Основные направления и организация логопедического обследования в условиях ПМПК.
Логопедическое обследование.
Результаты логопедического обследования предполагают описание качественного своеобразия речевого развития обучающегося.
v Импрессивная речь.Отмечаются:
а) доступность понимания просьб, связанных с обиходным предметным миром;
б) понимание сложных речевых инструкций;
в) понимание наименований предметов, действий и признаков, вопросов косвенных падежей, поставленных к объектам действий;
г) различение значения предлогов, грамматических форм словоизменения и словообразования;
д) точность понимания слов.
v Экспрессивная речь.Отмечаются: наличие и развернутость экспрессивной речи (отдельные слова, простые фразы, развернутые фразы, связная речь); внятность; использование выразительных мимики и жестов в общении.
· Лексический строй.Отмечаются: объем активного словаря; характеристика лексико-грамматических разрядов, используемых в активной речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы, местоимения, наречия, предлоги и т.п.); соответствие словаря возрасту; точность употребления слов.
· Грамматический строй(исследуется способность к словоизменению и словообразованию, построению разных по типу и объему предложений). Отмечаются: возможности грамматического оформления на морфологическом и синтаксическом уровне; наличие и характер аграмматизма; правильность употребления предлогов и падежных окончаний существительных; возможность пользоваться нормами согласования; умение пользоваться способами словообразования; объем и типы предложений.
· Связная речь (обследуется при составлении рассказа по сюжетной картине, серии сюжетных картин, пересказа). Отмечаются: самостоятельность повествования; логичность и последовательность, развернутость, полнота содержания, учет деталей, адекватность использования лексико-грамматических средств.
v Фонетический строй речи.
· Состояние звукопроизношения оценивается в условиях изолированного произношения, в открытых и закрытых слогах, слогах со стечением согласных, в начале, середине и конце слов, во фразах и спонтанной речи. Отмечаются: произношение каких звуков нарушено, характер нарушения в различных условиях произнесения (искажение, отсутствие звука, замена другим звуком, смешение).
· Состояние звукослоговой структуры слов. Отмечаются: характер нарушения в различных условиях воспроизведения (сокращение числа слогов, упрощение слогов, уподобление слогов, добавление числа слогов, перестановка слогов и звуков).
· Просодика. Отмечаются: темп речи (норма / ускоренный / замедленный); ритм речи (норма / скандированный / аритмия); наличие разных видов интонации (повествовательная, вопросительная, побудительная); модуляции (модулированный / маломодулированный / немодулированный).
v Фонематические процессы. Обследование фонематической стороны речи включает выявление состояния фонематического восприятия, фонематического анализа, синтеза и представлений. Отмечаются: наличие ошибок слуховой и произносительной дифференциации фонем, какие фонематические признаки не распознаются ребенком; доступность форм фонематического анализа; характер ошибок; степень сформированности действий фонематического анализа и синтеза; точность и дифференцированность фонематических представлений.
v Строение и моторика артикуляционного аппарата.
· Строение артикуляционного аппарата. Отмечаются: наличие отклонений в строении артикуляционного аппарата: губ (расщелина, последствия хейлопластики, ее нависание над нижней губой); челюстей (прогнатия, прогения, открытый передний); расположения зубов; неба (расщелина, последствия уранопластики, готическое небо); языка (макроглоссия, микроглоссия, укороченная подъязычная связка, раздвоение кончика языка).
· Моторика артикуляционного аппарата (способность к выполнению основных артикуляционных движений губ, языка, мягкого неба). Отмечаются: наличие / отсутствие движений; объем (полный / неполный); точность (точные / неточные); темп выполнения (нормальный / быстрый / медленный); способность нахождения и удержания позы, способность к переключению; мышечный тонус (нормальный / повышенный / пониженный); наличие синкинезий, гиперсаливации, гиперкинезов, тремор кончика языка; особенности приема пищи (ест самостоятельно / с помощью, жевание твердой пищи, поперхивание при глотании).
v Дыхательная и голосовая функции.Отмечаются: тип физиологического дыхания (диафрагмальный / грудной / ключичный); темп дыхания (нормальный / учащенный); ритм дыхания (ритмичное / аритмичное); сила голоса или громкость (нормальная / слабый голос); тембр голоса (нормальный / назализованный / глухой / сиплый / хриплый / напряженный / вибрирующий).
67. Организация психолого-медико-педагогических консилиумов в деятельности коррекционно-образовательных учреждений для детей с нарушениями речи (детские сады и школы).
Психолого-медико-педагогический консилиум призван рассматривать личность ребенка с учетом всех ее параметров: психологического и психического развития, социальной ситуации, состояния здоровья, характера предъявляемых требований, оптимальности педагогических воздействий.
ПМПк является объединением специалистов конкретного образовательного учреждения, составляющее ядро психолого-медико-педагогической службы образовательного учреждения, организуемое при необходимости комплексного, всестороннего, динaмичeского диагностико-коррекционного сопровождения детей, у которых возникают трудности в адаптации к условиям данного образовательного учреждения различной этиологии в связи с отклонениями в развитии окончание сужает спектр проблем.
Психолого-медико-педагогический консилиум - организационная форма, в рамках которой объединяются усилия педагогов, психологов и других субъектов учебно-воспитательного процесса для решения проблем обучения и полноценного развития детей и подростков.
ПМПк не является самостоятельным учреждением и не имеет статуса юридического лица. Специалисты ПМПк выполняют соответствующую работу в рамках основного рабочего времени, имеющихся у них функциональных обязанностей, оплаты труда, корректируя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом образовательного учреждения в работе консилиума.
Консилиум образовательного учреждения действует на основе соответствующего Положения Министерства образования Российской Федерации (приказ № 27/901-6 от 27.03.2000). В этом нормативном документе определены все параметры, режим деятельности, необходимая документация.
Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников.
В задачи ПМПк образовательных учреждений входит:
· выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии детей;
· выявление актуальных и резервных возможностей ребенка;
· подготовка необходимых документов для детей, нуждающихся в специальном коррекционном учреждении;
· выявление детей, нуждающихся в дополнительной помощи со стороны психолога и других специалистов;
· анализ развития и обучения тех детей, которые, несмотря на запрос к консилиуму со стороны педагогов или родителей, не нуждаются в дополнительной специализированной помощи,
· формирование рекомендаций для родителей, педагогов и педсовета по организации помощи детям методами и способами доступными педагогическому коллективу для обеспечения индивидуального подхода в процессе коррекционно-развивающего сопровождения;
· отслеживание динамики развития и эффективности индивидуализированных коррекционно-развивающих программ;
· определение готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста, поступающих в школу, с целью выявления «группы риска»;
· решение вопроса о создании в рамках данного образовательного учреждения условий, адекватных индивидуальным особенностям развития ребенка. При необходимости — перевод в специальный (коррекционно-развивающий, компенсирующий и т.п.) класс, выбор соответствующей формы обучения (индивидуальное, на дому; смешанное; экстернат; домашнее и др.);
· при положительной динамике и компенсации отклонений в развитии — определение путей интеграции ребенка в классы, работающие по основным образовательным программам;
· профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов, организация лечебно-оздоровительных мероприятий и психологически адекватной образовательной среды;
· подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, овладение школьными навыками, умениями и знаниями, перспективное планирование коррекционно-развивающей работы, оценку ее эффективности;
· организация взаимодействия между педагогическим коллективом образовательного учреждения и специалистами, участвующими в работе психолого-медико-педагогического консилиума, при возникновении конфликтных ситуаций, трудностей диагностики, а также при отсутствии положительной динамики в процессе реализации рекомендаций ПМПк.