Испытательная лаборатория Америка

I

Со страниц журналов, газет и радио, на головы сотен миллионов американцев обрушивается колоссальный информационный поток.

Во-первых, чтобы породить страх за их собственное здоровье, желудок, кишечник, зубы, горло и внешний вид.

Во-вторых, чтобы убедить их, что лишь употребление в пищу, выпивание, полоскание, чистка и втирание таких продуктов как «Smith’s Whole Vitamin Breakfast», «John’s Yeast Cubes», «Blue Giant Apples», «Prussian Salts», «Listroboris Mouthwash», «Grandpa’s Wonder Toothpaste» и еще тысячи и одного наименования, помогут отвратить болезни, избежать социальных проблем, неудач в бизнесе или избавить от уже существующих недугов.

Если бы эти продукты и лекарства были просто бесполезны, если бы не было претензий и жалоб к производителям, продавцам и рекламным агентам, то эта книга не была бы написана. Однако многие из них, включая наиболее разрекламированные и хорошо продаваемые, являются не просто бесполезными, но и по-настоящему опасными. Взять, к примеру, отруби «All-Bran», которые вы едите каждое утро – вы в курсе, что их употребление может привести к серьёзным и возможно непоправимым нарушениям работы кишечника?

А то сочное яблоко, которое вы слопали за обедом - знаете ли вы, что безразличные правительственные чиновники позволяют ему попасть к вам на стол с остатками мышьяка, который является одним из самых опасных ядов?

Зубная паста «Pebeco», которой чистят зубы два раза в день - вы в курсе, что в этом тюбике содержится достаточно яда для того, чтобы убить трёх человек, если употребить его внутрь? В Германии, армейский офицер совершил самоубийство, съев тюбик именно этой пасты - это факт, а не вымышленная история.

«Bromo-Seltzer», который принимают от головной боли – также содержит ядовитое вещество, из-за которого погибли многие люди. Как утверждает Американская медицинская ассоциация, это вещество привело как минимум к одному случаю сексуальной импотенции.

Под лозунгом “чистых” продуктов и медикаментов, пищевая и фармацевтическая промышленность систематически бомбардируют нас ложью о безопасности своей продукции. Утверждая о пользе для здоровья, они попросту заботятся о своей прибыли, проводя на нас эксперименты с ядами, вредными консервантами и опасными медикаментами. В следующих главах раскрыто, как потребителя превращают в подопытного кролика, с помощью лазеек, нет, огромных дыр и корридорах в неэффективных законах. Здесь же мы вкратце пройдемся по нескольким случаям, чтобы понять, насколько мы беспомощны.

Уильям Бейли (William J.A. Bailey), в прошлом автомобильный мошенник, наживался, продавая обеспеченным людям растворенные в воде соли радия. Радиевая вода мистера Бейли привела к ужасной смерти как минимум двух человек. Подобная судьба, возможно, постигла сотни других людей, которые пили эту смертельную жидкость.

Кора Люблин (Kora M. Lublin) где-то вычитала или услышала, что ацетат таллия когда-то использовался врачами как средство удаления проблемных участков волос - например пораженных какой-либо болезнью. Однако ей не хватило терпения дочитать или она не обратила внимание на то, что врачи отказались от этого метода после гибели нескольких пациентов. Так или иначе, Кора запатентовала крем для депиляции, в котором содержалось значительное количество ацетата таллия. Вскоре после этого, медицинские журналы наполнились заголовками об ужасных болезнях, которые постигали тех, кто использовал этот крем. Компания-производитель обанкротилась, оставшись с исками о возмещении ущерба на сумму в $2 500 000 и имея в активах всего $5. Тем не менее, крем продолжали продавать.

Один производитель в поисках дешевой примеси для напитка из ямайского имбиря обнаружил для себя вещество “tri-ortho-cresyl phosphate”. Экстракт ямайского имбиря, содержащий это вещество, продавался в аптеках многих штатов. Последствия для принимавших его были ужасны: страшное уродство и паралич более чем у 15 тысяч жертв, многие из которых погибли.

