Сарвангасана (поза Всех частей тела)
Эта мистическая Асана даёт прекрасные результаты. Расстелите на полу толстое шерстяное одеяло. Лягте на спину. Медленно поднимите ноги, затем, и туловище вверх, приняв положение вертикальное к полу. Поддерживайте спину руками с обеих сторон. Локти лежат на полу. Подбородок прижмите к груди (Джаляндхара Бандха). Плечевой пояс и шея лежат на полу. Не шевелитесь и не раскачивайтесь телом. Ноги держите прямыми. Когда удерживание Асаны закончено, очень и очень медленно и плавно, без рывков опустите ноги. В этой Асане весь вес тела приходится на плечи. Вы действительно стоите на плечах, локти помогают служить опорой. Концентрируйте внимание на щитовидной железе, находящейся в передненижней части шеи. Задерживайте дыхание как можно дольше, насколько это удобно, и медленно выдыхайте через нос.
Можете делать эту Асану два раза в день – утром и вечером. После неё сразу нужно делать Матсьясану (поза Рыбы). Это снимет напряжение в задней части шеи и повысит пользу Сарвангасаны. Стойте в Асане около двух минут и постепенно увеличивайте продолжительность до получаса.
ПОЛЬЗА
Это панацея от всех болезней. Она улучшает психические способности и пробуждает Кундалини Шакти. Устраняет все болезни кишечника, желудка и повышает умственные способности. Эта поза способствует поступлению большого количества крови к позвоночнику и улучшению его питания. Нет области, где бы нервные корешки в этой Асане не получили бы достаточное кровоснабжение. Она поддерживает позвоночник в гибком состоянии. А гибкий позвоночник означает вечную молодость. Она стимулирует вас в работе. Эта Асана предотвращает раннее окостенение позвоночника (отложение солей). Поэтому вы сохраните и будете долгое время поддерживать свою молодость. Поза способствует поддержанию Брахмачарьи. Подобно Ширшасане, она сделает вас Урдхваретой. Она эффективно предотвращает ночное семяизвержение. Она омолаживает тех, кто потерял свою потенцию. Она действует как мощное тонизирующее и очищающее средство, тонизирует нервы, пробуждает Кундалини. Позвоночник поддерживается в очень гибком и эластичном состоянии. Обычно старость быстро развивается из-за отложения солей. Кости становятся хрупкими и ломкими из-за дегенеративных процессов. Асана препятствует этому. Выполняющий Сарвангасану очень подвижен, гибок и полон энергии. Мышцы спины поочерёдно сокращаются и расслабляются, растягиваются и сжимаются, благодаря таким разнообразным движениям улучшается кровообращение и питание тканей и клеток. Эта Асана излечивает различные миальгии (боли в мышцах, мышечный ревматизм), люмбаго, растяжение связок, невралгию и т.д.
Позвоночник становится гибким и эластичным, как резина. Он гнётся и скручивается, как парусиновая ткань. Человек, выполняющий эту Асану, никогда не будет ленивым. Он будет энергичным, как белка. Позвоночник – очень важная структура. Он поддерживает всё тело, содержит спинной мозг, спинномозговые нервы и симпатическую нервную систему. В Хатха Йоге позвоночник называется Меру Данда. Поэтому, вы должны поддерживать его здоровым, сильным и гибким. Эта Асана превосходно тонизирует и питает мышцы живота и бёдер, устраняет ожирение или тучность, привычный хронический запор, Гульму, увеличение печени и селезёнки.
Матсьясана (поза Рыбы)
Эта Асана в сочетании с Плявини Пранаямой помогает легко держаться на воде, поэтому она называется "позой Рыбы", Матсьясана. Расстелите шерстяное одеяло и сядьте в Падмасану, положив правую ступню на левое бедро, а левую ступню – на правое бедро. Затем лягте на спину. Переплетённые руки положите под голову – это один вариант.
Прогните голову назад, чтобы макушка головы и ягодицы твёрдо упирались в пол, и тело было выгнуто в форме арки. Положите кисти рук на бедра или захватите руками пальцы ног. Это поможет хорошо прогнуть спину. Данный вариант более эффективен, чем первый, и польза от него в сотни раз больше, чем от предыдущего.
