Этапы становления и развития
РАЗДЕЛ 6. Доброкачественные новообразования мягких тканей
челюстно-лицевой области...................................................................... 230
Общие сведения об опухолях................................................................................................... 230
Опухоли мягких тканей ......................................................................................................... 232
Гемангиомы .............................................................................................................................. 232
Лимфангиомы ..................................................................................................................... 246
Нссосудистые доброкачественные новообразования............................................. 251
Опухолеподобные новообразования мягких тканей ..................................................... 256
Приобретенные опухолеподобные новообразования ............................................ 256
Врожденные опухолеподобные новообразования .................................................. 257
Кисты и свищи лица, шеи ................................................................................................. 260
Нейрофиброматоз ................................................................................................................... 264
РАЗДЕЛ 7. Доброкачественные новообразования костей
челюстно-лицевой области.......................................................................... 268
Одонтогенные опухоли челюстей ...................................................................................... 269
Одонтогенные опухолеподобные новообразования ...................................................... 274
Кисты челюстей ............................................................................................................................. 279
Остеогенные опухоли костей лица .................................................................................... 286
Остеобластокластома......................................................................................................... 286
Остеома..................................................................................................................................... 289
Остеоид-остеома................................................................................................................... 289
Опухолеподобные новообразования костей ................................................................... 290
Фиброзная дисплазия ....................................................................................................... 290
Фиброзная остеодистрофия ............................................................................................. 294
РАЗДЕЛ 8. Злокачественные новообразования
челюстно-лицевой области.......................................................................... 295
Статистические данные, этиология....................................................................................... 295
Теории возникновения злокачественных опухолей у детей ....................................
Принципы классификаций злокачественных опухолей ............................................
Предопухолевые состояния .............................................................................................
Диагностика и клиника злокачественных новообразований ....................................
Принципы лечения .................................................................................................................
РАЗДЕЛ 9. Травматические повреждения тканей и органов
челюстно-лицевой области.......................................................................
Особенности повреждений тканей лица и челюстей, классификация .................
Травмы мягких тканей...........................................................................................................
Ожоги ...................................................................................................................................
Отморожение ....................................................................................................................
Травмы зубов ..............................................................................................................................
Травмы челюстей........................................................................................................................
Ушиб челюстей .....................................................................................................................
Переломы нижней челюсти ........................................................................................
Переломы верхней челюсти ........................................................................................
Переломы скуловой кости и дуги ....................................................................................
Сочетанные и комбинированные повреждения ............................................................
Переломы костей носа..........................................................................................................
РАЗДЕЛ 10. Пороки развития тканей и органов
челюстно-лицевой области.....................................................................
Врожденные несращения губы и нёба ............................................................................
Врожденные несрашения верхней губы......................................................................
Врожденные несращения альвеолярного отростка, твердого и мягкого нёба.
Пороки развития уздечек губ и языка, мелкое преддверие полости рта..................
Пороки развития уздечки языка ...................................................................................
Пороки развития уздечек верхней и нижней губ ....................................................
Мелкое преддверие полости рта ................................................................................
Некоторые сопутствующие несрашениям верхней губы и нёба синдромы
челюстно-лицевой области...................................................................................................
РАЗДЕЛ 11. Основные восстановительно-реконструктивные
вмешательства на тканях челюстно-лицевой области................
Местная пластика кожными лоскутами ........................................................................
Пластика лоскутами на ножке ............................................................................................
Свободная пересадка тканей .............................................................................................
Пластика филатовским стеблем ........................................................................................
Хирургические вмешательства на челюстях....................................................................
Применение разнообразных материалов для внутритканевого эндопротезирования .
Некоторые особенности техники ушивания ран в челюстно-лицевой области ...
Некоторые аспекты психологической помощи детям с заболеваниями
челюстно-лицевой области...................................................................................................
Медикаментозные средства, применяемые для лечения
основных стоматологических заболеваний.....................................................................
Тесты для контроля знаний по детской хирургической стоматологии.....................
Программные экзаменационные вопросы по детской хирургической
стоматологии.............................................................................................................................
Список литературы ...............................................................................................................
Уважаемые читатели!
К читателям!
