Дистанция испытательная для окна пуленепроби-

ВАЕМОГО – расстояние между срезом ствола оружия и передней сторо-

ной испытуемого образца.

ДИСТИЛЛЯТ – продукт дистилляции, составная часть вещества, разде-

ляемого при дистилляции.

ДИСТИЛЛЯЦИЯ (перегонка) – физико-химический процесс разделения

многокомпонентных жидких смесей на отличающиеся по составу фрак-

ции, основанное на различии в составах жидкости (их точек кипения) и

образующегося из неѐ пара. Осуществляется путѐм частичного испарения

жидкости и последующей конденсации пара. Полученный конденсат

обогащѐн низкокипящими компонентами, остаток жидкой смеси – высо-

кокипящими. Применяется, например, для очистки воды от примесей.

ДИСТИЛЬ – классический портик с двумя колоннами.

ДИСТИЛЬ В АНТАХ – храм, где передний фасад в виде лоджии (прона-

ос) ограничен по сторонам срезами боковых стен (антами), между кото-

рыми стоят две круглые колонны.

ДИСТРИБЬЮТОР – в маркетинге (особенно международном) фирма,

осуществляющая функции торгового посредника в организации товаро-

движения для производителя товара. Д. может быть либо дочерним пред-

приятием продуцента, либо самостоятельной фирмой, действующей на

договорной основе (особенно на внешних рынках).

ДИСЦИПЛИНА ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ – совокупность норм, опре-

деляющих необходимость точного соблюдения работниками на всех

этапах производственного процесса требований технологии.

ДИФЕНИЛАМИН – бесцветные кристаллы (C6H5)2NH, темнеющие на

свету, tпл 54-55°C. Ингибитор коррозии, стабилизатор пластмасс, сырьѐ для

синтеза красителей, антиоксидантов, инсектицидов.

ДИФМАНОМЕТР – сокращение от «дифференциальный манометр»; см.

манометр дифференциальный.

ДИФОВКА (выколотка) – древний прием холодной обработки листово-

го металла толщиной не более 2 мм. Производится ударами молотка непо-

средственно по металлу, в результате чего он тянется, изгибается и приоб-

ретает нужную форму.

ДИФФЕРЕНТ – наклон изделия, при котором его вертикальная ось

отклонена в продольной плоскости симметрии от вертикали к земной

поверхности.

ДИФФЕРЕНЦИАЛ – название дифференциального механизма в приво-

де ведущих колѐс автомобиля, трактора или других колѐсных машин.

Наиболее распространѐн Д. с коническими зубчатыми колѐсами.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ – разделение целого на различные части (формы,

ступени и т.п.), выделение различающихся моментов по единому принци-

пу, исходя из одной отправной точки (на основе т.н. дифференциального

признака – свойства единицы, на котором основывается еѐ противопостав-

ление другой единице того же уровня).

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ – разделе-

ние процессов по технологическим, функциональным, структурным и

временным признакам. Технологическая Д. определяется однородностью

выполнения технологических операций и работ, а следовательно, основана

на их специализации. В строительстве могут быть монтажные, штукатур-

ные, кровельные, транспортные и др. процессы. Функциональная Д.с.п.

вытекает из совокупности повторяемых операций в различных видах

производительного процесса: процесс погрузки, хранения, контроль,

ремонт и т.п. Структурным признакам Д.с.п. является строительная про-

дукция, которая выпускается в результате функционирования процесса.

Результат частного процесса – незавершенные элементы продукции (опа-

лубка, шпатлевка поверхностей и т.п.); специализированного процесса –

завершенные конструктивные элементы (стены, покрытия и т.п.). Объект-

ный процесс – завершенный объект (школа, дом и т.п.). Комплексный

процесс – комплекс зданий и сооружений (завод, жилой массив и т. п.).

Временным признаком Д.с.п. является обеспечение непрерывности и

ритмичности развития процесса во времени: при постоянном ритме –

ритмичные; при нескольких повторяющихся ритмах – разноритмичные;

при разных ритмах – неритмичные.

