Особенности медицины в Российской империи.

МЕДИЦИНА НОВОГО ВРЕМЕНИ

Рекомендации к семинарским занятиям по истории медицины для

студентов 1 курса лечебного факультета и факультета подготовки специалистов для зарубежных стран высших медицинских учебных заведений

Гомель 2015

Составитель: Петрова, Н.П.

Предназначено для проведения семинарских занятий на кафедре общественного здоровья и здравоохранения с целью получения знаний, умений и навыков по истории медицины. В рекомендациях раскрыты основные вопросы развития медицины в эпоху Нового времени. Рекомендации соответствуют типовой учебной программе по дисциплине «История медицины», утвержденной Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Утверждено на заседании кафедры

протокол №_______

от «___»____________2015

для внутрикафедрального пользования

1. ТЕМА: МЕДИЦИНА В ЭПОХУ НОВОГО ВРЕМЕНИ.

ОБЩЕЕ ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ

Тема изучается в течение 2 часов, семинарское занятие состоит из 3 частей.

В первой части занятия проводится разбор и обсуждение основных вопросов темы. Во второй — обсуждение студенческих работ по изучаемой теме (рефераты). Третья часть предусматривает тестовый контроль знаний, подведение итогов занятия.

3. МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ:знание истории медицины Нового времени позволяет осмыслить значение открытий этого периода; подготовить специалиста соответствующего квалификационным требованиям по дисциплине «История медицины». Знания и умения, полученные при изучении данной темы, будут необходимы студентам при изучении развития медицинских знаний в последующие периоды.

4. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: изучить особенности, важнейшие открытия в области медицины эпохи Нового времени. Сформировать уважительное отношение к основоположникам медицинской науки.

5. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ: определить и проанализировать важнейшие открытия и достижения медицины в эпоху Нового времени. Ознакомиться с работами крупнейших учёных.

ТРЕБОВАНИЯ К ИСХОДНОМУ УРОВНЮ ЗНАНИЙ

Студент должен знать:

― источники изучения медицины периода Нового времени;

― имена великих учёных, даты важных открытий в медицине периода Нового времени.

Студент должен уметь:

определять основные черты медицины эпохи Нового времени;

работать с трудами ученых данного периода;

анализировать важнейшие открытия и достижения медицины эпохи Нового времени; подготовить реферат по теме занятия.

― использовать полученные знания при обучении на профильных кафедрах для совершенствования своей профессиональной деятельности;

Студент должен иметь навыки:

― ведения первичного поиска тематических исторических источников.

Формировать: общечеловеческие, нравственные качества медицинского работника.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИЗ СМЕЖНЫХ ДИСЦИПЛИН

1.Естественнонаучные открытия конца XVII―начала XX вв., тесно связанные с развитием медицины.

а) создание клеточной теории (М. Шлейден и Т. Шванн, 1838―1839 гг.);

б) открытие законов наследственности (Г. Мендель, 1866 г.).

в) закон сохранения массы вещества (труды М.В. Ломоносова, 1756 г.);

г) открытие рентгеновского излучения (труды В.К. Рентгена, 1895 г.);

д) открытие периодического закона химических элементов и создание периодической системы элементов (Д.И. Менделеев, 1869 г.).

2. Социальный прогресс эпохи Нового времени и его влияние на развитие медицины.

ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ

1.Разработка вопросов физиологии кровообращения, дыхания, пищеварения, нервной системы втрудах А.Галлера, Л.Гальвани, И.Прохаска, Ф.Мажанди, И.Мюллера, К.Бернара, Э.Дюбуа-Реймона, Г.Гельмгольца, А.М.Филомафитского, Е.О.Мухина, И.М.Сеченова, И.П.Павлова, Н.Е.Введенского.

2. Особенности медицины в Российской империи. Формы организации медицинской помощи (земская, городская, фабрично-страховая). Аптекарский приказ, его функции, участие в нем белорусских врачей. Местные органы медицинской администрации (уездный лекарь, губернские врачебные управы). Приказы общественного призрения. Зарождение «приказной» медицины.

УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ

Хронологические рамки периода Нового времени — между второй половиной XVII и началом XX в. От начала английской буржуазной революции 1640 г. (развитие новых экономических отношений) до окончания 1-й мировой войны 1918 г. (заканчивается территориальное разделение мира). Переход от феодального способа производства к капиталистическому.

Характерной чертой Новой истории явилось развитие колониальной экспансии и создание колониальной системы.

Новое время для Беларуси и России — это отмена крепостного права (1861), земская реформа (1864), городская реформа (1870), октябрьская революция (1917).

1.Разработка вопросов физиологии кровообращения, дыхания,пищеварения, нервной системы втрудах А.Галлера, Л.Гальвани, И.Прохаска,Ф.Мажанди, И.Мюллера, К.Бернара, Э.Дюбуа-Реймона, Г.Гельмгольца,А.М.Филомафитского, Е.О.Мухина, И.М.Сеченова, И.П.Павлова,Н.Е.Введенского.

Физиология (греч. physiologia; от physis — природа и logos — учение) — одна из древнейших естественных наук. Она изучает жизнедеятельность целого организма, его частей, систем, органов и клеток в тесной взаимосвязи с окружающей природой.

В XVIII в. большую роль в развитии физиологии сыграл швейцарский естествоиспытатель, врач и поэт АльбрехтГаллер (1708―1777 гг.). Он пытался уяснить сущность процесса дыхания в легких, установил три свойства мышечных волокон (упругость, сократимость и раздражимость), определил зависимость силы сокращения от величины стимула и тем самым развил представления Декарта о рефлексе. Галлер первым заметил, что сердце сокращается автономно под действием силы, которая находится в самом сердце.

