Аннете Каст-Цан и д-р. Хартмут Моргенрот.
Аннете Каст-Цан и д-р. Хартмут Моргенрот.
Как научить ребенка спать
Главы из книги
Глава 1
Возраст ребенка
Кол-во детей, спящих всю ночь, в процентах
4-6 недель
6%
3-4 месяца
36%
6-7 месяцев
38%
1 год
53%
2 года
39%
4 года
38%
Многие просыпаются много раз за ночь.
Сколько детей просыпаются ночью 2 и более раз?
4-6 недель
45%
3-4 месяца
32%
6-7 месяцев
37%
1 год
22%
2 года
24%
4 года
7%
Мамы, дети которых плохо засыпают и часто просыпаются, испытывают стресс. Поэтому легче один раз научить ребенка засыпать самостоятельно. Возможно, для этого потребуется неделя или больше.
Количество часов сна, которые нужны вашему ребенку по возрастам.
1 неделя
16,5 часов
1 месяц
15,5
3 месяца
6 месяцев
14,5
9 месяцев
12 месяцев
13,3/4
18 месяцев
13,5
2 года
3 года
к 10 годам
9 и 3/4
Часто родители требуют более длительного сна, что ведет к проблемам и частым просыпаниям.
Пример: годовалая Мира просыпалась каждую вторую ночь около часа ночи и 1-2 часа была в настроении лишь играть. Маме же строить башенки в это время совсем не хотелось, она попробовала дать бутылочку, взяла Миру к себе в постель - все напрасно. В отчаянии Миру вернули в ее кроватку, где она и плакала следующий час, а потом уснула.
В разговоре выяснилось, что Мира спит с 19 до 7 утра, и при этом еще днем 3 часа. Итого 15 часов сна. Это было слишком много, ребенок не уставал настолько.
После того, как Миру стали днем будить через полтора часа, она снова стала всю ночь спать.
Как оказалось, родители не так уж и редко переоценивают потребность ребенка во сне.
Дальше рассказывалось о фазах сна, которые оказались очень интересны, потому что я не знала, что первый раз мы входим в легкую фазу через 3 часа, а потом, примерно каждые час-полтора наступает легкая для пробуждения фаза, что обусловлено древними инстинктами. И каждый раз ребенок проверяет, все ли вокруг точно так же, как во время засыпания? Но к этому мы еще вернемся.
Если родители говорят: «наш ребенок плохо засыпает, это длится иногда больше часа, как будто он стремится всеми силами не уснуть!»
Значит, вы укладываете ребенка одним из следующих образов:
Носите на руках, а когда кладете в кроватку, он просыпается; Мама сидит у кровати ребенка 2-3 часа, смотрит на него, держит за руку, иногда берет на руки; Ложатся вместе с ребенком в кровать;
У таких детей ощущение, что если заснуть, что-то с ними произойдет, что-то будет у них забрано, а если еще точнее: они точно знают, что вы свалите из их комнаты, как только они уснут.
Вам станет яснее, если вы представите себе, что идя в постель, вы точно знаете, как только начнете засыпать, кто-то обязательно стащит с вас одеяло. Наверняка вы постараетесь подольше не заснуть, чтобы этого не произошло. Примерно так же «думает» ваш малыш: «если я сейчас усну, мама (папа) уйдут из комнаты» или «я буду перенесен в какое-то другое место» и как следствие «Только бы не заснуть!»
Итак, почему дети просыпаются по ночам до 7 раз и кричат?
Все дети (и взрослые тоже) много раз просыпаются ночью. Только некоторые сразу засыпают и спят дальше, а некоторые просыпаются и плачут. При каждом просыпании дети проверяют «все ли в порядке» (помните предков на деревьях?)
У каждого проходит примерно такой тест:
лежу я правильно? достаточно ли мне воздуха? жарко мне или холодно? болит ли у меня что-нибудь?
Итак, они проверяют: все точно так же, как при засыпании, все ли нормально?
Например, шестимесячную Ванессу мама приносит еще бодрствующей в кроватку, целует и уходит из комнаты. Ванесса принимает удобную для сна позицию, обнимает игрушку или специальную тряпочку, возможно, возьмет пальчик в рот и довольно быстро засыпает. Через 3 часа она проснется и тестирует «та же обстановка?», «игрушка или тряпочка?», «пальчик?» Все здесь. Все в порядке. Можно спать дальше.
