Цели и задачи самостоятельной работы
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 4»
Дмитровский филиал
СОСТАВЛЕНА В соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования. | ||
ОДОБРЕНА Цикловой комиссией профессионального учебного цикла Протокол №_____от «____»_________________2016 г. Председатель __________/____________ | Утверждаю: Зам. директора по учебной работе __________________ О.В. Сергеева «____»_________________2016 г. |
Методические рекомендации
По организации самостоятельной работы студентов
По дисциплине
«Анатомия и физиология человека»
специальностям: 34.02.01. Сестринское дело; 31.02.01 Лечебное дело.
Дмитров
2016 год
№ п/п | Содержание | ||
1. | Раздел I. | Тема 1.1. Анатомия и физиология как науки. Человек – предмет изучения анатомии и физиологии | стр. 3 |
Самостоятельная работа обучающихся: | |||
A. | Составление словаря терминов. | ||
B. | Составление конспекта «Краткая история развития анатомии и физиологии» | ||
C. | Зарисовка частей тела человека, плоскостей и осей движения, условных линий для определения положения органов. | ||
2. | Раздел II. | Тема 2.1. Основы цитологии. Клетка. | стр. 4 -7 |
Самостоятельная работа обучающихся: | |||
A. | Составление словаря терминов | ||
B. | Зарисовка основных структур клетки. | ||
3. | Раздел III. | Тема 2.2. Основы гистологии. Классификация тканей. Эпителиальная ткань. Соединительная ткань. | стр. 4 -7 |
Самостоятельная работа обучающихся: | |||
A. | Зарисовка схем разновидностей тканей | ||
B. | Составление сравнительной таблицы тканей. | ||
4. | Раздел IV. | Тема 2.3. Мышечная ткань. Нервная ткань | стр. 8 - 14 |
Самостоятельная работа обучающихся: | |||
A. | Составление словаря терминов | ||
B. | Зарисовка основных структур клетки | ||
C. | Составление таблицы «Системы органов» | ||
5. | Раздел V. | Тема 3.1. Морфофункциональная характеристика аппарата движения | стр. 15 - 28 |
Самостоятельная работа обучающихся: | |||
A. | Нарисовать схемы суставов. | ||
6. | Раздел VI. | Тема 3.2. Скелет головы. Мышцы головы. | стр. 29 - 31 |
Самостоятельная работа обучающихся: | |||
A. | Зарисовка родничков черепа новорожденного | ||
B. | Составление таблицы соединения костей черепа | ||
C. | Работа с макропрепаратами | ||
7. | Раздел VII. | Тема 3.3. Морфофункциональная характеристика скелета и аппарата движения туловища | стр. 32- 36 |
Самостоятельная работа обучающихся: | |||
A. | Составление таблицы соединений костей туловища | ||
B. | Зарисовка топографических образований шеи | ||
C. | Работа с макропрепаратами | ||
D. | Составление сравнительной таблицы мышц | ||
8. | Раздел VIII. | Тема 3.4. Морфофункциональная характеристика скелета и аппарата движения верхних конечностей | стр. 37 – 38 |
Самостоятельная работа обучающихся: | |||
A. | Составление таблицы описания суставов верхних конечностей | ||
B. | Схематическое изображение мест переломов конечностей | ||
C. | Описание связочного аппарата соединений костей конечностей | ||
D. | Составление перечня мышц конечностей синергистов и антагонистов | ||
E. | Работа с макропрепаратами | ||
9. | Раздел IX. | Тема 3.5. Морфофункциональная характеристика скелета и аппарата движения нижних конечностей | стр. 39 - 41 |
Самостоятельная работа обучающихся: | |||
A. | Составление таблицы описания суставов нижних конечностей | ||
B. | Схематическое изображение мест переломов конечностей | ||
C. | Описание связочного аппарата соединений костей конечностей | ||
D. | Составление перечня мышц конечностей синергистов и антагонистов | ||
E. | Работа с макропрепаратами | ||
