При проведении урока миогимнастики в группе детей дошкольного учреждения рекомендуем следующее.
Обучение здоровых детей:
1. Прививаются детям младшего возраста (до 4 лет) гигиенические навыки в процессе различных игр типа: «Положим куклу спать» (правильная поза во время сна), «Почему у зайки такие красивые зубки? Он любит грызть морковку» (профилактика вялого жевания и т. д.).
2. Воспитание детей среднего возраста (4—5 лет) происходит не только в процессе игр, но и во время проводимых с детьми занятий согласно методическому плану. Например, формировать: на занятиях по родному языку — правильное произношение всех звуков с учетом положения языка, на занятиях по физкультуре — правильную осанку и важность носового дыхания на музыкальных занятиях — правильную речевую артикуляцию.
Продолжение обучения — в момент проведения игр по распорядку дня в специально отведенное время (40 мин) после завтрака и после дневного сна.
3. Для детей старшего возраста (старше 5 лет) наиболее эффективно обучение на занятиях. Не исключается игра. Для воспитания гигиенических навыков используются занятия по развитию речи. музыкальные и физкультурные.
Контроль за выполнением упражнений возлагается на родителей или воспитателей и медицинский персонал.
Гимнастические упражнения назначают без аппаратов или со специальными аппаратами. К так называемым лабиальным аппаратам (межгубным) относятся амортизатор Роджерса и Шане, пластинка-диск Фриэля, стабилизатор Ноэля, активатор Дасса.
К интрабуккальным аппаратам (аппараты, располагающиеся в преддверии полости рта, доходящие до его дистальных отделов) относятся вестибулярные пластинки Крауса, Хотца, Шварца, Шонхера и др.
Контрольные вопросы для определения исходного уровня знаний (α=2).
1. Кто является основоположником миогимнастического направления в профилактике и лечении ортодонтических пациентов?
2. Каковы цели ортодонта при проведении миогимнастических комплексов?
3. Каковы основополагающие правила проведения миогимнастических упражнений?
4. Значение миогимнастических упражнений в саморегуляции развития зубочелюстной системы.
5. Какие аппараты могут применяться в сочетании с миогимнастическими упражнениями?
Домашнее задание:
1. Комплекс корригирующей гимнастики при прогнатии.
2. Комплекс корригирующей гимнастики при открытом прикусе.
Тестовые задания для определения исходного уровня знаний (α=2).
1.Пациенту П. назначены следующие миогимнастические упражнения: медленно выдвигать нижнюю челюсть вперед пока режущие края нижних резцов не установятся впереди верхних. При каком аномалийном виде прикуса назначаются эти упражнения?
A. Дистальный.
B. Мезиальный.
C. Перекрестный со смещением.
D. Перекрестный без смещения.
E. Открытый.
2.Пациенту М. назначены следующие миогимнастические упражнения: запрокинуть голову, отвести плечи назад, медленно выдвигать нижнюю челюсть вперед, закрывая рот. При каком аномалийном виде прикуса назначаются эти упражнения?
A. Дистальный прикус.
B. Истинный открытый прикус.
C. Нейтральный.
D. Мезиальный.
E. Перекрестный.
3.При профилактическом осмотре у ребенка 9 лет выявлен перекрестный прикус со смещением нижней челюсти вправо вследствие неравномерного физиологического стирания бугров временных моляров. Какова должна быть тактика врача?
A. Назначить ортодонтический аппарат для смещения нижней челюсти в
правильное положение.
B. Провести пришлифовывание нестершихся бугров временных моляров.
C. Назначить комплекс миогимнастических упражнений.
D. Вмешательства врача нецелесообразны, аномалия со сменой зубов
самоустраниться.
E. Провести пришлифовывание бугров временных моляров, и назначить
ортодонтический аппарат для смещения нижней челюсти в правильное
положение.
4.Пациенту Л. назначены следующие миогимнастические упражнения: выдвигать нижнюю челюсть вперед, захватить верхнюю губу нижней, удерживать губы в таком положении 1-2 мин. При каком аномалийном виде прикуса назначаются эти упражнения?