ДИФФУЗИЯ – движение частиц среды, приводящее к переносу вещества

и выравниванию концентраций или к установлению равновесного распре-

деления концентраций частиц данного сорта в среде. В отсутствие макро-

скопического движения среды (например, конвекции) Д. молекул (атомов)

определяется их тепловым движением (т.н. молекулярная Д.). Диффузи-

онный поток (поток массы) в отсутствие внешних воздействий пропор-

ционален градиенту его концентрации. Коэффициент пропорциональности

называют коэффициентом Д.

ДИФФУЗИЯ АТМОСФЕРНАЯ – неупорядоченное перемещение воз-

духа с находящимися в нем примесями, обусловленное турбулентностью

атмосферы.

ДИФФУЗИЯ ВЕЩЕСТВА – распространение вещества в какой-либо

среде в направлении убывания его концентрации, обусловленное тепло-

вым движением ионов, атомов, молекул, а также более крупных частиц.

ДИФФУЗИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ – см. электродиффузия.

ДИФФУЗОР – расширяющаяся фасонная часть трубопровода (канала),

служащая для перехода от его меньшего сечения к большему по направле-

нию потока. В Д. происходит замедление (расширение) потока воздуха,

газа или жидкости и возрастание давления. Д. применяется в устройствах,

в которых осуществляется перемещение жидкостей и газов (водопроводах,

газопроводах, воздуховодах, нефтепроводах, аэродинамических трубах,

реактивных двигателях и пр.). 2) Элемент технологического оборудования,

например в производстве глинозема – аппарат для проточного выщелачи-

вания дробленого бокситового спека. 3) В электроакустике Д. – часть

механической колебательной системы громкоговорителя, предназначен-

ной для возбуждения звуковых волн в окружающем воздухе.

ДИЭЛЕКТРИК – вещество, обладающее низкой удельной электрической

проводимостью (электропроводность ~10-8-10-17 Ом-1*см-1), то есть практи-

чески не проводящие электрический ток. Существуют твѐрдые, жидкие и

газообразные Д. Внешнее электрическое поле вызывает поляризацию Д. В

некоторых твердых Д. поляризация существует в отсутствие поля (спон-

танная поляризация), что связано с особенностями их строения.

ДИЭЛЕКТРИК ЖИДКИЙ – жидкости с низкой электропроводностью

(10-10 Ом-1·см-1). Используются в электротехнике как изоляционные мате-

риалы, наибольшее применение имеют минеральные масла (в трансфор-

маторах, конденсаторах и т.д.).

ДИЭЛЕКТРОМЕР РАДИОВОЛНОВОЙ – прибор радиоволнового

неразрушающего контроля, предназначенный для измерения диэлектриче-

ских характеристик веществ, материалов и изделий из них.

ДЛИНА – линейная характеристика протяженности: Д. отрезка прямой –

расстояние между его концами; Д. ломаной – сумма длин еѐ звеньев; Д.

дуги кривой – предел Д. вписанной в неѐ ломаной, когда число еѐ звеньев

неограниченно возрастает, причѐм Д. каждого звена стремится к нулю.

ДЛИНА ВОЛНЫ – расстояние между двумя ближайшими точками

гармонической волны, находящимися в одинаковой фазе.

ДЛИНА ВОЛНЫ КОМБИНИРОВАННАЯ – длина волны, частота

которой образованна линейной комбинацией двух исходных несущих

частот. Например, при обработке результатов статического позициониро-

вания используются частоты L1 и L2.

ДЛИНА ВОЛНЫ ОБОЛОЧКИ – расстояние между бортовыми элемен-

тами цилиндрической оболочки.

ДЛИНА ДОРОГИ ВИРТУАЛЬНАЯ – протяжение горизонтального

прямого участка дороги, определяемого в прямом и обратном направле-

нии, равноценного по принятому показателю (затрата работы двигателя,

время пробега автомобиля, расход топлива и др.) на данной дороге со

всеми подъемами, спусками и кривыми.

