Лечение и профилактика цирроза печени
Лечебно-профилактические мерооприятия у больныз ЦП начинаются с вторичной профилактики. Каждый больной, страдающий ЦП, нуждается:
1) в защитных мерах, предупреждающих заражение вирусным непатигом. Заболевание острым вирусным i cn;i гитом В больною ЦП невируснои этиологии приводит к смерти 50-60% больных в течение года с момента развития острого вирусного гепатита В; 2) в категорическом исключении алкоголя;
3) в защите от гепатотоксических лекарств (прием этих лекарств допустим лишь по жизненным показаниям).
Реализация этих трех мероприятий оказывает отчетливое влияние на продление продолжительности жизни больных малоактивными и неактивными формами ЦП, которые охватывают около 80% всех больных распространенными формами ЦП.
Этиотропная терапия большинства форм ЦП пока отсутствует. При вирусных циррозах антивирусная терапия из-за малой эффективности и значительных побочных реакций широкого распространения не получила.
При алкогольных циррозах прекращение употребления алкоголя, за исключением терминальных стадий заболевания, дает исключительно благоприятный терапевтический эффект. Однако добиться абстиненции у лиц, страдающих алкоголизмом, чрезвычайно трудно. Беседу с больным о запрещении употребления алкоголя рекомендуется проводить обязательно в присутствии жены и (или) взрослых детей больного. Для придания беседе более весомой значимости лучше проводить ее в виде консилиума, в которм участвует лечащий врач и заведующий клиникой и отделением стационара. Больному следует сказать, что продолжение употребления алкоголя в любом виде и количестве неумолимо приведет к прогрессированию болезни и смерти. Обычно такая жесткая формулировка производит на родственников однозначное впечатление. На больного, к сожалению, она может оказывать различное воздействие. Многие из них убеждены, что врачи занимаются безосновательным запугиванием. Тем не менее примерно 20% мужчин, страдающих алкогольным ЦП, прекращают употреблять алкогольные напитки, около 30% сокращают их употребление. У женщин добиться абстиненции удается значительно реже.
Лекарственные циррозы (связанные с употреблением допегита» тубази-да, метотрексата и др.) после прекращения употребления лекарств обычно снижаются в своей активности в ближайшие 2-9 мес.
Диета. Вне выраженных обострений и тяжелых состояний обычно рекомендуется рациональное питание с ограничением острых приправ. Из-за опасности последствий пептического эзофагита нежелательна обильная еда перед сном. Рекомендуется ограничение поваренной соли до 2 г. При нарушении кишечного пищеварения, связанного с недостатком желчных кислот и сопутствующей внешнесекреторной недостаточностью поджелудочной железы, назначают фестал и панзинорм.
При алкогольных ЦП нередко развивается дефицит витаминов группы В. Этим больным назначают до 100 мг тиамина, 30 мг пиридоксица и 1 мг фолиевой кислоты в де.нь. При упорном холестазе и дефиците жирорастворимых витаминов вводят раствор витамина А ( ретинол (100000 ЕД), раствор витамина D (эрглкальциферол (100000 ЕД), раствор витамина Е (чокоферол (100 мг), раствор витамина К (викасол (5 мг) и препараты кальция в средних дозах 3 раза в день во время еды (например, лактат кальция по 0,3 г 3 раза в день).
Медикаментозное лечение. Больным высокоактивными формами ЦП обычно назначают ту же терапию, что и больным ХАГ. Значительно реже применяют азатиоприн из-за его прямого гепатотоксического эффекта. Применение гепатопротекторов (эссенциале.силимарин, кагерген и др.) основано на тех же принципах, что и при ХГ.
У больных ПБЦ печени кортикостероиды применяют с особой осторожностью из-за вероятности развития остеопороза. Поэтому чаще. чем при расгфостраненных формах ЦП, использую! пенииилламин, азагиоприн и колхицин. Эти препараты нередко дают побочные эффекты: нарушения кроветворения, поражение почек и нервной системы. В связи с упорным зудом применяют холестирамин, активированный уголь (гемосорбит). Иногда некоторый эффект дает плазмаферез.
При неэффективности медикаментозного лечения возникают показания к пересадке печени. Обычно этот вопрос возникает при стабильной гиперби-лирубинемии выше 100 мкмоль/л и гипоальбуминемии (ниже 20 г/л).
Лечение осложнений ЦП. Для рационального лечения больного с печеночной энцефалопатией необходимо знать рН сыворотки крови и концентрацию электролитов (калия, магния, гатрия и др.).
В относительно глубокой коме из пищевого рациона белок исключают полностью. По мере ослабления энцефалопатии белок добавляют по 15-20 г в день и с учетом реакции больного доводят до 60 г в день, а энергетическую ценность до 1500 ккал/сут. Если коматозные эпизоды бывали в прошлом (например, после переедания белковой пищи или после легких пищевых интоксикаций) и реакция больного на расширение диеты известна, то либерализацию питания можно проводить быстрее.-
В качестве базового лечения рассматривается в/в капельное введение раствора Рингера-Локка в количестве 500-700 мл с добавлением (при выявленном дефиците) сульфата магния.
