Методические указания для студентов

к практическому занятию на тему:

«Планирование и финансирование в здравоохранении»

Дисциплина: общественное здоровье и здравоохранение,

экономика здравоохранения

Специальность – 31.05.01 Лечебное дело

Курс 4

Семестр 7

Количество часов 4 часа

   

Уфа

Тема: «Планирование и финансирование в здравоохранении» подготовлена на основании рабочей программы ФГОС ВО дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения», утвержденной 05.07.2013г., актуализированной в 2016 году..

Рецензенты:

1.Шарафутдинова Н.Х. - зав. кафедрой общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИДПО, д.м.н., профессор.

2. Киньябулатов А.У. – доцент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИДПО, к.м.н.

Автор:

Азаматов Р.Ш. – доцент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения курсом ИДПО, к.м.н.

Утверждение на заседании кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИДПО, протокол № 18 от 29.06.2016г.

1. Тема и ее актуальность: «Планирование и финансирование в здравоохранении». Планирование – это обоснование и разработка потребности населения в медицинской помощи, лекарственном обеспечении и санитарно-противоэпидемическом обслуживании в соответствии с возможностями их удовлетворения. Планирование здравоохранения на современном этапе следует рассматривать как совокупность методов и средств, позволяющих выбрать оптимальный вариант развития, обеспечивающий эффективное использование ресурсов. Основной задачей планирования и финансирования в условиях экономических преобразований является поиск оптимальных соотношений между потребностью населения в лечебно-профилактической помощи и возможностью ее удовлетворения на данном этапе развития общества. Именно от объема финансирования здравоохранения на душу населения, от расходов государства на здравоохранения в доле ВВП (3,0-3,5%) зависит обеспечение государственных гарантий медицинской помощи. Студенты должны ориентироваться в вопросах формирования источников финансирования здравоохранения, их распределения по услугам предоставления (стационары, дневные стационары, амбулаторно-поликлинические медицинские организации, скорая медицинская помощь) и использовать полученные знания в практической деятельности врача.

2.Учебные цели: ознакомиться с основными терминами, понятиями, видами планов и методами планирования и финансирования здравоохранения на современном этапе.

Для формирования профессиональной компетенции студент должен знать:

· понятие планирования, основные задачи и разделы плана, методы планирования;

· виды планов и этапы составления;

· нормативные материалы, характеризующие потребность населения в медицинской помощи;

· источники финансирования здравоохранения;

· виды бюджета, формирование бюджета здравоохранения;

· перечень видов медицинской помощи, оказываемой за счет средств различных видов бюджета;

· формирование тарифов на медицинские услуги;

· сметы доходов и расходов;

· понятия о клинико-статистических группах и т.д.

Для формирования профессиональной компетенции студент должен владеть и уметь:

-определять потребность в амбулаторно-поликлинических услугах;

- рассчитывать объем посещений с профилактической целью и объем обращений по поводу заболеваний;

-рассчитывать функцию врачебной должности;

- определять потребность в стационарной медицинской помощи;

- определить потребность в больничных койках;

- определить источники и потребности финансирования;

- составить смету медицинской организации;

- рассчитать финансовые ресурсы медицинской организации;

- составлить план развития медицинской организации;

- навыками работы с нормативными и законодательными актами в области охраны здоровья населения РФ, методикой поиска научно-медицинской информации и методами оценки финансовых показателей деятельности медицинских организаций;

- и овладеть сдедующими компетенциями (ПК-17).

Вопросы для самоподготовки.

1. Что такое планирование в здравоохранении?

2. Перечислите основные принципы планирования.

3. Перечислите задачи планирования в здравоохранении.

4. Перечислите и раскройте методы планирования в здравоохранении.

5. Каковы виды планов по времени исполнения?

6. Каковы виды планов по уровню составления и исполнения

7. Назовите разделы плана.

8. Какие показатели плана медицинских организаций знаете?

9. Особенности планирования стационарной и поликлинической помощи.

10. Что такое нормы и нормативы в здравоохранении?

11. Какие финансовые нормативы знаете?

12. Из каких источников формируется бюджет Российской Федерации?

13. Из каких источников финансируется здравоохранение.

14. Какие виды расходов финансируются из Федерального бюджета?

15. Какие виды расходов финансируются из бюджета республики?

16. Какие виды медицинской помощи предусмотрены в программе госгарантий бесплатного оказания медицинской помощи гражданам в Республике Башкортостан?

17. Какие виды медицинской помощи финансируются за счет средств ОМС?

18. Статьи сметы и порядок их составления.

19. Штатное расписание медицинской организации

20. Как формируется фонд оплаты труда в медицинских организациях?

21. На какие цели предусмотрена статья «начисление на оплату труда»?

22.Какие виды медицинской помощи входят в базовую программу обязательного медицинского страхования?

23.Методы финансирования паллиативной помощи.

4. Вид занятия: практическое занятие.

5. Продолжительность занятия: 4 академических часа.

6. Оснащение: методические пособия, ситуационные задачи, тестовые задания, калькуляторы, компьютеры.

7. Содержание занятия:

7.1. Организационный этап.

7.2 Контроль исходного уровня знаний и умений

7.3. Разбор с преподавателем узловых вопросов темы, демонстрация преподавателем методики расчета потребности в амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи.

7.4. Самостоятельная работа студентов по выполнению индивидуального задания под руководством преподавателя.

7.5. Контроль конечного уровня усвоения темы: проверка правильности выполнения индивидуальных заданий, тестовый контроль

Подготовка к выполнению практических приемов по теме занятия.

Материалы для контроля уровня освоения темы(тесты, ситуационные задачи прилагаются).

Место проведения самоподготовки: читальный зал, учебная комната для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по освоению практических навыков, оснащенная необходимыми учебно-методическими материалами (комната №112), модуль практических навыков, компьютерный класс.

Учебно-исследовательская работа студентов по данной теме: работа с нормативными документами, с основной и дополнительной литературой, расчёты количества необходимого количества посещений к врачам и необходимое количество врачебных кадров, количество коек и койко-дней по отдельным специальностям в муниципальном районе.

Наши рекомендации