Тучные люди с толстыми икрами, кому трудно сделать Падмасану (ступневой замок), могут просто сесть, как обычно, и затем выполнить эту Асану. Вначале практикуйте Падмасану. Добейтесь неподвижного, удобного и устойчивого положения. Затем переходите к Матсьясане. В начале выполняйте эту Асану около 10 секунд и постепенно увеличивайте продолжительность пребывания в позе до 10 минут.
После окончания Асаны, медленно освободите голову, опираясь на руки, и положите на затылок, затем выходите из Падмасаны.
Вы должны выполнять эту Асану сразу после Сарвангасаны. Это снимет туго подвижность шеи и напряжение мышц этой области, вызванные длительной практикой Сарвангасаны. Это даст естественный массаж напряжённым областям шеи и плеч. Кроме того, она позволяет получить максимальную пользу от Сарвангасаны. Это дополнительная Асана к Сарвангасане; скорее даже приложение к Сарвангасане. Поскольку гортань и трахея в этом положении широко открыты, эта Асана способствует глубокому дыханию.
Благодаря нормализации дыхания, Матсьясана устраняет многие заболевания: запор (способствуя перистальтике), астму, туберкулёз, хронический бронхит.
Пашчимоттанасана
Сядьте на пол и вытяните выпрямленные ноги вперёд. Захватите пальцы ног большими, указательными и средними пальцами рук. Для этого нужно наклониться вперёд, что довольно трудно тучным людям. Выдыхайте. Медленно без рывков наклоняйтесь вперёд, пока лбом не коснётесь коленей. Можете положить лицо между коленей. При наклоне втягивайте живот. Это облегчит наклон вперёд. Наклоняйтесь не торопясь, медленно и спокойно. Когда вы наклонились, продвиньте голову между рук. Оставайтесь в этом положении, чтобы голова была между рук. Молодые люди с гибким позвоночником могут с первой попытки коснуться лбом коленей. Для людей постарше с ригидным позвоночником на это уйдёт 2-4 недели. Задержите дыхание, пока не вернётесь в исходное положение и не сядете прямо. Тогда вдохните. Сохраняйте позу около 5 секунд. Затем постепенно увеличивайте продолжительность пребывания в Асане до 10 минут.
Те, кому трудно выполнить полную Пашчимоттанасану, могут делать половину позы, используя одну ногу и одну руку, затем - другую ногу и руку. Это легче. Через несколько дней, когда позвоночник станет более гибким, они могут перейти к полной позе. При выполнении йогических Асан руководствуйтесь здравым смыслом.
ПОЛЬЗА
Это великолепная Асана. Она заставляет дыхание течь по Брахма Нади и Сушумне и усиливает огонь пищеварения. Она уменьшает жир на животе и делает талию узкой. Это специфическая Асана для тучности или ожирения. Она ликвидирует увеличение селезёнки и печени. Если Сарвангасана стимулирует работу эндокринных желёз, то Пашчимоттанасана стимулирует работу органов брюшной полости: почек, печени, поджелудочной железы и т.д. Эта Асана устраняет запор, вялость печени, диспепсию, отрыжку и гастрит, люмбаго, миальгию мышц спины, геморрой, диабет. Она тонизирует и поддерживает в здоровом состоянии мышцы живота, солнечное и надчревное сплетение, мочевой пузырь, предстательную железу, поясничные нервы, симпатическую нервную систему.
Маюрасана (поза Павлина)
Принять эту позу гораздо труднее, чем Сарвангасану, т.к. требуется большая физическая сила.
Станьте на колени. Носки ног упираются в пол, а пятки подняты вверх. Соедините предплечья вместе. Положите ладони обеих рук на пол. Оба мизинца должны быть тесно прижаты друг к другу и направлены в сторону стоп. Твёрдо и надёжно установите предплечья для поддержания всего тела и обеспечения подъёма туловища и ног. Теперь животом (область пупка) упритесь в соединённые локти. Это первая стадия. Вытяните ноги и поднимите их, пока они не окажутся на уровне головы. Это вторая стадия.