Важным достижением физиологии XVIII в. стало открытие итальянского анатома и физиолога Луиджи Гальвани (1737―1798 гг.), который впервые обнаружил биоэлектрические явления в живых организмах, так называемое «животное электричество» (1791 г.), что положило начало будущей электрофизиологии.

Французский физиолог Франсуа Мажанди (1783―1855 гг.), один из основоположников физиологии и экспериментальной медицины. Он доказал раздельное существование чувствительных (задние корешки) и двигательных (передние корешки спинного мозга) нервных волокон (1822 г.), что доказало соответствие между структурой и функцией (закон Бэла — Мажанди).

Видное место среди основоположников физиологии и экспериментальной медицины занимает немецкий естествоиспытатель Иоганнес Мюллер (1801―1858 гг.). Ему принадлежат фундаментальные исследования и открытия в области физиологии органов чувств. В 1833 г. он сформулировал основные положения учения о рефлекторной деятельности спинного мозга, получившей продолжение и блистательное развитие в трудах И.М. Сеченова и И.П. Павлова.

Развивая экспериментальную физиологию, И.Мюллер создал уникальную по количеству последователей и их вкладу в науку научную школу. В его лаборатории работали российские ученые A.M. Филомафитский, И.М. Сеченов и многие другие.

Ученик Мюллера, немецкий врач, физиолог, физик и математик Герман Гельмголъц (1821―1894 гг.) сделал крупные открытия в физиологии зрения («Физиологическая оптика», 1856 г.) и акустики («Учение о звуковых ощущениях как физиологическая основа акустики», 1863 г.), заложил основы физиологии возбудимых тканей, изучал процессы сокращения мышц (явление тетануса, 1854 г.) и впервые измерил скорость проведения возбуждения по нерву лягушки (30―100 м/с), а также создал ряд физиологических приборов (офтальмоскоп для исследования дна живого глаза и офтальмометр, позволивший измерить преломление лучей в глазу).

Другой ученик Мюллера — немецкий физиолог Эмиль Дюбуа–Реймон (1818―1896 гг.) стал основоположником нервно-мышечной физиологии и электрофизиологии. Он разработал новые методы электрофизиологического эксперимента и открыл законы раздражения и явления электротона (1848 г.). Выдающийся французский физиолог Клод Бернар (1813―1878 гг.) детально изучал физиологические механизмы сокоотделения и значение переваривающих свойств слюны, желудочного сока и секрета поджелудочной железы для здорового и больного организма, заложив, таким образом, основы экспериментальной патологии и экспериментальной терапии. Он создал теорию сахарного мочеизнурения (высшая премия Французской Академии наук, 1853 г.), занимался исследованием нервной регуляции кровообращения, выдвинул концепцию о постоянстве внутренней среды организма (1857 г.).

Клод Бернар (1813 —1878 гг.) — французский физиолог. Изучал физиологические механизмы сокоотделения и значение переваривающих свойств слюны, желудочного сока и секрета поджелудочной железы для здорового и больного организма, заложив, таким образом, основы экспериментальной патологии и экспериментальной терапии. Создал теорию сахарного мочеизнурения, занимался исследованием нервной регуляции кровообращения, выдвинул концепцию о постоянстве внутренней среды организма (1857).

В середине XIX в. развитие физиологии было тесно связано с принципиальной важности открытиями и обобщениями в области физики, химии и биологии. На их основе были разработаны новые методы и прием физиологического эксперимента.

Разработка вопросов физиологии дыхания, пищеварения, сердечно–сосудистой системы, нервной деятельности в трудах A.M. Филомафитского, Е.О. Мухина, И.М. Сеченова, И.П. Павлова, Н.Е. Введенского.

В России создание основ материалистического направления в физиологии, прежде всего, связано с деятельностью Алексея Матвеевича Филомафитского (1807―1849 гг.) — основоположника московской физиологической школы. В 1833 году он защитил диссертацию «О дыхании птиц» на степень доктора медицины. В 1835 году А. М. Филомафитский стал профессором Московского университета, а в 1836 создал учебник «Физиология, изданная для руководства своих слушателей» первый отечественный учебник физиологии. Он был одним из пионеров экспериментального метода в российской физиологии и медицине. Вместе с Н.И. Пироговым он разрабатывал метод внутреннего наркоза, изучал вопросы физиологии дыхания, пищеварения, переливания крови («Тракт о переливании крови», 1848 г.); создал аппараты для переливания крови, маску для эфирного наркоза.

Иван Михайлович Сеченов (1829―1905 гг.) — великий русский ученый, отец русской физиологии, основатель русской физиологической школы, основоположник учения о рефлексах головного мозга и научной психологии.

В 1856 г. он с отличием окончил медицинский факультет Московского университета. В разные годы он заведовал кафедрами физиологии в университетах Одессы, Петербурга и Москвы. Его работы по физиологии дыхания и крови, газообмену, растворению газов в жидкостях и обмену энергии заложили основы будущей авиационной, а затем и космической физиологии.

Рефлекторная теория является одной из основных теоретических концепций физиологии и медицины. Самой замечательной областью его исследований является физиология центральной нервной системы. До Сеченова рефлекторный принцип применялся лишь к деятельности спинного мозга.