10. | Раздел X. | Тема 3.6. Исследование двигательных функций методом активных и пассивных движений | стр. 42 - 43 |
Самостоятельная работа обучающихся: | |||
Подготовить сообщение «Утомление и отдых мышц», «Значение физической тренировки мышц». | |||
11. | Раздел XI. | Тема 4.1.Кровь: состав и функции | стр. 44 |
Самостоятельная работа обучающихся: | |||
A. | Сравнение данных клинических анализов с нормой. | ||
B. | Заполнение словаря | ||
12. | Раздел XII. | Тема 4.2.Кровь: свойства | стр. 45 |
Самостоятельная работа обучающихся: | |||
A. | Подготовка сообщений на одну из предложенных тем: | ||
B. | «История переливания крови», | ||
C. | «Занимательно о группах крови», | ||
D. | «Резус-конфликт при беременности» | ||
13. | Раздел XIII. | Тема 4.3.Анатомия и физиология сердца | стр. |
Самостоятельная работа обучающихся: | |||
A. | Зарисовка с использованием препаратов, муляжей, планшетов строения сердца. | ||
B. | Подготовка доклада по теме "Проводящая система сердца". | ||
C. | Написание реферата на тему «Анатомия и физиология сердца» | ||
14. | Раздел XIV. | Тема 4.4. Процесс кровообращения. Сосуды малого и коронарного кругов кровообращения. Артерии и вены большого круга кровообращения. | стр. |
Самостоятельная работа обучающихся: | |||
A. | Составление словаря терминов | ||
B. | Составление схем кровоснабжения головы, мозга, конечностей | ||
C. | Составление схем систем верхней и нижней полых вен, воротной вены печени | ||
D. | Схематическое изображение микроциркуляторного русла кровообращения, транскапиллярного обмена | ||
15. | Раздел XV. | Тема 4.5. Функциональная анатомия лимфатической системы | стр. |
Самостоятельная работа обучающихся: | |||
A. | Составление сравнительной характеристики венозной и лимфатической систем | ||
B. | Зарисовка схемы расположения регионарных лимфоузлов | ||
C. | Составление словаря терминов | ||
D. | Написание реферата на тему «Функциональная анатомия лимфатической системы» | ||
16. | Раздел XVI. | Тема 5.1. Анатомия и физиология органов дыхания | стр. |
Самостоятельная работа обучающихся: | |||
A. | Составление словаря терминов | ||
B. | Зарисовка демонстрационных объектов | ||
C. | Зарисовка микроскопического строения легких | ||
D. | Составление сравнительной таблицы «Содержание кислорода и углекислого газа в дыхательных средах организма» | ||
17. | Раздел XVII. | Тема 6.1. Анатомия органов пищеварения | стр. |
Самостоятельная работа обучающихся: | |||
A. | Зарисовка органов полости рта, глотки, пищевода, желудка, тонкой кишки и ее отделов, толстой кишки и ее отделов | ||
B. | Составление словаря терминов | ||
C. | Написание доклада «Значение нормальной микрофлоры кишечника» | ||
18. | Раздел XVIII. | Тема 6.2. Анатомия и физиология больших пищеварительных желез | стр. |
Самостоятельная работа обучающихся: | |||
A. | Составить кроссворд по теме «Анатомия и физиология больших пищеварительных желез». | ||
19. | Раздел XIX. | Тема 6.3. Физиология пищеварения | стр. |
Самостоятельная работа обучающихся: | |||
A. | Составление схем регуляции выделения пищеварительных соков, сравнительной таблицы пищеварения в различных отделах пищеварительного канала. | ||
B. | Подготовка доклада на тему: "Регуляция пищеварения" | ||
20. | Раздел XX. | Тема 6.4. Обмен веществ и энергии в организме | стр. |
Самостоятельная работа обучающихся: | |||
A. | Подготовить сообщение по теме «Биологическая ценность воды» | ||
21. | Раздел XXI. | Тема 7.1 Анатомия мочевыделительной системы | стр. |
Самостоятельная работа обучающихся: | |||
A. | Изображение схемы нефрона | ||