Новичкам трудно поддерживать равновесие, когда они оторвут стопы от пола. Положите впереди подушку. Иногда вы можете упасть и слегка удариться лицом об пол. Когда не можете сохранить равновесие, старайтесь упасть на бок. Если трудно вытянуть назад и выпрямить сразу обе ноги, вначале медленно вытяните одну, а затем другую. Если вы наклоните туловища вперёд, а головы – вниз, стопы сами оторвутся от тела, и вы без труда сможете вытянуть их. В законченном виде в этой Асане голова, туловище, ягодицы, бёдра, ноги и стопы находятся на одной прямой линии параллельно полу. Эта поза очень красиво смотрится со стороны.
Начинающие могут практиковать эту Асану, опираясь на стол. Им так легче. Если вы поймёте технику выполнения этой Асаны и будете руководствоваться здравым смыслом, то сможете легко сохранять равновесие. Полные люди часто падают, соскальзывают и переворачиваются, вызывая смех у посторонних наблюдателей.
Выполняйте Асану от 5 до 20 секунд. Лица, обладающие хорошей физической силой, могут выполнять её 2-3 минуты.
Когда поднимаете тело, задерживайте дыхание. Это даст вам огромную силу. После окончания Асаны медленно выдохните.
ПОЛЬЗА
Это замечательная Асана для улучшения пищеварения. Она нейтрализует действие нездоровой пищи и улучшает пищеварение. Эта поза лечит диспепсию и болезни желудка типа Гульмы (хронический гастрит), ликвидирует увеличение селезёнки и печени с помощью повышения внутрибрюшного давления. Последнее тонизирует и стимулирует все органы брюшной полости. Исчезает вялость и застой в печени. Тонизируется кишечник и устраняется запор (обычный, хронический и привычный). Эта Асана пробуждает Кундалини.
Ардха Матсьендрасана
Пашчимоттанасана и Халясана сгибают позвоночник вперёд. Дханур, Бхуджанг и Шалябхасана являются контр позами и сгибают позвоночник назад. Этого недостаточно. Он должен поворачиваться в стороны и наклоняться в стороны (движения в стороны). Только тогда можно обеспечить прекрасную гибкость позвоночного столба. Матсьендрасана служит этой цели, давая позвоночному столбу повороты в стороны.
Поместите левую пятку между анусом и мошонкой. Она должна касаться промежности. Не меняйте это положение. Правую ногу в колене и поместите правую лодыжку у основания левого бедра, поместив правую стопу как можно ближе к левому тазобедренному суставу. Поместите левую подмышечную впадину над верхушкой вертикально расположенного согнутого правого колена. Продвиньте теперь колено несколько назад, чтобы оно касалось задней части подмышечной впадины. Левой рукой захватите правую стопу. Затем, оказывая давление на левый плечевой сустав, медленно поверните позвоночник как можно больше вправо. Как можно дальше вправо поверните также голову, чтобы подбородок оказался в одной вертикальной плоскости с правым плечом. Правую руку закиньте за спину, стараясь захватить левое бедро. Сохраняйте позу 5-15 секунд. Позвоночник держите прямо. Не наклоняйтесь. Подобным же образом сделайте поворот позвоночника в левую сторону, поменяв положение рук и ног.
ПОЛЬЗА
Эта Асана улучшает аппетит, способствуя пищеварению. Она уничтожает многочисленные заболевания, пробуждает Кундалини и делает устойчивым лунный поток, Чандранади. Как говорилось выше, над корнем нёба расположена Луна. Она источает прохладный божественный нектар, который уничтожается, смешиваясь с огнём желудка. Данная Асана препятствует этому. Она поддерживает гибкость позвоночника и оказывает прекрасное массирующее воздействие на органы живота. Излечивается люмбаго и все виды мышечного ревматизма спины. Тонизируются спинномозговые нервы и симпатическая нервная система. Они получают прекрасное кровоснабжение. Эта Асана является дополнением к Пашчимоттанасане.
11. Ваджрасана (Твёрдая поза)
Тот, кто сидит в этой Асане, сохраняет устойчивое и твёрдое положение. Их нельзя легко сдвинуть с места. Укрепляются колени. Меруданда становится крепкой и прочной. Эта Асана напоминает позу для Намаса, в которой мусульмане сидят для совершения молитвы.
