Глава первая О СОСРЕДОТОЧЕНИИ
ЙОГА-СУТРЫ ПАТАНДЖАЛИ
Перевод Е.Островской и В.Рудого
Из кн.: Классическая Йога. М.: Центр исследований традиционных идеологий Востока "Asiatica", 1992
Глава первая О СОСРЕДОТОЧЕНИИ
1. (1) Итак, наставление йоге.
2. (1) Йога есть прекращение деятельности сознания.
3. (1) Тогда Зритель пребывает в собственной форме.
4. (1) В других случаях – сходство с деятельностью [сознания].
5. (1) Пять видов деятельности [сознания]: загрязненные и незагрязненные.
6. (1) Истинное познание, заблуждение, ментальное конструирование, сон и память.
7. (1) Истинное познание – [это] восприятие, умозаключение и авторитетное свидетельство.
8. (1) Заблуждение есть ложное знание, основанное не на собственной форме [реального объекта].
9. (1) [Ментальное] конструирование лишено референции и проистекают из вербального знания.
10. (1) Сон есть [специфическая] деятельность сознания, опирающегося на отсутствие [познавательных содержаний].
11. (1) Память есть сохранение (букв. "неутрачивание") прошлого опыта.
12. (1) Их прекращение [достигается] благодаря практике и бесстрастию.
13. (1) Из их практики есть [непрерывное] усилие по сохранению устойчивости сознания.
14. (1) Но она становится прочно укорененной [только тогда, когда] ее придерживаются в течение длительного времени без перерыва и с [должным] вниманием.
15. (1) Бесстрастие есть состояние полного преодоления у того, кто свободен от влечения к чувственным объектами целям, освященным традицией.
16. (1) Оно – высшее, [когда] благодаря постижению Пуруши исчезает влечение к гунам.
17. (1) [Оно] – сознательное, поскольку сопровождается формами избирательности, рефлексии, блаженства и самости.
18. (1) Другое [сосредоточение, при котором] остаются [только] формирующие факторы, предваряется практикой, обусловливающей прекращение [деятельности сознания].
19. (1) [Бессознательное сосредоточение], обусловленное существованием, [бывает] у бестелесных и растворенных в первопричине существ.
20. (1) У других [существ бессознательному сосредоточению] предшествуют вера, энергия, памятование, созерцание и мудрость.
21. (1) У наделенных сильной устремленностью [сосредоточение] – в непосредственной близости.
22. (1) Но и в этом случае тоже [имеется] различие ввиду слабости, умеренности или интенсивности [устремлений].
23. (1) Или же [сосредоточение достигается] вследствие упования на Ишвару.
24. (1) Ишвара есть особый Пуруша, не затронутый аффектами, кармой, [ее] созреванием и [скрытыми] "следствиями".
25. (1) Семя всезнания в нем не имеет себе равных.
26. (1) [Он] Учитель также и древних, ибо он не имеет временных различий.
27. (1) Его [вербальное] выражение – священный слог ОМ.
28. (1) [Йог практикует] его рецитацию и сосредоточение на его объекте.
29. (1) Отсюда – постижение истинной сущности сознания, а также устранение препятствий.
30. (1) Болезнь, апатия, сомнение, невнимательность, лень, невоздержание, ложное восприятие, неспособность достижения [какой-либо] ступени [сосредоточения], отсутствие стабильности [при сосредоточении] – эти отвлечения суть препятствия.
31. (1) Страдание, уныние, дрожь в теле, вдохи и выдохи сопутствуют рассеяным [состояниям сознания].
32. (1) В целях их устранения – практика с одной сущностью.
33. (1) Очищение сознания [достигается] культивированием дружелюбия, сострадания, радости и беспристрастности по отношению к счастью, страданию, добродетели и пороку.
34. (1) Либо же благодаря выдоху и задержке дыхания.
35. (1) Либо же [сверхчувственная] деятельность относительно [соответствующих] объектов при своем возникновении [также] вызывает ментальную стабильность.
36. (1) Либо беспечальная и лучезарная...