И.М. Сеченов впервые распространил рефлекторный принцип на деятельность головного мозга. В 1862 г. в экспериментах на лягушках, с послойной перерезкой и раздражением центров головного мозга кристалликами поваренной соли он показал, что в зрительных буграх и продолговатом мозге имеются механизмы, активно задерживающие рефлекторные движения. Таким образом, он открыл центральное (сеченовское) торможение и впервые продемонстрировал, что наряду с процессом возбуждения в центральной нервной системе существует другой активный процесс — торможение, без которого немыслима интегративная деятельность центральной нервной системы.

Продолжая эксперименты, Сеченов пришел к выводу о «родстве психических явлений с так называемыми нервными процессами, актами чисто соматическими» (по способу их рефлекторного происхождения). Сеченов выдвинул идею о рефлекторной основе психической деятельности и впервые предложил подойти к изучению психических процессов с помощью физиологических методов.

Труд «Рефлексы головного мозга» (1863 г.).

И.М. Сеченов сформулировал также одно из важнейших материалистических положений физиологии — концепцию о единстве организма и внешней среды: «Среда, в которой существует животное, оказывается фактором, определяющим организацию. Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него».

Николай Евгеньевич Введенский (1852―1922 гг.) — внес значительный вклад в развитие физиологии возбудимых тканей и нервной системы в целом. В 1887 г. он защитил докторскую диссертацию «О соотношении между раздражением и возбуждением при тетанусе». Используя телефонный аппарат, он впервые прослушал ритмическое возбуждение в нерве (1884 г.). Изучая явления тетануса, показал способность мионеврального синапса трансформировать импульсы и на этой основе открыл явления оптимума и пессимума раздражения (1886 г.). Введенский ввел понятие лабильности и создал учение о парабиозе, которое изложено в его монографии «Возбуждение, торможение и наркоз» (1901 г.).

Иван Петрович Павлов (1849―1936 гг.) — великий русский ученый, создатель учения о высшей нервной деятельности, новатор экспериментальных методов исследования поведения животных (физиологии больших полушарий головного мозга), основатель крупнейшей физиологической школы. В 1870 г. окончил Рязанское духовное училище и Рязанскую духовную семинарию. В 1870 г. он поступил в Императорский Санкт-Петербургский университет — сначала на юридический факультет, потом перешел на физико-математический.

И.П.Павлов изучал нервы, регулирующие работу сердца. Затем, сделав заключение о возможности подобных механизмов регуляции и для других внутренних органов, заинтересовался нервной регуляцией пищеварения, и в частности, поджелудочной железы. В 1876 г. он поступил на третий курс Медико-хирургической академии (МХА). Выполнил свою диссертацию «Центробежные нервы сердца» на степень доктора медицины (1883 г.) и начал исследования по физиологии пищеварения.

В 1890 г. И. П. Павлов был избран профессором кафедры фармакологии, а с 1895 г. ― кафедры физиологии Военно-медицинской академии.

И.П. Павлов ввел в практику физиологических исследований метод хронического эксперимента, благодаря которому стало возможным изучение процессов пищеварения на целостном, практически здоровом животном.

Более того, он разработал несколько оригинальных хирургических операций для подготовки животных к хроническому эксперименту — эзофаготомии с выведением пищевода на поверхность кожи (метод мнимого кормления), операцию изолированного «малого желудочка», разного рода фистул (желудка, пищевода и слюнного протока). В результате в хроническом эксперименте Павлов изучал функции целостного организма и здорового животного, находящегося в естественных условиях.

Изучая пищеварительную секрецию и поведение животных в хроническом эксперименте, Павлов выявил рефлексы нового типа, которые формируются и закрепляются при определенных условиях окружающей среды. Он назвал их условными (1901) в отличие от уже известных прирожденных рефлексов, которые имеются от рождения у всех животных данного вида (их Павлов назвал безусловными).

В 1897 г. вышли в свет его «Лекции о работе главных пищеварительных желез».

В 1897 г. вышла в свет монография Павлова «Лекции о работе главных пищеварительных желез», в которой он обобщил свои исследования и работы своих сотрудников по физиологии пищеварения.

И.П. Павлов был удостоен Нобелевской премии в 1904 г. «за работу по физиологии пищеварения, благодаря которой было сформировано более ясное понимание жизненно важных аспектов этого вопроса».

Ефрем Осипович Мухин (1766―1859 гг.) — анатом и физиолог, хирург, гигиенист и судебный медик.

Будучи профессором Московской Медико-хирургической академии (1795―816 гг.) и медицинского факультета Московского университета (1813―1835 гг.), Е.О. Мухин признавал ведущую роль нервной системы в жизнедеятельности организма и возникновении многих заболеваний.

Иустин Евдокимович Дядьковский (1784— 1841 гг.). Развивал идеи о ведущей роли нервной системы в норме и патологии, о единстве организма и окружающей природы.

Особенности медицины в Российской империи.

Созданная Петром I (1682-1725 гг.) Российская империя стала великой европейской державой. Преобразования Петра I существенно способствовали развитию медицинского дела и становлению образования в России.

У Петра 1 был огромный интерес к медицине. находясь в Голландии, он принимал у себя А. ван Левенгука; в Лейданском университете слушал Г. Бурхаве; в Англии побывал в Оксфордском университете беседовал с И.Ньютоном.

Знакомство Петра 1с работами Ф.Рюйша оказали влияние на развитие в России анатомии.

Петр I учредил в Москве в 1699 г. курс лекций для бояр по анатомии с демонстрациями на трупах.