У вас наверняка возникнет вопрос: что же случилось с теми, кто травил и убивал этих людей? Ответ: ничего. Уильям Бейли теперь занимается другими тёмными делишками, похожими на его радиевую авантюру.

Личности, которые производили ацетат таллия, теперь разрабатывают и продают новый крем для депиляции, который называется «Croxon». Ничего не известно о том, кто замешивал химикат в напиток из ямайского имбиря, превращая его тем самым в опасный яд от которого не существует противоядия. Даже если бы об этих людях знали - все равно ничего бы не сделали.

Ведь они не нарушали законов. Они занимались “легальным бизнесом”, а законы дают им право экспериментировать над людьми, невзирая на последствия. В глазах закона мы все – подопытные кролики.

Любой проходимец, решивший открыть фармацевтический или продовольственный бизнес, может ставить над нами эксперименты. Он может быть необразованным или даже слабоумным. Но если он решил стать производителем, то у него есть полное право смешивать содержимое дюжины попавшихся под руку бутылок, рекламировать эту жижу как средство от несварения, астмы и кашля, и, убеждать нас купить это. В микстуре может быть стрихнин, мышьяк, фенол и другие смертельные яды. В большинстве штатов он не нарушит этим ни одного закона, более того, даже не оскорбит этим этических чувств обычного судьи или законодателя (Это утверждение основано на тщательном изучении многих случаев в суде и предварительных слушаний в законодательных органах).

Когда же эксперимент провалится, и некоторые из нас умрут, ущерб, возможно, сделает бизнес невыгодным и приостановит его. Однако, владелец опять может взять ту же дюжину бутылок и снова начать тесты, придумав новое название.

Закон о продуктах питания, медикаментах и косметических средствах (The Federal Food and Drugs Act) запрещает некорректную маркировку медикаментов, отправляемых через границы Штата. Однако если эта маркировка вообще не содержит формулу или состав ингредиентов, то закон не имеет силы.

Закон запрещает добавление ядовитых веществ в продукты питания. Но даже в этом случае, население исполняет роль подопытных кроликов, так как производитель не обязан проверять компоненты продукта на безопасность. Получается, что потребители, умирая или заболевая в больших количествах (причём таким образом, чтобы заболевание можно было напрямую связать с потребленным продуктом, а не другой причиной), должны сначала доказать, что продукт вредный, прежде чем будет рассмотрено любое действие в рамках закона. И только тогда, когда запрет не помешает крупным деловым интересам, правительство сможет оперативно принять решение.

Если же ядовитое вещество таково, что действует медленно и бессимптомно, возможно в течение многих лет (несколько подобных случаев рассмотрены следующих главах) - тогда мы, несчастные кролики, обречены на пожизненный эксперимент. Когда, наконец, эксперимент прикончит нас (на год или на десять лет раньше, чем мы бы умерли без него), никто не вспомнит об этом — сто миллионов[1] других подопытных доступны для дальнейших тестов.

Для производителей и чиновников, вопрос (который они задают в удивительно редких случаях) состоит в том, является ли данная примесь или консервант ядовитым сам по себе? Отрицательный ответ вызывает овации у производителей, но не у потребителей. С другой стороны, вопрос потребителя следующий: Будут ли все эти примеси, щелочные и кислотные консерванты, допустимые остатки инсектицидов и других ядов, действуя совместно, до конца моих дней, являться причиной более частых, более тяжелых заболеваний, и станет ли это причиной инвалидности или преждевременной смерти?

Целая дюжина уполномоченных учреждений готовы ответить на этот вопрос. Типичный из таких ответов дает нам один из наиболее квалифицированных представителей науки - доктор Эдвин Окс Джордан (Dr. Edwin Oakes Jordan), председатель Департамента Гигиены и Бактериологии чикагского университета. Доктор Джордан сожалеет о недостаточно изученном влиянии различных химических субстанций, которые содержатся в продуктах.

