Задания для самостоятельной подготовки
Тема № 6
МЕТОДИКА РАСЧЕТА ИНТЕГРАЛЬНОГО ИНДЕКСА ЗДОРОВЬЯ И ОЦЕНКИ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЕЯ В СВЯЗИ С ВЛИЯНИЕМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Учебная цель
Усвоить методику расчета интегрального индекса здоровья населения и его оценки в связи с влиянием окружающей среды.
Исходные знания и умения
2.1. З н а т ь:
2.1.1. Общую методику изучения влияния комплекса факторов окружающей среды на здоровье населения, показатели и методы санитарной статистики.
2.2. У м е т ь:
2.2.1. Исследовать в санитарно-гигиенических целях объекты окружающей среды, владеть санитарно-описательным методом и наиболее распространенными исследовательскими приемами изучения реакций организма на влияние неблагоприятных факторов окружающей среды.
2.2.2 Работать с персональным компьютером, рассчитывать коэффициенты корреляции и достоверности полученного результата с использованием критерия Стьюдента и другими методами.
2.2.3. Вычислять основные статистические показатели, характеризующие состояние здоровья населения.
2.2.4. Владеть методиками комплексной гигиенической оценки состояния окружающей среды (качественной или концептуальной и количественной).
2.2.5. Использовать справочно-нормативный материал.
Вопросы для самоподготовки
3.1. Источники информации о состоянии здоровья населения.
3.2. Схема интегральной оценки состояния здоровья населения.
3.3. Критерии распределения населения по группам здоровья.
3.4. “Популяционная норма” распределения населения по группам здоровья.
3.5. Понятие о классах заболеваний.
3.6. Ориентировочная шкала оценки структуры первичной заболеваемости городского населения по обращениям.
3.7. Процент лиц І-ІІ групп здоровья в отдельных возрастно-половых группах населения.
3.8. Понятие о методах получения информации и оценки показателей, характеризующих состояние здоровья населения.
3.9. Методика расчета интегрального индекса здоровья населения по Л.Е. Полякову и Д.М. Малинскому.
3.10. Методика “нормированного” прогнозирования изменений уровня здоровья населения в связи с состоянием загрязнения атмосферного воздуха, воды, почвы, шумовой обстановки:
3.10.1. Ориентировочная шкала оценки качества здоровья населения в зависимости от состояния атмосферного воздуха.
3.10.2. Оценочная шкала возможного влияния водных объектов разной степени загрязнения на состояние здоровья населения.
3.10.3. Шкала оценки опасности почвы в зависимости от показателей ее санитарного состояния и ориентировочная оценочная шкала опасности содержания экзогенных химических веществ (ЭХВ) (І и ІІ классов опасности) в почве для здоровья населения.
3.10.4. Оценочная шкала возможных показателей заболеваемости населения в зависимости от уровня шума.
3.11. Понятие о методике многофакторного корреляционно-регрессионного анализа взаимосвязи количественных показателей уровня здоровья населения и состояния окружающей среды.
Задания для самостоятельной подготовки
Выучите рекомендованную литературу и запишите в протокольную тетрадь схему интегральной оценки состояния здоровья населения, основные медицинские показатели здоровья населения, источники информации о состоянии здоровья населения. Внимательно проанализируйте особенности получения указанной информации. Запишите в протокольную тетрадь, после ознакомления, название и содержание этапов расчета интегрального индекса здоровья населения, по Л.Е. Полякову и Д.М. Малинскому, запишите шкалы “нормированного” прогнозирования изменений уровня здоровья населения в связи с состоянием загрязнения атмосферного воздуха, воды, почвы, шумовой обстановки.
Структура и содержание занятия
Занятие лабораторное. После решения организационных вопросов преподаватель проверяет тетради протоколов для практических занятий. По полноте и качеству выполнения заданий для самостоятельной подготовки студенты получают оценку, которая выставляется в журнале учета посещений и успеваемости студентов академической группы. Проводится опрос по вопросам для самоподготовки.
Используя показатели состояния загрязнения атмосферного воздуха, воды, шумовой обстановки, в выбранных на предыдущем занятии зонах наблюдения, а также в других районах города, на основе индивидуальной задачи преподавателя, студенты прогнозируют возможные изменения уровня здоровья населения, определяют основные направления профилактических мероприятий. Преподаватель демонстрирует пример статистического анализа отличий в заболеваемости населения, проживающего в разных зонах наблюдения. Излагает методику отбора показателей состояния здоровья для включения в интегральный индекс здоровья, проведения дисперсионного анализа влияния принадлежности к той или другой зоне наблюдения на возникновение определенного вида заболевания, расчета интегрального индекса здоровья, а также методику качественной оценки показателей здоровья. По этому примеру студенты пишут выводы и определяют направления профилактических мероприятий. Во время выполнения заданий студентами преподаватель контролирует их знания и умения.