Или по другому, как, например Тим, тоже 6 месяцев от роду и тоже, как и Ванесса, полностью на грудном вскармливании:
Тим с рождения засыпает на груди у мамы, днем и вечером, которая сидит в кресле-качалке и плавно покачивается туда-сюда. Тим засыпает и через 10-15 минут его кладут в кроватку. Как и Ванесса, он просыпается через 3 часа первый раз, физически все в порядке, но где мамино тепло? Где мамин запах? Где плавное покачивание? И, черт побери, где грудь? Только что он так чудесно ее посасывал!!! При его тесте срабатывает сигнал: нифига не в порядке! Он лежит один, совсем по-другому, чем при засыпании. Тут же он просыпается окончательно и кричит что есть сил. Но вскоре прибегает мамочка, возьмет его, сядет в качалку, даст грудь. «Да, думает Тим, так и должно быть! Так все окей, и хотя не голоден, он посасывает грудь и снова засыпает. Игра повторяется в час, полтретьего, полчетвертого, полпятого, в пять и полшестого.
Тим прекрасный ребенок, родители им очень гордятся, он очень многому научился, кроме одного - засыпать в одиночестве.
Есть много детей, которые завязаны на помощь родителей при засыпании.
Например:
Роберт, 6 месяцев, хотя и один в кровати, но 10 раз за ночь мама должна была искать его соску.
Тилл, 10 месяцев, засыпал один, но с бутылочкой. Из одной постепенно стало 9 бутылочек, которые ему ночью в постель нужно было принести.
Джина, 15 месяцев, развила при засыпании с бутылочкой потребность в употреблении 1 литра! молочной каши за ночь.
Килиан, 12 месяцев, для засыпания его носили на руках. Ночью, каждый час, около 20 минут.
Яник, 8 месяцев, вечером и ночью мама и папа много раз по 10 минут скакали с ним на гимнастическом мяче.
Лена, 11 месяцев, ни разу не засыпала одна, всегда с мамой у груди. Каждый раз она ее требовала минимум 6 раз.
Флориан, 12 месяцев, играл дополнительно с мамиными волосами.
Аннита, 6 месяцев, ее все время укачивали в специальном гамаке.
Некоторые уловки отчаявшихся родителей звучат прямо таки комично:
Папа Стафании, например, при росте в 1,90 см, залезал в ее кроватку, иначе она не засыпала.
Некоторые лежат перед кроватью ребенка, другие катают коляску по дому среди ночи, третьи открывают окна или включают пылесос, одна мама даже включала режим отжима в стиральной машинке и клала ребенка сверху для усыпления.
Все эти ухищрения прямая противоположность того эффекта, которого они якобы должны достичь. Они лишь препятствуют обучению ребенка засыпать самостоятельно.
Расскажу еще одну историю.
Лаура была легким, беспроблемным ребенком. Она спала с рождения до 4 лет в постели родителей. Они были не против и потому ничего не предпринимали против этого. В 4 года Лаура сказала, что уже большая, и хочет спать в своей кроватке. Что и сделала. К большому сожалению ее отца. Она всегда подползала и засыпала под его спиной, и так он к этому привык, что при очередном тесте в легкой фазе сна он получал сигнал «не все в порядке!» И что он делал? Вытаскивал девочку из ее постели и клал к себе под спину. Лишь после многих громких протестов ребенка ему пришлось сдаться и привыкать спать без нее.
Итак краткое резюме:
1. После 6 месяцев бэби могут уже различать день и ночь. Они могут уже спать 11 часов подряд и не нуждаются в еде или питье по ночам.
2. Ночные просыпания нормальны.
Сон это не однообразное состояние. Идет постоянная смена глубокого и легкого сна. В конце каждой фазы ребенок ненадолго просыпается. Это нормально.
3. Определенные привычки в засыпании ведут к проблемам и частым просыпаниям.
Многие дети не могут заснуть без помощи родителей и каждый раз плачут, чтобы позвать родителей. Они не особенные, а хорошо обучаемые. Они уже выучили, что засыпать нужно только с определенными ритуалами.
4. Кто может заснуть в одиночестве, тот может уже спать всю ночь не просыпаясь.
Дети, засыпающие сами в кроватке, редко имеют проблему частого просыпания с плачем. Они хотя и просыпаются много раз, но могут сразу снова уснуть без посторонней помощи.
Глава 2 и 3
Где должен спать малыш?
Так как новорожденных и ночью нужно много раз кормить, многие мамы берут их к себе в постель. И, в общем-то, нечего на это возразить, кроме того, что эксперты по безопасности предупреждают в этом случае о риске перегрева, что в свою очередь является одной из причин ВДС (внезапной детской смерти).
Поэтому из соображений безопасности рекомендуют класть новорожденных в отдельную люльку или кроватку. Важно лишь, чтоб родители слышали звуки оттуда. И класть рекомендуется только на спину. Доказано, что положение на животе ВДС дает больше возможностей и из рекомендуемого иногда положения «на боку» дети легко перекатываются на живот. Ну и никаких подушек из тех же соображений.
