Как помочь детям избавиться от тревоги и приступов паники

1. Обратитесь за профессиональной помощью. — Убеди­тесь, что психотерапевт понимает духовную культуру.

2. Улучшите свое собственное психическое здоровье. — Ес­ли мы сами слабы, как мы сможем придать сил другим, особенно тем, кто зависит от нас?

3. Создайте хорошую духовную атмосферу. - Известно, что воспитывать детей лучше всего в сельской местности.

4. Не бойтесь обращаться за помощью. — Родителям может казаться, что помощь со стороны может создать еще больше беспокойств. На ребенка могут навесить ярлык или их могут начать считать плохими родителями.

5. Если возможно, выясните, какое именно событие травми­ровало ребенка. — Зачастую причина оказывается доста­точно очевидной: несчастный случай или авария, незна­комый человек ворвался в дом и т.д.

6. Родители не должны немедленно бросаться на помощь по первому зову ребенка. — Это еще больше ухудшит ситу­ацию, а жизнь родителей может оказаться полностью сосредоточенной вокруг проблем их ребенка. Родители должны мягко сглаживать его тревоги, но не усиливать его иллюзии.

7. Поощряйте детей говорить о своих тревогах. - Пусть выражают свои ощущения образами; помогайте им по­нять, что их безопасности в данный момент ничто не уг­рожает.

8. Массаж стоп и спины. — Доказано, что массаж приводит к ощутимым улучшениям.

9. Медикаментозное лечение. — Может оказать большую помощь, если ребенок измучен своими психологически­ми проблемами. Сегодня депрессия встречается у детей начиная с трехлетнего возраста, но нужно хорошо поду­мать, прежде чем давать им лекарства.

10. Постарайтесь исключить из их рациона белый сахар, ко­феин и шоколад — эти продукты могут вызывать присту­пы паники и депрессию.

11. Научите их разговаривать с самими собой: «Это чепуха. Это просто беспокойство, которое скоро уйдет».

12. Дайте им ответственное поручение. Так же, как и взрос­лым, детям нужно как-то избавляться от негативных мыслей.

Вопросы и ответы

Вопрос: Многие люди не вписываются ни в материальное, ни в духов­ное общество. Несмотря на попытки быть преданными Бога, они не испытывают энтузиазма, даже выполняя ритуалы или занимаясь служением. В то же время они знают, что не при­надлежат материальному миру. Это сложная ситуация, по­скольку они не могут понять, кто же они на самом деле. Они понимают, что обычная материальная жизнь никуда их не приведет, а духовная жизнь кажется им слишком трудной. Что делать в такой ситуации?

Ответ: В любой сфере деятельности важна концентрация. Напри­мер, если вы поступили в колледж и каждый месяц меняете профилирующую дисциплину, то никогда не сдадите экзаме­ны. Вы можете изучать то медицину, то инженерное дело, то юриспруденцию, то педагогику, но если вы не сосредоточи­тесь на чем-то одном, то немногого достигнете. Для этого нужно приложить слишком много усилий. В духовной жиз­ни тоже необходимо сконцентрироваться, чтобы добиться осязаемых результатов. Но если у нас много отвлекающих желаний, и нам не удается сосредоточиться на чем-то одном, то будет очень трудно.

Вопрос: Я заметил, что многие люди покидают духовные организа­ции из-за финансовых проблем, но, разрешив их, возвраща­ются. Не могли бы Вы прокомментировать этот момент?

Ответ: Экономические трудности, определенно, могут порой вызы­вать депрессию. В материальном мире есть поговорка: «Деньги — это мед», что указывает на важность данного во­проса. Да, финансовые соображения важны даже в духовной жизни. Начинающий преданный Бога может задаться вопро­сом: «Мне нравится эта община, организация и философия, но каким образом это поможет мне выплатить взятый кре­дит? Каким образом этот образ жизни, обет и философия за­страхуют меня? Как это поможет мне оплатить образование моих детей?»

Мы можем снова обратиться к четырем основным по­требностям, перечисленным Бхактивинодой Тхакуром. Он не призывает нас только читать писания и совершать ритуалы, пренебрегая остальными аспектами нашей жизни. Он гово­рит, что, в первую очередь, мы должны позаботиться о своем теле. Хотя мы и не являемся телом, но необходимо заботить­ся о нем. Во-вторых, нужно удовлетворять и стимулировать наш ум с тем, чтобы добиваться осуществления наших про­ектов и планов. В третьих, он пишет о потребности социаль­ного благополучия, что включает и экономический фактор. Это не обязательно означает, что человек стремится стать миллионером — он хочет иметь достаточно денег, чтобы не беспокоиться о них. Мы хотим иметь хорошее здоровье, что­бы не беспокоиться о теле; мы хотим иметь все необходимое, чтобы не отвлекаться на эти вещи. В большинстве случаев человеку легче принять духовную жизнь, если удовлетворе­ны его фундаментальные потребности. И лишь в конце Бхак-тивинода Тхакур говорит о том, что, преследуя эти три цели, важно руководствоваться писаниями.23

