Районные службы сопровождения
o ППМС-центры, призванные оказывать психолого-педагогическую медико-социальную помощь всем участникам ОП в решении проблем развития ребенка. При этих центрах работают психолого-медико-педагогические комиссии
3) Все городские службы в системе образования
o научные профессиональные учреждения и ВУЗы;
o Комитет по образованию и Совет директоров ППМС-центров;
o городская межведомственная психолого-медико-педагогическая консультация (ГМПМПК).
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ
o формирование здорового образа жизни;
o личностные проблемы развития ребенка;
o выбор образовательного маршрута;
o преодоление затруднений в обучении
Этапы индивидуального сопровождения:
1) сбор информации о ребенке
2) Анализ полученной информации
3) совместная выработка рекомендаций для ребенка, педагога, родителей, специалистов; составление плана комплексной помощи для каждого "проблемного" воспитанника.
4) консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем ребенка;
5) решение проблем, то есть выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения;
6) анализ выполненных рекомендаций всеми участниками;
7) дальнейший анализ развития ребенка
Все этапы условны, т.к. у каждого ребенка своя проблема и в ее решении требуется индивидуальный подход
Основные этапы системного сопровождения
¡ диагностический этап;
Целью является осознание сути проблемы, ее носителей и потенциальных возможностей решения. Диагностический этап начинается с фиксации сигнала проблемной ситуации, затем разрабатывается план проведения диагностического исследования. На этом этапе важно установить доверительный контакт со всеми участниками проблемной ситуации, помочь им вербализировать проблему, совместно оценить возможности ее решения
¡ поисковый этап;
Цель — сбор необходимой информации о путях и способах решения проблемы, доведение этой информации до всех участников проблемной ситуации, создание условий для осознания информации самим ребенком (включая возможность адаптации информации).
¡ консультативно-проективный (или договорной) этап;
На этом этапе специалисты по сопровождению обсуждают со всеми заинтересованными лицами возможные варианты решения проблемы, обсуждают позитивные и негативные стороны разных решений, строят прогнозы эффективности, помогают выбрать различные методы. Важно проявить внимание к любым способам решения проблемы, которые называет сам ребенок, не высказывая оценочных и критических суждений. Стимулирование такого рода активности — одна из важнейших задач правильно организованного процесса сопровождения.
После того как выбор способа решения проблемы состоялся, важно распределить обязанности по eгo реализации, определить последовательность действий, уточнить сроки исполнения и возможность корректировки планов. В результате разделения функций возникает возможность для самостоятельных действий по решению проблемы как у ребенка, так и у педагога.
¡ деятельностный этап;
Этот этап обеспечивает достижение желаемого результата. Задача специалиста по сопровождению состоит в оказании помощи по реализации плана как педагогу, таки ребенку. Необходимо помочь участникам решения проблемы почувствовать «вкус успеха» в выполнении договоренности. Разрешение проблемы часто требует активного вмешательства внешних специалистов —психологов, медицинских работников, юристов и Т. д. Функции координатора на этом этапе принимает на себя специалист сопровождения.
¡ рефлексивный этап
период осмысления результатов деятельности службы сопровождения по решению той или иной проблемы. Этот этап может стать заключительным в решении индивидуальной проблемы или стартовым в проектировании специальных методов предупреждения и коррекции массовых проблем, имеющихся в образовательном учреждении.
ДОУ
· законодательно закрепленный приоритет интересов ребенка ' при соблюдении гарантированных прав родителей (законных представителей);
· мультидисциплинарность (комплексность), т.е. осуществление сопровождения с участием разных специалистов (учителей, логопедов, психологов, социальных педагогов, врачей и др.);
· ограничение во времени с учетом перспектив дальнейшего обучения в школе;
· независимость. и автономность каждого специалиста при соблюдении принципа последовательности и преемственности в работе с ребенком.
формы организации сопровождения в ДОУ:
1. Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПК) - наиболее распространенная форма индивидуального сопровождения развития ребенка, закрепленная нормативно. Обычно создается сроком на один учебный год и начинает функционировать с момента издания приказа заведующей ДОУ
2. Служба сопровождения в структуре типового штатного расписания также вводится приказом заведующей ДОУ на текущий учебный год. Не требует привлечения дополнительных материальных средств и заключается в перераспределении обязанностей с учетом целей и задач создаваемой службы.
3. При определенных финансовых и кадровых возможностях в ДОУ может быть создана служба сопровождения на основе индивидуального штатного расписания (ППМС - центр). Вводится распоряжением главы администрации по согласованию с органами управления образованием.
