Права граждан, участвовавших в мероприятиях по исполнению воинской обязанности

Тема 3. Воинская обязанность. Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учет

План

1. Законодательство о воинской обязанности

2. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»

3. Обязанности должностных лиц органов государственной власти по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности

4. Права граждан участвовавших в мероприятиях по исполнению воинской обязанности

5. Положение о воинском учете

1. Статья 59 Конституции Российской Федерации устанавливает всеобщую воинскую обязанность граждан России. Всеобщая воинская обязанность является одной из немногих обязанностей, установленных для граждан нашей страны. Воинская обязанность установлена Конституциями (Основными законами) практически всех стран мира.

Конечно, реализуется она в разных странах по-разному. Это зависит от правовой системы, исторических традиций, численности населения, численности и состава Вооруженных сил и других фактов. Однако, во всех странах единой остается сущность воинской обязанности. Демократическое государство, которое предназначено для защиты интересов своего народа и каждого конкретного гражданина, требует у своих граждан (подданных) их участия в защите их же собственных завоеваний – суверенитета своей страны, территориальной целостности их земли, свободы и независимости их народа, сохранности их культуры, богатств, традиционного исторического уклада их жизни, их конституционного строя – всего того, что делает этот народ свободным, независимым, гордым и самостоятельным.

По определению «Юридического словаря» воинская обязанность граждан – это закрепленная Конституцией РФ и регулируемая нормами военного права обязанность граждан Российской Федерации нести военную службу в Вооруженных силах РФ и других войсках и защищать Отечество. Гражданин России в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а так же иных установленных федеральным законодательством случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. Воинская обязанность регулируется Федеральным законом РФ от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» от 28 марта 1998 г. №53 – ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и другими нормативными актами. По действующему законодательству формами исполнения воинской обязанности являются:

- подготовительная (воинский учет, подготовка к военной службе, военное обучение в военное время);

- основная (поступление на военную службу, прохождение военной службы. Прохождение альтернативной гражданской службы, пребывание в запасе);

- специальная – служба (работа) в качестве военных строителей.

Воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами (военкоматами) по месту жительства.

Правовой основой воинской обязанности и военной службы в Российской Федерации являются: Конституция РФ, Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», закон Российской Федерации «О статусе военнослужащих», Федеральный закон «Об обороне», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской федерации.

Статья 59 Конституции РФ устанавливает, что защита Отчества является обязанностью гражданина Российской Федерации. Законами от 22 января 1993 г. «О статусе военнослужащих» и от 28.03.1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» подробно определена совокупностью прав, свобод, обязанностей и ответственности военнослужащих, система воинского учета и подготовки гражданина к военной службе, призыва граждан на военную службу, поступления на службу по контракту и прохождения военной службы в запасе. Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами РФ конституционного долга и обязанности по защите Отечества.

2. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»

Федеральный закон от 31 мая 1996 г. «Об обороне» определяет основы и организацию обороны Российской Федерации, полномочия органов государственной власти РФ, функции органов государственной власти субъектов РФ, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан РФ в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства РФ в области обороны, а так же другие нормы, касающиеся обороны. Этот закон логически продолжает и развивает ранее принятые законы, учитывает перемены, происшедшие в структуре государственного управления в последние годы, а так же реальные условия сегодняшнего дня, требующие выполнения задач по обеспечению надежной безопасности страны. Федеральный закон Российской Федерации от 28 марта 1998 г. № 53 – ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» гласит:

1.Воинская обязанность граждан РФ (далее – граждане) предусматривает:

- воинский учет;

- обязательную подготовку к военной службе;

- призыв на военную службу;

- прохождение военной службы по призыву;

- пребывание в запасе;

- призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

2. В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность граждан определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и также предусматривает:

- призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время;

- прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время;

- военное обучение в период военного положения и в военное время.

3. Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

4. Граждане вправе исполнять конституционный долг по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

5. Граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

6. Исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации) и их должностные лица.

Компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, осуществляемся за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

3. Обязанности должностных лиц органов государственной власти по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности.

Важнейшей стороной деятельности государства в области организации обороны является обеспечение исполнения воинской обязанности. Ст. 4 Закона «О воинской обязанности и военной службе» определяет некоторые обязанности должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности.

На руководителей и других, ответственных за военно-учетную работу должностных лиц (работников) организаций, ответственных за военно-учетную работу должностных лиц органов местного самоуправления возложены следующие обязанности:

1) оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов районов, городов без районного деления, иных муниципальных (административно-территориальных) образований (военные комиссариаты) или иных органов, осуществляющих воинский учет;

2) обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по вызовам (повесткам) военных комиссариатов или иных органов, осуществляющих воинский учет;

3) направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов или иных органов, осуществляющих воинский учет, необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, поступающих на воинский учет, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.

Федеральные суды в двухнедельный срок сообщают в военные комиссариаты или иные органы, осуществляющие воинский учет:

1) о возбуждении или прекращении ими уголовных дел в отношении граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете;

2) о вступивших в законную силу приговорах в отношении граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, с направлением в военные комиссариаты или иные органы, осуществляющие воинский учет, воинских документов граждан, осужденных к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, аресту или лишению свободы.

Органы государственной службы медико-социальной экспертизы обязаны в двухнедельный срок сообщать в военные комиссариаты или иные органы, осуществляющие воинский учет, сведения о признании инвалидами граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете.

Права граждан, участвовавших в мероприятиях по исполнению воинской обязанности

Ст. 5 закона «О воинской обязанности и военной службе» указывает мероприятия, которые проводятся с целью обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности или поступления граждан на военную службу по контракту.

Для проведения медицинского освидетельствования, медицинского обследования и медицинского осмотра граждан при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, призыве на военные сборы, медицинского переосвидетельствования граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, а также для осуществления иных мероприятий, связанных с призывом или поступлением граждан на военную службу по контракту и призывом на военные сборы, органы исполнительной власти в РФ и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать предоставление оборудованных территорий и помещений, медикаментов, медицинского оборудования, инструментария, имущества, транспорта, привлекать для проведения указанных мероприятий необходимых врачей ‑ специалистов, средний медицинский персонал, других специалистов и технических работников.

Гражданам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности или поступления граждан на военную службу по контракту, за время участия в указанных мероприятиях по месту их постоянной работы выплачивается средний заработок, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда в другую местность и обратно, а также командировочные расходы.

Исполнение гражданами воинской обязанности или их поступление на военную службу по контракту может быть связано с некоторыми материальными проблемами. Ст. 6 Закона «О воинской обязанности и военной службе» посвящена разрешению этих проблем.

Граждане на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, призыве на военные сборы, а также на время исполнения ими других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу и призывом на военные сборы, освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы в размере не более 10 минимальных размеров оплаты труда, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочные расходы.

Граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы в размере не более 10 минимальных размеров оплаты труда. Им выплачиваются также оклад по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части, корабля, учреждения, организации Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее – воинская часть), оклад по воинскому званию и возмещаются командировочные расходы за время нахождения в пути.

За нарушение правил исполнения воинской обязанности установлена ответственность граждан и должностных лиц.

Так, в случае неявки граждан в указанные сроки в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уважительными причинами неявки гражданина по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, при условии документального подтверждения причины неявки являются:

1) заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности;

2) тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;

3) препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;

4) иные причины, признанные уважительными призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет (военным комиссаром – для граждан, призываемых на военную службу из запаса) или судом.

Наши рекомендации