A. Истинный открытый прикус.
B. Травматический открытый прикус.
C. Нейтральный прикус.
D. Дистальный прикус.
E. Глубокий прикус.
5.Родители ребенка 5 лет обратились с жалобой на асимметрию лица, которую заметили полгода назад. При осмотре выявлено нарушение равномерного физиологического стирания жевательных бугров моляров. Какова должна быть тактика врача?
A. Назначить ортодонтический аппарат для смещения нижней челюсти в
правильное положение.
B. Провести пришлифовывание нестершихся бугров временных моляров.
C. Назначить комплекс миогимнастических упражнений.
D. Вмешательства врача нецелесообразны, аномалия со сменой зубов
самоустраниться.
E. Провести пришлифовывание бугров временных моляров, и назначить
комплекс миогимнастических упражнений.
6.При профилактическом осмотре у ребенка 5 лет выявлены признаки формирования аномалийного прикуса. Назначено одно из миогимнастических упражнений – прикусывать жевательными зубами палочку с одетой резиновой трубочкой. Какая аномалия формируется у ребенка?
A. Прогнатический.
B. Прогенический.
C. Перекрестный со смещением.
D. Перекрестный без смещения.
E. Открытый.
7.При профилактическом осмотре ребенка 5 лет выявлены признаки формирования перекрестного прикуса. Назначено одно из миогимнастических упражнений – смещение нижней челюсти в сторону неправильного соотношения зубов.Какая мышца смещает нижнюю челюсть в сторону?
A. Собственно жевательная.
B. Латерально – крыловидная.
C. Височная.
D. Медиально – крыловидная.
E. Подбородочно – подъязычная.
8.Пациенту Т. назначены следующие миогимнастические упражнения: подтягивать нижнюю губу под верхнюю, задерживая ее в таком положении 1-2 мин, повторять 2-3 раза. При каком аномалийном виде прикуса назначаются эти упражнения?
A. Дистальный прикус.
B. Перекрестный со смещением.
C. Нейтральный прикус.
D. Мезиальный прикус.
E. Рахитический открытый прикус.
9.Пациенту С. назначены следующие миогимнастические упражнения: активно 2-3 раза открывать и закрывать рот, закрыванию рта препятствовать пальцами. При каком аномалийном виде прикуса назначаются эти упражнения?
A. Дистальный с наклоном фронтальной группы зубов вестибулярно.
B. Дистальный с наклоном фронтальной группы зубов лингвально.
C. Открытый.
D. Мезиальный.
E. Перекрестный.
10.При профилактическом осмотре у ребенка 5 лет выявлены признаки формирования аномалийного прикуса. Назначено одно из миогимнастических упражнений – при запрокинутой назад голове нижняя челюсть смещается вперед до смыкания режущих краев верхних и нижних резцов, а затем перемещается кзади. Какая аномалия формируется у ребенка?
A. Прогнатический.
B. Прогенический.
C. Перекрестный со смещением.
D. Перекрестный без смещения.
E. Открытый.
11.Пациенту О. назначены следующие миогимнастические упражнения: с силой надавливать подбородком на ладони рук, задерживаясь в таком положении, до 1 мин. При каком аномалийном виде прикуса назначаются эти упражнения?
A. Дистальный с наклоном фронтальной группы зубов вестибулярно.
B. Открытый.
C. Перекрестный со смещением.
D. Мезиальный.
E. Перекрестный без смещения.
12.Пациенту Д. назначены следующие миогимнастические упражнения: удерживать диск Фриэля от 1 мин, в последствии до 5 мин. Когда показано использование это аппарата?
A. Тренировка жевательных мышц.
B. Нормализация функции языка.
C. Нормализация функции дыхания.
D. Нормализация функции речи.
E. Тренировка круговой мышцы рта.
13.Кто дал обоснование целесообразности проведения миогимнастических упражнений, как эффективных лечебно-профилактических мероприятий в период временного прикуса?
A. Хорошилкина.
B. Шонхер.
C. Роджерс.
D. Шварц.
E. Кербитц.
14.Укажите одно из назначений вестибулярной пластинки Шонхера.
A. Смещение верхних резцов орально.
B. Тренировка круговой мышцы рта.
C. Тренировка щечных мышц.
D. Смещение нижних резцов орально.
E. Смещение верхних и нижних резцов орально.
15.При профилактическом осмотре ребенка 4 лет выявлены признаки формирования прогенического прикуса. Какова должна быть тактика врача?