Поместите подошвы стоп с обеих сторон от ануса, т.е. бёдра лежат на икрах, а подошвы ног – под ягодицами. Икры касаются бёдер. Вся голень до пальцев ног лежит на полу. Вся тяжесть тела приходится на колени и лодыжки. В начале практики вы можете испытать лёгкую болезненность в коленях и голеностопных суставах, которая быстро пройдёт. Помассируйте болезненные места и суставы. Для растирания можно использовать немного йодекса или Амрутанджана. Приняв выше указанное положение, положите обе руки на колени. Колени держите вместе. Держите голову, шею и туловище на одной прямой линии. Эта Асана приемлема для всех. Вы можете находиться в ней очень долгое время, не испытывая неудобства. Йоги обычно сидят в этой Асане.
ПОЛЬЗА
Если вы минут 15 посидите в этой позе сразу после еды, пища хорошо переварится. Люди, страдающие диспепсией, получат большую пользу от этой Асаны. Она укрепляет Нади, нервы и мышцы ног. Ликвидируется миальгия коленей, бёдер, голеней и пальцев ног, ишиас. Устраняется метеоризм. Стимулируется деятельность желудка. Оказывается благотворное влияние на Канду, наиболее жизненно важную часть, от которой берут начало все Нади.
12. Урдхва Падмасана
(перевёрнутая поза Лотоса)
Выполните Ширшасану. Медленно согните правую ногу и положите правую ступню на левое бедро, а левую ступню – на правое бедро. Делайте это делать очень осторожно и не торопясь. К этой позе можно приступать, если вы можете стоять в Ширшасане более 10-15 минут, иначе вы упадёте и повредите ноги. Гимнаст, который может сохранять равновесие на брусьях, может сделать это на полу. Польза от этой Асаны такая же, как и от Ширшасаны.
Наставления по Асанам
1. Асана – первая Анга Аштанга Йоги. Когда вы утвердитесь в Асане, только тогда вы получите пользу от Пранаямы.
2. Расстелите шерстяное одеяло на полу и выполняйте на нём Асаны. Для практики Ширшасаны и её вариантов используйте свёрнутое в четыре раза шерстяное одеяло или подушку.
3. Когда выполняете Асаны, надевайте Лянготи (плавки) или Каупин (набедренную повязку). Можно надеть широкую свободную рубаху.
4. Асаны выполняйте без очков. Они могут разбиться или повредить глаза.
5. Тот, кто длительное время выполняют Ширшасану и т.д., после окончания Асаны должен поесть лёгкий завтрак или выпить чашку молока.
6. Будьте регулярными в практике. Тот, кто занимается от случая к случаю, урывками, не получит никакой пользы.
7. Асаны должны выполняться на пустой желудок утром или не менее, чем через три часа после еды. Утро – лучшее время для выполнения Асан.
8. Если основание здания непрочное, сооружение рухнет. Так же если ученик Йоги не овладеет Асанами, он не сможет успешно продвигаться в более высоких сферах йогической практики.
9. Джапа и Пранаяма должны идти рука об руку с Асанами. Только тогда это становится настоящей Йогой.
10. Вначале вы не сможете в совершенстве выполнить некоторые Асаны. Регулярная практика приведёт к совершенству. Для этого необходимы терпение, упорство, серьёзное отношение и искренность.
11. Никогда не меняйте Асаны. Упорно придерживайтесь одного заведённого распорядка. Если вы сегодня выполняете один комплекс упражнений, а завтра другой, вы не получите пользы.
12. Чем вы более устойчивы в Асане, тем вы более способны к концентрации внимания и сосредоточению ума. Вы не преуспеете в медитации без сохранения устойчивой позы.
13. Лёгкая Кумбхака во время практики Асан содействует эффективности Асан. Она увеличивает силу и жизнеспособность занимающегося.
14. Каждый должен подобрать курс Асан в соответствии со своим темпераментом, способностями, возможностями, свободным временем и потребностями.
15. Если вы следите за своей диетой, выполняете Асаны и медитацию, у вас вскоре будут прекрасные блестящие глаза, приятная внешность и спокойствие ума. Хатха Йога наделяет своих учеников красотой, силой и духовными успехами.
