Как помочь детям избавиться от тревоги и приступов паники
1. Обратитесь за профессиональной помощью. — Убедитесь, что психотерапевт понимает духовную культуру.
2. Улучшите свое собственное психическое здоровье. — Если мы сами слабы, как мы сможем придать сил другим, особенно тем, кто зависит от нас?
3. Создайте хорошую духовную атмосферу. - Известно, что воспитывать детей лучше всего в сельской местности.
4. Не бойтесь обращаться за помощью. — Родителям может казаться, что помощь со стороны может создать еще больше беспокойств. На ребенка могут навесить ярлык или их могут начать считать плохими родителями.
5. Если возможно, выясните, какое именно событие травмировало ребенка. — Зачастую причина оказывается достаточно очевидной: несчастный случай или авария, незнакомый человек ворвался в дом и т.д.
6. Родители не должны немедленно бросаться на помощь по первому зову ребенка. — Это еще больше ухудшит ситуацию, а жизнь родителей может оказаться полностью сосредоточенной вокруг проблем их ребенка. Родители должны мягко сглаживать его тревоги, но не усиливать его иллюзии.
7. Поощряйте детей говорить о своих тревогах. - Пусть выражают свои ощущения образами; помогайте им понять, что их безопасности в данный момент ничто не угрожает.
8. Массаж стоп и спины. — Доказано, что массаж приводит к ощутимым улучшениям.
9. Медикаментозное лечение. — Может оказать большую помощь, если ребенок измучен своими психологическими проблемами. Сегодня депрессия встречается у детей начиная с трехлетнего возраста, но нужно хорошо подумать, прежде чем давать им лекарства.
10. Постарайтесь исключить из их рациона белый сахар, кофеин и шоколад — эти продукты могут вызывать приступы паники и депрессию.
11. Научите их разговаривать с самими собой: «Это чепуха. Это просто беспокойство, которое скоро уйдет».
12. Дайте им ответственное поручение. Так же, как и взрослым, детям нужно как-то избавляться от негативных мыслей.
Вопросы и ответы
Вопрос: Многие люди не вписываются ни в материальное, ни в духовное общество. Несмотря на попытки быть преданными Бога, они не испытывают энтузиазма, даже выполняя ритуалы или занимаясь служением. В то же время они знают, что не принадлежат материальному миру. Это сложная ситуация, поскольку они не могут понять, кто же они на самом деле. Они понимают, что обычная материальная жизнь никуда их не приведет, а духовная жизнь кажется им слишком трудной. Что делать в такой ситуации?
Ответ: В любой сфере деятельности важна концентрация. Например, если вы поступили в колледж и каждый месяц меняете профилирующую дисциплину, то никогда не сдадите экзамены. Вы можете изучать то медицину, то инженерное дело, то юриспруденцию, то педагогику, но если вы не сосредоточитесь на чем-то одном, то немногого достигнете. Для этого нужно приложить слишком много усилий. В духовной жизни тоже необходимо сконцентрироваться, чтобы добиться осязаемых результатов. Но если у нас много отвлекающих желаний, и нам не удается сосредоточиться на чем-то одном, то будет очень трудно.
Вопрос: Я заметил, что многие люди покидают духовные организации из-за финансовых проблем, но, разрешив их, возвращаются. Не могли бы Вы прокомментировать этот момент?
Ответ: Экономические трудности, определенно, могут порой вызывать депрессию. В материальном мире есть поговорка: «Деньги — это мед», что указывает на важность данного вопроса. Да, финансовые соображения важны даже в духовной жизни. Начинающий преданный Бога может задаться вопросом: «Мне нравится эта община, организация и философия, но каким образом это поможет мне выплатить взятый кредит? Каким образом этот образ жизни, обет и философия застрахуют меня? Как это поможет мне оплатить образование моих детей?»
