Возвращение в обычную реальность
Чтобы помочь клиенту понять природу его болезни, традиционный шаман может описать несколько событий, которые имели место во время путешествия. Если он получил соответствующие наставления, он также предложит клиенту конкретные травы или физические методы, с помощью которых можно продолжить лечение.
Я тоже часто делюсь с клиентом различными подробностями своего путешествия. Но при этом я соблюдаю большую осторожность: далеко не все стоит рассказывать клиенту. Например, если я не знаю, осознает ли клиент, что некогда стал жертвой инцеста, я не стану делиться никакой полученной в путешествии информацией, которая могла бы оскорбить его.
Обычно, когда я описываю какой-то образ или сцену, виденные мною во время путешествия, клиент ощущает мощный резонанс. Даже если какие-либо картины из моего путешествия не находят непосредственного логического или буквального объяснения в фактах жизни клиента, я убеждаюсь, что в целом такая информация имеет успокаивающий, целительный эффект, хотя ни я, ни клиент не можем объяснить этого на сознательном уровне. В этом состоит одна из загадок моей работы.
Возвращение души и психотерапия
Возможно, при чтении этой главы вы заинтересовались, хотя и несколько были сбиты с толку, подходами, используемыми при такого рода целительстве. В некотором смысле шаманизм резко отличается от психотерапевтических методов, а в наш век на представления об отношениях между целителем и клиентом глубокое воздействие оказывает психология.
Всем нам хорошо знакома картина: клиент лежит на кушетке, а рядом сидит психоаналитик и слушает. Будь то в книгах, фильмах или по телевидению, но этот образ нашей культуры символизирует особый тип исследования человека, когда клиент активно путешествует по внутренним мирам снов и воспоминаний, а психотерапевт катализирует, наблюдает, руководит и поддерживает этот процесс.
Преобладающая модель нашего психологического лечения основана на следующем: клиент производит активную разведку в своем прошлом с целью обнажить травму, поселившуюся в глубине психики, скрытую или затемненную защитными механизмами. Будь то фрейдовские свободные ассоциации, сны или произведения искусства в юнгианской психотерапии, гипноз в гипнотерапии — всякий раз вводится средство, которое позволяет клиенту совершить путешествие в подсознание. В каком-то смысле клиент и есть шаман, совершающий путешествие с целью возвращения собственной утраченной души. При такой современной модели лечения мир возвращения души может сначала показаться поставленным с ног на голову или вывернутым наизнанку.
Поскольку я сама обучалась психологии, я отношусь с большой симпатией к используемому ею подходу. Проведение исследования внутри себя и узнавание богатств собственной души, несомненно, может явиться ценным опытом, способствующим росту почти любого человека. Но чтобы исследовать душу, прежде всего необходимо, чтобы она находилась на месте. Чего может достичь психотерапия, если психотерапевт разговаривает с человеком, которого нет дома?
По-моему, попытка понять собственные негативные шаблоны и изменить их не может увенчаться успехом, если человек, которому они принадлежат, отсутствует. Иногда проходят годы, прежде чем психотерапия даст человеку возможность почувствовать себя в достаточной безопасности и позволить своей жизненной сущности вернуться, если это возвращение вообще когда-либо состоится.
Древняя практика возвращения души и современная психология потенциально могут многое предложить друг другу. Восстанавливая утраченные части души, шаман может предоставить психотерапевту целостного пациента для проведения психологической работы, что позволяет достичь более глубоких результатов. И наоборот, после возвращения души психотерапевт может помочь пациенту выстроить самооценку и здоровые жизненные паттерны, которые позволят ему продолжать жить уже в своем теле. Приспособиться к тому, чтобы полностью находиться в своем теле, научиться здоровым отношениям с собой и другими — это, конечно, большой кусок работы для психотерапевта и клиента.
Мое открытие возвращения души
В следующей главе я проведу вас через несколько сеансов возвращения души из собственной практики, чтобы вы могли почувствовать богатство и жизненность этой работы. Однако чтобы подвести вас к этому, мне хотелось бы рассказать историю о том, как я сама открыла удивительный процесс возвращения души.
Когда я была выпускницей курса по консультативной психологии, я прослушала семинар по шаманизму, который вел Майкл Харнер, антрополог, автор книги «Путь шамана». Изучая этот предмет по всему миру, Харнер нашел определенные элементы, общие для большинства шаманских культур. Эти элементы, которые он назвал «сердцевиной шаманизма», включали в себя введение в Шаманское Состояние Сознания (ШСС) с помощью барабанного боя, вхождение в необычную реальность через «отверстие в земле», работу с животным силы и практики по доставке информации для исцеления себя самих и своих общин.