В начале XVIII века в российской армии служили главным образом приглашенные в Россию врачи-иностранцы. В стране ощущалась острая нехватка отечественных врачей (докторов медицины) и лекарей. Существовало два пути решения этой проблемы: направлении россиян за рубеж для получения высшего образования и создание медицинских учебных заведений в России.

Экономическое и политическое развитие России требовало подготовки национальных кадров медиков внутри страны. Существовавшая до 1714 г. Лекарская школа при Аптекарском приказе (открытая в 1654 г.) высшим учебным заведением не являлась и врачей не готовила, - она была создана для подготовки лекарей.

Первая в России Госпитальная школа была основана Петром I в 1707 г. при « Московском непременном госпитале», в 1757 г. стал военным лечебным учреждением и был переименован в Генеральный сухопутный Московский госпиталь (ныне Центральный военный госпиталь имени Н. Н. Бурденко). В ней производили вскрытия , при которых часто присутствовал царь.

В 1717 году Петр купил коллекцию анатомических препаратов Ф.Рюйша, что положило начало создания первого русского музея – Кунсткамеры.

Первый перевод анатомического трактата на славянский язык выполнил в 1658 году монах Епифаний Славинецкий(«Врачевская анатомия»).

Направление россиян за рубеж для получения высшего медицинского обра­зования в передовых университетах Западной Европы (главным образом, в Падую и Лейден) имело место уже в XVII в., в 1692 г. Петр I направил в Падую Петра Васильевича Посникова (1676 —1716 гг.) выпускника Московской Славяно-греко- латинской академии (1691 г.). П. В. Посников защитил диссертацию на степень доктора медицины «Признаки, указывающие на возникновение гнилостных лихорадок» и получил «дохтурский градус». Он стал первым русским врачом, зачисленным в Аптекарский приказ (1701 г.). В 1702 г. возвратился в Россию с докторским дипломом другой уроженец Москвы – Иван (Йоганн) Л. Блюментрост (1676-1756 гг.).

В начале 18 века был переведен на русский язык анатомический атлас Готфрида Бидлоо.

Николай Ламбертович Бидлоо (1670–1735) – уроженец Амстердама, закончил Лейденский университет, племянник Г.Бидлоо. В 1707 г. Бидлоо возглавил первую в России госпитальную школу, открытую в Москве. Составил труд на латинском языке: ««Наставление для изучающих хирургию в анатомическом театре».

Первый отечественный атлас анатомии «Словник, или иллюстрированный указатель всех частей человеческого тела» на латинском языке составил в 1744 г. первый русским главный врач Московского госпиталя Мартын Иванович Шеин (1712 – 1762).В госпитальной школе он преподавал хирургию. Он же в 1757 г. впер­вые перевел на русский язык «Сокращенную анатомию, все дело анатомичес­кое кратко в себе заключающую» Лаврентия Гейстера, которая стала первым в России практическим руководством по анато­мии на русском языке. М.И.Шеин заложил основы русской научной медицинской термино­логии, которая до него не существовала.

В 1762 г. Московскую госпитальную школу впервые возглавил русский доктор медицины – Константин Иванович Щепин (1728 – 1770),выпускник Лейденского университета. К.И. Щепин - первый русский по национальности профессор анатомии, начавший преподавание анатомии и хирургии на русском языке в Москве и Петербурге; в 1764 г. он кратко изложил на русском языке основы анатомии в работе «Об анатомии вообще».

Алексей Протасьевич Протасов (1724— 1796 гг.) — первый русский анатом-академик (Петербургской Академии наук, 1771 г.), ученик М. В.Ломоносова. Он сделал перевод анатомического атласа И. Д. Пре-слера «...Анатомия живописцев», который явился первой печатной книгой анатомии на русском языке. Принял участие в составлении «Словаря Академии Рос­сийской» (толкование анатомических терминов).

Нестор Максимович Максимович-Амбодик (1744-1812). Впервые в России создал «Анатомико-физиологический словарь» (1783 г.).

Петр Андреевич Загорский (1764—1846 гг.) создал первое в России оригинальное отече­ственное руководство по анатомии «Сокращенная анатомия...» в двух книгах (1802).

Семен Герасимович Зыбелин (1735—1802 гг.) — первый русский профессор Московс­кого университета.

Ефим Осипович Мухин (1766—1850 гг.)— автор «Курса анатомии».

Илья Васильевич Буяльский (1798 — 1866 гг.). В 1828 г. опубликовал «Анатомико-хирургические табли­цы». Разработал методы бальзамирования трупов, предложил новые способы изготовления тонких коррозионных анатомических препаратов.

Наивысший расцвет хирургической анатомии связан с деятельностью Николая Ивановича Пирогова— великого анатома и хирурга, создателя топографической анатомии как самостоятельной науки, новатора методов «ледяной» анатомии и распилов замороженных трупов.

В Петербурге функциональное направление в медицине развивал Петр Францевич Лесгафт (1838―1909 гг.)— основоположник теоретической анатомии и зачинатель отечественной науки о физическом воспитании. П.Ф. Лесгафт впервые проложил мостик между анатомией и физическим воспитанием.

Петром I была открыта Академия наук, как высшее учебное заведение. При Академии предполагалось учредить академический университет в составе трёх факультетов (юридический, медицинский и философский) и академическую гимназию для подготовки будущих студентов. Первым президентом (1725-1733 гг.) Академии наук стал лейб-медик Петра I Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост .

Первым русским по национальности членом Петербургской Академии наук был Михайло Васильевич Ломоносов (1711-1765 гг.)