37. (1) Или же созерцание, имеющее объектом [тех, кто] свободен от желаний.
38. (1) Или же [сознание], опирающееся на восприятие, [полученное] в сновидении либо во сне без сновидений.
39. (1) Или благодаря созерцанию того, что приятно.
40. (1) Его могущество [распространяется на все] – от атома до величайших [объектов].
41. (1) Сосредоточение есть состояние "окрашивания" тем [объектом], на который [сознание] опирается, [то есть] на субъект познания, на познание и на объект познания, когда развертывание [сознания] прекращено, как в случае с драгоценным камнем.
42. (1) Здесь сосредоточение "с умозрением" лишено отчетливости ввиду различия между словом, объектом и понятием.
43. (1) Недискурсивное [сосредоточение есть такое состояние сознания, когда оно], полностью очищенное от памяти и как бы лишенное собственной формы, проявляет только объект.
44. (1) Таким же образом объяснены рефлексивное и нерефлексивное [сосредоточения], имеющие "тонкий" объект.
45. (1) Свойство быть "тонким" объектом имеет [своим] ограничением "отсутствие признака" [как исходное состояние первопричины].
46. (1) Именно они, [такие виды концентрации], и есть сосредоточение, обладающее семенем.
47. (1) При искусности в нерефлексивном [сосредоточении возникает] внутреннее спокойствие.
48. (1) Мудрость, [обретенная] при этом, [называется] "несущей истину".
49. (1) [Мудрость эта] ввиду специфики своей направленности имеет иной объект нежели мудрость, [обретенная] на основании услышанного или на основании логического вывода.
50. (1) Формирующий фактор, порожденный такой [мудростью], является препятствием для других формирующих факторов.
51. (1) При устранении и этого [формирующего фактора наступает] сосредоточение, "лишенное семени", ибо вся [деятельность сознания] прекращена.
Глава вторая
О СПОСОБАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ [ЙОГИ]
1. (2) Подвижничество, самообучение, упование на Ишвару есть йога действия.
2. (2) [Она предназначена] для развития [способности] сосредоточения и для ослабления аффектов.
3. (2) Неведение, эгоизм, влечение, враждебность, жажда жизни суть пять аффектов.
4. (2) Неведение является полем для следующих за ним [аффектов, пребывающих] в дремлющем, ослабленном, прерванном или полностью развернутом [состояниях].
5. (2) Неведение есть постижение вечного, чистого, счастья, атмана в невечном, нечистом, страдании, не-атмане.
6. (2) Эгоизм есть [кажущаяся] тождественность обеих способностей [чистого] видения и инструмента видения.
7. (2) Влечение неразрывно связано с наслаждением.
8. (2) Враждебность неразрывно связана со страданием.
9. (2) Самосущая жажда жизни возникает даже у мудрого.
10. (2) Эти [аффекты] в "тонком" состоянии устраняются при свертывании [деятельности сознания].
11. (2) Их функционирование должно быть устранено посредством йогического созерцания.
12. (2) Скрытая потенция кармы, имеющая [своим] корнем аффекты, может ощущаться [как] в видимых, [так и] в невидимых [формах] рождения.
13. (2) При наличии корня созревание [скрытой потенции кармы обусловливает] форму существования, продолжительность жизни и жизненный опыт.
14. (2) Ввиду обусловленности добродетелью или пороком они имеют [своим] результатом наслаждение [или] страдание.
15. (2) Поистине, для мудрого все есть страдание – из-за подверженности непрерывному изменению, беспокойства, следов [прошлых] впечатлений, а также по причине противоречивого развертывания гун.
16. (2) Еще не наступившее страдание [есть то, что] должно быть устранено.
17. (2) Соединение видящего и видимого есть причина того, что должно быть устранено.
18. (2) Видимое обладает природой ясности, деятельности и инерции, [оно] по своей сути – "[великие] элементы" и органы чувств и имеет объектом опыт и освобождение.
19. (2) Специфическое, неспецифическое, только признак и отсутствие признака суть формы [развертывания] гун.
