Методические указания по проведению занятия
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
для преподавателей дисциплины
«Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф»
Тема №3. Чрезвычайные ситуаций природного характера.
Обсуждена на заседании кафедры
«_____»________________2012 г.
Протокол № __________
Казань – 2012
УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ
Выработать у обучающихся пошаговое (этапное) формирование компетенции (ПК-16) в вопросах изучения чрезвычайных ситуаций природного характера. Дать понятия о стихийных бедствиях геофизического, геологического, метеорологического, гидрологического характера.
Сформировать у обучающихся системные знания об опасностях, возникающих при чрезвычайных ситуациях природного характера. Сформировать знания о принципах и методах обеспечения личной и коллективной безопасности при стихийных бедствиях. Сформировать умение действовать при оповещении о чрезвычайных ситуациях природного характера.
ВРЕМЯ - 4 часа
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: учебный класс кафедры
МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ - семинар
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА
Учебная литература
1. Медицина катастроф (организационные вопросы). Сахно И.И.,Сахно В.И.-М.:ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ,2002.-560стр.
2. Обучение работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. Методические рекомендации и конспекты лекций. Кульпинов С.В. Под общей ред. Н.А.Крючка. М. 2006 г.
3. Организация и ведение гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Учебное пособие. Под ред. Г.Н.Кириллова. М. 2007 г.
4. Оповещение о чрезвычайных ситуациях и действия по сигналам гражданской обороны. Метод.пособие. Под ред. М.И.Фалеева.
5. Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях. Учебник для населения. Под ред. Г.Н.Кириллова. М. 2001г.
6. Библиотечка по защите населения в чрезвычайных ситуациях. Выпуск 1. Чрезвычайные ситуации природного характера. Под ред. Воробьева Ю.Л. М.1998г.
7. Приложение к журналу «SОS» № 1 -1997г. Вып. I. Внимание! Экстремальная ситуация!!!
8. Информационный бюллетень о состоянии вопросов гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности на водных объектах в РТ за 6 месяцев 2008 года. г.Казань. Главное Управление МЧС России по РТ. Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям РТ.
9. Россия в борьбе с катастрофами. Книга 3. Создание и развитие РСЧС. Под общей ред.С.К.Шойгу Редакторы Ю.Л.Воробьев и А.Н.Сахаров М.2007.
Законодательная и нормативно-правовая база
1.ФЗ "О гражданской обороне" № 28-ФЗ от 12 февраля 1998г.
2. ФЗ РФ от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера" (в ред. от 30.10.07).
3. ЗРТ № 62 от 8.12.2004г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» (в ред. ЗРТ-58 от 20.07.06).
4. Постановление Правительства РФ от 30.12.2003г №794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций "(в ред. от 03.10.06).
5. Постановление Правительства РФ от 21.05.2007г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ
1№ | Структура занятия, наименование вопросов | Время мин |
Занятие № 1 Вступительное слово В начале занятия преподаватель приветствует студентов, обращает внимание на их внешний вид. Во вступительном слове обращает внимание студентов на важность изучаемой темы в общей системе подготовки врачей. Подчеркивает, что необходимость изучения чрезвычайные ситуации природного характера обусловлена многочисленными стихийными бедствиями в различных регионах России и в других странах. | ||
Рефераты, подготовленные студентами и их обсуждение На предыдущих занятиях студентам раздавались темы для написания рефератов, докладов. В течение 10-15 минут заслушивается реферат подготовленный студентом, и совместно с группой обсуждается проблемы поднятые в реферате. Реферат на тему: «Предупреждение и прогнозирование опасных ситуаций». | ||
Проверка подготовленности студентов к занятию №1методом опроса учебных вопросов: | ||
13.1 | Понятия об опасном природном явлении, источнике природной чрезвычайной ситуации, стихийном бедствии. Классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера. | |
23.2 | Стихийные бедствия географического, геологического характера (землетрясения, извержения вулканов, оползни, сели, обвалы, лавины и др.) Причины их возникновения и последствия. Действия населения при оповещении о стихийных бедствиях, во время и после их возникновения | |
33.3 | Стихийные бедствия метеорологического характера (ураганы, бури, смерчи, метели, мороз и др.). Причины их возникновения и последствия. Действия населения при оповещении о стихийных бедствиях, во время и после их возникновения. | |
Заключение В заключительной части занятия преподаватель отмечает общую подготовку группы, лучшие ответы студентов, объявляет оценки, отвечает на вопросы. После этого ставит задачу на самостоятельную подготовку для последующего проведения занятия № 2 указанной темы. | ||
ВСЕГО | ||
Структура занятия, наименование вопросов | ||
Занятие № 2 Вступительное слово В начале занятия преподаватель приветствует студентов, обращает внимание на их внешний вид. Во вступительном слове обращает внимание студентов на важность изучаемой темы в общей системе подготовки врачей. Подчеркивает, что изучение чрезвычайных ситуаций природного характера обусловлена необходимостью сформировать знания о принципах и методах обеспечения личной и коллективной безопасности при стихийных бедствиях. | ||
Рефераты, подготовленные студентами и их обсуждение На предыдущих занятиях студентам раздавались темы для написания рефератов, докладов. В течение 10-15 минут заслушивается реферат подготовленный студентом, и совместно с группой обсуждается проблемы поднятые в реферате. Реферат на тему: «Ликвидация опасных ситуаций и их последствий». | ||
Проверка подготовленности студентов к занятию №2методом опроса учебных вопросов: | ||
13.1 | Стихийные бедствия гидрологического характера (наводнения, цунами). Причины их возникновения и последствия. Действия населения при оповещении о стихийных бедствиях, во время и после их возникновения | |
23.2 | Природные пожары (лесные и торфяные). Причины их возникновения и последствия. Предупреждение лесных и торфяных пожаров. Привлечение населения к борьбе с лесными пожарами. Действия работников при возникновении лесных и торфяных пожаров | |
23.3 | Массовые инфекционные заболевания людей, животных и сельскохозяйственных растений. Основные пути передачи инфекции и их характеристика. Противоэпидемические и санитарно-гигиенические мероприятия в очаге бактериального заражения. Организация и проведение режимных и карантинных мероприятий. Особенности осуществления специфических противоэпизоотических и противоэпифитотических мероприятий | |
Заключение В заключительной части занятия преподаватель отмечает общую подготовку группы, лучшие ответы студентов, объявляет оценки, отвечает на вопросы. После этого ставит задачу на самостоятельную подготовку. |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