16. Человек может сидеть в течение 10 часов молча в одной Асане, но тем не менее быть полным желаний. Это просто физическая практика типа акробатизма или циркового трюка. Человек может выполнять Тратаку около трёх часов, не закрывая глаз, не двигая ими, не моргая, и быть полным желаний и эгоизма. Это также разновидность физического упражнения. Это не имеет ничего общего с духовностью. Голодание в течение 40 дней также является разновидностью тренировки физического тела. Многие обманываются, когда видят людей, способных выполнить вышеописанные приёмы.
17. Выполнение Пранаямы и Асан перед началом Джапы и Медитации очень полезно и конструктивно. Оно устраняет лень и сонливость тела и ума, а также укрепляет ум, наполняет ум свежей энергией и покоем.
18. Асаны можно выполнять на песчаном берегу реки, на открытом воздухе и на берегу моря. Если вы выполняете их дома, комната не должна быть тесной. Вы должны каждый день убираться в ней.
19. Ведантисты боятся выполнять Асаны из-за того, что практика усилит Дехадхьясу и выступит против их практики Вайрагьи. Я видел многих Ведантистов больных, в плохом физическом состоянии, слабого телосложения. Едва ли они могли выполнять строгую Садхану. Они могут лишь механически лепетать губами: "Ом Ом Ом". Они не обладают достаточной силой, чтобы поднять Брахмакара Вритти.
20. Тело тесно связано с умом и является важным инструментом для Самореализации. Инструмент должен быть чистым, сильным и здоровым.
Больное, слабое тело - это Джада.
Мудры и Бандхи
Мудры и Бандхи – определённые положения тела, при помощи которых хорошо пробуждается Кундалини. В Гхеранда Самхите дано описание 25 Мудр и Бандх. Наиболее важными являются 12:
1. Муля Бандха 7. Йога Мудра
2. Джаляндхара Бандха 8. Випаритакарани Мудра
3. Уддияна Бандха 9. Кхечари Мудра
4. Маха Мудра 10. Ваджроли Мудра
5. Маха Бандха 11. Шакти Чаляна Мудра
6. Маха Ведха 12. Йони Мудра
Многие вышеуказанные упражнения тесно связаны между собой. В одном упражнении у вас будет комбинация 2-3 Бандх и Мудр. Это вы найдёте в соответствующем описании. Многие ученики не могут найти точное описание некоторых Мудр в текстах Хатха Йоги, поэтому не могут получить пользу от них.
Когда йогические упражнения выполняются регулярно и правильно, они, несомненно, подарят вам всё, что вы хотите.
"Для достижения успеха в этом мире нет ничего, подобного Мудрам".
С помощью Мудр и Бандх излечиваются: диспепсия, запор, геморрой, кашель, астма, увеличение селезёнки, венерические болезни, проказа и всевозможные неизлечимые болезни. Это самые эффективные упражнения для поддержания Брахмачарьи, без которой невозможно продвижение по духовному пути.
Муля Бандха
Левую пятку прижмите к Йони. Правую пятку прижмите над половыми органами. Сожмите анус и поднимите вверх Апана Ваю. Это называется Муля Бандхой. Апана Ваю, выполняющая функцию выделения экскрементов, имеет естественную тенденцию двигаться вниз. С помощью практики Муля Бандхи, сжимая анус и подтягивая его вверх, заставляют двигаться вверх Апана Ваю. Прана Ваю соединяется с Апана Ваю, и единая Прана-Апана Ваю входит в Сушумна Нади. Тогда Йог достигает совершенства в Йоге. Пробуждается Кундалини. Йог пьёт Нектар Бессмертия. Он наслаждается Шива-падой в Сахасрара Чакре. Он получает все божественные Вибхути и Айшварью. Когда Апана соединена с Праной, очень отчётливо становятся слышны звуки Анахаты (мистические внутренние звуки). Прана, Апана, Нада и Бинду соединяются, и йог достигает совершенства в Йоге. Эта наивысшая стадия не может быть достигнута с первой попытки. Нужно длительное время тренироваться снова и снова.
