Психическая конституция Ваты (воздуха)
Саттвичная (гармоничная):Энергичность, приспособляемость, гибкость, быстрота понимания, коммуникабельность, сильное ощущение своего единства с человечеством, сильная целительная энергия, истинный энтузиазм, позитивный дух, способность к инициативе, к позитивным переменам и движению вперед.
Раджастичная (возбужденная):Нерешительность, ненадежность, гиперактивность, волнение, беспокойство, возбужденность, нервозность, болтливость, поверхностность, шумливость, разрушительные тенденции, фальшивый энтузиазм.
Тамастичная (затемненная):Боязливость, раболепие, нечестность, скрытность, депрессивные состояния, склонность к сексуальным извращениям, саморазрушению и самоубийству, пристрастие к наркотическим веществам, беспорядочность ума.
Психическая конституция Питты (огня)
Саттвичная (гармоничная):Высокий интеллект, ясность, восприимчивость, просветленность, способность к различению, добрая воля, независимость, теплота, дружелюбие, смелость, способность к лидерству.
Раджастичная (возбужденная):Упрямство, импульсивность, амбициозность, агрессивность, стремление контролировать, манипулировать и властвовать, критичность, гневливость, раздражительность, безрассудство, гордость, тщеславие.
Тамастичная (затемненная):Ненависть, злоба, мстительность, психопатичность, разрушительные тенденции, тяга к преступному миру, склонность к совершению преступлений, торговле наркотиками.
Психическая конституция Капхи (воды)
Саттвичная (гармоничная):Спокойствие, безмятежность, умиротворенность, стабильность, верность, любовь, сострадание, всепрощение, терпение, преданность, восприимчивость, сильная вера, стремление оказывать поддержку и способность вдохновлять.
Раджастичная (возбужденная):Стремление контролировать, привязанность, жадность, материалистичность, сентиментальность, потребность в надежности и безопасности, стремление к комфорту и роскоши.
Тамастичная (затемненная):Тупость, вялость, апатичность, леность, отсутствие тонкости и чувствительности, замедленность понимания, склонность к воровству.
4. БОЛЕЗНЬ. НАРУШЕНИЕ РАВНОВЕСИЯ
Болезнь и доши
Болезнь проявляет характерные свойства той доши, которая стала причиной ее возникновения. По характерным свойствам мы можем определить природу болезни так же, как тип физической конституции. Болезнь можно излечить с помощью тех средств, которые уравновешивают породившую ее дошу.
Некоторые болезни более характерны для одной доши, чем для другой. Большинство заболеваний имеет природу Ваты, поскольку Вата вообще имеет тенденцию к болезням (распаду). В аюрведических книгах перечисляется больше нарушений Ваты, чем Питты и Капхи вместе взятых (Вата — 80, Питта — 40, Капха — 20).
К болезням Капхи (воды или слизи) относится большинство респираторных заболеваний, простуды, грипп, астма, бронхит, опухание желез, отеки, доброкачественные опухоли. Основными признаками нарушений Капхи являются избыток влаги, чрезмерный рост тканей и холод.
К болезням Питты (огня или желчи) относится большинство инфекционных заболеваний и лихорадочных состояний, расстройства печени, повышенная кислотность, язвы, нарывы, кожные сыпи. Основные признаки нарушений Питты — жар, покраснение и маслянистость.
К болезням Ваты (воздуха или ветра) относится большинство нервных расстройств, бессонница, тремор, эпилепсия, паралич, артрит. Основные признаки нарушений Ваты — сухость, холод, расстройство двигательных функций и истощение тканей.
Болезни Капхи характеризуются прежде всего наличием слизи или мокроты; болезни Питты — лихорадочными состояниями или ощущением жжения; болезни Ваты — болями.
Вообще, все болезни можно разделить на болезни Ваты, Питты и Капхи в соответствии с преобладающими при заболевании признаками той или иной доши. Однако одна и та же болезнь может быть вызвана различными дошами либо их сочетаниями. Обычная простуда в большинстве случаев имеет природу Капхи, и основные ее симптомы — слизь и застойные явления. Иногда простуда может иметь природу Питты: при этом сопровождающие ее лихорадочные состояния и боли в горле бывают более сильными. Любое заболевание может протекать по-разному, но лечение всегда должно следовать одним и тем же принципам, то есть основываться на том, увеличение какой из дош вызвало болезнь.
Именно такому подходу мы следуем в данной книге. Вначале описывается общая природа заболевания, которая может быть соотнесена с одной из дош, а, затем излагаются варианты течения этого заболевания, соответствующие всем остальным дошам.