Я с удовольствием прочел русский текст учебника моих украинских коллег, который посвящен чрезвычайно важным вопросам хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии детского возраста. Сегодня мы еще не можем быть удовлетворены результатами первичной профилактики стоматологических заболеваний у детей. На фоне этого обстоятельства, а также особенностей этапного развития общества с его материальной недостаточностью во всех сферах, неблагоприятными экологическими прочими условиями, и как никогда возникает необходимость, опираясь па опыт и знания, представить студентам и молодым врачам взвешенный и современный подход к вопросам диагностики и лечения хирургических стоматологических заболеваний у детей.
В настоящее время многими учеными-педагогами делаются попытки изложить свои знания в книгах, которые рекомендуются для обучения. И лишь некоторые из них являются результатом академического подхода к манере изложения, строгого отбора сведений п знаний, а также гармоничного соотношения изложенного материала и иллюстративных данных. Хочу подчеркнуть, что еще не написан идеальный учебник (да и будет ли написан вообще), поскольку и базовый уровень преподавателей и студентов разный, и мотивация к изучению предмета отличается, да и способности обучающихся не одни и те же. Однако он крайне необходим, потому что в существующих руководствах, пособиях и учебниках по хирургической стоматологии представлены лишь отрывочные данные о тех или иных хирургических заболеваниях у детей. В указанной литературе, как правило, авторы говорят лишь об особенностях диагностики, клинического течения и лечения заболеваний. А ведь это неверно! Сегодня следует говорить о закономерностях патологических процессов у детей разного возраста. Раньше ребенок, а потом взрослый! Никак не наоборот! И именно на данном утверждении базируются все положения представленного учебника.
Все его разделы содержат необходимые для профессионала сведения, знание которых обусловит наиболее эффективный результат взаимоотношений "врач —пациент". Материал изложен логично и последовательно. Все предлагаемые положения обоснованы, четко прослеживается обобщение не только ранее имеющихся данных литературы о заболеваниях, а и собственного теоретического и практического опыта, что значительно обогащает учебник. Авторы в книге постарались ответить на вопрос: "Почему именно так, а не иначе?", и, на мой взгляд, им это удалось.
Учебника по дисциплине "хирургическая стоматология детского возраста", насколько я знаю, нет в Украине, нет его и в России (изданы лишь некоторые монографии, посвященные воспалительным процессам, опухолям челюстно-лицевой области у детей). Поэтому первую попытку создания такого учебника следует, безусловно, приветствовать. Я желаю его читателям упорства и настойчивости в овладении этим важным и сложным разделом хирургической стоматологии.
Член-корреспондент РАМН,
Заслуженный деятель науки
Российской Федерации,
директор ЦН И НС, jf(j<7
д-р. мед. наук, профессор с&£&(?£■ ^-^--^-т-г Безруков В.М.
Известные учебники и учебные пособия последних лет по хирургической стоматологии в Украине — профессоров А.А.Тимофеева (1998), Ю.И.Вернадского (1999) - содержат обширные сведения, касающиеся заболеваний у взрослых и лишь частично - у детей. При этом размеры учебников не всегда позволяют достаточно полно изложить материалы в одинаковой и достаточной степени. Между тем дети, составляющие 1/5 населения страны, страдают практически теми же заболеваниями, что и взрослые, а кроме того, врождёнными аномалиями челюстно-лицевой области.
Киевская школа стоматологов-хирургов на протяжении последних 40 лет под руководством двух известных профессоров — Ю.И. Вернадского и А.С. Солнцева - является достаточно авторитетной не только в странах СНГ, но и за рубежом. Этому способствовала чрезвычайная активность представителей киевской школы в научной и практической деятельности, участие их во множестве международных конгрессов, где они достойно представляли и пропагандировали отечественные достижения науки.
С 1980 г. в Киевском медицинском институте кафедра хирургической стоматологии выделила группу сотрудников для работы с детьми, которая, получив стационарную и поликлиническую базы, стала прообразом сегодняшней кафедры хирургической стоматологии детского возраста. За 20 лет деятельности в этом направлении коллектив кафедры и клиники накопил солидный опыт научной, преподавательской и лечебной деятельности. Сотрудниками излечено более 10 000 детей в условиях стационара, около 14 000 детей прошли лечение на поликлинических базах кафедры. С 1986 г. на госпитальной базе кафедры работает Украинский центр по оказанию помощи детям с заболеваниями челюстно-лицевой области. Успешная научная работа сотрудников отражена в трёх докторских диссертациях (проф. Д.В. Дудко — "Лечение гемангиом челюстно-лицевой области у детей", 1987; проф. Л.В. Харьков — "Хирургическое лечение врождённых несращений нёба", 1988; проф. Ю.А. Юсубов — "Патогенез, диагностика и лечение остеомиелитов челюстей у детей", 1988), в более чем десяти выполненных и выполняемых кандидатских диссертациях.