— гениальный ученый, энциклопедист и просветитель. Многие идеи Ломоносова на десятки лет и столетия опередили свое время. В полной мере это относится и к вопросам общественного здоровья и организации медицинского дела в Рос­сии. Он пытался показать, какой ущерб наносит России высокая детская смертность. Проект первого российского университета М. В.Ломоносов составил в 1754 г. Императорский Московский университет (ныне Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова) был учрежден 25 (12) января 1755 г. указом императрицы Елизаветы Петровны – в составе трёх факультетов: юридического, философского и медицинского.

Йоганн Фридрих Эразмуспервым начал читать лекции по анатомии, хирургии и бабичьему искусству.

Первым русским профессором медицинского факультета Московского университета стал Семён Герасимович Зыбелин (1735 – 1802 гг.). Он был первым профессором Московского университета, который начал читать лекции на русском, а не на латинском языке.

Становление гистологии в России связано с А.М.Шумлянским (1748—1795 гг). В своей работе «О строении почек» он показал, что «мальпигиевы тельца» не железы, а клубочки капилляров, уточнил связь между ними и мочевыводящими трубками и, применив оригинальную методику инъекции сосудов почки изучил ее строение и связь между ос­новными элементами.

Первый курс гистологии в России читал эмбриолог Карл Бэр, который заведовал кафедрой сравни­тельной анатомии и физиологии в Медико-хирургической академии в Петер­бурге. С 1852 г. этот предмет был выделен в самостоятельный курс, который читал Н.М.Якубович. Первые кафедры гистологии и эмбриологии в России были организованы в 1864 г. в Московском (А. И. Бабухин) и Петербургском (Ф. В. Овсянников) университетах.

Одной из важнейших биологических дисциплин стала эмбриология.

Александр Онуфриевич Ковалевский (1840—1901 гг.) — академик Петербург­ской Академии наук — доказал связь между позвоночными и беспозвоночны­ми и разработал единую теорию развития зародышевых листков для всех пред­ставителей животного мира (1874 г.), что до сих пор является основным обоб­щением эмбриологии. Илья Ильич Мечников (1845 —1916 гг.) — академик многих академий мира, лауреат Нобелевской премии (1908 г.), совместно с А. О. Ковалевским опубликовал ряд фундаментальных работ по сравнительной и эволюционной эмбриологии.

Патологическая анатомия в России в первой половине 19 века преподавалась на клинических кафедрах.

Алексей Иванович Полунин (1820—1888 гг.) — основатель первой в России патологоанатомической школы. Первая кафедра патологической анатомии в России была создана в 1849 г. в Московском университете. В 1869 создал кафедру общей патологии и первым в России начал читать самостоятельный курс общей патологии. Дал патологоанатомическое описание холеры, первый установил на основании многочисленных вскрытий излечимость лёгочного туберкулёза. Редактор и издатель (1851—59) «Московского врачебного журнала», где впервые на русском языке была опубликована «Целлюлярная патология» Р. Вирхова.

Виктор Васильевич Пашутин (1845-1901 гг.). В 1874 г. первым ввел термин «пато­логическая физиология» и фактически стал основоположником этой науки. Ему принадлежат фундамен­тальные исследования по обмену веществ (учение об авитаминозе) и газообме­ну (учение о гипоксии), голоданию, пищеварению и деятельности желез внут­ренней секреции.

Большой вклад в развитие патологической анатомии в России внесли М. Н. Никифоров (1858—1915)—автор одного из первых в стране учебников по патологической анатомии. М. М. Руднев (1823—1878)—основатель петербургской школы патологоанатомов.

Развитию микробиологического направления в России способствовали работы Ильи Ильича Мечникова (1845 —1916 гг. ),который оставил глубокий след в истории ряда медицинских специальностей: иммунологии, микробиологии, эмбриологии и созданной им геронтологии, которой он дал это название. Он открыл явление фагоцитоза, заложил основы клеточной теории иммунитета (Нобелевская пре­мия 1908 г.), сформулировал эволюционно-приспособительну теорию воспалительной реакции, открыл новый класс антител — цитотоксины (антитела к чужеродным клеткам), заложив тем самым основы теории аутоимунных процессов.

Антирабическая станция была создана В 1886 году в Одессе И.И.Мечниковым.

Первый вирус табачной мозаики был открыт в 1892 г. российским ученым Дмитрием Ивановичем Ивановским (1864—1920 гг.). Им был предложен термин «вирус» (лат. virus — яд).

Георгий Норбертович Габричевский (1860—1907 гг.) — основатель московской научной шко­лы бактериологов и первого курса микробиологии в Московском университете (1892 г.), организатор производства противодифтерийной сыворотки в Моск­ве; Даниил Кириллович Заболотный (1866—1929 гг.)— один из основополож­ников эпидемиологии и учения о природной очаговости чумы (1922 г.), орга­низатор Института эпидемиологии и микробиологии АН Украины; Николай Федорович Гамалея (1859—1949 гг.)— один из основателей первой в России бактериологической станции (Одесса, 1896 г.), инициатор профилактики бе­шенства, холеры, сыпного тифа, оспы и чумы; Лев Александрович Тарасевич (1868—1927 гг.)— основатель НИИ стандартизации и контроля медицинских и биологических препаратов; Александр Михайлович Безредка (1870—1940 гг.)— преемник Мечникова по Пастеровскому институту.

Одной из важнейших проблем медицины России XVIII в. являлись массовые эпидемии.

Как наука эпидемиология сформировалась в 19 веке.

