Тема 2. Кости и их соединения.
Тема 1. Введение в анатомию.
Семинар 1. Анатомическая терминология. Строение клетки человека. Ткани. Органы. Системы органов.
Практические задания:
1. Выучить основные анатомические термины и подготовиться к написанию терминологического диктанта.
2. Зарисовать схематично клетку человека. Обозначить основные органеллы.
3. Зарисовать схематично основные виды тканей. Обозначить межклеточное вещество и специфические клетки тканей.
4. Сформулировать определение понятий «клетка», «ткань», «орган», «система органов».
Тема 2. Кости и их соединения.
Семинар 2. Кости и их соединения.
Практические задания:
1. Изучить строение и функции пассивной части опорно-двигательного аппарата.
2. Составить таблицу «Скелет человека». Отразить в ней основные части, отделы, кости скелета человека.
3. Изучить основные формы костей. На муляже уметь определять форму кости. Проследить взаимосвязь между формой кости и функцией данной кости как органа.
4. Зарисовать строение длинной (трубчатой) кости и отметить основные анатомические образования, используя конспект лекции №4 модуля 1.
5. Составить схему «Соединение костей», используя теоретический материал лекции №5 модуля 1.
6. Зарисовать строение простого сустава (плечевого) и отметить основные элементы сустава.
7. Используя конспект лекции, изучить добавочные (вспомогательные) элементы суставов как факторы, способствующие укреплению суставов.
Семинар 3. Кости скелета туловища и их соединения.
Практические задания:
1. Зарисуйте строение грудного позвонка и, используя теоретический материал лекции №6 модуля 1, отметьте основные анатомические образования.
2. На муляжах определите особенности строения и отличительные признаки позвоночников каждого отдела позвоночного столба.
3. Научитесь показывать на скелете человека основные отделы, изгибы позвоночного столба.
4. Используя рисунки в атласе, таблицы, муляжи, лекционный материал лекции, изучите соединения позвонков в позвоночном столбе, соединения позвоночного столба с черепом и тазом.
5. На скелете человека научитесь показывать кости грудной клетки. Дайте название ребрам в зависимости от места прикрепления их передних концов.
6. Зарисуйте грудину и отметьте основные анатомические образования. Изучите строение ребра.
7. Научитесь показывать на живом человеке реберную дугу и межреберный угол.
8. Изучите один из методов определения формы грудной клетки у живого человека.
9. Используя рисунки в атласе, таблицы, муляжи, лекционный материал лекции изучите соединения грудной клетки.
Семинар 4. Кости скелета головы (череп).
Практические задания:
1. Составьте таблицу «Скелет головы», используя теоретический материал лекции. В таблице отразите знание костей черепа и их соединения.
2. На муляже черепа человека научитесь показывать кости мозгового и лицевого черепа, основные анатомические образования, ямки и отверстия основания черепа.
3. Научиться определять и показывать контрфорсы черепа.
4. Изучите возрастные особенности строения черепа.
5. Зарисуйте строение нижней челюсти – единственной подвижной кости черепа. Отметьте основные анатомические образования.
Семинар 5. Скелет верхней конечности.
Практические задания:
1. Изучите на муляже строение лопатки и ключицы. Зарисуйте лопатку и отметьте основные анатомические образования, используя теоретический материал лекции.
2. Изучите строение костей свободной верхней конечности. Зарисуйте плечевую, локтевую и лучевую кости. Отметьте основные анатомические образования. Научитесь показывать кости кисти: Отдел запястье – 1 ряд: ладьевидная, полулунная, трехгранная, гороховидная кости; 2 ряд – трапеция, трапециевидная, головчатая, крючковидная кости; отдел пясть – 5 трубчатых костей; отдел пальцы кисти – фаланги пальцев – 1-й палец – 2 фаланги, 2 – 5-й пальцы – по 3 фаланги.
3. Изучите все соединения верхней конечности и составьте описание по предложенной схеме: 1. Название сустава; 2. Кости, образующие сустав; 3. Форма сустава; 4. Оси вращения; 5. Движения; 6. Связки – тормозящие и направляющие; 7. Особенности сустава – в строении и в функциях. Воспользуйтесь материалами лекции №11 модуля 1.
Семинар 6. Скелет нижней конечности.
Практические задания:
1. Изучите на муляже строение тазового пояса. Зарисуйте тазовую кость и отметьте основные анатомические образования, используя теоретический материал лекции №12 модуля 1.