Бхактивинода Тхакур говорит, что, если нам удастся до­стичь баланса в этих четырех аспектах нашей жизни, мы бу­дем меньше подвержены депрессии и беспокойствам. Тогда наши общины и организации будут более целостными, по­скольку каждый их член будет больше ценить как самого се­бя, так и других. Особенно важно следить за гармонией этих аспектов в семейной жизни, организуя свою жизнь в соответ­ствии с приоритетами. Вместе с тем, никогда не следует забы­вать о писаниях, поскольку мы занимаемся духовной практи­кой в материальном мире, и писания напоминают нам о нашем высшем долге.

Вопрос: Психологи и специалисты по психическому здоровью часто считают, что люди обращаются к религиозной практике из-за слабости. Они думают, что человек становится религиоз­ным, потому что чувствует себя незащищенным и не способен справиться с жизненными трудностями. Не могли бы вы прокомментировать такую точку зрения?

Ответ: Эти представления часто бывают продиктованы западным редукционизмом. Не забывайте, что западная наука опирает­ся на материалистическую парадигму. В рамках этой пара­дигмы не признается жизнь после смерти, а целью жизни яв­ляется наслаждение чувств. Поэтому, прежде чем слушать кого-то, важно понять, что собой представляет этот человек. Хотя психиатры и психологи могут оказать нам неоценимую услугу, существует ряд причин, по которым нам следует быть осторожными.

Во-первых, нужно помнить о том, что психология и пси­хиатрия не являются в точном смысле слова науками. Недав­но я встречался с группами психиатров в Мичигане (США) и в Омске (Сибирь). Я начал беседу с того, что тактично бро­сил им вызов. Я сказал, что, хотя им платят большие деньги и они имеют дело с критическими ситуациями в жизни лю­дей, у них нет общего мнения по поводу того, что же собой представляет норма. Что характеризует человека как нор­мального? У них не только отсутствует единый стандарт, но и понимание того, что на душу влияет опыт прошлых жизней. Таким образом, психология — весьма спекулятивная наука.

Кроме того, некоторые врачи сами страдают от психиче­ских расстройств, и по этой причине выбирают своей спе­циальностью психиатрию. Такие психиатры должны снача­ла разобраться в своих собственных проблемах, чтобы не перенести их на пациентов. Установлено, что среди врачей и психиатров, как мужчин, так и женщин, очень высокий процент самоубийств."Кроме того, исследования показыва­ют, что у врачей чаще бывают проблемы в семье, они боль­ше склонны к употреблению наркотиков и алкоголя и чаще обращаются к психотерапевтам.23 Их работа наполнена стрессом по двум причинам: они не обладают точным зна­нием и трудятся в атмосфере стресса. Больница — это цар­ство болезней, и люди часто подхватывают инфекцию, про­сто оказавшись там.

Когда мы слышим их теории, нужно помнить об этих мо­ментах. Кто-то может заявлять, что религиозные люди про­сто слабоумны, однако большинство людей, делающих по­добные заявления, сами страдают слабоумием. Поэтому, прежде чем принять их слова за истину, нужно подвергнуть их тщательной проверке. Многие проблемы имеют кармиче­скую природу. Наши нынешняя жизнь тесно связана с тем, что происходило в прошлой жизни, а также ранее в этой жиз­ни. Мы знаем, что, хотя у нас есть ум и тело, мы являемся ду­шой. Таким образом, эти три составляющие постоянно взаи­модействуют между собой. Изучая такие книги, как «Бхагавад-гита», мы можем понять, какое влияние оказывают на нас вожделение, жадность, зависть и т.д. Мы хотим обра­титься к духовности, чтобы по-настоящему избавиться ото всех этих проблем.

В общем, мы должны быть очень избирательны по отно­шению к мнению той категории людей, что занимает одно из первых мест по количеству самоубийств, разводов и случаев употребления наркотиков. Мы хотим помочь человеческому существу в целом, что включает в себя физическую, эмоцио­нальную и, конечно, духовную сферы. В конечном счете, нам просто необходима пища для души.