A. Назначить комплекс миогимнастических упражнений безотлагательно.
B. Проводить осмотр 1 раз в полгода до прорезывания первых постоянных
моляров.
C. Проводить осмотр 1 раз в полгода до смены резцов.
D. Проводить осмотр 1 раз в полгода до смены клыков.
E. Вмешательства врача не нужны.
16.Пациенту назначен комплекс упражнений, в который входит смещение нижней челюсти вперед. Какая мышца принимает участие в смещении нижней челюсти вперед?
A. Собственно жевательная.
B. Височная.
C. Медиально – крыловидная.
D. Латерально – крыловидная.
E. Ни одна из названных не смещает.
17.При профилактическом осмотре ребенка 4,5 лет выявлены признаки формирования аномалийного прикуса. Назначено одно из миогимнастических упражнений – при запрокинутой назад голове попеременно открывать и закрывании рот. При закрывании рта кончиком языка пытаться достать задний край твердого неба. Какая аномалия формируется у ребенка?
A. Прогнатический.
B. Прогенический.
C. Перекрестный со смещением.
D. Перекрестный без смещения.
E. Открытый.
18.Миогимнастические упражнения, как самостоятельный способ лечения аномалии развития зубочелюстной системы может применяться в период развития зубочелюстной системы:
A. Только в период временного прикуса.
B. В период временного и раннего сменного прикуса.
C. В период временного и всего периода сменного прикуса.
D. В период временного, всего периода сменного прикуса и постоянного
прикуса до 17 лет.
E. В любом возрастном периоде.
19.При профилактическом осмотре у ребенка 5 лет выявлены признаки формирования аномалийного прикуса. Назначено одно из миогимнастических упражнений – во время максимального открывания рта нижнюю челюсть перемещать в сторону неправильного смыкания зубов. Какая аномалия формируется у ребенка?
A. Прогнатический.
B. Прогенический.
C. Перекрестный со смещением.
D. Перекрестный без смещения.
E. Открытый.
20.При профилактическом осмотре ребенка 4 лет выявлены признаки формирования прогнатического прикуса. Назначено одно из миогимнастических упражнений – выдвижение нижней челюсти вперед.Какие мышцы выдвигают вперед нижнюю челюсть?
A. Собственно жевательная.
B. Височная.
C. Медиально – крыловидная.
D. Латерально – крыловидная.
E. Подбородочно – подъязычная.
Контрольные вопросы для определения выходного уровня знаний (α=3).
1. Возрастные показания для применения комплексов миогимнастических упражнений с целью профилактики и лечения аномалий развития зубочелюстной системы.
2. Комплексы миогимнастических упражнений для профилактики и лечения аномалий развития зубочелюстной системы:
1). Прогенического прикуса;
2). Прогнатического прикуса;
3). Открытого прикуса;
4). Глубокого прикуса;
5). Перекрестного прикуса.
Рекомендованная литература.
1. Фліс П.С. Ортодонтія / Підручник для студентів вищих медичних навчальних закладів. – Вінниця: Нова книга, 2007. – 312 с.
2. Хорошилкина Ф.Я. / Ортодонтия. Дефекты зубов, зубных рядов, аномалии прикуса, морфофункциональные нарушения в челюстно-лицевой области и их комплексное лечение. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2006. – 554 с.
3. Руководство по ортодонтии / под редакцией Ф.Я. Хорошилкиной. – 2 е изд. перераб. и доп. – М.: Медицина, 1999. – 800 с.
4. Хорошилкина Ф. Я. и др. Диагностика и функциональное лечение зубочелюстно-лицевых аномалий / Хорошилкина Ф. Я., Френкель Р., Демнер Л. М., Фальк Ф., Малыгин Ю. М., Френкель К. (Совместное издание СССР - ГДР). - М.: Медицина, 1987. - 304 с.
5. Василевская З.Ф., Мухина А.Д. Деформации зубочелюстной системы у детей. -К, Здоровья, 1975. -182 с.
6. Бетельман А. И. и др., Ортопедическая стоматология детского возраста, К., 1972.
7. Калвелис Д.А. Биоморфологические основы ортодонтического лечения.- Рига, 1961, - с. 27-30.