Методические рекомендации клиническим ординаторам
ПО ТЕМЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ:
МЕТОДЫ РЕНТГЕНОВСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
КОСТНО-СУСТАВНОЙ СИСТЕМЫ
Специальность: 31.08.09. «рентгенология»
Факультет подготовки кадров высшей квалификации
Курс: 1
Автор: доцент, к.м.н. Ковтун Н.Н.
Тема занятия: «Методы рентгеновского исследования костно-суставной системы».
Цель занятия:приобрести знания, умения и практические навыки по вопросам характеристики и сравнительной оценки методов лучевого исследования костно-суставной системы, основным требованиям, предъявляемым к рентгенологическому методу как основному способу изучения лучевой морфологии костей в норме и при патологии. Роль других методов лучевой диагностики.
Результаты обучения по теме:
«Методы рентгеновского исследования костно-суставной системы»
результаты обучения | содержание результатов обучения | компетенции | средства оценивания и их количество |
знать | характеристику общих, частных и специальных методик рентгеновского исследования костей и суставов | ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-5 ПК-6 | ü контрольные вопросы (6) ü задания в тестовой форме (8) |
рентгенологический метод как основной способ изучения лучевой морфологии костей в норме и при патологии | ПК-5 ПК-6 | ü контрольные вопросы (10) ü задания в тестовой форме (9) | |
двухисточниковая компьютерная томография как возможность исследования локомоторной функции опорно-двигательной системы | ПК-5 ПК-6 | ü контрольные вопросы (3) ü задания в тестовой форме (6) | |
магнито-резонансная томография как ценный метод исследования мягкотканных компонентов костно-суставной системы | ПК-5 ПК-6 | ü контрольные вопросы (6) ü задания в тестовой форме (8) | |
сонография как новое направление в диагностике заболеваний опорно-двигательной системы | ПК-5 ПК-6 | ü контрольные вопросы (4) ü задания в тестовой форме (7) | |
радионуклидная сцинтиграфия как эффективный способ исследования метаболических процнссов в костях и суставах | ПК-5 | ü контрольные вопросы (6) ü задания в тестовой форме (6) | |
оборудование отделения лучевой диагностики | ПК-5 ПК-6 | ü контрольные вопросы (6) ü задания в тестовой форме (9) | |
показания и противопоказания к проведению рентгеновских исследований | ПК-8 | ü контрольные вопросы (1) ü задания в тестовой форме (2) | |
уметь | оценить обоснованность назначенного исследования | ПК-5 ПК-6 | ü контрольные вопросы (6) ü задания в тестовой форме (4) |
оказать медицинскую помощь при изменении состояния больного в процессе исследования | ПК-5 ПК-6 | ü контрольные вопросы (3) ü задания в тестовой форме (2) | |
объяснить пациенту сущность процедуры, безопасность исследования, полученные результаты | ПК-5 ПК-6 | ü контрольные вопросы (2) ü задания в тестовой форме (2) | |
интерпретировать полученные результаты проведенного исследования, оформить протокол и сформулировать обоснованное диагностическое заключение | ПК-5 ПК-6 | ü контрольные вопросы (6) ü задания в тестовой форме (5) | |
обосновать необходимость дополнительных лучевых исследований для уточнения диагноза | ПК-8 | ü контрольные вопросы (1) ü задания в тестовой форме (4) | |
владеть | методикой проведения диагностических процедур и алгоритмами исследований | ПК-5 ПК-6 | ü контрольные вопросы (6) ü задания в тестовой форме (4) |
принципами анализа результатов исследования и обоснования заключений | ПК-5 ПК-6 | ü контрольные вопросы (6) ü задания в тестовой форме (6) ü ситуационные задачи (5) |
Мотивация темы занятия:
В процессе обучения врачей-рентгенологов обязательным компонентом является приобрести знания, умения и практические навыки по вопросам интерпретации методов лучевого исследования костно-суставной системы.
Теория занятия.
6. Основные методы лучевого исследования костно-суставной системы?
7. Определение последовательности правильного описания рентгеновского снимка костно-суставной системы?
8. Дать определение двухисточноковой компьютерной томографии.
9. Назвать и охарактеризовать метод, дающий возможность изучения активности минерального обмена в костной ткани и синовиальной оболочке суставов.
10. Методика проведения магнито-резонансной томографии при исследовании мягкотканных компонентов костно-суставной системы.
