Структура содержания темы и схема днагностического поиска представлены в виде заданий
СМОЛЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
КАФЕДРА ГЛАЗНЫХ БОЛЕЗНЕЙ
ФУНКЦИИ ЗРИТЕЛЬНОГО
АНАЛИЗАТОРА И МЕТОДЫ ИХ
ИССЛЕДОВАНИЯ
Методическое пособие для самостоятельной работы студентов 4 курса
Смоленск, 2001
ВВЕДЕНИЕ
Зрительный анализатор человека является сложной нейро-рецепторной системой, предназначенной для восприятия и анализа световых раздражителей. В нем, как и в любом анализаторе, имеются четыре основных отдела: рецепторный, проводниковый, подкорковый и корковый.
Под воздействием световой энергии в фоторецепторах сетчатки (колбочки, палочки) происходит сложный фотохимический процесс, способствующий трансформации световой энергии в нервный импульс.
Импульсы, возникающие в фоторецепторах, по проводящим путям (зрительные нервы, хиазма, зрительные тракты) поступают в подкорковые, а затем корковые нервные центры, где энергия нервного импульса превращается в зрительное ощущение и восприятие.
В процессе эволюции постепенно шло совершенствование органа зрения и у человека орган зрения является важнейшим источником информации о внешнем мире.
Основой зрительного процесса является световая чувствительность сетчатки, функциональная способность которой, в силу анатомического строения, неравномерна: наиболее высока она в центральной ямке желтого пятна, которая состоит исключительно го дифференцированных нейро-эпителиальных клеток - колбочек. На остальной части сетчатки преобладают менее дифференцированные фоторецепторы - палочки. Это позволяет (в основном, в дидактических целях) выделить четыре зрительные функции: центральное зрение, периферическое зрение, цветоощущение, светоощущение и отдельно - пятую функцию: бинокулярное зрение.
Центральное зрение осуществляется колбочковым аппаратом и характеризуется высокой остротой зрения, а также восприятием цвета, формы и отдельных деталей предметов.
Способность органа зрения различать цвета имеет важное значение в жизнедеятельности человека. Нормальное цветоощущение существенно расширяет информативные возможности и играет большую роль в выборе профессии.
Периферическое палочковое зрение служит для ориентации в пространстве и обеспечивает сумеречное и ночное зрение.
Бинокулярное зрение - сложнейшая физиологическая функция, высший этап эволюционного развития зрительного анализатора. Бинокулярное зрение усиливает яркость воспринимаемого объекта, а также позволяет точно оценивать третье пространственное измерение, то есть объемность предметов и степень их относительной и абсолютной удаленности.
Знание зрительных функций, правильная интерпретация их нарушений позволит студенту IV курса достаточно четко ориентироваться при заболеваниях зрительного анализатора.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
I. Студент должен знать:
A. Определение понятий основных зрительных функций:
светоошущения;
- периферического зрения;
центрального зрения;
цветоощущения.
Б. Анатомические и гистологические структуры, обеспечивающие зрительные функции:
- колбочки - количество, место расположения;
- палочки - количество, место расположения.
B. Очередность развития зрительных функций в филогенетиче
ском аспекте:
светоощущение; периферическое зрение; центральное зрение;
- цветоощущение.
П. Студент должен уметь:
- собрать анамнез, касающийся нарушений зрительных
функций;
- исследовать остроту центрального зрения;
- исследовать границы поля зрения, определить наличие
скотом или гемианопсий;
исследовать цветоощущение (цветовое зрение);
- исследовать светоощущение (световую чувствитель
ность сетчатки).
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
Этапы работы | Место работы | Время | Методы в средства обучевия |
1. Ознакомление с темой | Лекционный зал | мин. | Лекция, демонстрация таблиц, слайдов |
2. Самоподготовка | Дома, в библиотеке, в кабинете самоподготовки | 100мин. | Учебная литература (основная и дополнительная), конспект лекции, данное методическое пособие |
3. Работа на практическом занятии: | Учебная комната кафедры | 180мин. | |
а) контроль знаний студентов по теме; | Учебная комната кафедры | 15мин. | Программированный контроль, контрольные вопросы |
б) исследование остроты зрения; | Процедурная глазного отделения | 15мин. | Знакомство с таблицами для исследования остроты зрения, установкой РОЗ. Исследование студентами остроты зрения друг у друга |
в) знакомство с периметрами различной коне трук-ции (ПРП, сферо-периметр); | Диагностическая глазного отделения | 30мин. | Под контролем преподавателя студенты исследуют поле зрения в норме и у больных с различной патологией зрительно-нервного аппарата |
г) амбулаторный прием в поликлинике СОКБ; | Глазной кабинет поликлиники | 45мин. | Студенты исследуют (под контролем преподавателя) цветоощущение у призывников и больных с помощью таблиц Рабкина. Демонстрация адаптометра |
д) обсуждение результатов обследования здоровых лиц и больных; | Учебная комната кафедры | 45мин. | Студентам предлагается объяснить причины снижения остроты зрения, сужения границ поля зрения, развития скотом и гемианопсий, нарушений цветоощущения и темновой адаптации |
е) решение ситуационных задач по теме | Учебная комната кафедры | 30мин. | Студенты письменно формулируют основные нарушения зрительных функций |
Накануне занятия необходимо изучить следующую литературу:
1. Лекция для студентов IV курса на тему: «Зрительные функции».