Мы можем снова обратиться к четырем основным потребностям, перечисленным Бхактивинодой Тхакуром. Он не призывает нас только читать писания и совершать ритуалы, пренебрегая остальными аспектами нашей жизни. Он говорит, что, в первую очередь, мы должны позаботиться о своем теле. Хотя мы и не являемся телом, но необходимо заботиться о нем. Во-вторых, нужно удовлетворять и стимулировать наш ум с тем, чтобы добиваться осуществления наших проектов и планов. В третьих, он пишет о потребности социального благополучия, что включает и экономический фактор. Это не обязательно означает, что человек стремится стать миллионером — он хочет иметь достаточно денег, чтобы не беспокоиться о них. Мы хотим иметь хорошее здоровье, чтобы не беспокоиться о теле; мы хотим иметь все необходимое, чтобы не отвлекаться на эти вещи. В большинстве случаев человеку легче принять духовную жизнь, если удовлетворены его фундаментальные потребности. И лишь в конце Бхак-тивинода Тхакур говорит о том, что, преследуя эти три цели, важно руководствоваться писаниями.23
Бхактивинода Тхакур говорит, что, если нам удастся достичь баланса в этих четырех аспектах нашей жизни, мы будем меньше подвержены депрессии и беспокойствам. Тогда наши общины и организации будут более целостными, поскольку каждый их член будет больше ценить как самого себя, так и других. Особенно важно следить за гармонией этих аспектов в семейной жизни, организуя свою жизнь в соответствии с приоритетами. Вместе с тем, никогда не следует забывать о писаниях, поскольку мы занимаемся духовной практикой в материальном мире, и писания напоминают нам о нашем высшем долге.
Вопрос: Психологи и специалисты по психическому здоровью часто считают, что люди обращаются к религиозной практике из-за слабости. Они думают, что человек становится религиозным, потому что чувствует себя незащищенным и не способен справиться с жизненными трудностями. Не могли бы вы прокомментировать такую точку зрения?
Ответ: Эти представления часто бывают продиктованы западным редукционизмом. Не забывайте, что западная наука опирается на материалистическую парадигму. В рамках этой парадигмы не признается жизнь после смерти, а целью жизни является наслаждение чувств. Поэтому, прежде чем слушать кого-то, важно понять, что собой представляет этот человек. Хотя психиатры и психологи могут оказать нам неоценимую услугу, существует ряд причин, по которым нам следует быть осторожными.
Во-первых, нужно помнить о том, что психология и психиатрия не являются в точном смысле слова науками. Недавно я встречался с группами психиатров в Мичигане (США) и в Омске (Сибирь). Я начал беседу с того, что тактично бросил им вызов. Я сказал, что, хотя им платят большие деньги и они имеют дело с критическими ситуациями в жизни людей, у них нет общего мнения по поводу того, что же собой представляет норма. Что характеризует человека как нормального? У них не только отсутствует единый стандарт, но и понимание того, что на душу влияет опыт прошлых жизней. Таким образом, психология — весьма спекулятивная наука.
Кроме того, некоторые врачи сами страдают от психических расстройств, и по этой причине выбирают своей специальностью психиатрию. Такие психиатры должны сначала разобраться в своих собственных проблемах, чтобы не перенести их на пациентов. Установлено, что среди врачей и психиатров, как мужчин, так и женщин, очень высокий процент самоубийств."Кроме того, исследования показывают, что у врачей чаще бывают проблемы в семье, они больше склонны к употреблению наркотиков и алкоголя и чаще обращаются к психотерапевтам.23 Их работа наполнена стрессом по двум причинам: они не обладают точным знанием и трудятся в атмосфере стресса. Больница — это царство болезней, и люди часто подхватывают инфекцию, просто оказавшись там.
Когда мы слышим их теории, нужно помнить об этих моментах. Кто-то может заявлять, что религиозные люди просто слабоумны, однако большинство людей, делающих подобные заявления, сами страдают слабоумием. Поэтому, прежде чем принять их слова за истину, нужно подвергнуть их тщательной проверке. Многие проблемы имеют кармическую природу. Наши нынешняя жизнь тесно связана с тем, что происходило в прошлой жизни, а также ранее в этой жизни. Мы знаем, что, хотя у нас есть ум и тело, мы являемся душой. Таким образом, эти три составляющие постоянно взаимодействуют между собой. Изучая такие книги, как «Бхагавад-гита», мы можем понять, какое влияние оказывают на нас вожделение, жадность, зависть и т.д. Мы хотим обратиться к духовности, чтобы по-настоящему избавиться ото всех этих проблем.
В общем, мы должны быть очень избирательны по отношению к мнению той категории людей, что занимает одно из первых мест по количеству самоубийств, разводов и случаев употребления наркотиков. Мы хотим помочь человеческому существу в целом, что включает в себя физическую, эмоциональную и, конечно, духовную сферы. В конечном счете, нам просто необходима пища для души.