Монографии, множество научных статей, выступления на конгрессах в Голландии, Швеции, Англии, Франции, Польше, Сирии и других странах явились этапным итогом активной творческой деятельности коллектива клиники.
Кафедрой и Украинским центром с 1994г. руководит чл. корр. АМН Украины, профессор Л.В. Харьков — главный специалист МЗ Украины. Руководимый им коллектив состоит из опытных и молодых сотрудников, что создаёт необходимую гармонию в поиске оптимальных решений проблем хирургической стоматологии.
Творческий коллектив создателей настоящего учебника представил на суд читателей солидный труд, материал в котором изложен в соответствии с программой обучения будущих врачей и молодых специалистов. Опыт и знания авторов позволили высказать ряд нетрадиционных взглядов, касающихся патогенеза и лечения некоторых заболеваний. Отличительная особенность представленного материала — аргументация и логика заключений, хороший иллюстративный материал. Представленный учебник является первым в Украине и, безусловно, будет способствовать оптимизации изложения учебного материала и обучения хирургической стоматологии детского возраста.
Заведующий кафедрой челюстно-лицевой хирургии Петербургской медицинской академии последипломного образования, член-корреспондент РАМН, Заслуженный деятель науки России, профессор
Детей чет — есть люди. Януш Корча к
Lectori benevole salutem!*
Профилактическое направление развития медицины предусматривает проведение комплекса оздоровительных мероприятий, направленных не только на ребенка, который родился, а и на его родителей. Как логическим является выражение "здоровые родители — здоровые дети", так логическим является и создание оптимальных условий развития детского организма с целью обеспечения полноценной жизни во взрослом возрасте. По данным ВОЗ, здоровье человека на 50 % зависит от условий жизни и работы, на 40 % (поровну) — от экологии и генотипа и на 10 % — от состояния здравоохранения в стране. И хотя влияние последнего фактора, казалось бы. незначительно, чрезвычайно важным является то, насколько профессионально врач подготовлен к выполнению своей сложной миссии.
Сейчас существуют определенные статистические "несправедливости" относительно детских стоматологов, а поэтому и детей, которым необходима помощь. В Украине в 2001 г. детское неселение составляло 8 млн 748 тыс. 915 человек. Согласно приказу министра охраны здоровья Украины предусмотрено 4,5 места стоматолога на 10 000 детского населения, следовательно, на такое количество детей детских стоматологов должно быть 5531, в то время как их в два раза меньше. В стране функционирует 270 поликлиник для взрослых и только 40 — для детей, что составляет только 15 ".., насчитывается 1900 челюстно-лицевых коек, из которых детских — 150, то есть и в этих показателях соотношение не выполняется. Чаще всего дети обращаются за помощью к педиатру; второе место по частоте посещений принадлежит стоматологу, поскольку для нормального функционирования детского организма очень важным является состояние зубов, полости рта и челюстей. Ни одна система, кроме зубочелюстной, не имеет такой "привилегии": в детском возрасте иметь 20 временных зубов, а во взрослом — 32 постоянных. Выполняя важное функциональное, орга-нообразующее, эстетическое назначение, эта система восприимчива к разнообразным болезням, которые требуют и хирургического лечения.
Хирургическая стоматология и челюстио-лицевая хирургия детского возраста — это раздел клинической медицины, требующий глубоких знаний стоматологии, хирургии и педиатрии, поэтому безоговорочной является необходимость особого подхода к обучению. По получить все необходимые знания в медицинском институте или университете очень тяжело, поскольку на стоматологическом факультете для изучения детской хирургической стоматологии отводится 2 года, а общей хирургии и педиатрии — по 6 месяцев. Поэтому подготовка высококвалифицированного специалиста по хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии детского возраста невозможна без обучения в клинической ординатуре или стажировки в соответствующей клинике.
В современных клиниках наиболее развитых стран значимой для будущего стоматолога является неделимая стоматология детского возраста с равноценными и равнозначными разделами терапевтической (с профилактикой стоматологических заболеваний), хирургической стоматологии и ортодонтии. Однако такая концепция предусматривает и одинаковую подготовку по всем трем специальностям детской стоматологии.