ДЛИНА ДОРОГИ ВИРТУАЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ – протяженность

дороги, получаемая суммированием виртуальных длин в прямом и обрат-

ном направлениях и делением суммы пополам.

ДЛИНА КАМНЯ БОРДЮРНОГО – длина бордюрного камня бетонно-

го без соединительных элементов или выступов для создания зазора.

ДЛИНА МОСТА – расстояние между началом и концом моста, измерен-

ное по его оси. При этом начало моста – первая по ходу отсчета километ-

ража точка пересечения линии, соединяющей концы открылков устоя или дистанция испытательная для окна пуленепроби- - student2.ru дистанция испытательная для окна пуленепроби- - student2.ru дистанция испытательная для окна пуленепроби- - student2.ru



других видимых конструктивных элементов устоя или пролетного строе-

ния с осью моста, без учета переходных плит, а конец моста – последняя

по ходу отсчета километража точка пересечения линии, соединяющей

концы открылков устоя или других видимых конструктивных элементов

устоя или пролетного строения с осью моста.

ДЛИНА ОБЩАЯ ПЛИТЫ БЕТОННОЙ – более длинная сторона

наименьшего прямоугольника, описывающего плиту, за исключением

выступов для создания зазора.

ДЛИНА ОТРЕЗКА – числовая характеристика протяженности прямой

линии, определяемая расстоянием между начальной и конечной точками

этой линии.

ДЛИНА ПЕРЕМЫЧКИ – общая длина (протяженность) перемычки.

ДЛИНА ПЕРЕМЫЧКИ ОПОРНАЯ – длина части перемычки, находя-

щейся на опоре.

ДЛИНА ПИЛОМАТЕРИАЛА – размер пиломатериала, определяемый

кратчайшим расстоянием между его торцами, опиленными условно пер-

пендикулярно продольной оси пиломатериала.

ДЛИНА ПОЛЕЗНАЯ ПУТИ СТАНЦИОННОГО – часть полной дли-

ны пути, на которой устанавливается подвижной состав без нарушения

безопасности движения по смежным путям. Д.п.с.п. может ограничиваться

предельными столбиками, выходными или маневровыми сигналами,

стрелочными переводами и упорами (началом засыпки балластной приз-

мы упора).

ДЛИНА ПОЛЕЗНАЯ ТРУБЫ – длина трубы, фактически учитываемая

при монтаже трубопроводов.

ДЛИНА ПОТОКА ДОРОЖНОГО (фронт работ) – длина участка

дороги, на котором работают все специализированные отряды, включая

необходимые разрывы между ними.

ДЛИНА ПОТОКА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО – часть длины

потока (фронта работ), занятая одним специализированным отрядом.

ДЛИНА ПРОЛЕТНОГО СТРОЕНИЯ – расстояние между крайними

конструктивными элементами пролетного строения, измеренное по его

оси.

ДЛИНА ПРИТВОРА – протяженность притвора по периметру створча-

того элемента.

ДЛИНА РАСЧЕТНАЯ – см. длина эффективная.

ДЛИНА СБЛИЖЕНИЯ – протяженность контактной сети городского

электрического транспорта (ГЭТ) в пределах зоны влияния.

ДЛИНА СВАРИВАЕМЫХ ЧАСТЕЙ УСТАНОВОЧНАЯ – длина

свариваемых частей, выступающих за зажимные приспособления при

стыковой контактной сварке и сварке трением.

ДЛИНА СВОБОДНОЙ ЧАСТИ АНКЕРА – отрезок длины анкера

между стопорным устройством головы и лобовой поверхностью заделки

(корня).

ДЛИНА СТЕРЖНЯ ПРИВЕДЕННАЯ – условная длина сжатого

стержня с заданными условиями закрепления его концов (например, шар-

нирно опертого), длина которого по значению критической силы эквива-

лентна длине стержня с шарнирно закреплѐнными концами.

ДЛИНА СТЕРЖНЯ РАСЧЕТНАЯ (эффективная) – вводимая в расчѐт

условная длина стержня, критическая сила которого при шарнирном

закреплении его концов такая же, как для заданного стержня.