В действительности самой важной составляющей курса лечения являются взаимоотношения врача и пациента. Другими словами, метод лечения не всегда играет определяющую роль. Именно хорошие отношения определяют успех лечения; если пациент чувствует заботу врача, он или она будет гораздо больше ему доверять. Таким образом, весь процесс определяется скорее самбандхой, взаимоотношениями, а не внешними факторами.
Вопрос: Почему некоторые люди думают, что их собственные идеи лучше, чем идеи других людей? В чем причина такого образа мыслей?
Ответ: Бывает, что люди, занимающиеся духовной практикой, имеют сектантские взгляды или даже оказываются опасными фанатиками. Некоторые верующие считают свою религию наилучшим и единственно верным путем. Понять это нам поможет следующая аналогия. Предположим, жена говорит: «Никто не знает, какой замечательный у меня муж»; или же муж может сказать: «Моя жена такая замечательная. Ни у кого нет такой жены, как у меня. Она — само совершенство». Приятно слышать такие высказывания, поскольку это значит, что человек удовлетворен своими взаимоотношениями. Если кто-то говорит: «Моя религия — замечательная; ни у кого нет такой религии, как у меня», мы испытываем радость, поскольку очевидно, что человек удовлетворен своей духовной жизнью. Проблемы начинаются тогда, когда муж начинает заявлять: «Ни у кого нет такой жены как у меня, и только она заслуживает уважения». Когда такое происходит, человек начинает строить свое благополучие за счет других. Если кто-то говорит, что у него есть что-то самое лучшее, мы должны думать так: «Пусть сначала ваши слова подтвердятся на практике. Когда мы увидим, что это действительно так, мы все с готовностью признаем вашу правоту».
Зрелый трансценденталист должен не только ценить то, что ему выпала возможность соприкоснуться с духовным знанием, но и стараться правильно использовать этот удивительный шанс. Человек может учиться в лучшем университете, однако это еще не означает, что он чем-то лучше обычного школьника. Просто у него есть большие возможности, поскольку престижный университет предоставляет больше шансов для роста по сравнению с обычными вузами. Поэтому предполагается, что окончивший такое учебное заведение будет находиться на более высоком уровне. Но если студент не воспользуется этим преимуществом, у него будут проблемы. У многих из нас, несомненно, есть замечательная возможность познать Бога, природу души и то, как действовать в этом мире. Теперь нам нужно подумать о том, как наилучшим образом воспользоваться этой возможностью.
Мы почитаем таких учителей, как Моисей, Иисус, Магомет, Будда, Бахаулла и многие другие, поскольку понимаем, что эти пророки приходили в разные времена, чтобы принести определенное послание. Мы оказываем почтение даже Шанкарачарье, Шиве, Ганешу и Дурге, поскольку признаем их положение как полубогов. И хотя они являются ишварами, правителями, мы поклоняемся только парамешваре, Верховному Правителю. Майявади и имперсоналисты делают своей целью сияние Брахмана или же вселенскую форму Господа. Однако мы знаем о существовании шактимана, источника всех энергий.
Трансцендентное знание содержится в учениях иудаизма, христианства, буддизма, ислама и во многих других религиях. Это знание включает в себя информацию о наших взаимоотношениях со Всевышним Господом, а также об истинных религиях и их учителях. В ведических писаниях, например, предсказывается даже приход ачаръев, принадлежащих к другим религиям. Еще задолго до прихода Иисуса Христа и Будды «Бхавишья-пурана» предсказывала их появление. Ни одно другое писание не описывает в таких подробностях того, что выходит за рамки ее собственной теологии. Кто-то может спросить: «Откуда в ведических писаниях такая информация?» Суть в том, что разные посланцы могут приходить снова и снова, чтобы выполнять похожие задачи. Например, человек, работающий в Министерстве внутренних дел, может посещать разные страны с определенной миссией.
Аналогично, эти великие пророки уже выполняли свою миссию в других вселенных и, приходя на Землю, делают здесь то ясе самое.
Вайшнавские писания содержат информацию не только об этой Земле; там говорится о других планетах, галактиках и вселенных. Вся «Махабхарата» изобилует историями о пришельцах из других миров. Ведические писания энциклопедичны и всеобъемлющи. Однако мы должны следить за тем, как мы применяем это знание в своей жизни; тогда мы сможем доказать его истинность на своем собственном примере. В противном случае это превращается в фанатизм и эгоцентризм, когда человек считает свою супругу самой лучшей и пренебрежительно относится ко всем остальным женщинам. Мы не должны так мыслить. Мы, может быть, убеждены в истинности нашей философии, но при этом мы должны уважать других пророков и другие религии. Главное --не быть сектантами; если в какой-либо религии мы обнаруживаем проявления бхакти, любви к Богу, то должны быть счастливы. Сегодня существует много религиозных фанатиков, страдающих от психических заболеваний, и они причиняют людям немало беспокойств. Иногда такие фанатики даже становятся террористами и еще больше усугубляют положение со все возрастающей депрессией на планете.