Ночью стоит пеленать, только если ребенок действительно мокрый. Включайте по минимуму свет и после кормления кладите ребенка обратно. Играть только днем. Посвящайте ребенку особенно много времени и внимания когда он сыт и выспался.
Если ребенок после ночного кормления не засыпает сразу, оставьте его немного в покое, даже если он хнычет. Лишь когда он начнет кричать и явно не может успокоиться сам, попробуйте его утешить. Можно погладить, взять на руки, покачать, спеть или поговорить. А вот давать грудь или бутылку не всегда имеет смысл, особенно если ребенок сыт. Можно, но в особенных случаях. Иначе будет очень сложно постепенно растягивать время между едой. Многие бэби привыкают ежечасно сосать грудь для успокоения. Если его почаще успокаивать другими методами он спокойно может приучиться засыпать без груди и будет просыпаться ночами, только если он действительно голоден.
Также днем кормить грудью каждый час имеет смысл лишь немногих нежных новорожденных или если выработка молока еще не установилась. Если ваш ребенок здоров и хорошо прибавляет в весе, можно уже с 4-х недельного возраста начинать вводить трехчасовые паузы между кормлениями. Ночью паузы могут быть даже больше.
Можно рекомендовать ввести (в любом возрасте) одно позднее кормление в одно и то же время перед тем, как вы идете спать.
Даже если вы кормите «по требованию» введите это позднее кормление между 22 и 24 часами. Каждый день в это время будите ребенка и кормите. Неважно как долго он до этого спал и когда ел. Если ребенок слишком заспан, можно его перепеленать между делом.
Это регулярное кормление поможет ребенку установить свой внутренний ритм «день-ночь». По прохождении нескольких дней он привыкнет к этому времени быть голодным. Есть правда ограничение. Некоторые дети спят так крепко, что невозможно их разбудить и есть они точно не будут. Попробовать стоит в любом случае! А заставить вы их против воли все равно не сможете.
Многие дети спят после позднего кормления все дольше и дольше, пока не проснутся от голода. Вы можете ему помочь в этом. Ребенок должен быть 5-7 недель от роду, здоров и весить минимум 5 кг. Тогда можно следующие шаги предпринять:
Начните класть ребенка в постель, пока он не заснул. Не снижайте уровень нормального шума в квартире. Ребенку не нужна абсолютная тишина. Будите его, если он днем слишком долго спит. Особенно во второй половине дня. Поиграйте с ним! После позднего кормления (после 22 часов) не будите ребенка. Если он заплачет, подождите немного, дайте ему шанс успокоиться самому. Время от позднего кормления до первого утреннего можно потихоньку растягивать. Наверняка беби уже может до 5 или 6 утра обойтись без еды.
О крикунах
Информация, помогающая родителям «крикунов».
Новейшими исследованиями доказано, что причиной частого, длительного крика не имеет ничего общего с кишечно-желудочными проблемами. Также питание кормящей мамы не играет почти никакой роли (редко). Возможно кричит малыш от количества полученной информации и раздражителей, которые он пока не может переработать. В основном время крика приходится на вечер. Это означает, что маленькое существо перегружено впечатлениями. Криком он реагирует на перевозбуждение и защищает себя от дальнейших раздражителей. Не успокаивайте ребенка «любой ценой». Постоянное висение на груди, мощное укачивание, гонки с коляской, постоянно меняющиеся игрушки – все это еще больше перегружает ребенка. Если он сыт и сух, можно попробовать с поглаживаниями, легким покачиванием и успокаивающим разговором. Некоторые беби плохо успокаиваются сами, потому что закидывают руки и голову назад. Можно попробовать привести его в удобное положение, как у мамы в животе «свернуть калачиком». Совсем маленьким, до 6 недель детям, может помочь пеленание в полотенце или одеяло. Если ребенок не успокаивается за 5-10 минут, значит он хочет, чтоб его оставили в покое! Положите его на следующие 5-10 минут и подождите. Потом спросите «Я могу тебе помочь?» и он даст вам почувствовать, хочет ли он вашей помощи. Дайте ему возможность осознать, что он может сам успокоиться. Вашему ребенку очень важно, чтобы вы им занимались не только тогда, когда он кричит. Он поймет в таком случае лишь одно: мамино внимание можно заполучить, покричав погромче и подольше. Добровольно она не хочет со мной играть. Ну так я покричу, мне не трудно! Ребенку легче сориентироваться в течение дня, если время игр, сна и еды каждый день одно и то же. Легким детям твердый распорядок дня соблюдать не обязательно, зато помогает особо чувствительным подготавливаться к предстоящим событиям. Обратите внимание, что возможности у детей до 3 месяцев очень ограничены. Они не могут долго наблюдать, не может играть, не может еще целую кучу вещей. Что ему еще остается? Он станет старше и приобретет много нужных навыков и надобность в крике отпадет сама собой.