В качестве основного средства, подавляющего рост паюгенной микрофлоры, применяют плохо всасывающиеся антибиотики широкого спектра действия (неомицин до 4 г в день или канамицин до 2 г в день внутрь). С целью уменьшения всасывания токсических продуктов из толстой кишки в первый день лечения применяют сифонные клизмы, затем ежедневно до восстановления сознания ( очистительные клизмы.
С целью борьбы с энцефалопатией испытывают также аминокислоты с разветвленной цепью. Применяют препарат гепатамин, внутривенно вводят до УО-120 г аминокислот в день.
Таким образом, у больных энцефалопатией наиболее эффективно применение неомицина или канамицица внутрь, сифонных клизм, а также в/в введение электролитов, содержание которых в сыворотке крови снижено (калий, натрий, магний и др.).
При появлении асцита рекомендуется проводит!, малый парацентсз с диагностической целью. Подобная точка зрения вызывает возражение у отдельных исследователей, однако большинство специалистов его применяют. Особенно необходим диагностический нарацентез у больных с асцитом, у которых появились боль в животе и трудно объяснимая лихорадка (достаточные основания для поисков возможного спонтанного бактериального перитонита). То же необходимо при развитии осложненного асцита, в пользу которого свидетельствуют боль в животе, анорексия, большие размеры асцита, гидроторакс, пупочная и паховая грыжи, подъем диафрагмы, способствующий возникновению заболеваний легких, и др. Ближе к осложненному асциту симптоматика напряженного асцита, при котором, кроме перечисленных выше признаков, отмечаются напряженный живот очень больших размеров, упорная довольно интенсивная боль в животе. Как при осложнен-ном,так и при напряженном асците пункцию выполняют не только с диагностической, но и с лечебной целью, обычно извлекается 2-4 л асцитической жидкости. Повторных эвакуации многие врачи избегают.
Асциты средних размеров (увеличение массы тела не более 5 кг) обычно начинают лечить ограничением движения (полупостельный режим) и поваренной соли (до 500 мг, или 22 мэкв в день). Жидкость временно ограничива-ютьдо 100-1200 мл/сутки.
Если эти мероприятия неэффективны, применяют антиальдостероновые препараты (верошпирон, альдактон) по 50 мг (т.е. по 2 таблетки 2 раза в день). У больтных с большими асцитами эти дозы недостаточны. В этих случаях каждый 3-й или 4-й день количество вводимого препарата повышают на 50-100 мг, достигая суточной дозы 300 мг (12 таблеток). При таком лечении тщательно контролируют диурез и массу тела. Положительный диурез не должен превышать 500-600 мл, т.е. больной не должен терять в день более 500-600 г. Потеря 1,5 кг массы тела и более в день нередко приводит к тяжелым электролитным нарушениям, которые могут способствовать развитию энцефаяопатии.
У больных с осложненным или напряженным асцитом такая рациональная система лечения, к сожалению, часто неприемлема. Приходится сразу начинать с высоких доз препарата (225 мг ( 3 таблетки в деь ). Если в течение 3-4 дней положительного диуреза достигнуть не удается, то добавляют 75 мг (3 таблетки) препарата; если и при этом положительного эффекта нет, то через 3 дня добавляют еще 75 мг, тким образом суммарная суточная доза доводится до 375 мг (15 таблеток).
При напряженном асците больному одновременно ежедневно или через день вводят 40-80 мг фуросемида. С момента достижения положительного диуреза дозу фуросемида уменьшают до 40 мг 1 раз в 3-6 дней.
У больных с осложненным или напряженным асцитом желательно вводить 100 мл 10% раствора альбумина (в/в медленно!) и 100 мл 20% раствора маннитола. Эти введения следует повторять каждый 2-3-й день.
В последние годы вновь появляются сторонники лечения асцита пара-центезом (E.R. Schiff, 1987 и др.). При этом па каждый литр выпущенной асцитической жидкости вводят в/в 6-7 г альбумина.
При лечении спонтанного бактериального перитонита основным средством обычно является канамицин (по 0,5-0,75 г 4 раза в сутки внутрь в течение 10-14 дней). При лечении учитывается ото- и нефротоксичность препарата. В качестве другого антибактериального средства применяют также ампи-циллин по 1-1.5 г 4 раза в сутки с курсом лечения той же продолжительности.
При особо тяжелых формах заболевания рекомендуется применение препаратов из группы цефалоспоринов 2-3-го поколения. Чаще их приме няют в/в по 2 г через каждые 6 ч в течение 14 дней. Эффективность лечения определяется по исчезновению симптомов болезни, а также по прекращению роста микробной флоры в асцитической жидкости.
Исходы заболевания. Прогноз у больного ЦП определяется преимущественно активностью цирротического процесса, массой функционирующей паренхимы печени и развитием осложнений. Для установления прогноза предложен ряд систем. Одной из наиболее распространенных является система критериев Чайльд-Турко, приведенная в таблице 1.