Детский церебральный паралич

Детский церебральный паралич (ДЦП) – не прогрессирующее поражение центральной нервной системы, недоразвитие головного мозга, которое проявляется двигательными нарушениями (параличами, подергиваниями, нарушением речи), нарушением равновесия, возможно интеллектуальными расстройствами, эпилепсией.

Детский церебральный паралич – не отдельное заболевание, а множество синдромов, возникающих по разным причинам.

Главной общей чертой у них является поражение мозга и, как следствие, нарушение способности двигаться.

Важной особенностью ДЦП считают появление симптомов у детей первых лет жизни, когда основные функции мозга только формируются.

Например, у подростка после травмы может возникнуть повреждение мозга и двигательные нарушения, но такое состояние не подойдет под критерии ДЦП.

При подозрении на поражение мозга требуются специальные методы:

· УЗИ головного мозга (имеет диагностическую ценность только в сочетании с жалобами и симптомами у ребенка)

· ЭЭГ (электроэнцефалография) – при возникновении судорог

· КТ и МРТ при необходимости.

Этими методами можно обнаружить гидроцефалию, кисты, очаги кровоизлияний или опухоли в головном мозге. В результате врач может поставить диагноз: энцефалопатия, то есть патология мозга. Именно она является предпосылкой для развития ДЦП.

Но, к сожалению, термин энцефалопатия очень часто применяется необоснованно. Нельзя забывать, что у детей первых 6 месяцев жизни возможна повышенная возбудимость, легкий тремор подбородка и ручек, повышенный тонус конечностей. Все это является индивидуальной особенностью, не требует лечения и проходит с появлением у малыша ползанья и ходьбы. Поэтому важно найти квалифицированного педиатра, способного отличить физиологический тонус мышц от первых признаков детского церебрального паралича.

Хотя уже с первых дней часто присутствует ДЦП, у новорожденных симптомы болезни заметить бывает трудно. Движения ребенка ограничены, а большую часть суток он проводит во сне. Только самые тяжелые формы болезни можно определить на столь раннем этапе. В возрасте 3-4 месяцев у здоровых детей пропадают некоторые детские рефлексы, что дает им возможность развиваться и обретать новые навыки. У детей с ДЦП эти рефлексы сохраняются, препятствую дальнейшему двигательному развитию. На этом этапе можно предположить риск развития болезни с большей вероятностью.

Ребенок чаще вялый, не глотает, не сосёт, нет спонтанных движений в 3-4 месяца у здоровых детей исчезают рефлексы: Моро - раскидывание ручек при поднятии и резком опускании туловища вниз Ползанья - ребенок пытается ползти при подпирании пяточек рукой Рефлекторной ходьбы - при поддержке ребёнка в вертикальном чуть наклонном положении он перебирает ножками. Все эти рефлексы детские в более старшем возрасте они мешают получению новых навыков, что и происходит при ДЦП.

Родителей должно насторожить, если после 4-6 месяцев малыш очень возбудим или вял, не укладывается по срокам приобретения навыков, сидит и стоит несимметрично, щадя половину тела или ноги. В возрасте от года родители могут заметить непроизвольные движения у ребёнка. Более подробно о том, какие навыки должны появляться у малыша в каждом месяце и при ДЦП симптомы до года дают о себе знать почти в 100% случаев.

Лечение детей с ДЦП определяет специалист, так как нужно учесть многие факторы: форму церебрального паралича, его тяжесть, сохранность других навыков, уровень интеллектуального развития, возраст ребенка и сопутствующие заболевания.

Основными причинами повреждения центральной нервной системы (ЦНС) являются:

— гипоксия,

— кислородное голодание различной природы

— внутричерепная родовая травма,

— внутриутробные инфекции,

— гемолитическая болезнь новорожденных,

— пороки развития головного и спинного мозга,

— наследственно обусловленные нарушения обмена веществ,

— хромосомная патология.

Гипоксия занимает первое место среди причин повреждения ЦНС, в таких случаях врачи говорят о гипоксически-ишемическом поражении ЦНС у новорожденных.

Выделяют пять типов двигательных нарушений:

— спастичность – повышение мышечного тонуса, выраженность которого уменьшается при повторных движениях;

— атетоз – постоянные непроизвольные движения;

— ригидность – плотные, напряженные мышцы, оказывающие постоянное сопротивлением пассивным движениям;

— атаксия – нарушение равновесия с частыми падениями;

— тремор (дрожание) конечностей.

Примерно в 85% случаев отмечается спастический или атетоидный тип нарушений.

По локализации симптоматики выделяют четыре формы:

— моноплегическую (с вовлечением одной конечности),

— гемиплегическую (с частичным или полным вовлечением обеих конечностей на одной стороне тела),

— диплегическую (с вовлечением либо обеих верхних, либо обеих нижних конечностей),

— квадриплегическую (с частичным или полным вовлечением всех четырех конечностей).

Задачи лечения:

· Стимулировать ребенка к появлению навыков самообслуживания, передвижения и правильных движений всего тела.

· Не допустить появление неправильных поз, контрактур и искривления позвоночника.

· Создать условия для полноценного развития речи и формирования психоэмоциональной деятельности.

Четкой лечебной программы, которая подходила бы абсолютно всем детям не существует, так как болезнь проходит довольно индивидуально.

Применяется:

— Массаж

— лечебная гимнастика

— лечение в барокамере

— лечебное плаванье

— логопедическая работа

— нейро и психокоррекция

— рефлексотерапия

Наши рекомендации