Выдающийся вклад в борьбу с эпидемиями чумы в различных городах страны внес Данила Самойлович Самойлович (1742—1805). Получив медицинское образование в Петербурге Д.С. Самойлович признавал живую природу возбудителя заболеваний, был сторонником контагиозной теории распространения инфекции и впервые выдвинул идею о специфичности чумы.

Впервые в России он дал подробное описание клинической картины чумы, изучил условия ее распространения и патологическую анатомию чумы.

В 1803 г. он предпринял первую попытку инокуляции против чумы, используя для этого содержимое созревшего бубона больного чумой. Таким образом, он пытался найти способ прививки ослабленного заразного начала.

Труд: «Описание микроскопических, исследований о существе яду язвенного» (1792—1794).

Евграф Алексеевич Осипов (1841 —1904 гг.) — один с основоположников земской медицины и санитарной статистики.

Алексей Петрович Доброславин (1842— 1889 гг.) — первый отечественный профессор гигиены.

Федор Федорович Эрисман (1842-1915) — выдающийся российский гигиенист, один из основоположников научной гигиены в России.

Григорий Витальевич Хлопин (1863—1929 гг.) — создал научную гигиеническую школу и внес ощутимый вклад в развитие токсикологии, школьной, общей и коммунальной гигиены.

В России успешно была внедрена термометрия в клинику (1860), что было тесно связано с именем С.П. Боткина.

Первое описание перкуссии было сделано профессором Медико-хирургической академии Ф. Уденом (1754—1823). Заслуга внедрения перкуссии и аускультации в клиническую практику принадлежит П. А. Чаруковскому (1790—1842) в Петербурге и Г. И. Сокольскому (1807—1886) в Москве.

После реформ 1802— 1803 гг. в России активизировалось строительство крупных больниц, стали создаваться специализированные лечебные учреждения. Создавались они, главным образом, на благотворительные средства. В Москве была открыта больница, а в 1810 г. на средства графа Н. П. Шереметева был построен Странноприимный дом (на его территории ныне располагается НИИ скорой помощи им. Н.В.Склифасовского).

Матвей Яковлевич Мудров (1776-1831 гг.) — основоположник клинического преподавания и клинической медицыны в России. Его система клинического обследования и индивидуально подхода к больным («лечить не болезнь, а больного»). Внес ощутимый вклад в развитие военной гигиены, деонтологии, в развитие учения о единстве и целостности организма.

Григорий Антонович Захарьин (1829— 1897 гг.)— основатель крупной кли­нической школы. Разработал оригинальный метод анамнеза — расспроса больного (греч. anamnesis — воспоминание). Описал зоны расстройства чув­ствительности при заболеваниях внутренних органов, которые получили на­звание «зоны Захарьина—Геда».

Сергей Петрович Боткин (1832-1889 гг.)создал крупнейшую в России научную терапевтическую школу и положил начало функциональному клинико-экспериментальному направлению в отечественной медицине. Создал в России первую лабораторию экспериментальной медицины. Впервые выявил инфекционную природу так называемый катаральной желтухи (болезнь Боткина, 1866 г.). Ему принадлежат приоритетные идеи в области физиологии и патологии сердца и сосудов, кроветворения . Его труды: «Курс клиники внутренних болезней» и «Клинические лекции».

Василий Парменович Образ­цов (1851 — 1920 гг.)— выпускник МХА (1875), профессор (с 1902 г.) Киевско­го университета, основатель Киевской научной терапевтической школы, один из основоположников гематологии и кардиологии в России.

В. П. Образцов внес значительный вклад в развитие методов клинических иссле­дований и изучение болезней сердечно-сосудистой и пищеварительной системы В 1886 г. он разработал метод глубокой скользящей топографической (мето­дической) пальпации органов брюшной полости, получивший ми­ровое признание.

В.П.Образцов предложил также оригинальный метод непосредственной перкуссии органов грудной и брюшной полостей одним пальцем (1910 г ), что позволило более точно определять границы органов.

Лечение детских болезней издавна было связано с практикой родовспоможения развитием представлений о заразных болезнях.

В Древней Руси на протяжении столетий помощь грудным и малолетним была уделом повивальных бабок, которые использовали средства народной.

В России первые сочинения о болезнях и воспитании детей появляются в XVIII — начале XIX вв.

Основоположником научной педиатрии в России был Степан Фомич Хотовицкий (1796—1885 гг.). Став ординарным профессором, а затем заведующим кафедрой акушерства, женских и детских болезней в Медико-хирургической академии (ныне Военно-медицинская академия в Петербурге) он первым начал читать (с 1836 г.) отдельный курс детских болезней. Его труд «Педиятрика».

Развитие клиники внутренних болезней, связанное с внедрением метол перкуссии, аускультации и патологоанатомических исследований, привело созданию системы обследования ребенка, которая позволила детализировать симптоматику детских болезней.

Первая больница для детей была открыта в Париже в 1802 г. Вторая в Европе (и первая в России) специальная детская больница на 60 коек была основана в Санкт-Петербурге в 1834 г. (ныне Детская инфекци­онная больница № 18 им. Н.Ф.Филатова). В 1842 г. открылась первая Московс­кая детская больница на 100 коек — первая в мире больница для детей раннего возраста (ныне Детская клиническая больница № 13 им. Н.Ф.Филатова). Тре­тья детская больница в России — Елизаветинская клиническая больница для малолетних детей — была открыта в Петербурге в 1844 г. Ее основное отличие от всех существовавших в то время детских больниц заключалось в том, что она специализировалась на лечении детей до трехлетнего возраста.

Детские больницы содержались в основном за счет благотворительных средств и частных пожертвований — государственные субсидии были незначительными.