Дети-крикуны часто плохо спят. Их родители усыпляли, укачивая, нося или кормя. И это было правильно. Но тут очень легко пропустить момент, когда в этом уже нет необходимости. В 3, самое позднее 4 месяца настает этот момент. Их становится легче успокоить. И все же их продолжают усыплять старыми методами, потому что детки не хотят отказываться от привычных привилегий. Их тоже можно научить засыпать в одиночестве и обходиться без кормлений по ночам.
Главы 3 и 4. Детский сон
Сначала вместе поиграть, потом заснуть в одиночестве – это удается лучше всего, если ребенок привык к этому с самого начала. Если же для засыпания до сих пор он нуждался в вашем присутствии или бутылочке, и вы собрались его переучивать, для начала уберите что-то одно. Это ему не понравится. Но гармоничным вечерним ритуалом вы облегчите этот этап обоим.
Важно закончить вечерний ритуал неким пунктом. Можно, к примеру: захлопывать книгу, уложить малыша в постель, накрыть одеялом, выключить свет и после поцелуя сразу покинуть комнату. Ребенок сразу почувствует, что с »продолжением банкета» ничего не выйдет. Если же вы остаетесь стоять в нерешительности у его постели и возможно даже спрашиваете ребенка: «Я могу теперь идти?» он сразу чувствует вашу неуверенность и свою власть. Он теперь будет уверен: «Я могу устанавливать тут правила. Нужно только поплакать и мамочка сделает все, что я захочу!»
Иногда начинается совершенно безобидно. Маркус, 15 месяцев, имел привычку «нуждаться» в присутствии папы или мамы для засыпания. Они должны были лишь стоять возле его кроватки. Для родителей это (и совершенно правильно) не составляло проблемы до тех пор, пока Маркус засыпал в течении нескольких минут. Но с тех пор, как ему исполнился год, это время стало все больше и больше растягиваться. Последние недели родители проводили минимум 1 час рядом с Маркусом. Он приучился быть настороже, потому что: «Мне нельзя засыпать, так как они сразу уйдут от меня».
Тут для родителей наступил критический момент. Ежедневные ожидания у кровати не доставляли им никакого удовольствия, скорее будили агрессию. О позитивном контакте с ребенком в это время не было и речи. Родители мечтали лишь поскорей покинуть помещение и ребенок это чувствовал. И боролся за родительское внимание всеми силами.
После консультации ритуал сменили. Мама или папа брали Маркуса на колени, рассматривали книжки или просто обнимались и болтали – но не дольше 10 минут. После этого укладывали в кроватку и уходили. Для Маркуса эти минуты были дороже всей борьбы в течение часа! 5 дней ему потребовалось для беспроблемного засыпания. Цена восстановленной гармонии была ровно 15 минут плача за все эти дни.
У Моны, 9 месяцев, засыпание (вернее борьба со сном) длилось 2,5 часа. Ее мама была постоянно с ней в комнате, смотрела на нее, держала за ручку, брала на руки, клала обратно. Так повторялось много раз по кругу. Мама днем работала и потому наслаждалась этими 2,5 часами. Ей было крайне тяжело расстаться вечером с дочкой. На консультацию ее притащила бабушка. Чуть ли не против желания решилась мама Моны уйти из комнаты. Правда осталась стоять возле двери и наблюдала за девочкой через щелку двери. К ее большому удивлению никакого крика не последовало. Через 5 дней Мона засыпала за несколько минут. Как будто только и ждала, чтоб ее оставили в покое!!!
Не все дети принимают изменения вечерней программы беспроблемно. Что можно в таких случая предпринять см. Главу 5.
И еще одно: многим детям дается расставание с родителями на ночь гораздо легче, если дверь останется немножко приоткрытой. Небольшой луч света и обычные звуки дают детям ощущение близости и связи с родителями. Если помещения позволяют, исполните это маленькое пожелание ребенка.
Сон в родительской постели.
Ответьте на следующие вопросы:
Мешает ли вам ребенок, если он лежит рядом с вами или между вами и вашим партнером? Мешает ли это вашему сну? Влияет ли на сексуальную жизнь? Спит ребенок плохо или много раз за ночь просыпается? Нуждаетесь ли вы в телесной близости ребенка, потому что вы иначе чувствуете себя слишком одиноким (ой)? Отличается ли мнение партнера от вашего на тему «ребенок в супружеской постели?» Хотите ли вы или партнер изменить ситуацию?
