Д. Бактериоскопический метод

2. Факторы патогенности возбудителя менингококковой инфекции:

А. Нейраминидаза

Б. Гемолизин

В. Эндотоксин

Г. Гиалуронидаза

Д. Ig A- протеаза

3. Генерализовани формы менингококковой инфекции:

А. Острый назофарингит

Б. Менингококцемия

В. Менингит

Г. Менингококконосительство

Д. Менингоенцефалит

4. Основные средства этиотропной терапии менингококковой инфекции:

А. Пенициллин

Б. Гентамицин

В. Цефотаксим

Г. Левомицетина сукцинат

Д. Ципрофлоксацин

5. Осложнение менингококковой инфекции:

А. ИТШ

Б. Дегидратационный шок

В. ДВС-синдром

Г. Острая надпочечниковая недостаточность

Д. Острая почечная недостаточность

6. Правила выписки больного генерализованной формой менингококковой инфекции из стационара:

А. Полное клиническое выздоровление

Б. Два негативных результата бактериологического исследования слизи из носоглотки

В. Три негативных результата бактериологического исследования слизи из носоглотки

Г. Два негативных результата бактериологического исследования крови

Д. Не раньше, чем через 3 недели от начала заболевания

7. Патогенез мозговой комы при генерализованных формах менингококковой инфекции:

А. Следствие интоксикации (нарушение метаболизма белков, аминокислотный дисбаланс, и т.п.)

Б. Развитие энцефалита

В. Повышение внутричерепного давления

Г. Кровоизлияния в надпочечники

Д. Отек мозговой оболочки

8. Главные факторы патогенности менингококка:

А. Эндотоксин

Б. Экзотоксин

В. Капсула

Г. Ig-A протеаза

Д. Гиалуронидаза

9. Характеристика сыпи при менингококцемии:

А. Розеолезно-петехиальная

Б. Геморрагически-некротическая звездчатая

В. Появляется на 3-5 день заболевания

Г. Появляется в первые 5-15 часов заболевания

Д. Феномен “подсыпания” не характерен

10. Материал для бактериологического исследования при подозрении на менингококковый менингит:

А. Ликвор

Б. Кровь

В. Выделения из носоглотки

Г. Кал

Д. Моча

ЭТАЛОНЫ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ

1. А,В,Г,Д     6. А,Б,Д  
2. Б,В,Г,Д     7. А,Б  
3. Б,В,Д     8. А,В  
4. А,В,Г     9. Б,Г  
5. А,В,Г,Д     10. А,В  

В. Ситуационные задачи для самоконтроля

Задача 1

Больной С., 32 г., жалуется на общее недомогание, першения в горле, головную боль , слабость. Болеет 3-й день, температура эти дни держится в пределах 37,5-37,8 градусов С. Объективно общее состояние удовлетворительное. Кожные покровы бледные, сыпи нет. Конъюнктивит, склерит. Выраженная гиперемия слизистой задней стенки глотки с гнойной “дорожкой”. Пальпируются умеренно болезненные подчелюстные лимфоузлы. Со стороны внутренних органов патологии не обнаружено.

1. Предварительный диагноз.

2. План обследования.

3. План лечения.

Ответ: Менингококковая инфекция. Локализованная форма. Менингококковый назофарингит.

Задача 2

Больной К., 30 лет, учитель, госпитализирован в клинику на 2-й день болезни с диагнозом “грипп, гипертоксичная форма”. Болезнь началась бурно с повышения температуры до 40оС. Беспокоит резкая головная боль, рвота, светобоязнь. Общее состояние тяжелое, сознание спутано. Кожные покровы бледные. На коже живота, ягодиц и нижних конечностей, геморрагическая звездчатая сыпь. Выраженная ригидность мышц затылка и симптом Кернига. Со стороны внутренних органов патологии не обнаружено. При спинномозговой пункции под большим давлением получена мутная жидкость с высоким нейтрофильным плеоцитозом - 47200 в 1 мкл, белок - 2,64 г/л, реакция Панды ++++.

1. Предварительный диагноз

2.План обследования.