В этот же период организуются первые ясли и приюты для детей -прообраз детских садов.

В Московском университете первая клиника детских болезней была создана в 1866 г.

Клинико-физиологическое направление в педиатрии связано с деятельностью Н.Ф.Филатова.

Нил Федорович Филатов (1847—1902 гг.) — один из основопо-ложников российской педиатрии, создатель крупной научной школы. Он впервые выделил и описал ветряную оспу (1872 г.) и скарлатинозную краснуху (1885 г.), открыл ранний признак кори.

Женское медицинское образование в Российской империи начало развиваться в 1860-х гг.

Первой русской женщиной, принятой в зарубежный университет, была Надежда Прокофьевна Суслова (1843-1918 гг.).В 1864 г. она поступила на медицинский факультет Цюрихского университета.

Защитила диссертацию на степень доктора медицины, хирургии и акушерства. Первой женщиной, которая окончила высшее медицинское заведение в России (1868 г.) и защитила у себя на родине диссертацию на степень доктора медицины (1876 г.), была Варвара Александровна Кашеварова-Руднева (1842-1899 гг.). Она стала первой в истории России женщиной, которая получила звание «лекаря с отличием» и золотой медалью и была признана врачом наравне с мужчинами.

В 1872 г. Российское правительство приняло решение об открытии при Петербургской Медико-хирургической академии «Особого женского курса для образования ученых акушерок» (с 1876 г. – Высшие женские врачебные курсы). Это было первое высшее женское медицинское учебное заведение не только в России, но и во всей Европе.

Принимая «диплом доктора медицины и права врача», выпускники медицинских факультетов российских университетов подписывали «Факультетское обещание», которое «припечатывалось на обороте диплома». Его текст был принят в 1845 г. в связи с утверждением «Врачебного устава».

До конца XVIII в. хирургия в Европе считалась ремеслом, а не наукой. Прогресс хирургии в разных странах Европы отражал особенности их экономического и политического развития.

Развитие хирургии в России в силу сложившихся исторических традиций до середины XIX в. было тесно связано с немецкой хирургией. На русский язык переводились многие немецкие руководства и учебники хирургии.

В первой половине XIX в. ведущим центром развития хирургии в России являлась Петербургская Медико-хирургическая академия.

Преподавание в Академии было практическим: студенты производили анатомические вскрытия, наблюдали большое количество операций и сами участвовали в некоторых из них под руководством опытных хирургов.

Эра наркоза, антисептики и асептики открыла широкие перспективы неотложной хирургии. Стали возможными операции ушивания прободной язвы желудка и двенадцатиперстной кишки, оперативное лечение кишечной непроходимости и огнестрельных ранений брюшной полости. В 1884 г. были сделаны первые операции аппендэктомии в Германии и Англии.

В хирургической практике стали широко применяться инструментальные методы обследования и лечения. Хирургия вышла на принципиально новые научные рубежи. Широкое увеличение объема хирургических знаний во второй половине XIX в. обусловило выделение из хирургии самостоятельных научных дисциплин: офтальмологии, гинекологии, оториноларингологии, урологии ортопедии, а позднее — онкологии, нейрохирургии и многих других.

В Москве в эти же годы работал выдающийся русский клиницист Ефрем Осипович Мухин (1766—1859 гг.) — анатом и физиолог, хирург, гигиенист и судебный медик.

Будучи профессором Московской Медико-хирургической академии (1795 — 816 гг.) и медицинского факультета Московского университета (1813—1835 гг.), Е.О Мухин издал труды «Описание хирургических операций» (1807 г.), «Первые начала костоправной науки» (1806) и «Курс анатомии» в восьми частях (1818г.). По его инициативе в Московском университете и Медико-хирургической академии были созданы анатомические кабинеты, введено преподавание анатомии на трупах и изготовление анатомических препаратов из замороженных трупов (метод, впоследствии развитый И.В.Буяльским и Н.И.Пироговым). Первая вакцинация против оспы в России была сделана в 1801 году Е.О.Мухиным.

Илья Васильевич Буяльский (1789 —1866 гг.) разработал ряд новых хирургических операций (на верхней челюсти, кровеносных сосудах и д.р.), созданы новые хирургические ин­струменты (лопатка Буяльского для вы­деления артерий, турникет Буяльско­го, аневризматическая игла Буяльско­го) Он внес существенный вклад в ста­новление сосудистой хирургии; впер­вые в России выполнил перевязку бе­зымянной артерии. В числе первых рус­ских хирургов он применял хлороформный наркоз и крахмальную повязку при переломах.

Николай Иванович Пирогов (1810-1881)– выдающийся деятель российской и мировой медицины, хирург, педагог и общественный деятель, создатель топографической анатомии и экспериментального направления в хирургии, один из основоположников военно-полевой хирургии.

В 1841 г. Н. И. Пирогов был приглашен в Петербургскую Медико-хирургическую академию. При Академии впервые была организована кафедра госпитальной хирургии (1841 г.). За 15 лет работы в Петербурге он выполнил почти 12 тыс. вскры­тий. Труд: «Иллюстрированная топографическая анатомия распилов, проведенных в трех направлениях через замороженное человеческое тело». Велика роль Н.И.Пирогова и в решении одной из важнейших проблем хирургии — обезболивания. Н.И.Пироговым многое было совершено впервые: от создания целых наук (топографической анатомии и военно-полевой хирургии) до первой операции под ректальным наркозом (1847 г.), первой гипсовой по-вязки в полевых условиях (1854 г.) и первой идеи о костной пластике (1854 г.). В Севастополе во время Крымской кампании 1854—1856 гг., он впервые обосновал и осуществил на практике сортировку раненых на четыре группы. Первую группу составляли безнадежно больные и смертельно раненые. Они ручались заботам сестер милосердия и священникам. Ко второй относились тяжелораненые, требующие срочной операции. В тре­тью группу определялись раненые средней тяжести, которых можно было опе­рировать на следующий день. Четвертую группу составляли легкораненые.