Если вы на все вопросы ответили «Нет», то вероятней всего нет и проблемы. Вы решили сознательно брать ребенка в постель. Нет никакого смысла менять ситуацию тем более против ваших убеждений.
Если же один или многие вопросы вы ответили «Да», ситуация выглядит по другому. Вы оказались в этой ситуации против своей воли, возможно после болезни ребенок отказался вернуться в свою кроватку, и исключение стало правилом.
В некоторых семьях доходит до смешного: ребенок приходит ночью к родителям в постель, там становится тесно и отец просыпается утром в детской кровати, мать лежит на самом краю, зато ребенок поперек и занимает почти все пространство. Эта картина очень хорошо описывает ситуацию: ребенок смог силой воли вытеснить своих родителей на край и показать, кто в семье играет главную роль.
Уступки ради собственного спокойствия и тишины против собственных убеждений ведут со временем лишь к новым виткам борьбы «кто сильнее». Рекомендуем вспомнить о Вашей ответственности и обозначить ребенку четкие границы. Вы должны решать, что для вашей семьи является лучшим решением.
Иногда мамы или папы сами с удовольствием берут ребенка в супружескую постель, потому что это отвечает их потребностям: некоторые (женщины и мужчины) рады, что присутствие там ребенка предотвращает сексуальные контакты. Или одинокие (либо просто при долгом отсутствии супруга) не любят спать в одиночестве, поэтому берут ребенка в качестве замены партнеру.
Попробуйте понять ваши причины. Это нечестно по отношению к ребенку - пользоваться им для собственных целей.
Время режима
Если вы его еще не ввели – начинайте как можно скорее. И для сна и для еды.
Рабочие, которые трудятся посменно знают, что организм привыкает к определенному ритму и если смена попадает на время сна, то они не могут есть, просто не чувствуют голода.
Часто нарушения сна возникают у детей, чьи родители не установили режим, и дают решать ребенку самому, когда он есть или спать хочет.
Конечно, есть дети, у которых режим сам по себе устанавливается. Но не у всех:
Яна кормили грудью по требованию. В 6 месяцев он ел 6-9 раз, 3-5 из них приходились на ночь. Его укладывали во время между 18 и 24 часами. Где то с 6.30 до 10 утра он просыпался. Днем спал от одного до трех раз, что длилось от 1 до 6 часов! После кормлений ночью Ян не всегда мог сразу заснуть, и это неудивительно. Откуда ему было в 2 часа ночи знать, что это ночь, а не конец одного из его дневных снов? Маме стал понятен этот хаос по настоящему, после того, как она вела 10 дней круглосуточный протокол.
У Яна были сразу несколько проблем. Она засыпал на груди и питался несколько раз по ночам. Это нужно было изменить, но сначала ввести нормальный режим дня.
В возрасте между 6 и 12 месяцами рекомендуют два дневных сна.
Время сна:
Ночной сон: с 20 до 7 часов Первая половина дня сон: 10 до 11.30 Вторая половина дня сон: 14.30 до 15.30
Можно выбрать вечером время, которое вам больше подходит. Если вы укладываете ребенка в 19 часов, соответственно сдвигаются все сны на час раньше.
Это будет длится несколько дней, пока ребенок примет новый режим.
Вы сможете ему помочь, соблюдая следующие советы:
Большинство детей спят ночью около 11 часов. Если ребенок заснул в 19 часов, в 6 утра он будет уже выспавшийся! Перед каждым сном лучше выдерживать 3 часа бодрствования. Самая длинная фаза – 4 часа должна быть перед ночным сном. Ребенок сможет лучше всего привыкнуть к новому ритму, если класть его не спящим в кровать. Не бойтесь будить ребенка по окончании времени, отведенного на сон. Так вы поможете ему войти в режим. Кормлениям тоже нужно установленное время. Вы решаете, когда будете кормить, например перед дневным сном или лучше после него. Важно лишь, что один раз выбранная последовательность так и сохранялась. Некоторые дети необычно мало спят. Если ваш ребенок, несмотря на режим дня, просыпается днем через 30 минут, ничего тут не поделаешь. Нужно принять как есть.
Глава 4 и начало 5
Из нашего опыта можно сказать, что родителям, чьи дети экстремально мало спят очень сложно применить правило «Время в кровати=время сна».
Яник был один из таких гениально-малоспящих детей. Ему хватало ночью 8, максимум 9 часов. Днем он вообще не спал. Время в кровати=время сна означало, что ему нельзя поводить в постели больше 8-9 часов. Родители согласились на с 22 до 6.30 часов. Им было нелегко это принять, но все лучше, чем разбираться с бодрым ребенком между 3 и 4 часами утра. По крайней мере, он спал теперь одним куском. Родители – тоже.
