Денежные выплаты на детей-инвалидов
Ежемесячная денежная выплата
Дети-инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату (ЕДВ). Обратите внимание, что ЕДВ заменяет следующие льготы ребенка-инвалида:
- бесплатные лекарства,
- бесплатный проезд к месту лечения (в том числе междугородний),
- бесплатное санаторно-курортное лечение.
Размер ЕДВ на ребенка-инвалида с 1 апреля 2013 г. – 2022р.78к.
Вы можете отказаться от одной или двух из льгот (например, от санаторно-курортного лечения) в пользу ЕДВ. Получать льготы в натуральном виде вместо ЕДВ вы сможете только начиная со следующего года после обращения с заявлением в Пенсионный фонд. Мы не рекомендуем оформлять ЕДВ, так как ваши реальные расходы на лекарства, проезд и лечение ребенка будут в несколько раз больше размера “компенсации”.
Размер выплаты подлежит индексации 1 раз в год. Если одновременно ребенок имеет право на другую ежемесячную денежную выплату, независимо от основания, по которому она устанавливается[45], ему предоставляется только одна ежемесячная денежная выплата (по вашему выбору).
Пенсия ребенка-инвалида
В Российской Федерации существует два основных вида пенсий: трудовые и пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
Пенсии по государственному пенсионному обеспечению обычно не зависят от трудовой деятельности. Это пенсии, которые государство выплачивает для «предоставления средств к существованию». Дети-инвалиды имеют право на получение одного из видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению – социальной пенсии. Обратите внимание, что дети-инвалиды получают именно социальную пенсию, а не пенсию по инвалидности – это другой вид пенсий, предназначенный для военнослужащих, участников ВОВ и граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф.
Размер пенсии
Размер пенсии достаточно часто меняется. Информацию об актуальном размере социальной пенсии можно узнать на сайте Пенсионного Фонда по адресу http://www.pfrf.ru/social_pension/83.html
Обращение с заявлением о назначении пенсии
Для назначения пенсии необходимо обратиться с заявлением о назначении социальной пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, который принимает соответствующее решение. Обратите внимание, что с таким заявлением можно обратиться только после признания ребенка инвалидом (подробно об этом см. раздел «Инвалидность»).
Заявление о назначении социальной пенсии подается в территориальный орган Пенсионного Фонда Российской Федерации по месту жительства законного представителя или ребенка.
Строгого перечня документов, которые должны быть приложены к заявлению, нет. В законодательстве перечислены обстоятельства, которые заявитель должен подтвердить для назначения ему пенсии. Эти обстоятельства могут быть подтверждены разными документами, перечень их не всегда исчерпывающий. Для общего сведения приведена таблица таких обстоятельств и документов, которые эти обстоятельства подтверждают, однако точный перечень лучше уточнить в отделении Пенсионного фонда.
Номер | Вид документа | Обстоятельства, которые документ подтверждает |
1. | Паспорт Свидетельство о рождении | Удостоверяют личность и возраст ребенка-инвалида |
2. | Паспорт Свидетельство о рождении Свидетельство об усыновлении Иные документы, подтверждающие гражданство | Удостоверяют гражданство |
3. | Паспорт Свидетельство о регистрации по месту жительства/ пребывания на территории Российской Федерации Личное заявление о фактическом месте проживания на территории Российской Федерации | Удостоверяют место жительства |
4. | Выписки из акта освидетельствования в учреждении Государственной службы медико-социальной экспертизы | Подтверждают установление инвалидности |
5. | Паспорт Свидетельство о рождении Свидетельство об усыновлении Копия записи акта гражданского состояния Справки жилищных органов или органов местного самоуправлений Справки паспортно-визовых подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации Иные документы, содержащие требуемые сведения В необходимых случаях - решение суда об установлении факта | Удостоверяют личность и полномочия законного представителя (родителя, усыновителя, опекуна, попечителя) |
6. | Вид на жительство иностранного гражданина Вид на жительство для лица без гражданства | Подтверждают постоянное проживание на территории российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства |
Обратите внимание, что при подаче документов нужно принести их оригиналы (или нотариально заверенные копии) и копии.
