С подростками старшего школьного возраста

1 Особой популярностью пользуются игры на открытом воздухе, игры с мячами.

2 Целесообразно часть игр проводить отдельно с юношами и девушками. Следует учитывать, что физические возможности девушек в игровых действиях, требующих проявления силы, скорости, координации, выносливости меньше, чем у юношей.

3 В играх для девушек должны быть исключены прыжки, связанные с сильным сотрясением тела, резкие, рывковые движения рук, действия с высокой силовой нагрузкой, особенно на плечевой пояс. Девушкам надо воздерживаться от участия в подвижных играх в дни менструального цикла.

4 При смешанном составе команд следует обращать внимание, что команды поделены равносильно, с одинаковым количеством мальчиков и девочек.

5 В играх должно быть большое количество правил, соблюдение которых обязательно для всех. Особенно в играх на совершенствование техники вида спорта.

6 Использование сложных по содержанию подвижных игр с большим количеством правил стимулирует старшеклассников к выбору нестандартных решений и проявлению индивидуальной инициативы.

7 Использовать игры средней, большой и максимальной интенсивности.

8 Время игры может быть от 15-20 до 40 минут, с перерывами.

9 Следить за переносимостью нагрузок, своевременно дозировать нагрузку.

10 Подвижные игры должны совершенствовать и закреплять технику и тактику изучаемых видов спорта.

11 Подбирать игры, которые воспитывали бы волю, инициативность, самосознание, коллективизм, целеустремленность, выдержку, самообладание.

12 Следует активно привлекать старшеклассников как помощников руководителя, судей.

13 Руководитель должен тактично подходить к оценке деятельности занимающихся и не ставить их в неудобное положение перед остальными учениками, а предлагать им посильные роли и задания.

14 Учитывая особые склонности отдельных занимающихся к тем или иным видам спорта, полезно давать им рекомендации по самостоятельному использованию подвижных игр.

15 При подведении итогов игры особое внимание следует уделять оценке качества техники выполнения двигательных действий.

Использование подвижных игр для разных видов подготовки

1 Общая и специальная физическая подготовка.

Для быстроты, быстроты реакции – игры построены на необходимости мгновенных ответов на звуковые, тактильные, зрительные сигналы, выполнении внезапных остановок, задержек и возобновлении движения для преодоления небольших расстояний в кратчайшее время. Такие игры рекомендуется проводить в начале тренировочного процесса до наступления утомления. Перед играми на развитие быстроты следует проводить разминку, а в ходе игр и эстафет использовать интервалы отдыха, проводить игры на быстроту до появления первых признаков утомления.

Для выносливости – игры с многократным повторением движений с напряжением, постоянной двигательной активностью, вызывающие значительные затраты сил и энергии. В играх выносливость проявляется в динамических условиях работы, когда чередуется расслабление и напряжение. Применяются цикличные и ацикличные игры. Как правило, это игры большой и высокой интенсивности. В таких играх тренируется дыхание, совершенствуются аэробные и анаэробные возможности.

Координационные способности – игры с постоянно изменяющейся обстановкой в игре, что развивает способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться с одних действий на другие. Игры, способствующие воспитанию ловкости –на быстроту и точность выполнения действий, равновесие и координацию является хорошей основой для воспитания специальной ловкости. В таких играх совершенствуется «чувство мышечных усилий», «чувство пространства», «чувство времени», совершенствуются функции анализаторов, точность и своевременность движений.

Силовые способности – игры, включающие все группы упражнений с повышенным сопротивлением: внешним сопротивлением, преодолением веса собственного тела, изометрические упражнения. Используются игры с предметами – набивные мячи, гантели, скамейки, или присутствует партнер; игры с бегом по песку, снегу, неглубокой воде. Многие игры можно проводить в виде контрольных упражнений. Игры способствуют избежанию дефектов осанки, так как оказывают комплексное воздействие. При проведении игр следует по очереди акцентировать внимание на развитие мышц разноименных конечностей.

Гибкость – игры с включением упражнений в растягивании динамического, статического и комбинированно характера. Упражнения для сохранения и развития гибкости включаются в игровые гонки с передачей мяча в колоннах различным способами (прогнувшись, с наклоном, с поворотами). Игры нередко выполняются со снарядами, с партнером, чтобы создать условия для повышения амплитуды. Следует сочетать игры на развитие гибкости с играми на развитие силы, но без статических усилий.

2 Техническая подготовка.Овладение техникой спортивных движений можно полноценно осуществить только при условии системного использования подвижных игр. В первую очередь в упрощенных вариантах игр занимающиеся знакомятся с близкими по структуре движениями, отобранными для изучения. Игры с упрощенным заданием исполняют роль подводящих упражнений. После изучения движений с помощью специальных упражнений для их закрепления применяют несложные игровые соревнования на правильность выполнения изученного. Цель выполнения техники движений в игре – правильнее, быстрее.Следует подбирать игры, которые по своей двигательной структуре близки к намечаемым в перспективе действиям. Обращать внимание, что задание на технику в игре должно выполнять «на точность», а не «на быстроту». Важно следить, чтобы основная структура движения в ходе игры не нарушалась. Нельзя закреплять движение на большой скорости и с максимальным усилием.

3 Тактическая подготовка.Путем подбора последовательно усложняющихся игр есть возможность развивать у занимающихся все необходимые качества, обеспечивающие успех тактического единоборства. С помощью подвижных игр участники учатся рассчитывать свои силы, определять рациональные приемы действий. Элементы тактики присутствуют как в простых групповых, так и в командных играх. Формируется умение выждать момент, изменить направление бега, менять ритм и темп движений, координировать свои действия в зависимости от обстановки, умение распределять силы на дистанции, что также входит в арсенал тактического мастерства. Воспитывается тактическое мышление. Таким образом, подвижная игра позволяет моделировать различные ситуации, что позволяет обучить спортсменов элементарным тактическим приемам. В основном, следует использовать командные подвижные игры.

4 Системное использование игр позволяет осуществить психологическую и интеллектуальную подготовку спортсменов к реальным условиям соревновательной деятельности.

5Подвижные игры позволяют воспитать черты характера, так необходимые спортсмену, морально-волевые качества, интуицию, интеллект. Чувство коллективизма и командного духа, чувства соперничества, товарищества и взаимопомощи, уважительное отношение к соперниками и установленным правилам, здоровый азарт, спортивную зрелость, владеть своими эмоциями. Воспитывается честность, решительность, взаимовыручка, воля к победе, смелость. Кроме того, использование тренером подвижных игр помогает ему оценить отношение спортсмена к тренировке, к сопернику и товарищам по команде, уровень дисциплинированности и исполнительности, отношение к собственным ошибкам и неудачам, к победе.

Для этого используются – игра-обучение, игра-тренинг, игра-исследование, игры для развития творческого мышления и креатива.

Наши рекомендации