Районные службы сопровождения

o ППМС-центры, призванные оказывать психолого-педагогическую медико-социальную помощь всем участникам ОП в решении проблем развития ребенка. При этих центрах работают психолого-медико-педагогические комиссии

3) Все городские службы в системе образования

o научные профессиональные учреждения и ВУЗы;

o Комитет по образованию и Совет директоров ППМС-центров;

o городская межведомственная психолого-медико-педагогическая консультация (ГМПМПК).

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ

o формирование здорового образа жизни;

o личностные проблемы развития ребенка;

o выбор образовательного маршрута;

o преодоление затруднений в обучении

Этапы индивидуального сопровождения:

1) сбор информации о ребенке

2) Анализ полученной информации

3) совместная выработка рекомендаций для ребенка, педагога, родителей, специалистов; составление плана комплексной помощи для каждого "проблемного" воспитанника.

4) консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем ребенка;

5) решение проблем, то есть выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения;

6) анализ выполненных рекомендаций всеми участниками;

7) дальнейший анализ развития ребенка

Все этапы условны, т.к. у каждого ребенка своя проблема и в ее решении требуется индивидуальный подход

Основные этапы системного сопровождения

¡ диагностический этап;

Целью является осознание сути проблемы, ее носителей и потенциальных возможностей решения. Диагности­ческий этап начинается с фиксации сигнала проблемной ситуации, затем разрабатывается план проведения диагностического исследо­вания. На этом этапе важно установить доверительный контакт со всеми участниками проблемной ситуации, помочь им вербализиро­вать проблему, совместно оценить возможности ее решения

¡ поисковый этап;

Цель — сбор необходимой информации о путях и способах решения проблемы, доведение этой информации до всех участников проблемной ситуации, создание условий для осознания информации самим ребенком (включая возможность адаптации ин­формации).

¡ консультативно-проективный (или договорной) этап;

На этом этапе специалисты по сопровождению обсуждают со всеми заинтересован­ными лицами возможные варианты решения проблемы, обсуждают позитивные и негативные стороны разных решений, строят прогно­зы эффективности, помогают выбрать различные методы. Важно проявить внимание к любым способам решения проблемы, которые на­зывает сам ребенок, не высказывая оценочных и критических суждений. Стимулирование такого рода активности — одна из важ­нейших задач правильно организованного процесса сопровождения.

После того как выбор способа решения проблемы состоялся, важ­но распределить обязанности по eгo реализации, определить после­довательность действий, уточнить сроки исполнения и возможность корректировки планов. В результате разделения функций возникает возможность для самостоятельных действий по решению проблемы как у ребенка, так и у педагога.

¡ деятельностный этап;

Этот этап обеспечивает достижение жела­емого результата. Задача специалиста по сопровождению состоит в оказании помощи по реализации плана как педагогу, таки ребенку. Необходимо помочь участникам решения проблемы почувствовать «вкус успеха» в выполнении договоренности. Разрешение пробле­мы часто требует активного вмешательства внешних специалистов —психологов, медицинских работников, юристов и Т. д. Функции координатора на этом этапе принимает на себя специалист сопровож­дения.

¡ рефлексивный этап

период осмысления результатов деятельно­сти службы сопровождения по решению той или иной проблемы. Этот этап может стать заключительным в решении индивидуальной проблемы или стартовым в проектировании специальных методов пре­дупреждения и коррекции массовых проблем, имеющихся в образо­вательном учреждении.

ДОУ

· законодательно закрепленный приоритет интересов ребенка ' при соблюдении гарантированных прав родителей (законных представителей);

· мультидисциплинарность (комплексность), т.е. осуществление сопровождения с участием разных специалистов (учителей, логопедов, психологов, социальных педагогов, врачей и др.);

· ограничение во времени с учетом перспектив дальнейшего обу­чения в школе;

· независимость. и автономность каждого специалиста при со­блюдении принципа последовательности и преемственности в работе с ребенком.

формы организации сопровождения в ДОУ:

1. Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПК) - наибо­лее распространенная форма индивидуального сопровождения развития ребенка, закрепленная нормативно. Обычно создается сроком на один учебный год и начинает функ­ционировать с момента издания приказа заведующей ДОУ

2. Служба сопровождения в структуре типового штатного распи­сания также вводится приказом заведующей ДОУ на текущий учебный год. Не требует привлечения дополнительных матери­альных средств и заключается в перераспределении обязаннос­тей с учетом целей и задач создаваемой службы.

3. При определенных финансовых и кадровых возможностях в ДОУ может быть создана служба сопровождения на основе ин­дивидуального штатного расписания (ППМС - центр). Вводит­ся распоряжением главы администрации по согласованию с органами управления образованием.

