От диссоциации к потере души
Современная психология, как и шаманизм, признает, что части личности могут отделяться от нее, и человек отдаляется от собственной сущности. Многие современные терапевтические представления учитывают тот факт, что в случае слишком сильной травмы некоторые жизненно важные части могут отделиться, чтобы ослабить травмирующее воздействие.
В своей книге «Healing the Shame That Binds You» («Лечение чувства стыда, который вас связывает») Джон Брэдшоу разъясняет, что жертва инцеста «покидает тело из-за невыносимой боли и унижения». Для Брэдшоу, как и для других популяризаторов психологии, диссоциация психики является защитным механизмом, когда «травма настолько глубока, а страх настолько ужасен, что человеку необходимо немедленное облегчение страданий»4.
Современная литература по психологии изобилует примерами подобного отделения от тела в моменты стресса. Женщины, подвергшиеся изнасилованию, рассказывают, как они наблюдали за происходящим из удаленной точки на потолке. Месяцы и даже годы спустя после травмы они все ещё рассказывали, что им казалось, будто они находятся «не в своем теле».
Ветераны вьетнамской войны через много лет после возвращения из Вьетнама начинали заново переживать болезненные эпизоды времен войны, которые они «забыли». Достаточно было какого-то звука, запаха или зрительного образа, чтобы эти воспоминания становились пугающе живыми, иногда более реальным, чем сама жизнь. Эти незваные переживания часто сопровождались горем и гневом, диссоциировавшимися во время давно пережитой травмы.
До этого момента психология и мой подход к возвращению душиу можно сказать, шли рука об руку. Где же начинается их расхождение?
Для психологов отделившиеся части души затеряны в обширном неопределенном регионе, называемом подсознанием. Это место кишит отделившимися воспоминаниями, запретными примитивными порывами, архетипическими религиозными образами — каждый психолог судит об этом в зависимости от своей подготовки. В случае диссоциации (отделения) задача психолога заключается в том, чтобы помочь пациенту восстановить утерянный опыт. Чтобы помочь пациенту получить доступ к утраченным частям своего Я, используется работа со снами, фантазиями, свободными ассоциациями или гипноз.
Для психолога природа и топография места, куда направляются отделившиеся части личности, не представляют особого значения. Под подсознанием понимается неопределенное место, куда не проникает свет рационального сознания и откуда клиент с помощью психотерапевта должен извлечь отделившееся содержимое.
Для шамана же вопрос, куда отправились отделившиеся части, крайне важен для успешного лечения. В миропонимании шамана, когда жизненно важные части покидают человеческое Я, они уходят не в неопределенные, бесхозные земли, а продолжают своё параллельное существование в необычных мирах. Части души могут оказаться в ловушке в каком-нибудь ужасном месте необычной реальности или же могут отыскать более приятные миры, где им захочется остаться.
В любом случае важной частью процесса исцеления является возвращение утраченных частей из необычных миров и водворение их в тело пациента. Знание топографии необычной реальности становится решающим для успешного излечения.
Подобно искателям приключений на труднопроходимых земных территориях, шаман для успешной работы должен знать, как правильно вести себя в необычных мирах. Чем полнее его карта территорий необычных реальностей, тем больше у него шансов на успех.
Здесь было бы полезно сравнить, как работают психолог и шаман.
Представьте себе, что оба занимаются женщиной, страдающей расщеплением личности (психологическое состояние, когда в одном человеке сосуществует несколько независимых личностей).
Психолог, возможно, скажет, что женщина была жестоко травмирована и это привело к диссоциации или разобщению частей личности. Он может предположить, что эти отделившиеся части содержат воспоминания или характерные черты личности, выражение или ощущение которых небезопасно для данной пациентки.
Но с этого момента психолог может рассматривать свою работу как помощь пациентке в возвращении этих утраченных частей из её собственного подсознания путем медленного их обнаружения и объединения. Наверняка психолога не очень- то интересует, на самом ли деле эти отделившиеся части живут в параллельной реальности, а если и так, то какова природа этой параллельной реальности.
Хотя я согласна, что такой вид восстановительной работы чрезвычайно важен, мой интерес, как шамана-практика, был бы направлен совсем на другое.
Где находятся эти части сейчас?
Как я могу вернуть их пациентке?