Планз анятия:
· Контроль исходного уровня знаний, необходимых для изучения данной темы.
· Разбор теоретического материала данного занятия, в том числе выделенного на самостоятельную работу ординаторов, и коррекция усвоенного материала.
· Заслушивание рефератов, подготовленных ординаторами по актуальным вопросам темы занятия, их обсуждение, дискуссия:
- Рентгенография как основной метод исследования костно-суставной системы.
-Радионуклидная остиосцинтиграфия.
· Контроль полученных на данном занятии знаний, включая знание материала, выделенного на самостоятельную работу ординаторов по данной теме.
· Решение профессиональных задач по теме занятия.
1. Алгоритм разбора задачи
61) Поставьте диагноз и обоснуйте его.
62) Назначьте план обследования.
63) Проведите дифференциальную диагностику.
64) Определите тактику ведения.
2. Пример оформления задачи.
Мужчина, 46 лет. Жалобы на сильные боли и припухлость в правой голени
В анамнезе – Через 2 недели после перенесённой ангины, вновь повысилась температура до 39 градусов, появилась боль в правом коленном суставе, а затем припухлость правой голени. В течение трех недель принимал обезболивающие и жаропонижающие лекарства. В процессе лечения кратковременные улучшения.
Объективно: Правая голень отечна, кожа блестящая, покрасневшая, горячая на ощупь, болезненная при пальпации. Увеличены правые паховые лимфатические узлы до 1,5 см. В анализах крови лейкоцитоз, палочкоядерный сдвиг, ускоренная СОЭ.
На рентгенограммах правой голени в прямой и боковой проекциях – на протяжении средней трети диафиза правой большеберцовой кости кружевной периостит по переднему полуцилиндру, корковый слой сниженной плотности, костномозговой канал незначительно расширен. Увеличен объем мягких тканей голени, контуры мышц не прослеживаются.
Вопрос:
Ваше заключение
Эталон ответа:
Острый гематогенный остеомиелит
3. Задачи для самостоятельного разбора на занятии
Задача № 1
Больной 19 лет
В анамнезе – Возвращаясь поздно ночью домой, подвергся нападению неизвестных лиц, при этом получил многочисленные травмы головы. Потери сознания, тошноты, рвоты не отмечает. На другой день утром обратился за помощью в медицинское учреждение(поликлинику), где были выявлены множественные гематомы и отечность мягких тканей левой половины лица.
Объективно: При осмотре невропатологом нистагма и нарушения глазных зрачковых симптомов не было выявлено. Положение в позе Ромберга устойчивое.
При рентгенологическом исследовании черепа в двух проекциях выявлено расхождение сагиттального шва до 5-6 мм и наличие линейной полосовидной тени отходящей от места схождения сагиттального и венечного швов левой половины черепа кзади и вниз. Протяженность этой линейной тени около 35 мм. Кости лицевого черепа, носовая перегородка не изменены.
Вопрос:
Ваше заключение
Задача №2
Женщина, 35 лет. Жалобы на ноющие боли в спине, слабость, субфебрильную температуру.
В анамнезе – описанные жалобы беспокоят в течение трех месяцев. Наблюдается в противотуберкулезном диспансере в течение пяти лет по поводу туберкулеза кишечника.
Объективно: При осмотре «пуговчатое» выстояние остистого отростка одного из нижнегрудных позвонков, болезненность при пальпации нижнегрудных позвонков.
На рентгенограммах позвоночника в прямой проекции - паравертебральные тени вдоль Th 9-12, сужена межпозвонковая щель Th 10-11, в боковой проекции - передняя клиновидная деформация Th 10-11, сужена межпозвонковая щель Th 10-11, на срединной боковой томограмме Th 8-12 – дополнительно выявляется субхондральная центральная литическая деструкция прилежащих поверхностей Th 10-11. При исследовании легких и в анализах крови –без патологии.
Вопрос:
Ваше заключение
Задача № 3
Мальчик, 3 года. Жалобы на «шишку» в левой теменной области головы, свищ со скудным отделяемым.
В анамнезе – Мама заметила припухлость на голове при купании ребенка два месяца назад. Обратилась к хирургу, который поставил диагноз ушиб, ребенок не лечился. Через 2 месяца открылся свищ в области припухлости. Мать ребенка и его старший брат наблюдаются в противотуберкулезном диспансере в течение пяти лет по поводу туберкулеза легких.