3Плпн лечения.

Ответ: Менингококковая инфекция. Генерализованная форма. Менингококцемия. Менингококковый менингит.

Задача 3

Больной П., 32 г, принимал наркотики внутривенно, состояние очень тяжелое, сознание отсутствует. Со слов жены заболел остро 2 дня назад, когда повысилась температура тела до 39 С, появилась головная боль и рвота, на 2-й день температура - 40,2 С, боль усилилась, многократная рвота. Вечером состояние ухудшилось. Больной потерял сознание. Объективно: в контакт не вступает, выражено психомоторное возбуждение. Кожа лица и туловища гиперемирована, сыпи нет. Слизистая губ цианотичная. Дыхание частое, поверхностное. Тоны сердца приглушены, пульс 140 в мин., слабого наполнения. АД - 140/95 мм рт.ст. Живот мягкий, безболезненный. Ригидность мышц затылка. Положительные симптомы Кернига и Брудзинского.

1. Предварительный диагноз

2.План обследования.

3План лечения.

Ответ: Гнойный менингит.

Задача 4

У ребенка 11 лет на пятый день от начала увеличение околоушных слюнных желез - температура до 39 градусов С, головная боль, рвота до 6 раз в сутки.

1. Предварительный диагноз.

2. План обследования.

3. План лечения.

Ответ: Паротитний менингит.

Задача 5

Больная 25 лет жалуется на боль в глазных яблоках, рвоту, лихорадку. Сознание сохранено, возбужденная, температура 38,9 0С. Выраженные сенсорные менингиальные синдромы, симптом Кернига. Сухожильные и брюшные рефлексы сохранены подавлены. Функция черепных нервов не нарушена. В ликворе - лимфоцитарный цитоз.

1. Предварительный диагноз.

2. План обследования.

3. План лечения.

Ответ: Гнойный менингит.

8. Материалы для аудиторной самостоятельной подготовки:

8.1. Перечень учебных практических заданий, которые необходимо выполнить на практическом занятии:

• Овладеть методикой обследования;

• Провести курацию больного;

• Провести дифференциальную диагностику;

• Составить план лабораторного обследования;

• Интерпретировать результаты специфического обследования больного;

• Распознать осложнения;

• Составить план лечения больного;.

• Определить врачебную тактику в случае возникновения неотложных состояний.

• Оформить медицинскую документацию;