4. Разработка уточнение индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка (включает в себя определение образовательных программ и организацию их по темам во временных интервалах, доступных ребенку с учетом его актуальных возможностей);
5. Разработка уточнение с учетом данных динамического обследования и реализация схем и программ сопровождения;
6. гигиеническое нормирование нагрузок;
7. обеспечение преемственности и последовательности в работе с ребенком;
8. организация и проведение медико-психолого-педагогических консилиумов.
Основные области деятельности специалистов ППМС-сопровождения в ДОУ:
1. Учитель (учитель-дефектолог):
2. Педагог-психолог:
3. Учитель-логопед:
4. Социальный педагог:
5. Воспитатель:
6. Врач:
7. Старшая медицинская сестра
8. Инструктор ЛФК
9. Массажист
10. Музыкальный руководитель
11. Представитель администрации
Основной задачей диагностики является вычленение проблем ребенка и его потенциальных возможностей в ее решении. Как обнаружить проблему? Что и кто является источником формулировки проблем ребенка? Возможны два источника:
· запрос (жалоба) со стороны педагогов, родителей и детей;
· запланированная диагностика определенного контингента детей ДОУ (например, вновь поступивших).
· требования к ее организации выделить следующее:
· диагностика должна быть ранней (т. е. начинаться с первого дня пребывания ребенка в учреждении);
· комплексной что включает в себя участие специалистов разного профиля и использование разных методов;
· динамической (направленной не на скорейшее установление
· окончательного диагноза, а на его планомерное уточнение с учетом особенностей онтогенетического развития ребенка, степени адаптации и коррекционной работы).
Диагностика делится на 3 этапа.
Этап
· изучение представленной родителями или полученной по запросу из компетентных учреждений медицинского или психолого-педагогического профиля (поликлиники, стационара, ППМС -центра, другого дошкольного образовательного учреждения, которое посещал ребенок ранее и Т. д.) документации (медицинских сведений, заключений психоневрологических учреждений, психолого-педагогических характеристик и Т. п.);
· наблюдение (реализуется в разных ситуациях деятельности ребенка - в период непосредственного обследования тем или иным специалистом, в игре, на прогулке и Т. д.);
· беседа с ребенком и с родителями
2) Этап - предусматривает собой углубленную диагностику и определение зоны ближайшего развития ребенка
Этап
· уточнение диагноза;
· уточнение индивидуального образовательного маршрута;
· уточнение коррекционно-развивающей программы.
Эффективность сопровождения представляется целесообразным определять не только по частным данным психологической, педагогической, медицинской диагностики, но и по некоторым более общим показателям:
· удовлетворенность учащегося и родителей пребыванием в учреждении;
· уверенность ребенка (тенденция к формированию позитивной, адекватной Я-концепции);
· способность ребенка к сотрудничеству с другими детьми и со взрослыми;
· успешность в овладении адекватными возрастному этапу и особенностям ребенка видами деятельности.
Эффективная коррекция речевого дефекта возможна лишь при комплексном подходе к его преодолению, который предполагает:
o преемственность в работе специалистов и воспитателей детского сада;
o взаимодействие специалистов и воспитателей с родителями детей;
o четкую организацию времени пребывания воспитанников в детском саду, правильное распределение образовательной нагрузки в течение дня.
Ключевая роль в организации коррекционной работы, бесспорно, принадлежит учителю-логопеду.
Взаимодействие учителя-логопеда со всеми педагогами и специалистами ведется в соответствии с разработанным планом и охватывает все этапы коррекционной работы с детьми, начиная с первичного обследования воспитанников и заканчивая их выпуском в школу.
Коррекционная работа невозможна без активного участия в ней родителей воспитанников. Однако зачастую родители привыкают к речи своих детей и не замечают в ней недочетов. Об особенностях коррекционной работы в дошкольной организации они узнают только при рассматривании наглядной агитации, стендов или во время посещения традиционных родительских собраний. А ведь включение родителей в совместную с учителем-логопедом и другими специалистами коррекционную работу позволяет значительно повысить ее эффективность.
Тесное взаимодействие логопеда с воспитателем, психологом, муз. работником и т.д.
Необходима помощь родителей.
В ШКОЛЕ
Важнейшая задача в процессе воспитания и обучения заключается в сотрудничестве всех участников коррекционно-речевого процесса в школе. В этом союзе необходимо правильно определить роли каждого участника образовательного процесса и с наибольшей эффективностью использовать их возможности. Огромное значение в работе логопеда с классными руководителями, психологом имеет заранее продуманная и четко организованная система взаимодействия. Педагог-психолог и логопед тесно взаимодействуют с учителями начальных классов, русского языка и классными руководителями.