Топ факт, что большинство учебников и пособий по стоматологии детского возраста имеют большую терапевтическую и профилактическую направленность, обоснован. В них вопросы хирургических стоматологических заболеваний освещаются в основном с позиций амбулаторного приема. Часть заболеваний челюстно-лицевой области рассматривается в пособиях по хирургической стоматологии, где не всегда с достаточной полнотой изложен материал о закономерностях развития заболеваний и их лечении у детей.
Существуют пособия и учебники по детской стоматологии, ортодонтии, профилактике
стоматологических заболеваний, многочисленные монографии но проблемам диагностики, лечения заболеваний зубов и пародонта у детей. Вместе с тем нет ни одного учебника или пособия по хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии детского возраста. Наверное, это обусловлено и тем, что лишь в 1991 г. в 1 [ациональном медицинском университете была основана кафедра с таким названием - первая в Украине и странах СНГ.
Этот учебник написан в соответствии с учебным планом и программой по детской стоматологии для студентов высших медицинских учебных заведений 111- IY уровней аккредитации. Им мы старались заполнить имеющийся пробел в данной области медицины.
Сложность в описании анатомо-топографических особенностей и закономерностей челюстно-лицевой области у детей, течения заболеваний обусловлены такими обстоятельствами.
— начиная от рождения, анатомические, физиологические характеристики органов и тканей .ища, челюстей, околозубных тканей изменяются очень быстро; законы растущего организма обусловлены функцией органов и тканей, состоянием важнейших систем организма в определенный промежуток времени;
— интенсивность развития органов и тканей в разных местах челюстно-лицевой области и органов полости рта неоднотипная, вследствие чего и проявления того или иного заболевания будут иметь принципиальные особенности;
—соматическое развитие ребенка зависит от состояния иммунной, эндокринной, нервной и других систем организма, которое обусловливает особенности изменений в нем;
—на фоне высокой лабильности основных систем организма под действием патологических агентов возникают парадоксальные ответные реакции: разнообразные по характеру влияния раздражители служат причиной однотипного ответа, и наоборот, один и тот же раздражитель пли агент может обусловить абсолютно разную реакцию;
— недостаточно полно объяснимы закономерности и особенности проявления процес
сов саморегуляции в детском организме.
Кроме того, следует понимать, что ребенок — ив два месяца, и в 5 лет, и в 14 лет является ребенком. 11о закономерность течения тех или иных процессов у него в зависимости от возраста будет обычно разной. Поэтому не преувеличением, а важной необходимостью является знание тканевых и органных изменений в каждый возрастной период. Это требует от врача ориентации именно в глубинах нормальной и патологической физиологии.
Говоря о дифференциальной диагностике каждого заболевания, мы перечисляем только те, с которыми ее следует проводить, а описание течения, особенностей этих заболеваний детально приведено в соответствующем разделе.
В учебнике мы высказали свои взгляды па причины, механизмы развития, течение i .течение основных хирургических стоматологических заболеваний. Научным обосновани ем этого является более чем 30-летний опыт работы в области хирургической стоматоло гпп и челюстно-лицевой хирургии детского возраста.
Медицинская научная и клиническая стоматология насыщена многими именами иссле дователей, которые считаются первооткрывателями симптомов, синдромов, методов и прие мов лечения. Количество их постоянно возрастает, и молодому специалисту довольно ело* но запомнить и ориентироваться в них. Поэтому мы старались, сохраняя уважение к эти: ученым, в большинстве случаев не перегружать текст фамилиями, заменив их понятным ош санием симптома или синдрома. Авторство, безусловно, имеет большое значение, однак лишь в случае принципиальных положений и в историческом значении приоритетов.
Коллектив авторов этого учебника будет признателен всем за высказанные замечай! и пожелания и надеется найти в читателях — студентах, врачах-стоматологах, хирурга челюспю-лпцевых хирургах, педиатрах и врачах других специальностей — не только об ективных критиков, но и доброжелательных соратников в изучении заболеваний челюс но-лицевой области у детей.
Заведующий кафедрой хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирург детского возраста Национального медшщнекого университета им. А.А. Богомолы чл.-кор. АМН Украины, доктор мед. наук, профессор Л.В.Харьков
ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