Глава 5
С соской
Если вам приходится вскакивать каждый час ночью или еще чаще (5-10 раз), чтобы помочь ребенку найти соску легче его от этого отучить. Это гораздо легче, чем Вы себе это представляете. Как бы ни казалось, что ребенок «зависим» от соски, через 3 дня он о ней навсегда забудет.
Некоторые дети находят свой пальчик в таком случае. Можно положить игрушку или тряпочку на замену. Опять же если ребенок может сам найти соску и засунуть ее в рот, это уже не влияет на сон вообще никак. Если только соска выпадет из кроватки. Лучшим средством против этого является просто положить несколько сосок в кровать.
На руках.
Феликсу было 13 месяцев, когда его родители пришли на консультацию. С 5 по 8 месяц он прекрасно спал всю ночь, но потом серьезно заболел. За это время он привык засыпать на руках. Когда Феликс уже давным-давно был здоров он, просто не хотел от этого отказываться. Ношение длилось вечером 10-15 минут, днем до получаса, но хуже всего было ночью. В конце каждой фазы легкого сна (5-6 раз) Феликс просыпался и плакал. Засыпал лишь на руках, и невозможно было его слишком рано переложить в кроватку.
Ясно, что он был на стреме. Ему требовалось для укладывания в целом около 2 часов, родители делали это по очереди. Их самопожертвование было просто потрясающим. Но оба были абсолютно уже без сил. Им пришлось отучать Феликса засыпать на руках. И далось это нелегко.
С родителями в постели.
Еще одна «помощь для засыпания» очень распространена: Мама или папа ложатся к ребенку в постель, до его засыпания, или они берут малыша к себе в постель. Некоторые ложатся перед кроваткой и держат ребенка за ручку. Все эти дети «нуждаются» в присутствии родителей и телесном контакте.
Для родителей это часто не так тяжело, как ношение на руках. Некоторые дети имеют еще и экстра-желания: играть с мамиными волосами, чтоб им спинку гладили, пальцы засунуть в мамин или папин рот, или гладить папину бороду. Если такие детки просыпаются ночью обычно они приходят сами в родительскую постель (или забраны родителями туда же). Если конечно они и без того не проводят там всю ночь.
Лариса почти всегда спала хорошо, но в 2 года вдруг начала плакать лишь при приближении к своей кроватке. Мама не знала, как это объяснить, предположила «страх», положила матрас в детскую комнату и ложилась на нем с Ларисой вдвоем. Через 20 минут мама покидала детскую. Лариса просыпалась обычно 2 раза и звала маму. Та приходила, ложилась и ждала, пока дочь снова уснет. Это длилось уже несколько недель. Ларисина мама была на последних месяцах беременности и хотела обязательно изменить сложившуюся ситуацию. Так как Лариса уже перестала бояться кроватки и в присутствии матери не так уж и нуждалась, перемена далась не так уж и тяжело.
Матиасу уже было 8 лет, но его мама каждый вечер все также ложилась к нему в постель и ждала, пока он уснет. Ночами он просыпался и приходил в родительскую постель. Если ему везло, и мама не просыпалась, он спал там до утра. Если же просыпалась, относила(!) его в свою кровать назад.
Отвыкание было довольно простое. Мама сообщила о своем решении в будущем больше не ложиться к Матиасу в постель. Он согласился и больше, в свою очередь, не приходил к родителям в постель.
На груди или с бутылочкой.
Очень часто детям не хватает простого присутствия родителей, и они требуют грудь или бутылочку много раз за ночь. Ребенок просто привык быть ночью голодным. Можно потихоньку его от этого отучить (см. Отучение от еды ночью). Или он не ест, а просто висит на груди. Либо делает пару глотков из бутылочки. В этом случае сосание является просто «помощью для засыпания». Голод или жажда не играют тут никакой роли.
Совмещенные привычки.
Иногда дети требуют к груди или бутылке дополнительную помощь.
Рон, 7 месяцев, его кормили 2 или 3 раза ночью грудью. По завершении мама должна была держать его на руках и петь. Папин голос его не устраивал. Зато ему позволялось ночами носить сына на руках.
Вера, 10 месяцев, привыкла к целой цепочке из вспомогательных приемов. Она выпивала вечером в кровати одну бутылочку. Потом мама давала ей соску и держала ей руку над глазами до полного засыпания. Эта церемония повторялась от 7-9 раз за ночь. И каждый раз Вера пила понемногу из бутылочки. Около 1 часа ночи родители брали ее к себе в постель, так как ее невозможно было по другому успокоить.
Все вышеназванные привычки вполне реальны, все являются условиями для засыпания. Все их можно изменить следующим образом.
Глава 5. Изменение привычек
Просто «пусть поплачет»?
Часто даваемый знакомыми или бабушками совет матери: «Да оставь его в покое, пусть поплачет». Нередко такой же совет дают детские врачи. Они могут его даже обосновать: если родители ночью после каждого плача уделяют ребенку внимание (дают бутылочку, носят и т.д.), они поощряют тем самым крики. Ребенок учит: «если я покричу, получу что хочу». Если внимание не оказывается, крики не поощряются. Ребенок понимает, что таким образом цели не добьется и перестает плакать.
У прошлых поколений это было обычной практикой. И действительно 30-40 лет назад почти не было нарушений сна у детей. Даже новые исследования показывают действенность этого метода.
Мы же, из некоторых соображений, не рекомендуем этот метод.
Он может быть действенен, только если вы довольно долгое время последовательно выдерживаете и не обращаете на крики внимания. Возможно, ребенок лежит несколько часов, разрываясь от рыданий один в своей кроватке, и не понимает что происходит. Он привык, что при малейшем плаче кто-нибудь его успокаивал, брал на руки и т.д. И вдруг его оставили лежать и плакать. Нельзя исключить, что ребенок почувствует себя брошенным и переживет «страх разлуки». Не стоит так с ним поступать.
В полном отчаянии многие родители тем не менее уже попробовали «оставить проораться» и через короткое время оставили эти попытки, потому что не помогло. Совершенно естественно, что большинство родителей не могут вынести плач любимого чада. По прошествии 10, 20, 30 или даже 60 минут – во время которых нередко происходит ругань между супругами о смысле этого метода – они не выдерживают. Один из них идет и берет ребенка на руки, а потом успокаивает тем, от чего собственно хотели отучить.
В таком случае ребенок, конечно не научится засыпать сам. Вместо этого он научился орать подольше, чтобы добиться желаемого.
Пробуют родители несколько раз такой метод с тем же успехом – в экстремальных случаях ребенок растягивает время ора на 2-3 часа. Всем участникам от этого становится лишь хуже.
План
***
1 раз
2 раз
3 раз
Каждый последующий раз
1 день
3 мин
5 мин
7 мин
7 мин
2 день
5 мин
7 мин
9 мин
9 мин
3 день
7 мин
9 мин
10 мин
10 мин
С 4 дня
10 мин
10 мин
10 мин
10 мин
Потребность во сне сильней привычек, за которые ребенок поначалу борется. Постепенное увеличение времени ожидания нужны для того, чтобы ребенок понял: дольше кричать тоже не имеет больше смысла, родители все равно не делают того, что я хочу.
При этом протекает процесс приучения к новому ощущению засыпания в кроватке.
Если родители последовательно выдерживали план, то на 3-4 день должно быть заметное улучшение, а нередко даже решение проблемы. Дели учатся легко и быстро, гораздо быстрее, чем родители. Лишь в редких случаях длится дольше 1 недели, и лишь в исключительных – дольше 2 недель. Самое позднее тогда ребенок привыкает засыпать сам и спать всю ночь не просыпаясь.
Время ожидания по Плану оправданы, судя по нашему опыту. Большинство родителей это устраивает. Но вполне возможно ПЕРЕД приведением плана в жизнь составить свой собственный.
Возможно кажутся вам периоды ожидания слишком длинными. Вы можете сократить их на 2 минуты. Дойдя до 5 минут можете дальше не увеличивать. Даже если вы ни разу не оставите ребенка дольше чем на 5 или 6 минут одного, терапия все равно будет удачной. Некоторые растянули время ожидания на большие промежутки, так как их присутствие не успокаивает ребенка, а совсем наоборот. Проф. Фербер, разработавший этот метод, также рекомендует более длительные паузы. Неважно какие временные промежутки вы для себя установите, главное выберите себе тот, что кажется вам оптимальным и вы сможете его «провести в жизнь». Во время терапии план не должен больше меняться. Даже если вам кажется твердо установленный план лишним самодурством – для родителей это большая помощь заранее знать: «что я буду дальше делать?» Он дает уверенность подконтрольно и целенаправленно действовать. Ваш ребенок будет чувствовать эту уверенность и быстрее сдаст позиции, чем при вашей беспомощности и неуверенности. Мы рекомендуем пользоваться планом при каждом укладывании в постель. Днем и ночью. Это дает очень хороший обучающий эффект.
