На основании теоретических знаний по теме

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

по дисциплине «Офтальмология»

Для студентов 4 курса медицинского и международного факультетов

МОДУЛЬ № 1 «Офтальмология»

Смысловой модуль № 2

Практическое занятие № 8 «Заболевания хрусталика. Особенности современной офтальмохирургии»

Практическое занятие обсуждено

На методическом совещании кафедры

«____» ________________2010 г.

протокол № ________________

Зав. кафедрой ________ проф. Венгер Г.Е.

ОДЕССА –2010 г.

1. Тема занятия: «Заболевания хрусталика. Особенности современной офтальмохирургии» - 3 часа.

Актуальность темы

Катаракта – одно из самых распространенных заболеваний глаза у взрослых и детей, и одна из самых главных причин излечимой слепоты.

Благодаря интенсивному за последние десятилетия развитию хирургических методов лечения катаракты и значительным успехам в разработке средств интраокулярной коррекции отечественные офтальмологические центры Киева и Одессы оказывают населению высококвалифицированную микрохирургическую помощь по лечению катаракты на современном европейском уровне, в то же время оставаясь доступными для больных.

Диагностировать катаракту, назначить необходимую помощь и лечение, своевременно решить вопрос об операции должен уметь врач любой профессии.

Операции на глазном яблоке и его придатках характеризуются некоторыми особенностями. Их выполняют на небольшом пространстве, применяя особенную технику и специальные хирургические инструменты. В офтальмологии практически закончился переход на микрохирургическую технику, большинство операций на глазном яблоке делают под микроскопом, поэтому соответствующим образом изменились применяемые с этой целью инструменты, оборудование, иглы и шовный материал. При любом вмешательстве хирург должен стремиться к тому, чтобы операционная травма была минимальной и по возможности сохранились анатомо-физиологические соотношения в глазу. В офтальмохирургии это особенно важно в связи с небольшими размерами органа и легкостью его ранения.

Знакомство с глазными операциями расширяет эрудицию будущего врача, позволит оценить высокий уровень достижений офтальмологов Украины, поможет в будущем решить вопрос своевременной неотложной помощи при глазных болезнях и травмах, госпитализации и диспансеризации больных.

Цели занятия

3.1. Общие цели:ознакомиться с современным состоянием проблемы катаракты, научиться обнаруживать патологию хрусталика, безошибочно и своевременно направлять больных для лечения, знать современные методы лечения заболеваний хрусталика и коррекции афакии.

3.2. Обучающие цели:ознакомиться с вкладом отечественных ученых в изучение и решение проблем катаракты, уметь объяснить больным необходимость правильного поведения при катаракте.

3.3. Конкретные цели,

знать:

1. Анатомо-физиологические особенности хрусталика и его возрастные изменения.

2. Методы исследования хрусталика.

3. Классификацию врожденной, приобретенной и вторичной катаракты, аномалии развития, особенности клиники, диагностики, лечения и профилактики заболеваний хрусталика.

4. Современные методы коррекции афакии.

5. Особенности офтальмохирургии; мероприятия по обеззараживанию рук хирурга; мероприятия по стерилизации шовного материала и инструментов.

6. Принципы хирургического лечения больных катарактой, глаукомой, косоглазием, прогрессирующей миопией, проникающими ранениями глаза.

На основании теоретических знаний по теме,

овладеть навыками (уметь):

1. Исследовать наличие, положение и состояние хрусталика методиками бокового освещения и в проходящем свете.

2. Диагностировать катаракту, её виды и стадии возрастной катаракты.

3. Диагностировать артифакию.

4. Диагностировать афакию и выписать очки.

5. Провести дифференциальную диагностику катаракты с помутнением роговицы, водянистой влаги, стекловидного тела.

6. Диагностировать набухающую катаракту и дать немедленные лечебно-организационные рекомендации.

7. Провести обеззараживание рук, стерилизацию шовного материала, инструментов.

8. Оказать неотложную помощь при проникающих ранениях глаза.

Наши рекомендации