Вопрос: Не кажется ли Вам, что духовные люди страдают от депрессии и психических расстройств больше, чем обычные люди? Если да, то в чем причина такого явления и как помочь своим друзьям и самим себе преодолеть это препятствие на духовном пути?
Ответ: Современная статистика говорит о том, что монахи, священники и монахини чаще страдают от депрессии, чем обычные люди.26 Это вызвано рядом причин. Очевидно, что одной из них является тот факт, что они не вполне вписываются в нормы светского общества, что приводит к чувству изоляции. Другой причиной являются беспокойства и ощущение неудачи, с которым и они сталкиваются на духовном пути. Определенные отрицательные эмоции вызваны и подавленными желаниями. Зачастую депрессия бывает вызвана разочарованностью, неоправданными ожиданиями и неудачами, однако в ряде случаев ее причиной оказывается бескорыстие, сострадание и тоска по полному единению с Богом.
В начале этого раздела мы подчеркивали тот факт, что многие люди присоединяются к духовным организациям из-за крайней неудовлетворенности так называемой «нормальной» жизнью. Если такой человек получит необходимую помощь, он вырастает в здоровую, духовную личность. Однако если он не получает должной поддержки или не принимает ее, то становится большой проблемой для своей организации или общины, а в некоторых случаях даже может совершить самоубийство. Если мы сможем лучше понять, каким образом депрессия помогает человеку присоединиться к духовному обществу, мы поймем также и то, к каким серьезным последствиям могут привести неоправданные ожидания.
Осознавая, насколько распространены психические заболевания, которые становятся уже массовым явлением, мы понимаем, что не мы одни сталкиваемся с этой проблемой. Депрессия и психические нарушения — это глобальная проблема. Лечение необходимо, однако мы должны помнить и о том, что некоторые заболевания имеют скорее биологическую, чем психическую природу. Например, было установлено, что свет оказывает сильное воздействие на сознание, и недостаточное освещение может приводить к усилению депрессии. Миллионы людей испытывают такой сильный гнев по отношению к самим себе, что их ум постоянно атакует тело, становясь причиной как психических, так физических заболеваний. Другие впадают в депрессию из-за того, что их родители страдали от алкоголизма или наркомании.
Психотерапия, равно как и медикаментозное лечение, может оказать некоторую помощь, но в то же время таит в себе опасность. Нужно быть очень избирательным в выборе методов лечения. Понимая природу ума и таких явлений, как одержимость, мы сможем свести к минимуму разрушительное воздействие психических заболеваний на наше сознание. Самым важным фактором является энтузиазм. Мы должны стараться заниматься тем, что вдохновляет нас, не позволяя уму впадать в депрессию. Иногда в этом помогают физические упражнения и ведение дневника. Молитва играет важнейшую роль, так же, как и хорошая садхана. Благоприятное общение не менее важно, поскольку наше окружение, несомненно, оказывает на нас влияние. Мы должны также стараться стать более благодарными — это один из самых сильных способов уничтожить вирус депрессии. Чрезвычайно важно научиться прощать. Эффективным средством борьбы с депрессией является избавление от чрезмерной привязанности, поскольку большинство психических заболеваний вызваны чрезмерной привязанностью.
Конечно, существует такая особая категория депрессии, как «темная ночь души». Сталкиваясь с болезненным процессом духовного взросления, ум кричит от замешательства. Так мы в очередной раз убеждаемся в том, что ум может быть как нашим злейшим врагом, так и лучшим другом. Если депрессия вызвана «темной ночью души», но мы сохраняем веру, ум постепенно становится нашим лучшим другом.
Глава шестая
атах кайам имам видван
авидйа-кама-кармабхих
арабдха ити наивасмин
пратибуддхо 'нусаджджате
«Те, того знает, на чем основаны телесные представления о жизни, и понимает природу материального тела, которое порождено невежеством, желаниями и деятельностью, основанными на иллюзорной концепции, избавляются от привязанности к телу».
«Шримад-Бхагаватам», 4.20.5