Система оказания помощи детям с нарушениями чтения и письма (дислексией и дисграфией) определяется комплексом проблем, стоящих перед детьми. Достижение социальной адаптации – вот главная цель коррекции.что помощь должна быть комплексной и осуществляться группой специалистов: психологом, логопедом, учителем и воспитателем ГПД.
В процессе сопровождения учащихся с нарушениями письменной речи представляется целесообразным определить усилия логопеда и психолога, отбирая для логопедических занятий наиболее эффективно и органично вписывающиеся в их структуру упражнения, способствующие развитию когнитивных и социальных навыков. Таким образом, назрела необходимость создания программы по оказанию комплексной помощи учащимся.
Цель программы: организация эффективного комплексного сопровождения младших школьников с целью коррекции и профилактики речевых нарушений на основе системно-деятельностного подхода.
Данной цели можно достичь, решая следующие задачи:
o совершенствование информационной системы для обеспечения коррекционно-развивающей деятельности учреждения;
o сопровождение учащихся в учебно-образовательном процессе;
o повышение педагогической компетенции работников образования для эффективной поддержки детей, нуждающих в помощи;
o максимальное использование возможностей комплексного подхода, объединяя для этого усилия различных специалистов;
o повышение мотивации и интереса учащихся к процессу коррекции речи и конечному результату;
o формирование родительской ответственности за здоровое развитие и воспитание детей, передачу им ответственности и формирования системы ценностей;
o формирование в образовательной среде у учащихся ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
o сохранение непрерывности курса логопедической работы.
Для решения поставленных задач необходимо опираться:
1. На основные принципы сопровождения:
o «всегда на стороне ребенка»;
o непрерывность, мультидисциплинарность и комплексный подход;
o Данные принципы полностью согласуются с базовыми для современного педагогического процесса: развитие личности за счет ее собственной активности, ориентация на субъект – субъектное взаимодействие, открытость, гуманность, индивидуальный подход.
2. На общедидактические принципы.
3. На основные принципы логопедии:
o системность, комплексность развития;
o рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
o деятельностный подход;
o поиск обходных путей и опора на сохранный интеллект.
Таким образом, участники коррекционного процесса предъявляют к учащемуся единые требования:
- учитывается структура дефекта;
- осуществляется индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
- закрепляются знания, умения и навыки, приобретенные на всех занятиях;
- всесторонне развивается личность ученика.
Главным условием сопровождения учащегося является наличие у всех членов этого сообщества чувства сострадания к ребенку, высокая ответственность за свою работу.
Коррекционно-логопедическая работа спланирована исходя из:
1. Потребностей и особенностей образовательного учреждения;
2. Программы развития системы образования;
3. Анализа деятельности логопедической работы за 2012-2013 учебный год;
4. Нормативных документов.
Формы взаимодействия участников коррекционно-речевогопроцесса:
· Совместное обследование учащихся.
· Семинары-практикумы;
· Педагогические советы; заседания круглых столов, творческих групп,
· Конференции;
· Заседания ПМПк;
· Выступления на родительских собрания;
· Выступления на методических объединениях для учителей начальных классов;
· Проведение индивидуальных консультаций, бесед;
· Взаимопосещение и анализ занятий, панорамные просмотры;
· Анкетирование, деловые игры, мастер-классы.
· Обзоры коррекционной литературы.
· Логопедическая пропаганда в СМИ.
Результатом реализации программы должно быть:
1. Повышение успеваемости и качества знаний у школьников, имевших на начало учебного года речевые нарушения.
2. Устранение речевых нарушений, имевшихся на начало учебного года.
3. Формирование у детей следующих умений и навыков:
o ориентироваться в учебной ситуации (понимать инструкцию,
o планировать свои действия по ее выполнению, выявлять непонятное, обращаясь за помощью к учителю или сверстникам);
o полноценно участвовать в работе в паре, в малой группе, во
o фронтальной работе с группой учащихся;
o произвольно регулировать свое внимание вовремя включаться в
o деятельность группы, переключать внимание при смене видов работы, поддерживать общий темп;
o ответственно относиться к результатам своей учебной работы,
o соотносить полученный результат с планируемым и адекватно оценивать его, осуществлять самоконтроль;
o осознавать сильные и слабые стороны себя как ученика, осваивать
o «технологию успеха и достижений».
4. Всестороннее развитие личности.
Структурно-логическая схема организации взаимодействия коррекционно-педагогической службы