2. Глазные болезни «Учебник для студентов медицинских инсти
тутов» под ред. Бочкаревой А.А. М. - 1989. - С. 77-104.
3. Полихроматические таблицы профессора Рабкина Е., 1973 г.
Структура содержания темы и схема днагностического поиска представлены в виде заданий
Задание № 1
В процессе самоподготовки студент должен усвоить, что: центральное зрение - это зрение, за счет которого человек видит детали и форму предметов. Характеризуется центральное зрение остротой зрения (измеряемой в угловых единицах);
- периферическое зрение - это зрение, которое обеспечивает ори
ентацию в пространстве, оно характеризуется полем зрения;
- светоощущение - это способность глаза к восприятию световой
энергии и различению минимальной разницы в освещении, что
связано с обратимой фотохимической реакцией распада и син
теза зрительных пигментов;
цветоощущение - способность органа зрения различать цвета, т.е. воспринимать световую энергию различной длины волны в пределах видимого спектра (от 350-400 до 750-800 нм).
Задание № 2
На практическом занятии студент должен:
А. Овладеть методами исследования остроты центрального зрения. Острота зрения - это способность глаза различать две точки раздельно на минимальном расстоянии друг от друга (под углом зрения в 1 мин). В линейном исчислении это расстояние равно от 2 до 4 мкм (или равно диаметру колбочки).
Остроту зрения можно рассчитать по формуле Снеллена Г. (1862 г.) visus = d/D, где vis - острота зрения, d - расстояние, с которого испытуемый видит оптотип (знак), D - расстояние, с которого виден этот знак в норме.
Студент должен уметь определить а) остроту зрения субъективными методами, с помощью:
- таблицы Головина С.С. - Сивцева Д.А. (буквенные знаки);
- таблиц, составленных из колец Ландольта (международ
ные знаки);
детская таблица Орловой Е.М.;
- проектора, с предъявлением испытательных знаков.
б) Познакомиться с одним из объективных методов исследования остроты зрения - это исследование РОЗ (ретинальной остроты зрения) с помощью специальной установки с использованием лазерного луча.
Снижение остроты зрения может наступить при:
- аномалии рефракции;
- нарушении прозрачности преломляющих сред глаза (ро
говицы, хрусталика, стекловидного тела);
патологических процессах на различном уровне зритель
но-нервного пути;
заболеваниях центральной нервной системы.
R Студент должен овладеть методами исследования поля зрения. Поле зрения - пространство, которое видит глаз при неподвижном состоянии:
средние нормальные границы поля зрения на белый цвет:
- снаружи-90°;
снизу - 70°;
- сверху и с внутренней стороны - 60°.
Границы поля зрения на различные цвета уже на 10-20°в следующем порядке: синий, красный, зеленый (самое узкое поле зрения на зеленый цвет).
Патологические изменения полей зрения сводятся к трем основным видам и зависят от уровня поражения зрительного пути:
- очаговые дефекты - скотомы (абсолютные, относитель
ные) самой разнообразной формы и величины;
- концентрическое сужение поля зрения (различной степени);
- двустороннее выпадение половины полей зрения - гемиа-
нопсия (гетеронимная, гомонимная).
Для оценки патологических изменений полей зрения и причинах их развития целесообразно воспользоваться таблицей 1.
В. Студент должен ознакомиться с полихроматическими таблицами профессора Рабкина Е.Б. для исследования цветового зрения (цветоощущения).
Все многообразие наблюдаемых в природе цветов разделяется на две группы: ахроматические (нейтральные) и хроматические (цветные).
К ахроматическим относятся белый, серый и черный цвета, характеризующиеся только яркостью (светлотой), т.е. степенью близости к белому цвету.
Таблица 1