Лечение психических болезней (психическое здоровье)
Психическое состояние может оказывать на инвалида как положительное, так и отрицательное воздействие; может являться причиной как скорого выздоровления, так и его задержки. Последнее негативным образом будет отражаться на его способностях и развитии, а это в свою очередь может привести к тому, что инвалид лишится внутренней и социальной гармонии, в результате чего его дарования, физическая, интеллектуальная и духовная готовность ослабнут, усугубится недуг.
Все это указывает на важность психологического лечения, которое психологи еще называют «психическим здоровьем», а также на необходимость заботы об инвалиде в психологическом плане. Ниже будет приведен небольшой отрезок, посвященный описанию психологического лечения в исламе.
Вера во Всевышнего Аллаха.
Вера оказывает огромное воздействие на душу человека, способствует укреплению в нем уверенности в себе, развивает в нем способность проявлять терпение, переносить трудности, вселяет в душу покой. Вера помогает инвалиду всегда быть устремленным к Всевышнему Аллаху, избавляет его от беспокойств, расстройств и уныния; благодаря вере он противостоит бедам и трудностями.
Всевышний сказал:
«Тех, которые уверовали, и сердца которых утешаются поминанием Аллаха»1, «т.е. благоволят и склоняются к Аллаху, успокаиваются при Его поминании и довольны Им в качестве покровителя и помощника»2.
Данный постулат безоговорочно принимается всеми психологами. Но некоторые обольщенные Западом и его цивилизацией лица относятся к этому скептически. Для таковых мы приведем слова одного из западных философов – американского ученого-психолога Вильяма Джеймса: «Не вызывает сомнений то, что самым эффективным лечением от беспокойства является вера». Он также сказал: «Вера является одной из сил, наличие которых помогает человеку существовать в мире. Ее лишение станет предвестником неспособности преодолевать тяготы существования». Другой американский ученый-психолог Генри Лэнк в своей книге «Возвращение к вере» повествует о том, что религиозные рабочие, как показывают наблюдения, регулярно посещающие места богослужения, имеют более устойчивую психику и лучшую нравственность в сравнении с людьми нерелигиозными или с теми, кто не имеет какой-либо религиозной практики вообще. Историк Арнольд Твенби сказал: «В корне кризиса, который сегодня переживают европейцы, лежит духовная бедность. Единственным лечением от этого душевного разрыва является возвращение к религии»3.
Связывание инвалида с Всеблагим и Всевышним Аллахом.
Связывание инвалида с его Всемогущим и Великим Господом даст ему осознание того, что недуг является испытанием от Аллаха, за которое уготовано воздаяние и награда. «Наибольшие испытания выпали на долю пророков, затем на людей подобных им. Человека постигают испытания в зависимости от степени его веры. Если его вера тверда, то испытание будет тяжелее; если – слаба, то – легче. Величина воздаяния зависит от величины испытания»4.
Всевышний сказал:
«Mы непременно испытаем вас кoe-чeм из cтpaxa, гoлoдa, нeдocтaткa в имyщecтвe, в душах и в плoдax. Oбpaдyй же тepпeливыx…»5.
Довольство и избавление от гнева.
Несложно проявлять довольство в тех случаях, когда обстоятельства складываются так, как это угодно человеку, в отличие от того, как если бы дела шли не так, как ему этого хотелось бы. Проявление довольства в обоих случаях сохраняет человека от гнева, раздраженности, отчаяния, бессилия и подавленности, поскольку довольство делает жизнь человека благой, и он благодушно принимает все, что предопределил ему Всевышний. В хадисе сказано: «Будь доволен тем, что предначертал тебе Аллах, станешь самым богатым из людей»1.
В свете учения ислама горечи, беды и несчастья предстают как позитивные события, за проявление довольства которыми уготована великая награда, так как они являются испытанием и проверкой со стороны Всевышнего, которые Он предрешил Своему рабу. Проявление довольства является поклонением, поскольку вера в судьбу и предопределение являются одним из столпов веры. В хадисе сказано: «Если Аллах возлюбит какой-либо народ, то испытает его. Кто проявит довольство, получит довольство Аллаха; кто выкажет гнев, получит гнев Аллаха»2. Человек, который постигнет этот смысл, будет доволен тем, что предопределил ему Аллах, станет встречать это с радостью и ликованием, поскольку за это его ожидает большая награда и великое воздаяние.