ДЛИНА ТЯГИ АНКЕРУЕМАЯ В ЗАДЕЛКЕ – отрезок тяги, через

который передается анкерная сила цементному камню или затвердевшему

материалу корня.

ДЛИНА УСТАНОВОЧНАЯ – свободная длина конца свариваемого

изделия, выступающая из зажимных трубок.

ДЛИНА ХОДА – инженерно-геодезический термин, обозначающий

сумму длин отрезков всех сторон теодолитного хода (между начальной и

конечной точками хода).

ДЛИНА ЭФФЕКТИВНАЯ (длина расчетная) – условная длина одно-

пролетного стержня, критическая сила которого при шарнирном закрепле-

нии его концов такая же, как для сланного стержня.

ДЛИНА ЭФФЕКТИВНАЯ ИЗ ПЛОСКОСТИ СИСТЕМЫ – эффек-

тивная длина в плоскости, перпендикулярной к плоскости системы (рамы).

ДЛИННИК – 1) бревно, брус или доска, уложенные вдоль строения; 2

(жердняк) лесоматериал для шестов.

ДЛИНОМЕР – прибор для измерения расстояний с помощью мерного

блока и гибкой нити (например, стальной проволоки) при инженерно-

геодезических, маркшейдерских и др. работах. Д. для измерения водных

глубин – лот. Существуют оптические Д. для измерения линейных разме-

ров изделий (наружных – до 500 мм и внутренних – до 400 мм).

ДЛИНОМЕР ПРОВОЛОЧНЫЙ – геодезический прибор для измерения

длин линий, содержащий проволоку, натягиваемую вдоль измеряемой

линии, и прокатываемую по этой проволоке измерительную головку со

счетным механизмом.

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ВРЕМЕННОГО ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЯ – интер-

вал времени между начальным моментом возникновения временного

перенапряжения и моментом его исчезновения.

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ИЗМЕНЕНИЯ НАПРЯЖЕНИЯ – интервал време-

ни от начала одиночного изменения напряжения до его конечного значе-

ния.

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ИМПУЛЬСА – интервал времени между начальным

моментом импульса напряжения и моментом восстановления мгновенного

значения напряжения до первоначального или близкого к нему уровня.

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ПРОВАЛА НАПРЯЖЕНИЯ – интервал времени

между начальным моментом провала напряжения и моментом восстанов-

ления напряжения до первоначального или близкого к нему уровня.

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ТРЕВОЖНОГО СООБЩЕНИЯ ДАТЧИКА –

время, в течение которого датчик удерживает на релейных контактах

состояние, соответствующее тревоге.

ДНО КОРЫТА ДОРОГИ – условное определение уплотненной поверх-

ности земляного полотна (с боковыми валиками грунта или без них), на

которой непосредственно устраивают дорожную одежду.

ДНО ТАРЫ ВЕРХНЕЕ – крышка тары (ящика и т.п.), нередко съемная.

ДОБАВКА – природные или искусственные химические вещества, вво-

димые в строительный материал – лакокрасочный материал, цемент

(вяжущее), бетон (бетонную смесь) или раствор (штукатурный, кладоч-

ный) и т.п. с целью заданного изменения (улучшения) их технологических

свойств и физико-технических показателей при производстве и использо-

вании. Например, Д. к цементу – интенсификаторы помола, порообразова-

тели добавки и т.п.

ДОБАВКА АКТИВНАЯ МИНЕРАЛЬНАЯ (АМД) – минеральные

вещества в тонкоизмельченном состоянии, добавляемые в строительные

материалы (в основном в растворы вяжущих веществ, реже в грунтовые и

гидроизоляционные составы) с целью придания им требуемых свойств.

Д.а.м. придает воздушным вяжущим (извести, гипсу) гидравлические

и/или пуццоланические свойства, а у гидравлических вяжущих повышает

их водостойкость и сульфатостойкость. Д.а.м. повышают также плотность

и солестойкость бетонов и растворов, снижает их экзотермию. Д.а.м.