В действительности самой важной составляющей курса лечения являются взаимоотношения врача и пациента. Дру­гими словами, метод лечения не всегда играет определяю­щую роль. Именно хорошие отношения определяют успех лечения; если пациент чувствует заботу врача, он или она бу­дет гораздо больше ему доверять. Таким образом, весь про­цесс определяется скорее самбандхой, взаимоотношениями, а не внешними факторами.

Вопрос: Почему некоторые люди думают, что их собственные идеи лучше, чем идеи других людей? В чем причина такого образа мыслей?

Ответ: Бывает, что люди, занимающиеся духовной практикой, име­ют сектантские взгляды или даже оказываются опасными фа­натиками. Некоторые верующие считают свою религию наи­лучшим и единственно верным путем. Понять это нам поможет следующая аналогия. Предположим, жена говорит: «Никто не знает, какой замечательный у меня муж»; или же муж может сказать: «Моя жена такая замечательная. Ни у ко­го нет такой жены, как у меня. Она — само совершенство». Приятно слышать такие высказывания, поскольку это зна­чит, что человек удовлетворен своими взаимоотношениями. Если кто-то говорит: «Моя религия — замечательная; ни у ко­го нет такой религии, как у меня», мы испытываем радость, поскольку очевидно, что человек удовлетворен своей духов­ной жизнью. Проблемы начинаются тогда, когда муж начи­нает заявлять: «Ни у кого нет такой жены как у меня, и толь­ко она заслуживает уважения». Когда такое происходит, человек начинает строить свое благополучие за счет других. Если кто-то говорит, что у него есть что-то самое лучшее, мы должны думать так: «Пусть сначала ваши слова подтвердятся на практике. Когда мы увидим, что это действительно так, мы все с готовностью признаем вашу правоту».

Зрелый трансценденталист должен не только ценить то, что ему выпала возможность соприкоснуться с духовным знанием, но и стараться правильно использовать этот удиви­тельный шанс. Человек может учиться в лучшем университе­те, однако это еще не означает, что он чем-то лучше обычно­го школьника. Просто у него есть большие возможности, поскольку престижный университет предоставляет больше шансов для роста по сравнению с обычными вузами. Поэто­му предполагается, что окончивший такое учебное заведение будет находиться на более высоком уровне. Но если студент не воспользуется этим преимуществом, у него будут пробле­мы. У многих из нас, несомненно, есть замечательная воз­можность познать Бога, природу души и то, как действовать в этом мире. Теперь нам нужно подумать о том, как наилуч­шим образом воспользоваться этой возможностью.

Мы почитаем таких учителей, как Моисей, Иисус, Маго­мет, Будда, Бахаулла и многие другие, поскольку понимаем, что эти пророки приходили в разные времена, чтобы прине­сти определенное послание. Мы оказываем почтение даже Шанкарачарье, Шиве, Ганешу и Дурге, поскольку признаем их положение как полубогов. И хотя они являются ишварами, правителями, мы поклоняемся только парамешваре, Верхов­ному Правителю. Майявади и имперсоналисты делают своей целью сияние Брахмана или же вселенскую форму Господа. Однако мы знаем о существовании шактимана, источника всех энергий.

Трансцендентное знание содержится в учениях иудаизма, христианства, буддизма, ислама и во многих других религи­ях. Это знание включает в себя информацию о наших взаи­моотношениях со Всевышним Господом, а также об истин­ных религиях и их учителях. В ведических писаниях, например, предсказывается даже приход ачаръев, принадле­жащих к другим религиям. Еще задолго до прихода Иисуса Христа и Будды «Бхавишья-пурана» предсказывала их появ­ление. Ни одно другое писание не описывает в таких подроб­ностях того, что выходит за рамки ее собственной теологии. Кто-то может спросить: «Откуда в ведических писаниях такая информация?» Суть в том, что разные посланцы могут при­ходить снова и снова, чтобы выполнять похожие задачи. На­пример, человек, работающий в Министерстве внутренних дел, может посещать разные страны с определенной миссией.

Аналогично, эти великие пророки уже выполняли свою мис­сию в других вселенных и, приходя на Землю, делают здесь то ясе самое.

Вайшнавские писания содержат информацию не только об этой Земле; там говорится о других планетах, галактиках и вселенных. Вся «Махабхарата» изобилует историями о при­шельцах из других миров. Ведические писания энциклопе­дичны и всеобъемлющи. Однако мы должны следить за тем, как мы применяем это знание в своей жизни; тогда мы смо­жем доказать его истинность на своем собственном примере. В противном случае это превращается в фанатизм и эгоцен­тризм, когда человек считает свою супругу самой лучшей и пренебрежительно относится ко всем остальным женщи­нам. Мы не должны так мыслить. Мы, может быть, убеждены в истинности нашей философии, но при этом мы должны уважать других пророков и другие религии. Главное --не быть сектантами; если в какой-либо религии мы обнаружи­ваем проявления бхакти, любви к Богу, то должны быть сча­стливы. Сегодня существует много религиозных фанатиков, страдающих от психических заболеваний, и они причиняют людям немало беспокойств. Иногда такие фанатики даже ста­новятся террористами и еще больше усугубляют положение со все возрастающей депрессией на планете.