4. Разработка уточнение индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка (включает в себя определение образовательных программ и организацию их по темам во вре­менных интервалах, доступных ребенку с учетом его актуаль­ных возможностей);

5. Разработка уточнение с учетом данных динамического обсле­дования и реализация схем и программ сопровождения;

6. гигиеническое нормирование нагрузок;

7. обеспечение преемственности и последовательности в работе с ребенком;

8. организация и проведение медико-психолого-педагогических консилиумов.

Основные области деятельности специалистов ППМС-сопровож­дения в ДОУ:

1. Учитель (учитель-дефектолог):

2. Педагог-психолог:

3. Учитель-логопед:

4. Социальный педагог:

5. Воспитатель:

6. Врач:

7. Старшая медицинская сестра

8. Инструктор ЛФК

9. Массажист

10. Музыкальный руководитель

11. Представитель администрации

Основной задачей диагностики является вычленение проблем ре­бенка и его потенциальных возможностей в ее решении. Как обнару­жить проблему? Что и кто является источником формулировки про­блем ребенка? Возможны два источника:

· запрос (жалоба) со стороны педагогов, родителей и детей;

· запланированная диагностика определенного контингента де­тей ДОУ (например, вновь поступивших).

· требования к ее организа­ции выделить следующее:

· диагностика должна быть ранней (т. е. начинаться с первого дня пребывания ребенка в учреждении);

· комплексной что включает в себя участие специалистов разного профиля и использование разных методов;

· динамической (направленной не на скорейшее установление

· окончательного диагноза, а на его планомерное уточнение с учетом особенностей онтогенетического развития ребенка, сте­пени адаптации и коррекционной работы).

Диагностика делится на 3 этапа.

Этап

· изучение представленной родителями или полученной по зап­росу из компетентных учреждений медицинского или психо­лого-педагогического профиля (поликлиники, стационара, ППМС -центра, другого дошкольного образовательного учреж­дения, которое посещал ребенок ранее и Т. д.) документации (медицинских сведений, заключений психоневрологических учреждений, психолого-педагогических характеристик и Т. п.);

· наблюдение (реализуется в разных ситуациях деятельности ре­бенка - в период непосредственного обследования тем или иным специалистом, в игре, на прогулке и Т. д.);

· беседа с ребенком и с родителями

2) Этап - предусматривает собой углубленную диагностику и определение зоны ближайшего развития ребенка

Этап

· уточнение диагноза;

· уточнение индивидуального образовательного маршрута;

· уточнение коррекционно-развивающей программы.

Эффективность сопровождения представляется целесообразным определять не только по частным данным психологической, педаго­гической, медицинской диагностики, но и по некоторым более об­щим показателям:

· удовлетворенность учащегося и родителей пребыванием в уч­реждении;

· уверенность ребенка (тенденция к формированию позитивной, адекватной Я-концепции);

· способность ребенка к сотрудничеству с другими детьми и со взрослыми;

· успешность в овладении адекватными возрастному этапу и осо­бенностям ребенка видами деятельности.

Эффективная коррекция речевого дефекта возможна лишь при комплексном подходе к его преодолению, который предполагает:

o преемственность в работе специалистов и воспитателей детского сада;

o взаимодействие специалистов и воспитателей с родителями детей;

o четкую организацию времени пребывания воспитанников в детском саду, правильное распределение образовательной нагрузки в течение дня.

Ключевая роль в организации коррекционной работы, бесспорно, принадлежит учителю-логопеду.
Взаимодействие учителя-логопеда со всеми педагогами и специалистами ведется в соответствии с разработанным планом и охватывает все этапы коррекционной работы с детьми, начиная с первичного обследования воспитанников и заканчивая их выпуском в школу.
Коррекционная работа невозможна без активного участия в ней родителей воспитанников. Однако зачастую родители привыкают к речи своих детей и не замечают в ней недочетов. Об особенностях коррекционной работы в дошкольной организации они узнают только при рассматривании наглядной агитации, стендов или во время посещения традиционных родительских собраний. А ведь включение родителей в совместную с учителем-логопедом и другими специалистами коррекционную работу позволяет значительно повысить ее эффективность.
Тесное взаимодействие логопеда с воспитателем, психологом, муз. работником и т.д.

Необходима помощь родителей.

В ШКОЛЕ

Важнейшая задача в процессе воспитания и обучения заключается в сотрудничестве всех участников коррекционно-речевого процесса в школе. В этом союзе необходимо правильно определить роли каждого участника образовательного процесса и с наибольшей эффективностью использовать их возможности. Огромное значение в работе логопеда с классными руководителями, психологом имеет заранее продуманная и четко организованная система взаимодействия. Педагог-психолог и логопед тесно взаимодействуют с учителями начальных классов, русского языка и классными руководителями.