Даже если каких-то документов в предоставленном вами комплекте недостает, ваше заявление обязаны принять, указав в расписке-уведомлении, каких документов недостает и срок, в который их необходимо предоставить.
Процедура рассмотрения заявления о назначении пенсии состоит из нескольких этапов: принятие заявления, его рассмотрение, вынесение решения. Рассмотрим их по порядку.
а) При приеме заявления сотрудники территориального органа Пенсионного фонда совершают несколько действий. Во-первых, проверяют правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений представленным документам (например, паспортным данным). Во-вторых, сличают подлинники представленных документов с их копиями, фиксируют выявленные расхождения. Наконец, регистрируют заявление и выдают расписку-уведомление, в которой указывается дата приема заявления, перечень недостающих документов и сроки их предоставления.
б) После принятия заявления и предоставления всех недостающих документов в течение 10 дней территориальный орган Пенсионного фонда рассматривает заявление и выносит решение.
При положительном решении, орган производит расчет размера пенсии и заводит на получателя пенсии пенсионное дело. Это пенсионное дело хранится в том территориальном органе Пенсионного фонда, где ребенок получает пенсию. Если место получения пенсии меняется (например, при смене места жительства или регистрации), пенсионное дело пересылается в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда по новому месту получения пенсии.
В случае отказа территориальный орган Пенсионного фонда в течение пяти дней со дня вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя. В извещении обязательно указываются причины отказа и порядок обжалования вынесенного решения. В случае отказа все документы возвращаются.
Порядок получения пенсии
Пенсия доставляется по месту жительства или по месту пребывания ребенка или родителя, с которым он проживает. Доставка пенсии по заявлению её получателя, может осуществляться различными организациями. Как правило, это почта или кредитная организация. Доставку пенсии оплачивает Пенсионный фонд.
При смене места жительства или места пребывания, можно сменить и место получения пенсии. Для этого нужно обратиться с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда по новому месту жительства, предоставив документы о регистрации. Территориальный орган Пенсионного фонда должен запросить пенсионное дело ребенка из того территориального органа, где оно находилось.
Получать пенсию может либо ребенок, достигший 14-летнего возраста, либо законный представитель ребенка (родитель, усыновитель, опекун, попечитель), либо любое другое лицо по доверенности. Доверенность должна быть заверена либо нотариусом, либо организацией, в которой доверитель работает или учится, жилищно-эксплуатационной организацией по месту его жительства или администрацией стационарного лечебного учреждения, в котором он находится на излечении. Доверенность может быть выдана на срок до трех лет, однако если срок превышает один год, получатель пенсии должен ежегодно подтверждать факт регистрации его по месту получения пенсии.
Срок назначения пенсии
Пенсия назначается на срок, на который определена инвалидность. Если ребенку присвоена инвалидность без указания срока, такая пенсия назначается до достижения 18-летнего возраста.
Пенсия назначается с 1 числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее, чем возникло право на пенсию, то есть была присвоена инвалидность.
Например, если инвалидность была присвоена 3 ноября, а заявление о назначении пенсии поступило 29 ноября, то пенсия назначается с 3 ноября – с момента, когда возникло право на пенсию. По заявлениям, которые поступят в следующие месяцы, пенсия будет назначена с 1 числа соответствующего месяца, в котором поступило заявление (например, если заявление поступило 28 декабря, то пенсия будет назначена с 1 декабря).
Днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда заявления со всеми необходимыми документами. Документы, указанные в расписке-уведомлении как недостающие, должны быть предоставлены в течение трех месяцев со дня подачи заявления. В таком случае днем подачи будет считаться день обращения с заявлением. Если они поступят позже, днем подачи будет считаться день поступления недостающих документов.
При направлении заявления и всех необходимых документов по почте днем обращения за пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле отправления.