С самого начала работа с Харнером меня глубоко взволновала. Уже в первом путешествии под его руководством я встретила своё животное силы и оно, к моему удивлению, ответило на многочисленные вопросы о моей жизни. Это первое путешествие убедило меня в могуществе и истинности шаманизма.
После начального семинара я решила практиковать путешествия с группой друзей. Мы собирались каждую неделю, садились в круг, по очереди били друг для друга в барабан, потом делились тем, что испытали во время путешествия. Когда я обрела уверенность в этом методе, я, оказывая консультации клиентам, начала обучать ему некоторых из них. Я обнаружила, что для людей это был эффективный способ разыскать для себя информацию, приобрести вес в собственных глазах. Кроме того, это был надежный способ воссоединения с природой и жизненными силами, которые обеспечивают нас энергией.
После серии тренингов я стала членом Международного факультета фонда Майкла Харнера по изучению шаманизма. Я постоянно проводила учебные курсы в Соединенных Штатах, в Австралии и Новой Зеландии, в Австрии, Дании и Швейцарии.
В первые годы шаманской практики я учила людей, как совершать путешествия и как работать со своими животными силы. Позже я начала обучать и другим шаманским практикам. Хотя я, конечно, знала о возвращении души из курса, пройденного у Майкла Харнера, и из литературы, это ещё не стало частью моего опыта или преподавания. Но в конце 1980-х я получила опыт, который внезапно и весьма драматично ввел меня в практику возвращения души.
Пара ручонок
На одном из моих семинаров женщина по имени Кэрол под моим руководством только что предприняла шаманское путешествие в Верхний мир, одну из сфер, которую шаманы часто посещают. В Верхнем мире Кэрол встретила учителя, и он сказал, что ей необходимо серьезно поработать над травмой, от которой она пострадала в детстве. По возвращении из путешествия Кэрол рассказала мне, что, когда ей было три года, её изнасиловал отец. Я договорилась увидеться с Кэрол следующим утром и помочь ей встретиться с этой болью и, по возможности, освободиться от нее.
Когда мы встретились, вначале предприняла путешествие я сама, чтобы посоветоваться со своим животным силы, которое рассказало мне, чем я могу помочь. К тому времени я работала с этим духом уже в течение восьми лет и часто общалась с ним телепатически, получая много мудрых, глубоких и полезных советов. Короче говоря, я полностью доверяла получаемой от него информации. Во время сеанса, который я проводила с Кэрол, в барабан бил мой помощник, и это помогло мне быстро войти в измененное состояние сознания. Когда начался барабанный бой, я вошла в землю через полый ствол дерева и потом темным туннелем спустилась глубоко в Нижний мир. Направляясь к свету, я послала твердое телепатическое сообщение своему животному силы с просьбой ждать меня. В Нижнем мире я попала в сосновый лес на берегу быстро бегущей реки, в то место, где бывала уже много раз и которое всегда наполняет меня глубоким покоем. Как я и надеялась, животное силы ожидало меня. Мы присели у реки, и я рассказала ему о положении Кэрол.
В ответ оно перенесло меня в прошлое Кэрол. Неожиданно я обнаружила, что наблюдаю за тем, что произошло с ней в трехлетнем возрасте. Наблюдая, я увидела нечто, к чему совершенно не была готова: в момент изнасилования девочки душа Кэрол, её сущность, отделилась от тела и покинула его. Наблюдая отделение её души, я увидела, что она направляется в место, известное в шаманизме как Пустота — место кромешной тьмы и молчания, где жизнь отсутствует.
Мне стало ясно, что душа Кэрол пребывала в этой пустоте с момента изнасилования. Продолжив путешествие, я последовала за ней прямо в Пустоту, четко помня о своем намерении найти эту душу. В темноте я не видела её и потому позвала по имени. Голос маленького ребёнка ответил:
— Я здесь.
— Я не вижу тебя! — пронзительно закричала я. — А ты меня видишь?
— Да, — ответила она.
— Я спросила ее, хочет ли она вернуться со мной.
— Да, — ответила она, и в это мгновение я почувствовала, как пара маленьких ручонок обвила мою шею. Настала пора возвращаться домой. Когда мы вернулись в обычную реальность, я вдула трехлетнюю душу в сердце Кэрол и в макушку её головы, как традиционно делают шаманы.