Сиддхи в практике Пранаямы достигаются с помощью Бандх и Мудр. Практика Муля Бандхи даёт возможность поддерживать совершенную Брахмачарью, даёт Дхату-Пушти (нервную силу), ликвидирует запор и увеличивает Джатхарагни. Муля Бандха может применяться во время практики концентрации внимания, медитации, Пранаямы и всех остальных йогических Крий.
Джаляндхара Бандха
Сожмите горло, плотно прижав подбородок к груди. Эта Бандха выполняется в конце Пураки и начале Кумбхаки. Обычно эта Бандха выполняется только во время Кумбхаки. Огонь желудка, расположенный в области пупа (Набхи), поглощает нектар, выделяющийся из Сахасрара Чакры, через отверстие в нёбе. Эта Бандха препятствует такому поглощению нектара.
Уддияна Бандха
Санскритское слово "Уддияна" происходит от корня "ут" и "ди", которые означают "взлетать". Когда выполняется эта Бандха, Прана поднимается вверх по Сушумна Нади. Отсюда такое название.
Сделайте сильный и полный выдох, опустошив лёгкие. Лёгкие станут совершенно пустыми, когда вы с силой выдохнете через рот. Теперь сожмите и подтяните вверх мышцы живота так, чтобы живот прижался к спине и грудной полости. Это Уддияна Бандха. Она выполняется в конце Кумбхаки и начале Речаки. Когда вы выполняете эту Бандху, диафрагма – мышечная перегородка между грудной полостью и животом – поднимается вверх и мышцы живота втягиваются назад. Если вы наклоните туловище вперёд, вы легко сможете выполнить это упражнение. Уддияна Бандха – первая стадия Наоли Крии. Вы должны знать, как выполнять Уддияна Бандху, если хотите практиковать Наоли Крию. Наоли Крия обычно выполняется стоя, а Уддияна Бандху можно выполнять сидя и стоя; в последнем случае руки упираются в бёдра, как показано на иллюстрации.
Это упражнение способствует поддержанию Брахмачарьи; наделяет прекрасным здоровьем, энергией, силой и жизнеспособностью. В комбинации с Наоли Крией оно служит мощным тонизирующим средством для желудочно-кишечного тракта. Это два мощных секретных оружия йога в борьбе с запором, слабой перистальтикой кишечника и другими заболеваниями пищеварительного тракта. С помощью только одних этих двух йогических Крий вы можете манипулировать и массировать все мышцы живота. Ничто не может конкурировать с Уддияна Бандхой и Наоли в тренировке живота. Они уникальны и не имеют себе равных среди других систем физических упражнений. При хронических заболеваниях желудка и кишечника, когда все лекарства бессильны, Уддияна и Наоли оказывают быстрый, полный и чудесный эффект.
Когда вы практикуете Пранаяму, вы можете прекрасно сочетать Муля Бандху, Джаляндхара Бандху и Уддияна Бандху. Это Бандха-Трая.
Уддияна Бандха ликвидирует жир на животе, даже когда соответствующие лекарства бессильны помочь. Если полные люди прекратят потребление топлёного масла и уменьшат количество выпиваемой воды, они смогут выполнять Уддияну. Путешествие пешком в Кедар-Бадри или на гору Кайлас подготовит тучных людей к практике Уддияна Бандхи.
Маха Мудра
Это самая важная из всех Мудр. Отсюда название "Маха Мудра". Плотно прижмите пятку левой ноги к анусу. Правую ногу вытяните. Захватите носок обеими руками. Вдохните и задержите дыхание. Плотно прижмите подбородок к груди (Джаляндхара Бандха). Взгляд фиксируйте между бровями (Бхрумадхья Дришти). Сохраняйте позу как можно дольше, а затем медленно выдохните. Выполняйте сначала с согнутой левой ногой, потом – с правой.
Это упражнение лечит туберкулёз, геморрой, увеличение селезёнки, несварение, Гульму (хронический гастрит), лепру, запор, лихорадку и многие другие заболевания. Увеличивается продолжительность жизни. Мудра дарует занимающимся Сиддхи. Обычно йоги выполняют Маха Мудру, Маха Бандху и Маха Ведху. Это хорошая комбинация. Только тогда извлекается максимум пользы. Выполняйте так 6 раз утром и вечером.