2. Изучите строение свободной нижней конечности. Зарисуйте бедренную, малоберцовую, большеберцовую кости. Отметьте основные анатомические образования. Рассмотрите и научитесь показывать кости стопы: Отдел предплюсны – пяточная, таранная, ладьевидная, 3 клиновидные, кубовидная кости; отдел плюсны – 5 трубчатых костей; отдел пальцы стопы – фаланги пальцев – 1-й палец – 2 фаланги, 2 – 5-й пальцы – по 3 фаланги.
3. Изучите все соединения нижней конечности и составьте описание по предложенной схеме: 1. Название сустава; 2. Кости, образующие сустав; 3. Форма сустава; 4. Оси вращения; 5. Движения; 6. Связки – тормозящие и направляющие; 7. Особенности сустава в строении и в функциях.
Тема 3. Учение о мышцах.
Семинар 7. Основные понятия по теме «Мышечная система».
Практические задания:
1. Составьте схему «Классификация скелетных мышц», используя следующие признаки: форма мышцы; мышцы по отношению к суставам; мышцы по расположению в теле человека; мышцы по направлению волокон; мышцы по выполняемой деятельности; мышцы по действию на суставы.
2. Зарисуйте: а) внешнее строение мышцы, указав ее части; б) поперечный разрез мышцы с обозначением мышечных волокон, мышечных пучков, эндомизия, перимизия, сосудов, нервов, фасции.
3. На муляжах научитесь показывать мышцы длинные, короткие, широкие, а также направление волокон в них и расположение мышц по отношению к суставам.
4. Рассмотрите состояния мышцы, функционирующей при различных видах опоры; проксимальной; дистальной; оба звена не закреплены.
Семинар 8. Мышцы верхней конечности.
Практические задания:
1. Выучить названия, местоположения, места начала и прикрепления отдельных мышц функциональных групп (необходимо воспользоваться лекциями).
2. Научиться показывать в атласе, на муляжах и живом человеке мышцы из функциональных групп и мышцы, принадлежащие по топографическому признаку, плечу, предплечью кисти.
3. На верхней конечности научиться находить основные топографо-анатомические образования: подключичную ямку, подмышечную ямку, локтевую ямку, дельтевидно-грудную борозду, медиальную и латеральную борозды плеча, локтевую и лучевую борозды.
4. Научиться показывать проекции отдельных мышц на поверхность тела живого человека.
Семинар 9. Мышцы нижней конечности.
Практические задания:
1. Выучить названия, местоположения, места начала и прикрепления отдельных мышц функциональных групп, приводящих в движение суставы нижней конечности (необходимо воспользоваться лекциями).
2. Научиться показывать в атласе, на муляжах и живом человеке мышцы из функциональных групп и мышцы, принадлежащие по топографическому признаку, бедру, голени, стоп.
3. На нижней конечности научиться находить основные топографо-анатомические образования: сосудистая и мышечная лакуны, бедренный треугольник, приводящий канал, подколенную ямку, синовиальные влагалища сухожилий в области дистального отдела голени и на стопе.
4. Научиться показывать проекции отдельных мышц на поверхность тела живого человека.
Семинар 10. Мышцы спины. Мышцы головы и шеи.
Практические задания:
1. Классифицируйте мышцы спины по тем движениям, в которых они принимают участие (лекция №8, модуль 2).
2. Изучите местоположение мышц спины поверхностного среднего и глубокого слоев (всего 7 слоев).
3. На живом человеке уметь показывать проекцию мышц спины поверхностных слоев.
4. Составьте схему «Классификация мышц головы» по выполняемым ими функциям (лекция).
5. Научитесь показывать в атласе, на муляжах и живом человеке мышцы шеи (поверхностные и глубокие слои).
Семинар 11. Мышцы груди и живота.
Практические задания:
1. Составьте конспект «Мышцы груди» по следующей схеме: название мышцы; местоположение; место начала; место прикрепления; функции. Научитесь показывать эти мышцы в атласе и на живом человеке.
2. Рассмотрите муляж диафрагмы и определите ее сухожильную и мышечную части, отверстия (аортальное, пищеводное, отверстия нижней полой вены) Изучите функции диафрагмы и ее положение у лиц разного возраста и пола.
3. Изучите мышцы, образующие брюшной пресс. Функциональное значение брюшного пресса в актах вдох и выдох. (теоретический материал лекции).
Семинар 12. Контрольная работа №1.
Тема 4. Внутренние органы
Семинар 13. Общая характеристика систем обеспечения движения. Системы обеспечения: пищеварительная; дыхательная; мочеполовая; сердечно-сосудистая; лимфатическая.