— Добро пожаловать домой, —сказала я этой частице, затерявшейся в пустоте.
Когда я рассказывала Кэрол о своем путешествии, ей удалось вспомнить Пустоту и то, как она туда попала, будучи трехлетним ребёнком. До этого она ни разу никому не могла описать это своё переживание. Кэрол была очень тронута моей заботой о ней, тронута тем, что в поисках её души я отправилась в эту тьму и пустоту1 .
Через несколько месяцев после проведенного сеанса Кэрол позвонила мне. Она сообщила, что у неё такое ощущение, будто она впервые за всю свою взрослую жизнь присутствует в собственном теле. Тогда как раньше она всегда чувствовала отделенность от самой себя, теперь она воспринимала жизнь непосредственно и во всей её полноте. Цвета стали ярче. Растения казались такими же живыми, как животные. Больше она не воспринимала жизнь как кино, в котором она была только зрителем.
Возвращение с Кэрол домой
В то время я ещё не работала с людьми, пережившими инцест. Я не знала, что чувство отделенности от собственного тела, которое испытывала Кэрол, было свойственно и другим людям, подвергшимся насилию. С этого момента я открыла для себя, что различного рода травмы — несчастные случаи, болезни, хирургические вмешательства, потеря любимых, войны и любого рода оскорбления — могут оставить у людей чувство отделенности от своего тела. Я обнаружила, что души многих детей и взрослых затеряны в пустоте и других духовных мирах и что процесс возвращения души может помочь этим душам вернуться домой, в своё тело.
Несколько месяцев спустя после того, как я начала использовать этот метод, я познакомилась с Кристиной Коуфорд, автором книги «Mommie Dearest», основателем организации Общества переживших насилие. Она побывала на семинаре, где я демонстрировала возвращение души. Благодаря своим поездкам и работе в этой организации, Кристина постоянно слышала о последствиях различных видов насилия.
Когда мы вместе с ней работали над техникой возвращения души, это произвело на неё такое глубокое впечатление, что она попросила дать ей дальнейшие инструкции и со всей серьезностью принялась за изучение этой мощной техники. Вскоре она начала включать возвращение души в свою работу с людьми, пережившими насилие.
Моя работа, вначале с Кэрол, позже с Кристиной, подвела меня к необходимости сформулировать некоторые вопросы. Разъезжая по всей стране с еженедельными семинарами по шаманизму, я была поражена, как много среди нас таких, кого травма отделила от собственной души. Я была поражена, до какой степени распространены неудачные попытки заполнить образовавшуюся в результате такой утраты пустоту с помощью неумеренного потребления пищи или алкоголя и других наркотиков. Постепенно я стала видеть связь между психологической болью, столь распространенной в нашем обществе, и древним диагнозом утраты души. Возникшие вопросы привели меня к исследованию техники возвращения души.
Узнать о том, как эти техники работают в современном мире, вы сможете из следующей главы, наблюдая через моё плечо, как я совершаю путешествия в необычную реальность, чтобы вернуть утраченные части души нескольким моим клиентам.
Я вижу прячущихся детей,
я вижу лицо каждого сломанного ребёнка;
глаза, уставившиеся во тьму;
куда им пойти поиграть
и где прилечь, чтобы вздремнуть?
Я вижу их лица в ночи,
каждое — осколок духа,
навечно раненый необходимостью бежать и скрываться.
Они ждут, когда их никто не сможет обидеть.
В их глазах высохшие слезы, а
пухлые щечки побледнели —
где бродит их дух сегодня ночью?
Где тропа, которая приведет их домой?
Я не могу бить в барабан,
но бейте в барабан для них —
и вы будете бить в барабан для меня.
— Стивен Ван Бьюрен
Глава 3
По следам утраченных душ
Мать, один из твоих детей
хочет вернуться домой.
Помоги мне принести его назад,
к тебе, чтобы он мог занять
то место на земле,
что принадлежит ему по праву.
—Молитва для возвращения души
Поскольку вы собираетесь вместе со мной отправиться в путешествие, я приглашаю вас зажечь свечу. Мы используем свечи по столь разным случаям, как дни рождения и церковные службы, и они вводят нас в особое состояние бытия. Например, свеча может напомнить нам, что твердое вещёство (воск) родственно Духу (свет).
Когда я собираюсь входить в необычную реальность, я иногда зажигаю свечу, чтобы вызвать духов-помощников. Точно так же и вы можете сейчас соединиться со мной в этом Духе, воспользовавшись имеющейся у вас дома свечой: зажгите ее, посидите перед ней минутку, оставив её гореть, пока вы будете читать дальше. Что может быть проще?