Он утверждает, что «Пока эта информация не появилась, мы сильно заблуждаемся строя из себя храбрецов. Принятие нами осторожной позиции желательно, особенно в связи с очевидным увеличением в последние годы определенных заболеваний желудочно-кишечного тракта. То, о чем мы пока не знаем, вкупе с уже известными пищевыми добавками, может быть причиной относительно высокой смертности от дегенеративных изменений в почках, сосудах, желудке и других органах. Несмотря на то, что ни один консервант сам по себе, в том количестве, в котором он присутствует в еде, не может обоснованно являться причиной серьезных, хронических травм, его действие может носить кумулятивный характер - добавляется сверху к действию других ядовитых компонентов в обработанной специями, копченой и консервированной еде. При этом, общий груз возлагаемый на выделительную систему и другие органы окажется cлишком велик».

Доктор Джордан говорит только о консервантах. Добавьте к ним разнообразные яды не являющиеся консервантами, поглощаемые вместе с едой и с распространенными лекарствами - угроза принимает еще большие масштабы.

Вероятность и сам факт существования многочисленных жертв открывается нам, когда мы читаем отчеты «Metropolitan Life Insurance» о том, что смертность от рака увеличилась на 7% в 1931 году и дополнительно на 9,5% в первой половине 1932. «Мы столкнулись с неким воздействием, которое увеличивает долю раковых заболеваний» - пишут статисты.

Исходя из здравого смысла, можно было бы проверить - может ли источник этого воздействия скрываться в продуктах и медикаментах. Например, в овощах и фруктах обработанных содержащим мышьяк инсектицидом. Ведь уже 40 лет как известно[2], что небольшие дозы мышьяка, при длительном воздействии приводят к росту злокачественных образований. Для понимания того, насколько малы государственные расходы на контроль качества продуктов питания и медикаментов, полезно выполнить грубую оценку ущерба, причиняемого массовым отравлением. Когда промышленные статисты желают оценить значимость несчастных случаев или производственные потери вызванные нетрудоспособностью, они подсчитывают общее количество потерянных трудодней и получают результат в зависимости от оклада. Давайте попробуем выполнить подобное приближение, касательно угрозы отравления американского общества.

Весьма вероятно, что легальные и систематически скармливаемые обществу яды, нарушающие функции организма, обременяют почки и другие органы, мешают пищеварению, приносят старческую немощь и недееспособность раньше чем она могла бы наступить. В некоторых случаях, снижая сопротивляемость организма, эти яды открывают путь заболеваниям вроде пневмонии, туберкулеза, артрита, колита и забирают у человека десятилетия полноценной жизни.

Такое сокращение среднестатистической жизни, можно скромно оценить сроком от 3 до 10 лет. Однако на этом статистический подсчет потерянного времени не закончен. Большая часть всех заболеваний приводящих к полной или частичной нетрудоспособности возникают по неизвестным причинам. Это головные боли, нарушение пищеварения, запоры, острые боли, нервные расстройства, общее утомление, вялость и апатия. Они просто возникают, и мы принимаем их как нечто неизбежное. Они не выводят из строя, а сокращают нашу продуктивность, общее самочувствие, энергичность и радость к жизни. Можно с уверенностью утверждать, что многие неизвестные виды этих заболеваний вызваны ядами в продуктах питания и медикаментах. В добавок к этим незначительным недугам, нужно учитывать заболевания вследствие снижения иммунитета. В целом, по скромной оценке, потерянное трудовое время составит 5 лет или, суммарно для всего населения – 625 000 000 лет. Ужасающая дань человеческой жизни за собственную халатность, алчность производителей и безразличие властей - эквивалент продолжительности жизни десяти миллионов человек.

Неужели эта грубая оценка слишком велика? Делите ее хоть на два, хоть на десять. Все равно, получите невыносимо высокий показатель. Поделенная на десять, эта цифра эквивалентна тысячам напрасных жертв ежегодно.

Согласно сегодняшним реалиям, оценим каждый год жизни небольшой суммой в $500. Исходя из этого, экономический ущерб, приписываемый медленному отравлению общества, составляет свыше 300 миллиардов долларов. Это эквивалентно почти 5 миллиардам ежегодно. Если вам угодно делить на 10, то 500 миллионам долларов. Против этой цифры, у нас есть один миллион долларов, или же один цент на человека в год, затрачиваемый правительством США на соблюдение рыхлых, устаревших норм Закона о продуктах питания, лекарствах и косметических средствах (Food and Drugs Act). В отдельных Штатах и муниципалитетах собственные нормы по контролю качества продуктов питания и медикаментов. Некоторые аспекты этих локальных управленческих норм вкратце затронуты в последующих главах. Достаточно сказать, что в большинстве этих Штатов и муниципалитетов за стандартами не следят и не исполняют, но все-таки это немного лучше, чем полная вседозволенность.