Система оказания помощи детям с нарушениями чтения и письма (дислексией и дисграфией) определяется комплексом проблем, стоящих перед детьми. Достижение социальной адаптации – вот главная цель коррекции.что помощь должна быть комплексной и осуществляться группой специалистов: психологом, логопедом, учителем и воспитателем ГПД.

В процессе сопровождения учащихся с нарушениями письменной речи представляется целесообразным определить усилия логопеда и психолога, отбирая для логопедических занятий наиболее эффективно и органично вписывающиеся в их структуру упражнения, способствующие развитию когнитивных и социальных навыков. Таким образом, назрела необходимость создания программы по оказанию комплексной помощи учащимся.

Цель программы: организация эффективного комплексного сопровождения младших школьников с целью коррекции и профилактики речевых нарушений на основе системно-деятельностного подхода.

Данной цели можно достичь, решая следующие задачи:

o совершенствование информационной системы для обеспечения коррекционно-развивающей деятельности учреждения;

o сопровождение учащихся в учебно-образовательном процессе;

o повышение педагогической компетенции работников образования для эффективной поддержки детей, нуждающих в помощи;

o максимальное использование возможностей комплексного подхода, объединяя для этого усилия различных специалистов;

o повышение мотивации и интереса учащихся к процессу коррекции речи и конечному результату;

o формирование родительской ответственности за здоровое развитие и воспитание детей, передачу им ответственности и формирования системы ценностей;

o формирование в образовательной среде у учащихся ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

o сохранение непрерывности курса логопедической работы.

Для решения поставленных задач необходимо опираться:

1. На основные принципы сопровождения:

o «всегда на стороне ребенка»;

o непрерывность, мультидисциплинарность и комплексный подход;

o Данные принципы полностью согласуются с базовыми для современного педагогического процесса: развитие личности за счет ее собственной активности, ориентация на субъект – субъектное взаимодействие, открытость, гуманность, индивидуальный подход.

2. На общедидактические принципы.

3. На основные принципы логопедии:

o системность, комплексность развития;

o рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

o деятельностный подход;

o поиск обходных путей и опора на сохранный интеллект.

Таким образом, участники коррекционного процесса предъявляют к учащемуся единые требования:

- учитывается структура дефекта;

- осуществляется индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;

- закрепляются знания, умения и навыки, приобретенные на всех занятиях;

- всесторонне развивается личность ученика.

Главным условием сопровождения учащегося является наличие у всех членов этого сообщества чувства сострадания к ребенку, высокая ответственность за свою работу.

Коррекционно-логопедическая работа спланирована исходя из:

1. Потребностей и особенностей образовательного учреждения;

2. Программы развития системы образования;

3. Анализа деятельности логопедической работы за 2012-2013 учебный год;

4. Нормативных документов.

Формы взаимодействия участников коррекционно-речевогопроцесса:

· Совместное обследование учащихся.

· Семинары-практикумы;

· Педагогические советы; заседания круглых столов, творческих групп,

· Конференции;

· Заседания ПМПк;

· Выступления на родительских собрания;

· Выступления на методических объединениях для учителей начальных классов;

· Проведение индивидуальных консультаций, бесед;

· Взаимопосещение и анализ занятий, панорамные просмотры;

· Анкетирование, деловые игры, мастер-классы.

· Обзоры коррекционной литературы.

· Логопедическая пропаганда в СМИ.

Результатом реализации программы должно быть:

1. Повышение успеваемости и качества знаний у школьников, имевших на начало учебного года речевые нарушения.

2. Устранение речевых нарушений, имевшихся на начало учебного года.

3. Формирование у детей следующих умений и навыков:

o ориентироваться в учебной ситуации (понимать инструкцию,

o планировать свои действия по ее выполнению, выявлять непонятное, обращаясь за помощью к учителю или сверстникам);

o полноценно участвовать в работе в паре, в малой группе, во

o фронтальной работе с группой учащихся;

o произвольно регулировать свое внимание вовремя включаться в

o деятельность группы, переключать внимание при смене видов работы, поддерживать общий темп;

o ответственно относиться к результатам своей учебной работы,

o соотносить полученный результат с планируемым и адекватно оценивать его, осуществлять самоконтроль;

o осознавать сильные и слабые стороны себя как ученика, осваивать

o «технологию успеха и достижений».

4. Всестороннее развитие личности.

Структурно-логическая схема организации взаимодействия коррекционно-педагогической службы

Наши рекомендации