Вот вопросы, которые интересуют меня больше всего. Знание необычной реальности, скрупулезно собранное во время предыдущих путешествий, поможет мне сделать намечаемое путешествие наиболее целесообразным и эффективным.
В поддержку концепции утраты души
Уместность понятия утраты души в современных условиях жизни не избежала внимания некоторых психологов-новаторов. Так, например, Джин Ахтерберг в статье «Раненый целитель» пишет:
Утрата души в шаманской терминологии считается самым мрачным диагнозом, поскольку именно в ней они видят причину болезни и смерти. Однако в современной медицинской литературе Запада о ней даже не упоминается. Тем не менее нам становится все яснее, что то, что шаман называет «утратой души», — а именно, нанесение травмы нетронутой сердцевине, то есть сущности человеческого существа, — проявляется в отчаянии, уязвимости иммунной системы, заболевании раком и в других очень серьезных расстройствах. Похоже, утратой души сопровождаются также разрыв отношений с любимым человеком, крушение карьеры, разрушение других важных привязанностей.
Многие психотерапевты, последователи Юнга, заметили соответствие между концепцией утраты дуиш и тем, что делают они. Так, Мари фон Франц, известный аналитик, пишет:
Сегодня для окружающих нас людей утрату души можно рассматривать как психологический феномен повседневной жизни. Утрата души может проявляться в виде внезапных приступов вялости и апатии, из жизни исчезает радость, все начинания терпят крах, человек ощущает внутреннюю пустоту и бессмысленность бытия.
Проверьте симптомы
Возможно, в процессе чтения у вас появилось желание получить краткий перечень признаков, свидетельствующих об утрате души. В этом вам помогут приведенные здесь вопросы. Чтобы определить, имела ли место утрата души у вас, и если да, то как это проявилось в вашей жизни, вы должны ответить на следующие вопросы:
1. Находили ли вы когда-нибудь, что вам трудно сохранять «присутствие» в своем теле? Возникало ли у вас ощущение, что вы находитесь вне своего тела и наблюдаете за ним со стороны, как в кино?
2. Ощущаете ли вы временами апатию, оцепенение или притупление чувствительности?
3. Страдаете ли вы хроническими депрессиями?
4. Есть ли у вас проблемы с иммунной системой или, может быть, у вас понижена сопротивляемость болезням?
5. Страдали ли вы в детстве хроническими заболеваниями?
6. Наблюдаются ли у вас провалы памяти, когда речь идет о вашей жизни после пяти лет? Ощущаете ли вы, будто попросту вымарали из своей жизни память о каких-либо значительных травмах?
7. Приходится ли вам бороться с пагубными привычками, например с пристрастием к алкоголю, наркотикам, пище, сексу или азартным играм?
8. Приходится ли вам ловить себя на том, что вы ищете во внешнем мире что-то такое, что могло бы заполнить внутреннюю пустоту?
9. Было ли вам трудно продолжать свою жизнь после развода или смерти близкого человека?
10. Страдаете ли вы синдромом расщепления личности?
Если вы дадите утвердительный ответ хотя бы на один из этих вопросов, вероятно, вы имеете дело с утратой души. Важные части вашей сущности, вашего внутреннего Я могут оказаться недоступными для вас. Если это так, то их жизненная энергия и способности тоже временно недоступны. С моей точки зрения, утраченные части продолжают существовать в необычной реальности, откуда их можно вернуть только с помощью шаманских средств.
В этой главе мы обсудили древнее понятие утраты души и его связь с проблемами современной жизни. К счастью, шаманизм не только ставит диагноз и описывает широко распространенную проблему, но и предлагает мощное средство исцеления. В следующей главе мы изложим основные положения шаманской практики возвращения души, которая, как показывают последние клинические исследования, применима сегодня не меньше, чем на заре человечества.
Души бродят по Вселенной
Утраченные или похищенные
Отрезанные от любимых
Лишенные любви
Мягко, бережно
Мы зовем их обратно к себе
Разыскивая в темных уголках
Вдувая их в жизнь
своим дыханием
Мы приветствуем их дома
—Эллен Джафф Битц
Глава 2
Возвращение души
Люди говорят: то, что все мы ищем, это смысл жизни. Я не думаю, что на самом деле мы ищем именно это. Я думаю, то, что мы ищем, это ощущение быть живым.
—Джозеф Кэмпбелл, интервью с Биллом Мойерсом