Объективно: После снятия повязки в левой теменной области опухоль, эластичной консистенции, в центре которой свищ.
На рентгенограммах черепа в двух проекциях – в левой теменной кости литическая деструкция неправильной формы 3х5 см с нечёткими неровными контурами, с секвестром в центре в виде «тающего сахара».
Вопрос:
Ваше заключение
Задача № 4
Женщина, 41 год. Жалобы на непостоянные ноющие боли в левом плечевом суставе.
В анамнезе – Боли беспокоят в течение двух месяцев, не нарастают.
Объективно: Движения в плечевых суставах не ограничены. Деформаций нет. Мягкие ткани не изменены.
На рентгенограммах левого плечевого сустава в двух проекциях в проксимальном эпиметафизе плечевой кости округлая литическая деструкция с четкими контурами до 3 см в диаметре с мелкими кальцинатами.
Вопрос:
Ваше заключение
Задача № 5
Мальчик, 11 лет. Жалобы на боль в правой половине грудной клетки, припухлость над правой ключицей, периодическое повышение температуры до 38 градусов.
В анамнезе – После перенесенной ангины появилась боль в грудной клетке, через 2 недели - припухлость над ключицей. В анализе крови – воспалительные изменения.
Объективно: Припухлость без четких границ над правой ключицей, болезненная при пальпации.
На рентгенограммах грудной клетки в двух проекциях - большой гомогенный узел округлой формы, занимающий верхнюю треть правого гемиторакса, легочный рисунок усилен под узлом. На «жесткой» рентгенограмме грудной клетки в прямой проекции – в первом правом ребре на всем протяжении мелкоочаговая смешанного характера деструкция с линейной периостальной реакцией по верхнему контуру ребра.
Вопрос:
Ваше заключение
· Аудиторная самостоятельная работа. Алгоритм выполнения:
· Обсужение темы занятия.
· Оформление ситуационных задач.
· Анализ рентгеновских снимков по теме занятия.
· Обсуждение результатов с преподавателем.
Контроль текущего уровня знаний по данной теме.
Плотность кости на рентгенограммах определяет:
а) костный минерал
б) вода
в) органические вещества костной ткани
г) костный мозг
Не проходят в своем развитии хрящевой стадии
а) ребра
б) позвонки
в) кости свода черепа
г) фаланги пальцев
Правильные соотношения в лонном сочленении характеризует
а) сужение рентгеновской суставной щели
б) расширение рентгеновской суставной щели
в) плавный характер дугообразной линии таза на уровне симфиза
г) правильно а) и в)
Нормальная головка бедренной кости имеет
а) правильную круглую форму
б) неправильную круглую форму
в) овальную форму
г) грибовидную форму
К признакам, указывающим на нормальные соотношения
в тазобедренном суставе относятся все перечисленные, кроме
а) плавного хода линии Шентона
б) проекции фигуры полумесяца
на нижне-внутренний квадрант головки бедра
в) проекции фигуры полумесяца кнутри от головки бедренной кости
г) равномерной суставной щели тазобедренного сустава
д) плавного хода линии Омбредана
· Задание на следующее занятие с выделением материала для самостоятельной работы.
Тема занятия: «Рентгеноанатомия костно-суставной системы».
Контрольные вопросы:
5. Основные методы лучевого исследования костно-суставной системы.
6. Анализ формирования центров окостенения и сроков синостозирования.
7. Формы нарушения окостенения скелета.
8. Методика определения костного возраста.
Темы рефератов:
1. Основные методы лучевого исследования костно-суставной системы.
2. Методика определения костного возраста.
Список основной и дополнительной литературы по теме занятия:
Список основной литературы:
39. Королюк И.П., Линденбратен Л.Д. Лучевая диагностика: - М.: 2013.
40. Васильев А.Ю., Ольхова Е.Б. Лучевая диагностика: Учебник для студентов мед. вузов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.- 688 с.: ил.
Список дополнительной литературы:
1. Лучевая диагностика: Учебник Т 1/ под ред. Труфанова Г.Е. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2007. – 416 с.: ил.
2. Брюханов А.В. , Васильева А.Ю. МРТ в остеологии. - М.: Медицина, 2006. - 198с.
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования «Воронежский государственный медицинский университет имениН.Н. Бурденко»Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра онкологии, лучевой терапии и лучевой диагностики
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой онкологии,
лучевой терапии и лучевой диагностики
______________проф. Редькин А.Н..
«___»_____________20____г.