B. | Зарисовка строения почек, мочеточников, мочевого пузыря, мочеиспускательного канала | ||
C. | Составление словаря терминов | ||
D. | Подготовка доклада «Искусственная почка» | ||
E. | Работа с бланками анализа мочи, оценка показателей | ||
F. | Подсчет суточного диуреза и водного баланса | ||
22. | Раздел XXII. | Тема 8.1. Анатомия и физиология репродуктивной системы человека | стр. |
Самостоятельная работа обучающихся: | |||
A. | Составление словаря терминов | ||
B. | Изображение схем ово- и сперматогенеза | ||
C. | Составление сравнительной таблицы ово- и сперматогенеза | ||
D. | Написание доклада на тему «Критерии оценки процесса репродукции» | ||
23. | Раздел XXIII. | Тема 9.1. Гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности. Эндокринная система человека | стр. |
Самостоятельная работа обучающихся: | |||
A. | Составление словаря терминов | ||
B. | Составление сравнительной таблицы желез внутренней секреции | ||
C. | Схематическое отображение функций желез внутренней секреции | ||
D. | Написание докладов на темы: «Сахарный диабет», «Эндемический зоб», «Несахарный диабет», «Базедова болезнь», «Гигантизм и карликовость», «Аддисонова болезнь» | ||
24. | Раздел XXIV. | Тема 9.2. Нервная регуляция процессов жизнедеятельности | стр. |
Самостоятельная работа обучающихся: | |||
A. | Составление схем рефлекторных дуг | ||
B. | Зарисовка грудных спинномозговых нервов. | ||
C. | Описание основных нервов сплетений передних ветвей спинномозговых нервов | ||
D. | Зарисовка зон иннервации сплетений передних ветвей спинномозговых нервов (шейное, плечевое, поясничное, крестцово-копчиковое) | ||
E. | Составление схем иннервации туловища, верхних и нижних конечностей | ||
F. | Зарисовка схем полостей головного мозга | ||
G. | Зарисовка схем синусов головного мозга | ||
H. | Составление сравнительной таблицы функциональных зон коры правого и левого полушарий конечного мозга | ||
I. | Составление сравнительной таблицы 12 пар черепных нервов по тексту учебника | ||
J. | Зарисовка зон иннервации черепных нервов | ||
K. | Зарисовка схем вегетативных рефлексов | ||
L. | Составление сравнительной таблицы вегетативной и соматической | ||
M. | Составление сравнительной таблицы симпатической и парасимпатической нервной системы | ||
N. | Составление словаря терминов | ||
25. | Раздел XXV. | Тема 9.3 Общие вопросы анатомии и физиологии сенсорных систем | стр. |
Самостоятельная работа обучающихся: | |||
A. | Подготовка доклада на тему: "Ноцицептивная сенсорная система" | ||
B. | Зарисовка строения вкусовой луковицы | ||
C. | Схема прохождения света через оптические системы глаза | ||
D. | Схема прохождения звука | ||
E. | Составление сравнительной таблицы анализаторов | ||
26. | Раздел XXVI. | Перечень рекомендуемой литературы | стр. |
Уважаемые студенты!
Перед вами сборник заданий для самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине «Анатомия и физиология человека».
Работая над имеющимися в сборнике заданиями, вы сможете самостоятельно проверить свои знания и практические умения.
Чтобы дать правильный ответ нужно поработать не только с текстом лекции, но и обратиться к учебнику, дополнительной литературе и найти необходимый материал.
Каждое задание состоит из указаний, одного или нескольких простых рисунков предназначенных для раскрашивания цветными карандашами.
Все задания выполняются в тетради для теоретических занятий. Рисунки необходимо вырезать и наклеить в рабочую тетрадь. Творческие работы: сообщения, буклеты, эссе также выполняются в тетради для теоретических занятий.