20. (2) Зритель есть не что иное, как способность видения; хотя и чистый, [он] воспринимает [все] содержание сознания.
21. (2) Сущность видимого [состоит в том, чтобы служить] его цели.
22. (2) Хотя оно исчезло для того, кто осуществил [свою] цель, но не исчезло для других – в силу свойства быть общим.
23. (2) Соединение есть причина постижения внутренней сущности [того, что есть] способность быть собственностью и способность быть господином.
24. (2) Его причина – неведение.
25. (2) Избавление есть отсутствие соединения вследствие отсутствия [неведения]; это – абсолютная обособленность Видящего.
26. (2) Средство избавления – неколебимое различающее постижение.
27. (2) Его мудрость предельного уровня – семи видов.
28. (2) При устранении нечистоты вследствие применения [вспомогательных] средств йоги свет знания [распространяется] до различающего постижения.
29. (2) Самоконтроль, соблюдение [религиозных] предписаний, [йогические] позы, регуляция дыхания, отвлечение [органов чувств], концентрация [на объекте], созерцание и сосредоточение – [таковы] восемь средств [осуществления] йоги.
30. (2) Самоконтроль – [это] ненасилие, правдивость, честность, воздержание и неприятие даров.
31. (2) [Они] не ограниченные кастой, местом, временем и обстоятельствами, то есть будучи универсальными, [называются] "Великий обет".
32. (2) Соблюдение [религиозных] предписаний – [это] чистота, удовлетворенность, подвижничество, самообучение и преданность Ишваре.
33. (2) Ложные помыслы [служат] препятствием, [следует] развивать их противоположности.
34. (2) Ложные помыслы о насилии и прочем – совершенном, побужденном к совершению [или] одобренном, – возникшие вследствие жадности, гнева [или] заблуждения, [бывают] слабыми, средними и сильными [и имеют своими] неисчислимыми плодами страдание и отсутствие знания; поэтому [необходимо] культивировать их противоположности.
35. (2) При утверждении [йогина] в ненасилии в его присутствии исчезает враждебность.
36. (2) При утверждении в истине действие и результат становятся зависимыми [от него].
37. (2) При утверждении в неворовстве все драгоценности стекаются [к йогину].
38. (2) При утверждении в воздержании [происходит] обретение энергии.
39. (2) При твердости в неприятии даров [возникает] полное просветление относительно [всех] "почему", связанных с рождением.
40. (2) Благодаря чистоте [возникает] отвращение к собственному телу и нежелание контакта с другими.
41. (2) Чистота саттвы, ментальное удовлетворение, концентрация [сознания], контроль органов чувств и способности самонаблюдения.
42. (2) Вследствие удовлетворительности [становится возможным] обретение высшего счастья.
43. (2) Вследствие устранения нечистоты благодаря подвижничеству [обретается] совершенство тела и органов чувств.
44. (2) В результате самообучения [возникает] связь с наставляющим божеством.
45. (2) Благодаря упованию на Ишвару [обретается] совершенство в [йогическом] сосредоточении.
46. (2) Асана есть неподвижная и удобная [поза].
47. (2) При прекращении усилия [или] сосредоточении на бесконечном [Асана достигается].
48. (2) Благодаря ей прекращается воздействие парных противоположностей.
49. (2) При нахождении в ней [практикуется] пранаяма, то есть прекращение движения вдыхаемого и выдыхаемого [воздуха].
50. (2) [Она] проявляется как внешняя, внутренняя [или как] задержка [дыхания], регулируется по месту, времени и числу [и благодаря практике становится] длительной и тонкой.
51. (2) Четвертый [вид пранаямы] превосходит внутреннюю и внешнюю сферы.
52. (2) Благодаря ей разрушается препятствие для света.
53. (2) И пригодность манаса к концентрации.
54. (2) При отсутствии связи со своими объектами органы чувств как бы следуют внутренней форме сознания – [это и есть] отвлечение.
55. (2) Благодаря ему [достигается] полное подчинение органов чувств.