Вопрос: Не кажется ли Вам, что духовные люди страдают от депрес­сии и психических расстройств больше, чем обычные люди? Если да, то в чем причина такого явления и как помочь сво­им друзьям и самим себе преодолеть это препятствие на ду­ховном пути?

Ответ: Современная статистика говорит о том, что монахи, священ­ники и монахини чаще страдают от депрессии, чем обычные люди.26 Это вызвано рядом причин. Очевидно, что одной из них является тот факт, что они не вполне вписываются в нор­мы светского общества, что приводит к чувству изоляции. Другой причиной являются беспокойства и ощущение неудачи, с которым и они сталкиваются на духовном пути. Оп­ределенные отрицательные эмоции вызваны и подавленны­ми желаниями. Зачастую депрессия бывает вызвана разочарованностью, неоправданными ожиданиями и неуда­чами, однако в ряде случаев ее причиной оказывается беско­рыстие, сострадание и тоска по полному единению с Богом.

В начале этого раздела мы подчеркивали тот факт, что многие люди присоединяются к духовным организациям из-за крайней неудовлетворенности так называемой «нормаль­ной» жизнью. Если такой человек получит необходимую по­мощь, он вырастает в здоровую, духовную личность. Однако если он не получает должной поддержки или не принимает ее, то становится большой проблемой для своей организации или общины, а в некоторых случаях даже может совершить самоубийство. Если мы сможем лучше понять, каким обра­зом депрессия помогает человеку присоединиться к духовно­му обществу, мы поймем также и то, к каким серьезным по­следствиям могут привести неоправданные ожидания.

Осознавая, насколько распространены психические забо­левания, которые становятся уже массовым явлением, мы по­нимаем, что не мы одни сталкиваемся с этой проблемой. Де­прессия и психические нарушения — это глобальная проблема. Лечение необходимо, однако мы должны помнить и о том, что некоторые заболевания имеют скорее биологиче­скую, чем психическую природу. Например, было установле­но, что свет оказывает сильное воздействие на сознание, и не­достаточное освещение может приводить к усилению депрессии. Миллионы людей испытывают такой сильный гнев по отношению к самим себе, что их ум постоянно атаку­ет тело, становясь причиной как психических, так физических заболеваний. Другие впадают в депрессию из-за того, что их родители страдали от алкоголизма или наркомании.

Психотерапия, равно как и медикаментозное лечение, мо­жет оказать некоторую помощь, но в то же время таит в себе опасность. Нужно быть очень избирательным в выборе ме­тодов лечения. Понимая природу ума и таких явлений, как одержимость, мы сможем свести к минимуму разрушитель­ное воздействие психических заболеваний на наше сознание. Самым важным фактором является энтузиазм. Мы должны стараться заниматься тем, что вдохновляет нас, не позволяя уму впадать в депрессию. Иногда в этом помогают физичес­кие упражнения и ведение дневника. Молитва играет важ­нейшую роль, так же, как и хорошая садхана. Благоприятное общение не менее важно, поскольку наше окружение, несо­мненно, оказывает на нас влияние. Мы должны также ста­раться стать более благодарными — это один из самых силь­ных способов уничтожить вирус депрессии. Чрезвычайно важно научиться прощать. Эффективным средством борьбы с депрессией является избавление от чрезмерной привязан­ности, поскольку большинство психических заболеваний вы­званы чрезмерной привязанностью.

Конечно, существует такая особая категория депрессии, как «темная ночь души». Сталкиваясь с болезненным процес­сом духовного взросления, ум кричит от замешательства. Так мы в очередной раз убеждаемся в том, что ум может быть как нашим злейшим врагом, так и лучшим другом. Если депрес­сия вызвана «темной ночью души», но мы сохраняем веру, ум постепенно становится нашим лучшим другом.

Глава шестая

атах кайам имам видван

авидйа-кама-кармабхих

арабдха ити наивасмин

пратибуддхо 'нусаджджате

«Те, того знает, на чем основаны телесные пред­ставления о жизни, и понимает природу матери­ального тела, которое порождено невежеством, желаниями и деятельностью, основанными на ил­люзорной концепции, избавляются от привязан­ности к телу».

«Шримад-Бхагаватам», 4.20.5

Наши рекомендации