Однорукое подобие управления в отношении рекламы опасных лекарственных препаратов, осуществляет Федеральная торговая комиссия (Federal Trade Commision), способная запретить рекламу, если она несправедлива по отношению к конкурентам рекламодателя. Если продукт рекламируется как безопасный, но на деле он опасный, комиссия может посчитать это нечестным по отношению к производителям относительно безопасных продуктов. Очевидно, что это не тот тип защиты, на который рассчитывает потребитель.

Подразделение почты по контролю за мошенническими отправлениями обладает эффективным механизмом против большинства явно опасных препаратов отправленных безумцам пожелавших их купить, но только в том случае, когда кто-то соизволил доложить об этом почтовой администрации. Против менее очевидных вещей это не работает.

Общая сумма прямых и косвенных расходов правительственных учреждений на защиту потребителя, будьте уверены, не превышает четырех или пяти центов на человека в год. Итоги противостояния коммерческого и политического доллара этой неадекватной, копеечной реализации прав, тщательно резюмированы организацией по реформированию государственной службы (National Civil Service Reform League).

Вот выдержка из этого отчета (за 1925 год, но это стало еще актуальнее сегодня, в 1932):

«Вера американского общества в эффективность законов, еще никогда так блестяще не эксплуатировалась пищевой индустрией и санитарными службами. У нас есть декреты и постановления о “качественных продуктах”, и поэтому, наверное, у нас должны быть качественные продукты. Но между законом и качеством находится важный фактор – человеческий, обладающий свободой интерпретации и применения этих законов. В его руках великая сила разделять и властвовать – внося в рамках этого закона поправки, сводящие на нет значимость этого закона. Объект чрезвычайного коммерческого и политического давления – слабое звено в цепи».

«Потребитель, желая сберечь свое здоровье, выбирает продукты “питательные”, “калорийные” и “насыщенные витаминами” не подозревая, что значительная их часть, за которую он платит, даже хорошо приготовленная и изысканно поданная, может быть искусно замаскированной подделкой, опасной гнилью способной спровоцировать заболевание. Он полагается на то, что закон способен защитить его пищу на каждом этапе – выращивании, сборе урожая, забое скота, перевозке, переработке, упаковки и т.д. Однако, производители занимаются этим исключительно ради денег».

«Алчность производителя и давление конкуренции порождает зло исходящее от испорченных, зараженных, кишащих паразитами и консервантами продуктов. Зло всегда побеждает. Производитель просто “не может себе позволить” потерять выгоду, разве что из под палки». «Так что же это за палка? Определенно, это не какой-то там закон... Нынешнее законодательство, которое реализует Федеральное правительство практически бесполезно во всех случаях, кроме мясных изделий...»

«...Министерство сельского хозяйства США способно вводить правила, которые в значительной степени аннулируют намерения Санитарных норм мясной продукции (Meat Inspection Act). Делают это под предлогом устранить зараженное мясо».

Нет сомнения в том, что законные способы защиты покупателя потерпели крах. Может быть мы сможем найти отдушину за рамками закона — в честности производителя, в бдительности ученых, в правдивости рекламной информации о продуктах и медикаментах?

Агентства пропаганды, работающие на бизнес уже подготовили[3] общество к тому, чтобы поверить в то, что нужна единственная гарантия — честность производителя.

В редких случаях общественное благосостояние сильно тревожит небольшие предприятия управляемые несколькими людьми. Лучшие из таких производителей почти готовы прийти к тому, чтобы производить чистые и полезные продукты, приготовленные с соблюдением санитарных условий, честно их маркировать и рекламировать. Но, в целом, это первое звено самое слабое. Раз за разом производители демонстрировали, что их основной и приоритетный интерес — коммерческая выгода. Это касается крупных и уважаемых фармацевтических компаний, а не только мелких знахарей применяющих траволечение и шарлатанов “исцеляющих” рак.