Зажгите свечу. Зажигая ее, отметьте, не ощущаете ли вы едва уловимые изменения в своем теле. Возможно, вы постепенно почувствуете себя как-то легче. Возможно, вы ощутите большую эмоциональную безопасность и больше спокойствия. Если вы не заметите этого сразу, просто оставьте свечу горящей и, возможно, вы почувствуете разницу, приступив к чтению.
Дух приходит в наше пространство в ответ на призыв. Как только вы зажгли свою свечу, знайте, что Дух будет направлять и поддерживать вас, когда вы будете сопровождать меня в моих путешествиях. Ваш разум может многое узнать о шаманизме, но ваше сердце может прикоснуться к нему гораздо глубже. Возможно, вы уже готовы открыться шаманизму — не как убеждению или вере, но как приключению, которое принесет свои плоды и вы сможете их проверить. Ваша свеча просто напоминает вам о вашей открытости этому приключению.
Теперь представьте, что мы с вами находимся в слегка затемненной комнате. Вы сидите на любимом стуле или кушетке и наблюдаете, как я посередине комнаты делаю приготовления к совершению возвращения души. Вы видите, как я достаю видавшее виды серое запотекское одеяло из Мехико, украшенное бургундскими узорами.
С этим одеялом мы старые друзья. С тех пор как я получила его в подарок, я использовала его на сотнях сеансов исцеления. Однажды я просидела на нём четыре дня и три ночи в посте и молитве о видении. Это одеяло — инструмент исцеления, который помогает мне совершать переходы в необычную реальность. Ложась на него, я чувствую, как меня обнимает Дух, наполняя целительной силой.
Вы видите, как я, расстелив одеяло, кладу рядом с ним свою трещотку, туземный американский барабан и кристалл. В начале каждого сеанса я встряхиваю трещоткой и молюсь Великой Матери (женский аспект Духа), чтобы она помогла мне доставить душу моего клиента домой. В барабан бьет мой помощник. (Когда нет никого, кто мог бы мне помочь, я использую магнитофонную запись звуков шаманского барабана. Но даже в этом случае мой собственный барабан всегда рядом.) Как и одеяло, мой барабан был частью моих путешествий. Уже само его присутствие начинает уносить меня в другие миры.
Мой кристалл лежит рядом и тоже ждет. Начиная своё путешествие, я положу его в карман, чтобы он напоминал мне, что я обладаю способностью видеть то, что скрыто за пределами обычного сознания. Это мой заменитель ловцов душ, используемых традиционными шаманами.
Если вы уже расслабились на своем стуле и наблюдаете за приготовлениями, которые могут показаться вам немного несоответствующими происходящему, я предлагаю вам сделать несколько глубоких вдохов и выдохов. Люди, за которыми вы будете наблюдать, в некотором смысле скорее всего не слишком отличаются от вас самих. То, что их объединяет, — это желание глубинного исцеления и более живого ощущения жизни. Эти люди могут быть как знакомы, так и не знакомы с шаманскими практиками.
Теперь устройтесь поудобнее, заняв привилегированную роль наблюдателя, которому ничто не угрожает. Проявляйте интерес и любознательность, наблюдая за каждым клиентом, входящим в эту комнату, чтобы провести сеанс.
Сьюзен, Эллен, Эдвард и Мария по очереди будут ложиться рядом со мной на одеяло, касаясь своими плечами, бедрами и коленями моих. Наблюдайте за мной, когда начнет бить барабан и когда я закрою глаза руками и начну погружаться в измененное состояние сознания.
На эти мгновения вам дается драгоценный дар внутреннего видения. Вы получаете способность наблюдать не только внешние очертания меня и моих клиентов, когда мы лежим на полу, но и содержание моих видений во время моего путешествия в необычные миры. Куда пойду я, туда же сможете пойти и вы.
Есть только одно исключение. В каждом путешествии я буду беседовать со своим животным-наставником. В шаманском мире облик наставника чаще всего остается сокровенной тайной. Делиться этим с другими, кроме каких-то особых обстоятельств, означало бы распылять его силу. Поэтому я не стану открыто описывать вам своего хранителя. А чтобы сделать эти путешествия богаче для себя, вы можете сами визуализировать животное, которое вы любите и уважаете, и позволить ему выполнять те же действия, что и мой хранитель.
И вот первый клиент стучит в дверь. Это Сьюзен.