III. Учебно-материальное обеспечение
Кафедра гистологии, эмбриологии и цитологии
УТВЕРЖДЕНО на заседании кафедры протокол №___ от «___»__________20__г Заведующий кафедрой, профессор С.В. Логвинов |
Для студентов 1,2-го курса лечебного (специальность лечебное дело) и педиатрического факультетов
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
на практическое занятие по учебной дисциплине
гистология, эмбриология, цитология
Тема «Сердечно-сосудистая система» (занятие 13)
Составил: Старший преподаватель Л.Р. Мустафина |
Томск – 2012 г.
I. Учебные цели занятия
Знание общей морфофункциональной характеристики сердечно-сосудистой системы и регуляции ее деятельности необходимо врачу для диагностики нередко встречающихся функциональных нарушений и заболеваний сердца и сосудов. Студенты должны изучить микроскопическое и ультрамикроскопическое строение, а также гистофизиологию сердечно-сосудистой системы.
После самостоятельного изучения теоретического материала и работы на практическом занятии студент должен иметь представление о многоуровневом принципе строения организма, взаимоотношениях сердечно-сосудистой системы с нервной, эндокринной, иммунной системами; о связях структур и функций органов для последующего изучения их изменений при развитии заболеваний и в процессе их лечения; об этапах и источниках развития сердца и сосудов.
Студент должен знать:
1.Источники и процессы эмбрионального развития сосудов среднего, мелкого, крупного калибра и сердца.
2.Строение артерий, гистологические и функциональные особенности стенок различных артериальных сосудов. Строение артерий эластического типа.
3. Строение вен, гистологические и функциональные особенности стенок различных венозных сосудов. Строение полых вен.
4. Морфофункциональную характеристику артериол, венул, капилляров, отличия в их строении.
5. Структуру артериоловенулярных анастомозов, их функции.
6. Строение оболочек сердца, слои и тканевый состав эндокарда.
7. Источники и процессы эмбрионального развития сосудов. Особенности строения эпикарда.
8. Проводящая система сердца, типы кардиомиоцитов.
Студент должен уметь применять полученные знания для решения ситуационных задач и электронных микрофотографий, овладеть техникой микроскопирования препаратов (определять препарат, его окраску и структурные компоненты ткани или органа).
Студент должен«иметь опыт» зарисовки микроскопируемых объектов в альбом.
II. Учебные вопросы
1.Общую характеристику, классификацию, принципы строения, тканевый состав и источник развития кровеносных сосудов и сердца.
2. Классификацию и строение артерий мышечного, эластического и мышечно-эластического типа.
3. Классификацию и строение вен мелкого, среднего и крупного калибра. Строение полых вен.
4. Строение микроциркуляторного русла: артериол, венул, капилляров, их типы, артериоловенулярные анастомозы.
5. Сердце: развитие, строение оболочек, слои и тканевый состав эндокарда, проводящая система сердца, типы кардиомиоцитов, особенности строения эпикарда.
III. Учебно-материальное обеспечение
Основная литература:
1. Гистология [Текст]: учебник / Ю. И. Афанасьев, Н. А. Юрина, Е. Ф. Котовский и др.; ред.: Ю. И. Афанасьев, Н. А. Юрина.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Медицина, 2001.- 744 с.
2. Кузнецов, С. Л. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии [Текст]: учебное пособие для студентов медицинских вузов / С. Л. Кузнецов, Н. Н. Мушкамбаров, В. Л. Горячкина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : МИА, 2006. - 376 с.
Дополнительная литература:
1. Атлас микроскопического и ультрамикроскопического строения клеток, тканей и органов [Текст] : учебное пособие для студентов медицинских вузов / В. Г. Елисеев, Ю. И. Афанасьев, Е. Ф. Котовский, А. Н. Яцковский. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Медицина, 2004. - 448 с.
2. Гистология, цитология и эмбриология [Текст]: учебник / Ю. И. Афанасьев, С. Л. Кузнецов, Н. А. Юрина, Е. Ф. Котовский и др.; ред.: Ю. И. Афанасьев, С. Л. Кузнецов, Н. А. Юрина.- 6-е изд. перераб. и доп.- М.: Медицина, 2006.- 768 с.
3. Гистология, эмбриология, цитология [Текст]: учебник для медицинских вузов / ред. Э. Г. Улумбеков, Ю. А. Челышев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.- 408 с.
4. Гистология. Атлас для практических занятий [Текст]: учебное пособие для студентов медицинских вузов / Н. В. Бойчук, Р. Р. Исламов, С. Л. Кузнецов, Ю. А. Челышев.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.- 160 с.
5. Гистология. Комплексные тесты: ответы и пояснения [Текст]: учебное пособие для студентов медицинских вузов / ред.: С. Л. Кузнецов и др.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.- 288 с.
6. Костюченко, В. П. Органы пищеварительной системы [Текст]: учебное пособие / В. П. Костюченко, А. В. Герасимов, С. В. Логвинов; Сибирский медицинский университет (Томск).- Томск: Сибирский государственный медицинский университет, 2009.- 147 с.
7. Кузнецов, С. Л. Лекции по гистологии, цитологии и эмбриологии [Текст]: учебное пособие для студентов медицинских вузов / С. Л. Кузнецов, М. К. Пугачёв.- М.: Медицинское информационное агентство, 2004.- 432 с.
8. Малиновская, И. С. Руководство к практическим занятиям по теме «Гистофизиология органов чувств» [Текст]: учебно-методическое пособие для студентов / И. С. Малиновская, С. В. Логвинов; Сибирский медицинский университет (Томск).- Томск: б.и., 2004.- 94 с.
9. Тестовые задания по гистологии, цитологии и эмбриологии [Текст]: учебное пособие / Сибирский медицинский университет (Томск); Сост. С. В. Логвинов, Сост. А. В. Герасимов.- Томск: б.и., 2000.- 141 с.