В следующих главах вы узнаете, как государство уничтожало партии низкопробных анестетиков от известных фармацевтических производителей. Как компания «Hynson, Westcott & Dunning» убеждала покупать свой неэффективный антисептик. Как упаковщики фруктов продавали яблоки, покрытые таким количеством свинца и мышьяка, что это оказалось чрезмерно даже для толерантных правительственных чиновников.

Пример за примером убеждают нас в том, что усредненный производитель сопротивляется любым вмешательствам в его бизнес до последнего, он до последнего сидит в танке, даже когда доказано, что его продукт угрожает здоровью и жизни потребителя.

Однако это не означает, что производители еды и лекарств особенные люди, или, что их работники особенно жестоки. Это лишь означает, что они норма для общества, в котором наискорейшее накопление максимальной возможной суммы долларов — стандарт “успешного человека”. Это общество, в котором введение в заблуждение и манипулирование неизменно приносит успех в деле. Это общество, которое отравляет само себя. Появление Закона о продуктах питания, медикаментах и косметических средствах двадцать пять лет назад и похожих законов в отдельных штатах приблизительно в то же время свидетельствует о том, что мы требуем защиты. Требуем, вопреки моделям поведения, приводящим к этому отравлению. Сегодня пить алкоголь и гонять на мощном автомобиле тоже нормально[4]. Однако, если разогнавшись по главной улице города, пьяный водитель сбивает ребенка, мы считаем справедливым привлечь его к ответственности и лишить свободы на месяц-другой.

Производители еды и лекарств тоже убивают. Для них стоит определить новое преступление — статистическое убийство. Они ответственны за преждевременную смерть многих людей. Смерть вследствие заболеваний желудка, кишечника, почек. Смерть в результате старения, когда ослабшие органы не способны сопротивляться. Смерть, потому что требовалось действенное лекарство или лечение, но вместо этого использовали патентованный препарат от пневмонии, туберкулеза или рака.

Наверное ничего лучше не показывает безразличие большинства производителей, чем эта цитата из «Food Industries» за август 1932 года:

«...Не более года назад в одном современном журнале появилась реклама производителя продуктов питания с изображением химика, сидящего за столом и внимательно вглядывающегося в микроскоп. На столе перед ним были аккуратно разложены бутылки и банки, представляющие собой продукты этого производителя. Умело срифмованное описание, сопровождавшее изображение, оставляло у читающего впечатление, что каждый продукт произведен под чутким надзором пищевого химика... Сам “Химик” являлся менеджером по продажам, а микроскоп был позаимствован из местного госпиталя...»

«Производители подобные этому, нарушат любые правила, расходящиеся с собственной политикой... Несмотря на советы настоящих химиков, производитель может использовать низкокачественное сырье из которого невозможно сделать продукцию удовлетворяющую государственным стандартам... Даже получив соответствующее предупреждение от химика, производитель в некоторых случаях все равно отправит продукт, надеясь на то, что и так “прокатит”»

Другие звенья из этой цепи не-юридических элементов защиты такие же слабые. Можем ли мы довериться ученым, заявляющим о качестве продукта? Проректор факультета фармакологии из Колумбийского Университета поручился за безвредность депиляции смертельно опасным ацетатом таллия. Можем ли мы быть уверены в честности рекламных агенств и в том, что они не рекламируют сомнительные или опасные продукты? Как мы узнаем из следующих глав – на это не стоит рассчитывать. Далее, мы перечислим существующие виды продукции и брэнды представляющие определенную опасность для потребителя, а в финальных главах предложим методы решения проблемы. В одной книге, мы можем описать лишь некоторые, наиболее яркие случаи из тех, по которым у нас есть информация. Для всестороннего изучения, потребовалось бы несколько миллионов долларов и сотня книг подобно этой.

Книга написана в интересах потребителя, еще не понимающего, что его используют в эксперименте, в качестве подопытной свинки, которая может защитить себя только обладая знаниями о методах этого эксперимента с отбеливателями, консервантами, примесями, наполнителями и другими ядами.

II

Наши рекомендации