являются естественные материалы вулканического (доломиты, опоки,

трассы, трепелы) и осадочного (доломиты, трепелы, опоки, глиежи) про-

исхождения, а также искусственные материалы (топливные золы, домен-

ные гранулированные шлаки и др.).

ДОБАВКА БАКТЕРИЦИДНАЯ – специальные добавки, придающие

вяжущим и бетонам бактерицидные свойства (препятствующая жизнедея-

тельности бактерий в строительном материале или конструкции).

ДОБАВКА БИОЦИДНАЯ – вещества, вводимые в бетонные смеси в

виде добавок с целью подавления развития микроорганизмов, вызываю-

щих биологическую коррозию.

ДОБАВКА В БЕТОН – природные или искусственные химические

продукты, вводимые в составы бетонов при их изготовлении с целью

улучшения технологических свойств бетонных смесей, физико-

химических свойств бетонов, снижения их стоимости.

ДОБАВКА В БЕТОН ЯЧЕИСТЫЙ – вспомогательные вещества, вво-

димые при изготовлении бетонной смеси с целью регулирования процес-

сов порообразования, реологических и физико-механических свойств

бетона.

ДОБАВКА ВОДОРЕДУЦИРУЮЩАЯ – вещества, позволяющие полу-

чать бетонную смесь требуемой удобоукладываемости с пониженным

расходом воды.

ДОБАВКА ВОДОУДЕРЖИВАЮЩАЯ – вещества, снижающие водо-

отделение бетонных смесей.

ДОБАВКА ВОЗДУХОВОВЛЕКАЮЩАЯ – поверхностно-активные

органические вещества, вводимые в цемент или бетонную смесь при

перемешивании для улавливания воздуха. Д.в. вызывает образование в

бетонной смеси микроскопических пузырьков воздуха, равномерно рас-

пределенных в смеси и остающихся в бетоне после затвердевания. Д.в.

применяются с целью повышения морозостойкости бетона и снижения его

средней плотности.

ДОБАВКА ГАЗООБРАЗУЮЩАЯ – вещества, обеспечивающие газо-

образование за счет химического взаимодействия с продуктами гидрата-

ции цемента; применяются для повышения морозостойкости и(или) сни-

жения плотности бетона.

ДОБАВКА ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ К ЦЕМЕНТУ – активная минераль-

ная добавка к цементу, обладающая гидравлическими свойствами.

ДОБАВКА ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ МИНЕРАЛЬНАЯ – горные породы

и искусственные вещества неорганического состава, обладающие гидрав-

лической активностью, т.е. способностью связывать известь или окись

кальция, выделяющуюся в цементе (при его твердении) с образованием

труднорастворимых гидросиликатов. См. также добавка активная мине-

ральная.

ДОБАВКА ГИДРОФИЛИЗИРУЮЩАЯ – добавка, улучшающая сма-

чивание водой поверхности частиц цемента.

ДОБАВКА ГИДРОФОБИЗИРУЮЩАЯ – вещества, придающие бето-

ну (стенкам пор и капилляров в бетоне) водоотталкивающие (гидрофоб-

ные) свойства и снижающие водопоглощение бетона.

ДОБАВКА-ДИСПЕРГАТОР (диспергатор) – добавка, предотвращаю-

щая слипание твердых частиц и способствующая их разделению в суспен-

зиях и пастах; Д.-д. в цементном тесте увеличивает поверхность контакта

частиц цемента с водой и таким образом способствует ускорению гидра-

тации.

ДОБАВКА ДЛЯ ИНЪЕЦИРОВАНИЯ – добавки увеличивающие теку-

честь растворов, используемых для инъецирования.

ДОБАВКА-ЗАМЕДЛИТЕЛЬ СХВАТЫВАНИЯ – добавки, которые

замедляют первоначальную скорость реакций между цементом и водой и

вводятся в растворные или бетонные смеси с целью увеличения сроков

схватывания и сохранения подвижности смесей.