Послеоперационные больные впервые были разделены Н.И.Пироговым на две группы: чистые и гнойные. Больные второй группы помещались в специальных гангренозных отделениях — «memento mori» («помни о смерти», лат.).

С именем Н.И. Пирогова связана первая в мире государственная организация женского ухода за ранеными на театре военных действий.

Н.И.Пирогов придавал большое значение гигиеническим мероприятиям и распространению гигиенических знаний среди населения.

Н.И.Пирагов внес значительный вклад в развитие асептики и антисептики. Применял мытье рук обеззараживающими растворами спирта, ляписа, йодной настойки.

Николай Васильевич Склифософский (1836-1904 гг.). Разработал ряд операций, многие из которых носят его имя. В травматологии он предложил оригинальный метод остеопластики – соединения костей – «русский замок», или замок Склифософского, внес существенный вклад в развитие военно-полевой хирургии. Он защитил Докторскую диссертацию «О кровяной околоматочной опухоли». Его приоритетом является полостная хирургия (желудочно-кишечного тракта и мочеполовой системы). Именем Н. В. Склифософского назван НИИ скорой помощи в Москве.

В стенах Медико-хирургической академии возникла первая русская хирургическая школа Ивана Федоровича Буша, который с 1800 г. был профессором хирургии.

Становление акушерства как самостоятельной клинической дисциплины началось во Франции на рубеже 17-18 вв.

Становление акушерского образования в России связано с именем П.З.Кандоиди (1710— 1760 гг., см. с. 388). В 50-х гг. XVIII в. он был назначен на должность архиатра — старшего врача Медицинской канцелярии. По предложению П. 3. Кондоиди, Сенат в 1754 г. издал указ «О порядочном рождении бабичьева дела в пользу общества». В 1757 г. в Москве и Петербурге были созданы «бабичьи школы».

В 1784 г. в Петербургской бабичьей школе начал преподавать Нестор Макси­мович Максимович-Амбодик (1744—1812 гг.)— первый российский профес­сор повивального искусства (1782 г.), один из основоположников научного акушерства, педиатрии и фармакогнозии в России.

Н.М. Максимович-Амбодик организовал препода­вание бабичьего дела на высоком для своего времени уровне: приобрел аку­шерский инструментарий, лекции сопровождал демонстрациями на фантоме и у постели рожениц.

Его труд «Искусство повивания или Наука о бабичьем деле» явился первым оригинальным российским руководством по акушер­ству и педиатрии. Н.М.Максимович-Амбодик впервые начал преподавание акушерства на русском языке. Одним из первых в России он применил аку­шерские щипцы.

Первым профессором акушерства в Московской Ме­дико-хирургической академии был Г. Фрезе. Первым профессором акушерства в Петербургской медико-хирургической академии стал И. Конради.

В 1790 г. кафедру повивального искусства в Московском университете воз­главил Вильгельм Михайлович Рихтер (1783—1822 гг.). После окончания меди­цинского факультета в Москве, он получил степень доктора медицины.

В.М.Рихтер открыл при Клиническом институте Московского университета Повивальный институт на три койки (в 1820 г. их число увеличилось до шести). Так на практике осуществ­лялась идея клинического преподавания акушерства в России.

Введение эфирного (1846 г.) и хлороформного (1847 г.) наркоза, начало про­филактики родильной горячки (1847 г.), а также развитие учения об антисептике и асептике открыли широкие возможности для акушерской и гинекологической практики. Все это вместе с достижениями в области морфологии и физиологии женского организма способствовало успешному развитию гинекологии и выделе­нию ее в середине XIX в. в самостоятельную медицинскую дисциплину.

В России первые гинекологические отделения были открыты в Петербурге (1842 г.) и Москве (1875 г.). Начало хирургическому направлению в российс­кой гинекологии положил Александр Александрович Китер (1813 — 1879 гг.)— ученик Н.И.Пирогова. В течение 10 лет (1848— 1858 гг.) А.А.Ки­тер руководил кафедрой акушерства с учением о женских и детских болезнях в Петербургской Медико-хирургической академии; он написал первый в Рос­сии учебник по гинекологии «Руководство к изучению женских болезней» (1858 г.) и провел первую в стране успешную чрезвлагалищную операцию удаления матки, пораженной раком (1842 г.).

Большой вклад в развитие оперативной гинекологии и оперативного акушерства внес ученик А. А. Китера Антон Яковлевич Крассовский (1821 — 1898 гг.). Он первым в России выполнил успешные операции овариотомии (овариэктомии) и удаления матки и постоянно совершенствовал технику этих oперационных вмешательств, предложил оригинальную классификацию форм узкого таз, четко разделив понятия «анатомически узкий таз» и «клинически узкий таз» и разработал показания для наложения акушерских щипцов, ограничив неоправданное применение при узком тазе.

Преподавание гинекологии как са­мостоятельной дисциплины было введено в России по инициативе Владимира Федоровича Снегирева (1847-1916 гг.).В 1889 году он создал В Московском университете первую в России гинекологическую клинику.

Наши рекомендации