Маха Бандха
Маха Мудра – подготовительное упражнение для этой Мудры. Прижмите левую пятку к анусу. Положите правую стопу на левое бедро. Сожмите мышцы ануса и промежности. Тяните вверх Апана Ваю. Медленно вдохните и задержите дыхание как можно дольше, сделав Джаляндхара Бандху. Затем медленно выдохните. Практикуйте сначала на левую сторону, затем на правую сторону. Бандха уничтожает разложение и смерть. Йог достигает исполнения всех своих желаний и обретает Сиддхи.
Маха Ведха
Примите положение Маха Бандха. Медленно вдохните. Задержите дыхание, прижмите подбородок к груди. Положите ладони на пол. Обопритесь на руки. Медленно приподнимите ягодицы и мягко ударьте ими об пол. Асана должна быть жесткой и твёрдой, когда вы поднимаете ягодицы. Эта Крия уничтожает разложение и смерть. Йог обретает контроль над умом и побеждает смерть. Нет особой разницы между Маха Мудрой, Маха Бандхой и Маха Ведхой. Их иногда считают тремя стадиями одного упражнения.
Йога Мудра
Сядьте в Падмасану. Ладони положите на пятки. Медленно выдыхайте и наклоняйтесь вперёд, стараясь коснуться лбом пола. Если вы удерживаете позу длительное время, дышите как обычно. Или вернитесь в исходное положение и вдохните. Вместо помещения рук на пятки, можете завести их за спину, захватив левое запястье правой рукой. Эта поза устраняет все виды расстройств живота.
Випаритакарани Мудра
Лягте на пол. Поднимите прямые ноги вверх. Поддерживайте ягодицы руками. Локти лежат на полу. Сохраняйте устойчивость. Солнце обитает у основания пупа, а Луна - у основания нёба. Процесс, при котором Солнце поднимается вверх, а Луна опускается вниз, называется Випаритакарани Мудра. Положения Луны и Солнца меняется. Первый день выполняйте её в течение минуты. Постепенно увеличивайте продолжительность до трёх часов. Через шесть месяцев морщины на лице и седые волосы исчезнут. Йог, который занимается этим около трёх часов в день, побеждает смерть. Поскольку увеличивается огонь желудка, те, кто долго выполняет эту Мудру, должны после неё слегка перекусить (выпить молока и т.д.). Поза Ширшасана также называется Випаритакарани Мудрой.
Кхечари Мудра
"Кха" означает Акаша, а "чари" означает "двигать". Йог движется в Акаше. Язык и ум пребывают в Акаше. Отсюда название – Кхечари Мудра.
Эта Мудра может выполняться лишь человеком, прошедшим подготовительную тренировку под непосредственным руководством Гуру, который сам практикует Кхечари Мудру. Подготовительная часть этой Мудры заключается в том, чтобы сделать язык таким длинным, чтобы кончиком языка можно было бы коснуться межбровья. Гуру будет понемногу каждую неделю подрезать нижнюю уздечку языка острым, чистым ножом. Посыпая солью и порошком куркумы, добиваются того, чтобы разрезанные края снова не срастались. Подрезка уздечки языка должна осуществляться регулярно раз в неделю в течение шести месяцев. Потрите язык свежим маслом и вытяните его. Захватите язык пальцами и подвигайте его взад-вперёд. "Доение" языка означает его захват и совершение доильных движений, как это делает доярка при доении. Этими способами вы можете удлинить язык, чтобы он доставал лба. Это подготовительная часть Кхечари Мудры.
Затем, сидя в Сиддхасане, изогните язык вверх и назад так, чтобы он коснулся нёба и закрыл задние носовые ходы. Взгляд направьте в пространство между бровями. Теперь, покинув Иду и Пингалю, Прана будет двигаться по Сушумна Нади. Дыхание остановится. Язык окажется в устье источника нектара. Это Кхечари Мудра.
Выполняя эту Мудру, йог освобождается от вялости, голода, жажды и лени, от болезней, разложения, старости и смерти. Эта Мудра делает человека Урдхваретой. Поскольку тело йога наполняется нектаром, он не умирает даже от смертельного яда. Эта Мудра даёт йогам Сиддхи. Кхечари – лучшая из всех Мудр.