ДОБАВКА-ЗАМЕДЛИТЕЛЬ ТВЕРДЕНИЯ – добавки, замедляющие

процесс твердения, но не снижающие конечную прочность бетона.

ДОБАВКА-ИНГИБИТОР КОРРОЗИИ – химические вещества, кото-

рые замедляют скорость коррозии стали (армирующих элементов) в бето-

не или подавляют коррозионный процесс.

ДОБАВКА КОЛЬМАТИРУЮЩАЯ – вещества, способствующие

заполнению пор в бетоне водонерастворимыми продуктами.

ДОБАВКА КОМПЛЕКСНАЯ – химические вещества, обладающие

полифункциональным действием (улучшающие несколько технических дистанция испытательная для окна пуленепроби- - student2.ru



свойств бетона или раствора) и содержащие в своем составе в качестве

компонентов две и более однокомпонентные добавки.

ДОБАВКА КОМПОЗИЦИОННАЯ – добавка (обычно к цементу),

состоящая из смеси двух и более минеральных добавок.

ДОБАВКА-КРАСИТЕЛЬ (пигмент) – добавки, которые, будучи вве-

денными в растворные или бетонные смеси, придают растворам или бето-

нам определенную окраску.

ДОБАВКА МИКРОГАЗООБРАЗУЮЩАЯ – добавки, которые вслед-

ствие их химической реакции с компонентами жидкой фазы бетонной

смеси выделяют пузырьки газа микроскопических размеров; применяются

для повышения морозостойкости и(или) снижения плотности бетона.

ДОБАВКА МИНЕРАЛЬНАЯ – дисперсный неорганический материал,

вводимый в цемент (бетон) для улучшения его характеристик или получе-

ния специальных свойств и (или) из экономических соображений.

ДОБАВКА МИНЕРАЛЬНАЯ АКТИВНАЯ – см. добавка активная

минеральная.

ДОБАВКА МИНЕРАЛЬНАЯ К ЦЕМЕНТУ – материал, вводимый в

цемент с целью достижения определенных показателей качества и (или)

экономии топливно-энергетических ресурсов. В большинстве случаев

Д.м.к.ц. – вещества, связывающие выделяющуюся в процессе твердения

свободную гидроокись кальция, переводя ее в нерастворимые соединения

и тем повышающие стойкость цементов против действия проточных и

агрессивных вод.

ДОБАВКА-НАПОЛНИТЕЛЬ – минеральная добавка к цементу, которая

в тонкоизмельченном состоянии является инертной (например, молотый

песок и т.п.) или имеет слабые гидравлические и пуццоланические свойст-

ва.

ДОБАВКА ОДНОКОМПОНЕНТНАЯ – химические вещества, полу-

ченные в результате химического синтеза или переработки природных

веществ и не содержащие дополнительно других веществ, являющихся

добавками для бетонов.

ДОБАВКА ОТОЩАЮЩАЯ – компоненты, вводимые в сырьевую

смесь для снижения усадочных деформаций, а также увеличения скорости

обжига керамических изделий. В качестве отощителя используют: шамот,

кварцевый песок, тальк, золы ТЭЦ и гранулированные шлаки.

ДОБАВКА ПЕНООБРАЗУЮЩАЯ – поверхностно-активные органи-

ческие вещества, понижающие поверхностное натяжение на границе

раздела фаз «жидкость-воздух» и способные при перемешивании с водой

обеспечивать получение технической пены требуемой кратности и стойко-

сти, которые при смешении с компонентами бетонной смеси позволяют

получать бетоны ячеистой или поризованной структуры.

ДОБАВКА ПЛАСТИФИЦИРУЮЩАЯ (пластификатор) – вещества,

увеличивающие подвижность (текучесть, удобоукладываемость) бетон-

ных (растворных) смесей. Д.п. позволяют при сохранении удобоуклады-

ваемости уменьшить содержание воды в бетонной (растворной) смеси и

(или) при неизменном содержании воды значительно увеличить удобоук-

ладываемость.

Наши рекомендации