Детский церебральный паралич
Детский церебральный паралич (ДЦП) – не прогрессирующее поражение центральной нервной системы, недоразвитие головного мозга, которое проявляется двигательными нарушениями (параличами, подергиваниями, нарушением речи), нарушением равновесия, возможно интеллектуальными расстройствами, эпилепсией.
Детский церебральный паралич – не отдельное заболевание, а множество синдромов, возникающих по разным причинам.
Главной общей чертой у них является поражение мозга и, как следствие, нарушение способности двигаться.
Важной особенностью ДЦП считают появление симптомов у детей первых лет жизни, когда основные функции мозга только формируются.
Например, у подростка после травмы может возникнуть повреждение мозга и двигательные нарушения, но такое состояние не подойдет под критерии ДЦП.
При подозрении на поражение мозга требуются специальные методы:
· УЗИ головного мозга (имеет диагностическую ценность только в сочетании с жалобами и симптомами у ребенка)
· ЭЭГ (электроэнцефалография) – при возникновении судорог
· КТ и МРТ при необходимости.
Этими методами можно обнаружить гидроцефалию, кисты, очаги кровоизлияний или опухоли в головном мозге. В результате врач может поставить диагноз: энцефалопатия, то есть патология мозга. Именно она является предпосылкой для развития ДЦП.
Но, к сожалению, термин энцефалопатия очень часто применяется необоснованно. Нельзя забывать, что у детей первых 6 месяцев жизни возможна повышенная возбудимость, легкий тремор подбородка и ручек, повышенный тонус конечностей. Все это является индивидуальной особенностью, не требует лечения и проходит с появлением у малыша ползанья и ходьбы. Поэтому важно найти квалифицированного педиатра, способного отличить физиологический тонус мышц от первых признаков детского церебрального паралича.
Хотя уже с первых дней часто присутствует ДЦП, у новорожденных симптомы болезни заметить бывает трудно. Движения ребенка ограничены, а большую часть суток он проводит во сне. Только самые тяжелые формы болезни можно определить на столь раннем этапе. В возрасте 3-4 месяцев у здоровых детей пропадают некоторые детские рефлексы, что дает им возможность развиваться и обретать новые навыки. У детей с ДЦП эти рефлексы сохраняются, препятствую дальнейшему двигательному развитию. На этом этапе можно предположить риск развития болезни с большей вероятностью.
Ребенок чаще вялый, не глотает, не сосёт, нет спонтанных движений в 3-4 месяца у здоровых детей исчезают рефлексы: Моро - раскидывание ручек при поднятии и резком опускании туловища вниз Ползанья - ребенок пытается ползти при подпирании пяточек рукой Рефлекторной ходьбы - при поддержке ребёнка в вертикальном чуть наклонном положении он перебирает ножками. Все эти рефлексы детские в более старшем возрасте они мешают получению новых навыков, что и происходит при ДЦП.
Родителей должно насторожить, если после 4-6 месяцев малыш очень возбудим или вял, не укладывается по срокам приобретения навыков, сидит и стоит несимметрично, щадя половину тела или ноги. В возрасте от года родители могут заметить непроизвольные движения у ребёнка. Более подробно о том, какие навыки должны появляться у малыша в каждом месяце и при ДЦП симптомы до года дают о себе знать почти в 100% случаев.
Лечение детей с ДЦП определяет специалист, так как нужно учесть многие факторы: форму церебрального паралича, его тяжесть, сохранность других навыков, уровень интеллектуального развития, возраст ребенка и сопутствующие заболевания.
Основными причинами повреждения центральной нервной системы (ЦНС) являются:
гипоксия,
кислородное голодание различной природы
внутричерепная родовая травма,
внутриутробные инфекции,
гемолитическая болезнь новорожденных,
пороки развития головного и спинного мозга,
наследственно обусловленные нарушения обмена веществ,
хромосомная патология.
Гипоксия занимает первое место среди причин повреждения ЦНС, в таких случаях врачи говорят о гипоксически-ишемическом поражении ЦНС у новорожденных.
Выделяют пять типов двигательных нарушений:
спастичность – повышение мышечного тонуса, выраженность которого уменьшается при повторных движениях;
атетоз – постоянные непроизвольные движения;
ригидность – плотные, напряженные мышцы, оказывающие постоянное сопротивлением пассивным движениям;
атаксия – нарушение равновесия с частыми падениями;
тремор (дрожание) конечностей.
Примерно в 85% случаев отмечается спастический или атетоидный тип нарушений.
По локализации симптоматики выделяют четыре формы:
моноплегическую (с вовлечением одной конечности),
гемиплегическую (с частичным или полным вовлечением обеих конечностей на одной стороне тела),
диплегическую (с вовлечением либо обеих верхних, либо обеих нижних конечностей),
квадриплегическую (с частичным или полным вовлечением всех четырех конечностей).
Задачи лечения:
· Стимулировать ребенка к появлению навыков самообслуживания, передвижения и правильных движений всего тела.
· Не допустить появление неправильных поз, контрактур и искривления позвоночника.
· Создать условия для полноценного развития речи и формирования психоэмоциональной деятельности.
Четкой лечебной программы, которая подходила бы абсолютно всем детям не существует, так как болезнь проходит довольно индивидуально.
Применяется:
Массаж
лечебная гимнастика
лечение в барокамере
лечебное плаванье
логопедическая работа
нейро и психокоррекция
рефлексотерапия