9.1. Профессиональный алгоритм по формированию навыков и умений диагностики МИ

Задание Последовательность выполнения Замечания, предупреждения относительно самоконтроля
1.   2.     Овладеть методикой клинического обследования больного МИ.   Провести курацию больного 1. Выяснить жалобы больного.     II. Выяснить анамнези: 1.Анамнез болезни     2. Анамнез жизни. 3. Эпидемиологический анамнез     III. Провести объективное обследование больного. 1. Общий обзор: - общее состояние больного; - кожа;     слизистые ротоглотки;     - лимфоузлы.   2. Дыхательная система. Отделить жалобы, характеризующие синдромы: - общей интоксикации; - обще-мозговой; - менингеальный; - поражения носоглотки; - других органных поражений.   Обратить внимание на острый начало; срок, последовательность возникновения, динамику и выраженность: - горячки; - головной боли; - рвоты; - сыпи; - боли в горле; - осиплости голоса; - затруднение носового дыхания и выделения из носа; - слабости; - других симптомов. Выявить перенесенные болезни. Выяснить возможный источник инфекции и пути инфицирования, обратить внимание на пребывание больного в регионах с повышенным риском заражения. Помнить: наличие, выраженность, динамика симптомов обусловлены клинической формой заболевания, тяжестью течения и характеру осложнений, сопутствующих заболеваний и вторичной инфекции. Обратить внимание на: - слабость; - температуру тела; - бледность кожи (возможен акроцианоз, цианоз); - геморрагическая сыпь от петехий к екхимозов, что локализуются на коже дистальных отделов (кисти, предплечья, стопы, голени, ягодицы), появляется в первые 5-15 часов заболевания);   - гиперемия слизистой оболочки задней стенки глотки с гипертрофией фолликулов, гнойной “дорожкой”; - возможно увеличение и умеренная болезненность подчелюстных лимфоузлов. Отсутствие изменений при типичном течении или наличие признаков менингококковой пневмонии.
    3. Сердечно-сосудистая система: - пульс; - артериальное давление; - перкуссия сердца; - аускультация сердца. 4. Пищеварительная система:   - пальпация живота. 5.Нервная система В случае тяжелого течения и развития менингококкового миокардита, перикардита: - тахикардия; - пониженное артериальное давление; - расширение границ сердца; - умеренная глухость тонов сердца, нарушения ритма, шум трения перикарда. Отсутствие изменений при типичном течении МИ Умеренное увеличение печени за тяжелого течения.   Наличие признаков обще-мозгового, менингеального синдромов, очаговых симптомов поражения черепных нервов.
3. Назначить лабораторные и дополнительные исследования, интерпретировать результаты 1.Загальний анализ крови.     2. Общий анализ мочи.   3. Биохимические методы исследования.   4. Бактериоскопия секрета носоглотки, ликвор, толстой капли крови. 5. Бактериологическое исследование секрета носоглотки, ликвор, крови. 6.Серологические методы (РСК, РПГА др.). 7. ЭКГ-исследования.   8. Рентгенография легких. 9. Консультации: - пульмонолога; - невропатолога;   - оториноларин-голога; - окулиста; -кардиолога Обратить внимание на изменения: умеренный (в случае тяжелой формы - выраженный) нейтрофильный лейкоцитоз со сдвигом формулы влево до юных форм, анеозинофилия, увеличенная СОЭ. Признаки токсического поражения почек: следы белка, выявляются единичные цилиндры и эритроциты. Учитывая полиорганность поражений при генерализованных формах МИ определят показатели свертывающей системы крови, почечные тесты, КОС, электролитный состав плазмы. Выявление внутриклеточно и позаклітинно размещенных грамм негативных диплококів или единичных кокков.   Положительный результат является подтверждением диагноза. Исследуемый материал берут до начала этиотропной терапии. Хранят в термостате при температуре 37? С не более 2-3 часов. Используют для ретроспективной диагностики. Проводится за тяжелого течения неоднократно (в динамике). При наличии признаков пневмонии. Для уточнения характера неврологических поражений. Обязательный осмотр при наличии менингита (менингоэнцефалита).   Обязательна консультация при наличии менингита (менингоэнцефалита) с осмотром глазного дна. При наличии признаков поражения миокарда.

9.2. Профессиональный алгоритм по формированию навыков забора материала из носоглотки для бактериологического исследования

Задание Последовательность выполнения Замечания, предупреждения относительно самоконтроля
1.     Овладеть методикой забора материала из носоглотки для бактериологического исследования Выполнять в следующей последовательности 1. Возьмите стерильную пробирку с ватным тампоном на согнутом проволоке. 2. Нажмите шпателем на корень языка; тампон изогнутым концом кверху введите за мягкое небо, не касаясь зубов, слизистой щек, языка; снимите слизь. 3. Немедленно отправьте пробирку с собранным материалом к бактериологической лаборатории. Обратить внимание: забор материала проводят натощак или через 3-4 часа после еды, до назначения антибактериальной терапии. Обратить внимание: забранный материал доставляют в теплом виде (на грелке), допустимо хранение в термостате при температуре 37? С, не более 2-3 часов.

10. Материалы для самоконтроля овладения знаниями, умениями, навыками, предусмотренными данной работой: тесты из базы данных лицензионного экзамена Крок-2 (http://kroktest.org.ua/ )

11. Тема следующего занятия - Инфекционный мононуклеоз. Дифтерия.

12. Индивидуальная работа хорошо успевающих студентов по данной теме.

Хорошо успевающие студенты могут обрабатывать научную литературу по данной теме, озвучить вопросы современной заболеваемости и особенности клинического течения.

Методические рекомендации составил___________________________________

Наши рекомендации