Основные характеристики старшего школьного возраста
|
Медико – социальные аспекты развития подростков
Физические | Социальные | Психологические | |||
Резкое увеличение роста (ростковый скачок), в связи с чем ребенок может чувствовать себя «неуклюжим». Развитие вторичных половых признаков: - появление лобковых волос - у мальчиков – появление волос на лице. Увеличение половых органов; мутация голоса, возможна гинекомастия; - у девочек – увеличение молочных желез, наступление менархе | Сохраняющаяся материальная зависимость от родителей. Получение большой свободы и самостоятельности Формирование самоорганизованности и самодисциплины, необходимых для обучения в школе. Половое созревание, повышение интереса к сексуальным отношениям Окончание средней школы, получение высшего образования, принятие решений о будущей профессии, поиски работы, обретение финансовой независимости или, наоборот, безработица. | Самоопределение и развитие личности. Развитие взрослого мышления, восприятия и понимания окружающего мира. Развитие способности к абстрактному и логическому мышлению Оценка нравственных ценностей, понимание социального места в обществе Стремление к независимости. Повышение эмоционального восприятия. Стремление к экспериментированию, к риску | |||
Проблемы, связанные со здоровьем | Психологические проблемы | Негативное влияние на здоровье | «Уязвимые» подростки | ||
Угри Расстройства ЖКТ Хронические заболевания (СД, муковисцидоз, болезнь Крона, бронхиальная астма и др.) | Расстройства, связанные с приемом пищи (анорексия, булимия) Депрессия Злоупотребление лекарственными препаратами Суицидальное поведение Конфликты со взрослыми, с ровесниками, с противоположным полом | Алкоголь Курение Наркомания Токсикомания Несчастные случаи Беспорядочная половая жизнь (болезни, передающиеся половым путем, нежелательная беременность) Чрезмерное увлечение диетами | Группа подростков с повышенным риском развития того или иного заболевания в период полового созревания: - с хронической наследственной патологией (например, СД); - с низким физическим развитием или затруднениями при обучении; - безработные и без определенного места жительства; - пострадавшие от физического, эмоционального или полового насилия: - беременные; - дети из неблагополучных семей | ||
Вопросы для самоподготовки
1. Организация лечебно-профилактической помощи детям
2. Особенности сбора анамнеза у детей и их родителей
3. Периоды развития ребенка
4. Закономерности развития детей
5. Значение наследственных и генетических факторов в патологии детства
6.Деонтологические нормы и принципы общения с детьми и их родителями
7. Особенности возрастной патологии
7. Перечень практических умений:
- собрать и оценить анамнез жизни ребенка
- составить генетическую карту ребенка
Список литературы
Основная:
1. Детские болезни: Учебник /Под ред А.А. Баранова.- М.: ГЭОТАР – МЕД, 2008,- 880 с.: ил. – («Серия ХХI век»).
2. Пропедевтика детских болезней / Под ред. Н.А. Геппе, Н.С. Подчерняевой: учебник для студентов медицинских вузов.- М.:ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 464 с.: ил.
Дополнительная:
1. Галактионова М.Ю. Неотложная помощь детям: догоспитальный этап Ростов н/Д.: Феникс 2007
2. Медицинские протоколы диагностики и лечения бронхолегочной патологии у детей: метод реком. Для студентов по спец. 060113 – «педиатрия» КрасГМУ
3. Основы вскармливание детей первого года жизни: Учебное пособие для вузов по спец. 040100 «Лечебное дело»./сост. Капранова Е.Н. Ростов н/Д.: Феникс 2008
4. Организация диспансерного наблюдения детей и подростков на педиатрическом участке. /под ред. М.Ю. Галактионовой Учеб. пособие для студентов. Красноярск. : Изд-во КрасГМУ 2010
4. Педиатрия: национальное руководство М.:ГЭОТАР-Медиа, 2009
5. Руководство по детской эндокринологии /под ред. Г.Д. Брука, С. Брун М.:ГЭОТАР-Медиа, 2009
6. Стандарты профессиональной подготовки по педиатрии студентов 5 курса лечебного факультета/под ред. Е.И. Прахина. - Красноярск: Изд-во «Версо», 2007.-80с.
7. Физическое развитие детей и подростков: Методическое пособие для организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов, обучающихся по специальности 040100.- Лечебное дело: под ред.Е.И. Прахина. – Красноярск: 2007 – 57с.
8. Фурцев В.И. Питание детей раннего первого года жизни: учебное пособие для последипломного образования врачей / В.И. Фурцев. – Красноярск, Типография КрасГМУ, 2009 – 88 с.
Электронные носители
1.Педиатрия: сборник тестовых заданий с эталонами ответов для студ. мед. вузов, обучающихся по спец. лечебное дело/сост. Ильенкова Н.А. и др. Красноярск: КрасГМУ 2010
2. Схема учебной истории развития (болезни)