Не все родители хотят так резко начинать переобучение. В таком случае можно порекомендовать терапию в 2 этапа:
Во-первых, обучите с помощью плана днем и вечером засыпать в одиночестве. При просыпании ночью дайте обычную помощь, сразу, без всяких промедлений. Иногда ночи становятся лучше сами по себе. Если же ребенок все еще регулярно просыпается по ночам, хотя днем и вечером засыпает один без проблем, введите вторым шагом теперь план и ночью. В таком случае придется подождать подольше, пока ребенок научится спать всю ночь.
Назад в свою кровать
Кароле было уже 4 года, когда ее мама пришла на консультацию. До 3 лет у нее не было никаких проблем со сном. Она даже была «сурком», охотно шла в постель и спокойно спала всю ночь.
Полтора года назад она ездила с отцом в отпуск, где спала с ним в одной кровати. Дома эта привычка осталась. Вечером она по-прежнему укладывалась в свою постель, но после фазы глубокого сна, между 22 и 23 часами, просыпалась, шла к родителям и заползала на папину сторону постели. Он не имел ничего против, а вот маме это сильно мешало. Она чувствовала каждое движение дочери в узкой постели.
Она попробовала возвращать Каролу на место, примерно 6-10 раз за ночь. Каждый раз девочка возвращалась. Рано или поздно мама сдалась и Карола завоевала постоянное место возле отца. Мама была расстроена, что ей не удалось выдворить ребенка из супружеской спальни, и разочарована, потому что от мужа не было никакой поддержки. Что в свою очередь влияло на ее самоуверенность и отношения в браке. Несмотря на измотанные нервы, мама согласилась после консультации начать терапию.
Для начала она настойчиво и убедительно поговорила с мужем. Объяснила, как сильно она сама и их отношения страдают от этого. В свою очередь, он согласился сотрудничать с ней заодно. И теперь он взялся относить Каролу обратно в ее постель. Это впечатлило девочку. Она заметила: В этот раз у меня нет шансов заставить родителей играть друг против друга.
Тем не менее, первые ночи были кошмарны. 20-30 (!) раз относил папа Каролу спокойно, но уверенно обратно в ее постель. Каждый раз она под конец засыпала в своей кровати. На 3 день она пришла лишь 6 раз. Через 2 недели она спала уже несколько раз совершенно спокойно в собственной комнате. Каждую вторую ночь она плакала 1-2 раза, так как искала своего медвежонка, но каждый раз засыпала снова одна. Каждое утро она была горда, что достигла этого результата. За каждые 5 ночей она получала небольшое вознаграждение.
Этот метод «Назад в кроватку» хотя и непростой в применении, но ведет почти всегда к успеху. Но родители должны быть уверены, что ребенок приходит из привычки, а не из страха или паники.
Итак, родители должны быть заодно. Ребенок должен почувствовать, что это серьезно. Перевод в кроватку должен выглядеть не наказанием, а представлен как улучшение нынешней ситуации. Возможное объяснение выглядит так: Папа и я подумали, что мы хотим кое-что изменить. Мы тебя любим и нам нравится твое присутствие, но постель слишком мала для нас троих, а еще ты крутишься целую ночь туда-сюда. Я всю ночь не могу заснуть и днем бываю раздражена и зла на тебя из за этого. Поэтому мы решили, что с сегодняшнего дня ты будешь спать в своей постели. Если ты придешь к нам в спальню, мы отведем тебя обратно. Довольно скоро ты привыкнешь спать у себя, и нам всем от этого будет только лучше. Большинство детей горды, если у них получилось. Чувствуют себя взрослыми и независимыми. И конечно, радуются дополнительной похвале. Можно выдать наклейки, которые за каждую удавшуюся ночь нужно наклеивать на лист бумаги, и после определенного количества вознаградить небольшим подарочком. Только осторожно с подарками, не переборщите! Одно лишь обещание даже шикарного подарка не сподвигло еще ни одного ребенка переселиться в свою постель.
Небольшая история к этому. Мама трехлетнего Тобиаса пообещала: «если ты 3 раза подряд останешься в своей кроватке, получишь шикарную машинку». Он остался и получил автомобиль. На четвертую ночь со словами «мамочка, машинка у меня уже есть, теперь я хочу снова с тобой спать» заполз к маме под одеяло.
«Тайм-аут» метод
План. Количество минут, во время которых дверь остается закрытой, если ваш ребенок не остается лежать в своей кровати.
Закрыть дверь
1 раз
2 раз
3 раз
4 раз
Каждый следующий раз
1 день
1 мин
2 мин
3 мин
3 мин
3 мин
2 день
2 мин
3 мин
3 мин
3 мин
3 мин
с 3 дня
3 мин
3 мин
3 мин
3 мин
3 мин
Сначала объясните ребенку, что с э<