Оптимизм и избавление от пессимизма.
Под оптимизмом подразумевается ожидание добра, помощи, победы и успеха в ближайшем будущем, а также предвкушение блага в отдаленном времени. Наивысшей степенью проявления оптимизма является ожидание исцеления при болезни, успеха при неудаче, избавления от бед. Возможно, смысл вышесказанного поможет прояснить следующий хадис. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Знай, что если все люди соберутся, чтобы сделать для тебя какое-либо добро, они сделают тебе лишь столько добра, сколько предписал тебе Аллах. И если они соберутся, чтобы причинить тебе вред, они причинят тебе лишь столько вреда, сколько предписал себе Аллах»3. Благодаря такому воззрению, верующий человек, которого постигло испытание, всегда сможет найти способ взаимодействия с любой из сложившихся ситуаций, в частности с проблемными, ибо он уповает на Аллаха, уверен в Его справедливости, спокоен в отношении Его решения и предопределения. Поскольку то, что предопределил Аллах человеку, содержит в себе благо как в скором, так и в отдаленном будущем.
Проявление терпения и избегание паники.
В данном случае исследователь подразумевает достойное перенесение болезней, бед и трудностей; избегание беспокойства и подавленности; встречу тягот и неприятностей со спокойствием и верой. Ибн ал-Каййим дал следующее определение терпению: «Сдерживание души от беспокойства, сдерживание языка от жалобы, сдерживание конечностей от жестов»1.
Как показывают исследования, одной из причин психических, нервных и физиологических болезней и ухудшения состояния, вызванных тяготами, является не их тяжесть и глубина, а недостаток терпения и негативные мысли о конечном исходе, а также связанные с этим переживания. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Удивительно положение верующего: все, что с ним происходит, является благом. Если его постигнет радость, он проявить благодарность, и это будет благом для него. Если его постигнет горе, он проявит терпение, и это будет благом для него»2.
Частое поминание Аллаха.
Не вызывает сомнений тот факт, что поминание Аллаха является одним из важных средств при лечении многих заболеваний. А одним из наиболее значимых способов поминания Аллаха является чтение Корана. Мусульманин обязан поминать Аллаха в различных состояниях.
Всевышний сказал:
«… кoтopыe пoминaют Aллaxa, cтoя, cидя и нa cвoиx бoкax…»3.
Поминание Аллаха укрепляет связь между человеком и его Господом, удовлетворяет духовную потребность индивида, благодаря чему он обретает чувство покоя и душевного комфорта.
Поминание Аллаха может осуществляться в различных ситуациях: в молитве, при соблюдении поста, во время совершении паломничества, при обращении к Аллаху с просьбой, чтении Корана, искреннем совершении какого-либо действия, проявлении терпения при болезни или несчастье. «Поминание Аллаха и проявление Ему благодарности активизирует психические и физиологические иммунные системы»4 человека. О важности обращения к Аллаху с просьбами при лечении Ибн Хаджар сказал следующее: «Лечение всех болезней посредством просьб и обращений к Аллаху более эффективно и успешно, чем лечение посредством лекарств. Они оказывают на организм большее воздействие и вызывают в нем большие реакции, чем лекарства внутреннего применения»1.
Опора на собственные силы.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приучал своих сподвижников полагаться на самих себя, не быть праздными и ленивыми и не рассчитывать на других в решении каких-либо вопросов. В виду того, насколько важное это имеет значение, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, побуждал их к тому, чтобы рассчитывать на себя, в частности в том, что касается заработка и приобретения средств к существованию, и запрещал им обращаться с просьбами к людям. В хадисе сказано: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя. Если кто-либо из вас возьмет веревку и отправиться собирать дрова, это будет лучше для него, чем просить у людей, которые могут подать или отказать»2. В другом хадисе говорится: «Кто даст мне обещание не обращаться с просьбой к кому-либо из людей, тому я обещаю рай». Сяубан сказал: «Я обещаю», и он больше не обращался с просьбой к кому-либо3.