Определение уровня подготовки студентов
Методические указания для проведения практического занятия
со студентами 6 курса лечебного факультета по теме:
Дифференциальная диагностика бронхообструктивного синдрома. Бронхиальная астма. Классификация, диагностика, дифференцированное лечение бронхиальной астмы, астматического статуса.
(продолжительность занятия 8 часов, второе занятие-4 часа)
Владикавказ 2012 год.
Методические указания для проведения практического занятия со студентами
6 курса лечебного факультета по теме:
Дифференциальная диагностика бронхообструктивного синдрома. Бронхиальная астма. Классификация, диагностика, дифференцированное лечение ХОБЛ и бронхиальной астмы, астматического статуса.
Цель:сформировать умения по составлению индивидуальных лечебных программ больным с обструктивными заболеваниями легких.
Задачи:Обучить студентов правильному подбору базисной терапии бронхообструктивных заболеваний в зависимости от нозологической принадлежности заболевания, патогенетического механизма бронхиальной обструкции, изучить ступенчатый подход к базисному лечению бронхиальной астмы и заболеваний, проявляющихся необратимой бронхиальной обструкцией (хронический обструктивный бронхит, эмфизема легких). Изучить группы препаратов, использующихся в базисной терапии БА, ХОБ, ЭЛ. Научить студентов адекватному подбору симптоматической терапии: бронхолитической терапии, муколитической терапии, антиоксидантной терапии, а также правильному и своевременному назначению терапии обострения бронхообструктивных заболеваний, больных с заболеваниями органов дыхания.
Мотивация актуальности темы. Бронхиальная астма (БА) и ХОБЛэто хронические заболевания дыхательных путей, которые при недостаточно эффективном лечении могут значительно ограничить качество жизни пациентов, а в ряде случаев привести к госпитализации в реанимационное отделение и даже быть причиной смерти. Несмотря на то, что за последние 20 лет отмечается безусловный прогресс, как в диагностике, так и в лечении БА и ХОБЛ вопросы их диагностики, лечения и контроля остаются актуальными. Современные эпидемиологические исследования выявляют высокий уровень распространенности БА, которая, варьируя в зависимости от географической зоны, в общей популяции превышает 5%, а среди детей более 10%. Смертность от ХОБЛ среди лиц старше 45 лет занимает 4–5-е место в общей структуре летальности. По данным ВОЗ, в течение ближайшего десятилетия предполагается значительное увеличение частоты ХОБЛ и летальности от этого заболевания.
Определение уровня подготовки студентов.
Студент должен знать:
1. До изучения темы: Методы терапии синдрома бронхиальной обструкции (симптоматическая терапия - классификация бронхолитиков, препаратов влияющих на реологию и улучшающих отхожденне мокроты; и базисная терапия - глюкокортикоиды ингаляционные и пероральные, стабилизаторы мембран тучных клеток, антилейкотриеновые препараты). Ступенчатый подход к назначению базисной терапии. Терапия обострения бронхообструктивных заболеваний, терапия тяжелого приступа бронхиальной астмы, показания к лечебно-диагностической фибробронхоскопиии ИВЛ. Группы антибактериальных препаратов при лечении инфекционного обострения хронического обструктивного бронхита, показания к использованию антибиотиков в терапии бронхиальной астмы.
2. После изучения темы: Особенности терапии синдрома бронхиальной обструкции: симптоматическая терапия и базисная терапия (глюкокортикоиды ингаляционные и пероральные, стабилизаторы мембран тучных клеток, антилейкотриеновые препараты). Ступенчатый подход к назначению базисной терапии: выбор препарата в зависимости от патогенетического варианта бронхообструктивного заболевания и тяжести состояния, дозы препаратов и возможности назначения комбинаций базисных препаратов. Особенности терапии обострения бронхообструктивных заболеваний. Особенности назначения кислородотерапии при различных вариантах бронхиальнойобструкции. Особенности терапии тяжелого приступа бронхиальной астмы,показания к лечебно-диагностической фибробронхоскопии и ИВЛ. Особенности назначения антибактериальных препаратов при лечении инфекционного обострения хронического обструктивного бронхита, показания к использованию антибиотиков в терапии бронхиальной астмы. Особенности и способы мониторинга выраженности бронхиальной обструкции на фоне проводимой терапии и оценка ее эффективности. Принципы диспансерного наблюдения за больными с различными формами бронхиальной обструкции. условия назначения (показания и противопоказания), технику выполнения диагностических процедур.
Студент должен уметь:
Назначить лечение, согласно состоянию больного и установленного диагноза, оценить эффективность проводимой терапии, определить возможность перевода пациента на более низкую ступень базисной терапии, а также выполнить основные врачебные, диагностические и лечебные мероприятия при оказании первой врачебной помощи при жизнеугрожающих состояниях.
Контрольные вопросы:
1. Принципы ведения больных с хроническим обструктивным бронхитом.
2. Немедикаментозные мероприятия направленные на предотвращениепрогрессирования хронического обструктивного бронхита
3. Медикаментозная патогенетическая ступенчатая терапия хроническогообструктивного бронхита
4. Оксигенотерапия при хроническом обструктивном бронхите (показания,режимы терапии).
5. Лечение хронической обструктивной болезни легких в период обострения.
6. Принципы ведения больных с бронхиальной астмой.
7. Мероприятия по профилактике гиперреактивности бронхов при бронхиальной астме.
8. Ступенчатая терапия бронхиальной астмы.
9. Понятие об обострении и терапия обострения бронхиальной астмы, особенности ведения больных во время обострения бронхиальной астмы.
10. Вспомогательная терапия бронхиальной астмы.
11. Принципы ведения больных с хронической обструктивной болезнью легких.
12. Немедикаментозные мероприятия направленные на предотвращение прогрессирования хронической обструктивной болезни легких.
Методические указания: Продолжительность занятия 4 часа
Практические задание для студентов:
провести исследование системы внешнего дыхания и ее функций и проанализировать данные исследования системы внешнего дыхания при синдроме бронхиальной обструкции, провести разбор клинического случая: выделить особенности анамнеза, провести клиническое обследование пациента, произвести анализ истории болезни и результатов проведенных исследований провести дифференциальный диагноз и установить окончательный диагноз, назначить терапию: базисную, симптоматическую, терапию обострения. установить прогноз для здоровья, жизни и работоспособности для пациента, разработать план диспансерного наблюдения.