Домашние задания оцениваются преподавателем дополнительной оценкой по изучаемому разделу.
Знания, приобретенные при решении пособия, будут использованы Вами не только для работы на занятиях, но и при сдаче промежуточной, итоговой аттестации в рамках дисциплины, а также при последующем изучении профессиональных модулей.
Цели и задачи самостоятельной работы
Цель:
Формирование у обучающихся знаний по анатомии и физиологии человека, умение использовать полученные знания при изучении профессиональных модулей и др. общепрофессиональных дисциплин, а также в своей будущей профессиональной деятельности.
Задачи:
- изучение строения, функций отдельных органов и организма в целом, анатомо-топографических взаимоотношений органов.
- формирование у обучающихся знаний о взаимозависимости и единстве структуры и функции как отдельных органов, так и организма в целом.
- формирование комплексного подхода при изучении анатомии и физиологии систем органов.
Согласно требованиям ФГОС СПО и плана учебного процесса ГБОУ СПО МО «Дмитровское медицинское училище», каждый обучающийся обязан выполнить по учебной дисциплине Анатомия и физиология человека внеаудиторной самостоятельной работы в объеме 83 (89) часов.
Самостоятельная внеаудиторная работа является одним из видов учебной деятельности обучающихся. Она направлена на систематизацию и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся, углубление и расширение теоретических знаний, формирование умений использовать справочную документацию, дополнительную литературу, развитие познавательной способности и активности обучающихся, формирование самостоятельного мышления, развития исследовательских умений.
Внеаудиторная самостоятельная работа предполагает подготовку и выполнение конкретных видов заданий: самостоятельное изучение определенных тем учебной дисциплины, выполнение презентаций, составление и решение кроссвордов, графологических структур, подготовку сообщений, решение ситуационных задач, тестовых заданий, заполнение словаря основных анатомических терминов и понятий и др. Внеаудиторная самостоятельная работа по дисциплине Анатомия и физиология человека выполняется обучающимися по заданиям предложенным преподавателем по соответствующей теме дисциплины.
Результаты работы вносятся в сводную ведомость контроля и оценки внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся
По окончании изучения дисциплины, обучающиеся должны
знать:
- строение тела человека и функциональных систем человека
- регуляцию и саморегуляцию функциональных систем человека при взаимоотношении с
внешней средой.
уметь:
-применять знания о строении и функциях органов и систем организма человека при
оказании сестринской помощи.
Раздел I.
Тема 1.1. Анатомия и физиология как науки. Человек – предмет изучения анатомии и физиологии | ||
Самостоятельная работа обучающихся: | ||
A. | Составление словаря терминов. | |
B. | Составление конспекта «Краткая история развития анатомии и физиологии» | |
C. | Зарисовка частей тела человека, плоскостей и осей движения, условных линий для определения положения органов. | |
Цели самостоятельной работы: | ||
Выполнив задания, вы закрепите знания по пониманию предметов «Анатомия» и «Физиология», получите представление о человеке, как предмете изучения анатомии и физиологии. | ||
Для овладения знаниями необходимо: | ||
Изучить лекционный материал, изучить материал учебника: | ||
Студенты по специальности «Сестринское дело» | Лекционный материал. «Атлас анатомии человека» Р. П. Самусев. Учебник Е. А. Воробьева «Анатомия и физиология» стр. 4-8, 69-70. | |
Студенты по специальности «Лечебное дело» | Лекционный материал. «Атлас анатомии человека» Р. П. Самусев. Учебник А. А..Швырев «Анатомия и физиология человека с основами общей патологии». Стр. 4-5. | |
Дополнительная литература | Лекционный материал. Анатомия и физиология, авт. Е. А. Воробьева, А. В. Губарь, Е. Б. Сафьянникова, стр. 23 – 28, 62 – 69. | |
Выполнить задание:
1. Составление словаря терминов: