев в реабилитационную инфраструктуру, в музеях проводятся меропри­ятия в интересах инвалидов. В период до 1992 г. основные формы работы музеев с инвалидами состояли в бесплатном обслужива­нии, проведении тематических мероприятий с участием инвали­дов, шефстве над специальными детскими учреждениями. Неко­торые музеи использовали технологии социокультурной ре­абилитации инвалидов. К ним относятся Музей музыкальной куль­туры им. М. И. Глинки, Политехнический музей, музей гума­нитарного центра «Преодоление» в Москве, Курганский област­ной музей, разработавший специальную программу «Арттерапия».

В настоящее время реабилитационную работу с инвалидами, имеющими отклонения как в физическом, так и в психическом развитии, проводит Государственный Эрмитаж. Сотрудники му­зея проходят специальную подготовку для работы с инвалидами, в ней участвуют психиатры, психологи, дефектологи. В Санкт-Пе­тербурге создан Фонд поддержки и развития арттерапевтических программ «В поисках гармонии», оказывающий методическую помощь региональным музеям в работе с инвалидами. Реабилита­ция детей-инвалидов с задержкой психического развития прово­дится по специальным программам в музейно-выставочном цент­ре г. Иваново, Музее истории школы для слепых'им. В. Я. Ерошен-ко, Башкирском музее ВОС в Уфе.

В рамках федеральной целевой программы «Социальная под­держка инвалидов на 2000 — 2005 годы» и за счет других источ­ников финансирования проводится реконструкция ведущих му­зеев России с целью устранения архитектурных барьеров и со­здания условий доступности для инвалидов — Русского музея и Инженерного замка в Санкт-Петербурге, Исторического музея в Москве.

Однако в большинстве своем музеи в нашей стране остаются малодоступными для инвалидов с различными ограничениями жизнедеятельности. Представляется необходимым принятие спе­циальных нормативных актов, определяющих стандарты музей­ной деятельности в интересах лиц с ограниченными возможно­стями.



Деятельность театров по социокультурной реабилитации инва­лидов нормативными документами не регламентирована, но тем не менее в реальной жизни осуществляется. В 1962 г. в России был создан первый в мире профессиональный театр глухих актеров — Московский театр-студия мимики и жестов. Это стало важным шагом в развитии культуры глухих людей не только в нашей стра­не, но и за рубежом. Вскоре подобные профессиональные театры появились в США, Испании, Германии, Швеции, Китае и дру­гих странах. Зрители таких театров — инвалиды и здоровые люди. На основе опыта Театра мимики и жеста жестовая речь стала ис­пользоваться на кино- и телеэкранах.

В России действует около 70 особых театров, где участвуют инвалиды с различными особенностями развития: слабослыша­щие, слабовидящие, с нарушениями опорно-двигательного ап­парата, с проблемами умственного развития, с соматическими заболеваниями. Направления их творческой деятельности весьма разнообразны: это театры моды; фольклорное, цирковое, ку­кольное искусство; музыкальное, драматическое, литературное творчество; мюзиклы; жестовые песни, эстрадные миниатюры, эстрада.

Реабилитация инвалидов с использованием музыки также не имеет специального нормативного обеспечения, но осуществля­ется достаточно широко. Разработаны концепция и программа музыкального воспитания как средства реабилитации. В них вклю­чены обучение инвалидов игре на различных музыкальных инст­рументах, привитие навыков прослушивания музыкальных про­изведений, просмотра музыкальных спектаклей, сочинительства музыки. С помощью этих технологий осуществляется реабилита­ционное воздействие на физическое и психическое состояние инвалидов, особенно на их познавательную и эмоциональную сферу.

Наибольший опыт реабилитации музыкальными средствами накоплен в работе с инвалидами по зрению. В системе Всероссий­ского общества слепых существует сеть специализированных до­мов культуры, клубов, в которых осуществляется эта деятельность.

Активному вовлечению инвалидов в реабилитацию средствами культуры и искусства способствует фестивальное движение инва­лидов, которое существует уже более 10 лет. Проводится также фестиваль особых театров для инвалидов «Протеатр». Во многих субъектах Российской Федерации проходят региональные фести­вали инвалидов. Эти мероприятия являются наиболее массовыми и формируют позитивное общественное мнение вокруг искусства и творчества инвалидов.

Средства культуры и искусства широко используются также в целях профессиональной реабилитации инвалидов. В специальных профессиональных училищах для инвалидов они могут получить

следующие специальности: гравер, живописец фарфоровых и фа­янсовых изделий, резчик по дереву и янтарю, чеканщик художе­ственных и ювелирных изделий, переплетчик художественного переплета, разрисовщик игрушек, оформитель сувениров и игру­шек, настройщик музыкальных инструментов, сборщик язычко­вых инструментов, живописец.

Средние специальные учебные заведения готовят инвалидов по профессиям: библиотекарь, реставратор музыкальных инстру­ментов, специалист по художественному оформлению, специа­лист по культурно-массовой работе.

В сфере культуры предусмотрено и высшее профессиональ­ное образование для инвалидов. Высшее театральное училище им. Б.В.Щукина с 1984 г. проводит обучение неслышащих сту­дентов по специально разработанной программе театрального об­разования. В 1990 г. был создан Всероссийский центр творческой реабилитации инвалидов, впоследствии реорганизованный в Московский государственный институт искусств. Этот институт ведет профессиональную подготовку специалистов из числа ин­валидов по направлениям театрального, театрально-кукольно­го, хореографического искусства, скульптуры, живописи, гра­фики, музыкального искусства, литературы, эстрадного искус­ства. Студентами института могут быть инвалиды с различными ограничениями жизнедеятельности — с поражением зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. На базе института посто­янно действует методический семинар для педагогов «Введение творческих предметов в процесс обучения».

Социокультурная реабилитация инвалидов должна рассматри­ваться в двух аспектах. С одной стороны, ее можно представлять как специфическое средство культуры и искусства, рекомендуе­мое инвалиду в индивидуальной программе реабилитации для вос­становления или компенсации нарушенных или утраченных функ­ций. С другой стороны, следует иметь в виду,, что приобщение к ценностям культуры, участие в общих культурно-досуговых и куль­турно-массовых мероприятиях наряду со всеми членами общества способствуют повышению эмоционального тонуса, социальным коммуникациям, социальному включению инвалидов, что носит для инвалидов общий реабилитационный характер.

При создании программ социально-экономического развития регионов целесообразно предусматривать конкретные меры по внедрению в учреждениях культуры, образования и социальной защиты населения мероприятий по реабилитации инвалидов сред­ствами культуры и искусства.

Сохранение и развитие национальных культурных традиций, народных промыслов необходимо осуществлять с учетом особых потребностей инвалидов, имеющих различные ограничения жиз­недеятельности.

Особо значимым выступает организационное и научно-мето­дическое обеспечение деятельности по социокультурной реаби­литации инвалидов.

Сферу культуры необходимо включить в состав формирующейся Государственной службы реабилитации инвалидов как на феде­ральном, так и на региональном и муниципальном уровнях. Пе­речень видов культурной деятельности необходимо определить с учетом их реабилитационного эффекта, национальных культур­ных традиций, финансовых возможностей.

Вопросы для самоконтроля

1.Какие средства культурной среды могут использоваться в социаль­
ной реабилитации инвалидов?

2. Как решается проблема доступности объектов и средств культуры
для инвалидов?

3. Какова роль общественных организаций инвалидов и государства в
развитии социокультурной реабилитационной среды?

Литература

1.Белозерцева А. Г. Культурология в социальной реабилитации. При­
емы и методы работы практикующих психологов с инвалидами. — Ново­
сибирск, 1999.

2. Федеральный закон от 23.12.94 № 6 «О библиотечном деле» // Со­
брание законодательства Российской Федерации от 02.01.95 — № 1.

3. Федеральный закон от 25.05.96 № 56 «О музейном фонде в Россий­
ской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации
от 27.05.96 - № 22.

Наши рекомендации