Ваджроли Мудра
Это важная йогическая Крия в Хатха Йоге. Вы должны упорно трудиться, чтобы добиться полного успеха от этой Крии. Очень мало людей знают эту процедуру. Ученики Йоги втягивают воду вначале через серебряную трубку (специально изготовленный катетер), вставленную в уретру на 12 дюймов. С практикой, они могут втягивать молоко, затем масло, мёд и т.д., и, наконец, ртуть. Позже они могут втягивать эти жидкости прямо через уретру без помощи серебряной трубки. Эта Крия широко применяется для поддержания совершенной Брахмачарьи. В первый день вы должны ввести катетер в уретру только на один дюйм; во второй день – на два; в третий – на три и т.д. Вы должны постепенно тренировать это, пока не будете в состоянии ввести внутрь 12 дюймов катетера. Проход станет чистым и разработанным. Раджа Бхартрихари мог очень проворно выполнять эту Крию.
Даже капля семени не может вытечь у йога, практикующего эту Мудру. Даже если оно выделится, он может втянуть его внутрь с помощью этой Мудры. Йог, который втягивает семя и сохраняет его, побеждает смерть. Его тело источает приятный запах.
Последний Трилингасвами из Бенареса был знатоком этой Крии. Шри Свами Кувалаянандаджи из Лонавлы обучает этой Мудре.
Некоторые называют Маюрасану "Ваджроли Мудрой". Ваджроли Мудра известна и под названием "Йони Мудра". Тем не менее, описание Йони Мудры будет дано отдельно.
Цель Ваджроли Мудры – быть совершенным в Брахмачарье. Когда ученики практикуют эту Мудру, они бессознательно отвлекают ум на половые центры и потому не могут добиться какого-то успеха. Когда вы знакомитесь с описанием этой Мудры, вы должны ясно осознавать, что абсолютно необходима строгая Брахмачарья. Для практикующего это нет необходимости иметь женщин или заниматься сексом. Поскольку Грихастхи имеют жён, они полагают, что Ваджроли Мудра обеспечивает контроль над рождаемостью, поэтому он имеют острое желание практиковать эту Мудру. Это глупость и заблуждение. Они не понимают технику и цель этой важной Крии.
Практика Муля Бандхи, Маха Бандхи, Маха Мудры, Асан, Пранаям и т.д., естественно, обеспечат занимающемуся понимание и успех в Ваджроли. Она должна выполняться под непосредственным руководством Гуру.
Шакти Чаляна Мудра
Сядьте в уединённой комнате в Сиддхасану. С силой втяните воздух и соедините его с Апаной. Сделайте Муля Бандху, пока Ваю не войдёт в Сушумну. С помощью задержки воздуха Кундалини ощущает удушье, пробуждается и находит свой путь через Сушумну к Брахмарандхре.
Сядьте в Сиддхасану. Захватите стопу рядом с лодыжкой и медленно ударяйте стопой по Канде. Это Тадан Крия. С помощью этого метода Кундалини также может быть пробуждена. С помощью практики этой Мудры можно стать Сиддхой.
Йони Мудра
Сядьте в Сиддхасану. Зажмите уши большими пальцами рук, глаза – указательными пальцами, ноздри – средними, верхнюю губу – безымянными, а нижнюю губу – мизинцами. Это прекрасная поза для выполнения Джапы. Уйдите глубоко в себя и медитируйте на Шат Чакрах и Кундалини. Это не так легко выполнить для всех, в отличие от других Мудр. Вы должны прилично «попотеть», чтобы преуспеть в этом. Если хотите иметь настоящий успех, вы должны полностью утвердиться в Брахмачарье. "Его очень трудно получить даже Дэвам". Поэтому осознайте важность этой Мудры, и очень осторожно выполняйте её. Ваджроли Мудра также называется Йони Мудрой.
Другие Мудры
Существуют также Шамбхави, Мандуки, Ашвини, Тадаги, Матанджини, Бхучари, Атхори и различные другие Мудры. Здесь я рассказал вам лишь о самых важных Мудрах. За инструкциями по всем Мудрам обращайтесь к моей книге "Хатха Йога".