Семинар 14 Морфология полых и паренхиматозных органов. Общий план строения полых органов. Серозные оболочки. Брыжейки. Адвентиции. Брюшина. Плевра. Перикард. Париетальные и висцеральные листки серозной оболочки.
Семинар 15. Строение органов пищеварительной системы.
Практические задания:
1. Составьте схему общего плана строения пищеварительной системы.
2. Изучите строение и функции каждого органа системы. На муляжах, живом человеке научитесь показывать местоположение, проекцию органов.
3. Зарисуйте схематично строения стенки тонкой кишки и стенки толстой кишки. Отметьте основные анатомические образования.
4. На препарате печени научитесь показывать: поверхности, края, связки, борозды, доли, ворота печени. Рассмотрите строение желчного пузыря и определите в нем дно, тело, шейку, проток.
5. Изучите строение поджелудочной железы и определите на препарате ее части.
6. На препаратах, в атласе рассмотрите производные брюшины: связки, сальники, брыжейки.
2 семестр
Семинар 16. Строение органов дыхательной системы.
Практические задания:
1. Составьте схему общего плана строения дыхательной системы.
2. Изучите строение и функции каждого органа системы. На муляжах, живом человеке научитесь показывать местоположение, проекцию органов.
3. На препарате легкого научитесь показывать: поверхности, края, борозды, доли, сегменты, ворота легкого. Определите на живом человеке границы легкого (правого и левого) и границы плевра.
Семинар 17 Мочеполовая система. Мочевые и половые органы. Строение мочевых органов: почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал. Строение женских и мужских половых органов. Развитие систем обеспечения движения в онтогенезе.
Семинар 18 Контрольная работа №2.
Тема 5. Сердечно-сосудистая система.
Семинар 1 Органы сердечно-сосудистой системы. Топография и строение сердца. Общие анатомические сведения о сердечно-сосудистой системе: органы; функции; строение артерии, вен, капилляров, клапанов вен; микроциркуляция.
Семинар 2 Местоположение, границы сердца. Внешнее строение сердца, стенки камеры, скелет сердца. Практические задания:
1. На муляже рассмотрите местоположение, границы, внешнее строение сердца (форма, размеры, поверхности, края, борозды, основание, верхушку, левое и правое ушки, сосуды, впадающие в сердце и сосуды, выходящие из сердца.
2. Зарисуйте строение стенки сердца. На рисунке уметь показывать перикард, эпикард, миокард, эндокард. Отдельно зарисуйте клетки миокарда – миокардиоциты.
3. На живом человеке определите проекцию границ сердца на переднюю и заднюю поверхности грудной клетки.
Сосуды входящие и выходящие из сердца. Кровообращение сердца. Проводящая система сердца.
Семинар 3 Сосуды большого круга кровообращения. Аорта: восходящая часть; дуга; аорты; нисходящая часть. Ветви восходящей части аорты. Ветви дуги аорты. Ветви нисходящей части аорты. Сосуды малого круга кровообращения. Легочный ствол; правая и левая легочные артерии. Легочные вены. Анастомозы между сосудами кругов кровообращения. Пути оттока крови в организме человека. Кровоснабжение организма человека (васкуляризация).
Практические задания:
1. Составьте схему ветвления артерий большого круга кровообращения.
Аорта
восходящая дуга нисходящая
аорта аорты аорта
2. Научитесь прощупывать пульсацию артерий (плечевой, лучевой, лицевой, поверхностной височной, тыльной артерии стопы и др.) и прижимать в случае необходимости остановки кровотечения. Отработайте навыки определения пульса. Сосчитайте пульс в следующих артериях и запишите данные в таблицу:
Поверхностная височная | Лицевая | Сонная | Плечевая | Лучевая | Тыльная артерия стопы |
3. Изучите пути оттока крови. На таблицах в атласе рассмотрите положения основных венозных сосудов. Составьте конспект по следующей схеме:
1) Путь оттока крови;
2) Название венозного сосуда;
3) Область тела, от которой собирается кровь данным сосудом;
4) Место впадения данного сосуда.
4. Научитесь показывать на живом человеке проекцию подкожных вен верхней и нижней конечности.
Семинар 4 Лимфатическая система и органы иммуногенеза. Сосудистое русло. Лимфатические капилляры; лимфатические сосуды; лимфатические стволы; лимфатические протоки, лимфатические узлы. Функции лимфатической системы. Первичные и вторичные органы иммуногенеза: вилочковая железа; миндалины; красный костный мозг; лимфатические узлы; селезенка, лимфоидная ткань органов. Развитие сердечно-сосудистой системы в онтогенезе.
Семинар 5 Контрольная работа №3.