Особенности медицины в Российской империи.
МЕДИЦИНА НОВОГО ВРЕМЕНИ
Рекомендации к семинарским занятиям по истории медицины для
студентов 1 курса лечебного факультета и факультета подготовки специалистов для зарубежных стран высших медицинских учебных заведений
Гомель 2015
Составитель: Петрова, Н.П.
Предназначено для проведения семинарских занятий на кафедре общественного здоровья и здравоохранения с целью получения знаний, умений и навыков по истории медицины. В рекомендациях раскрыты основные вопросы развития медицины в эпоху Нового времени. Рекомендации соответствуют типовой учебной программе по дисциплине «История медицины», утвержденной Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
Утверждено на заседании кафедры
протокол №_______
от «___»____________2015
для внутрикафедрального пользования
1. ТЕМА: МЕДИЦИНА В ЭПОХУ НОВОГО ВРЕМЕНИ.
ОБЩЕЕ ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ
Тема изучается в течение 2 часов, семинарское занятие состоит из 3 частей.
В первой части занятия проводится разбор и обсуждение основных вопросов темы. Во второй — обсуждение студенческих работ по изучаемой теме (рефераты). Третья часть предусматривает тестовый контроль знаний, подведение итогов занятия.
3. МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ:знание истории медицины Нового времени позволяет осмыслить значение открытий этого периода; подготовить специалиста соответствующего квалификационным требованиям по дисциплине «История медицины». Знания и умения, полученные при изучении данной темы, будут необходимы студентам при изучении развития медицинских знаний в последующие периоды.
4. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: изучить особенности, важнейшие открытия в области медицины эпохи Нового времени. Сформировать уважительное отношение к основоположникам медицинской науки.
5. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ: определить и проанализировать важнейшие открытия и достижения медицины в эпоху Нового времени. Ознакомиться с работами крупнейших учёных.
ТРЕБОВАНИЯ К ИСХОДНОМУ УРОВНЮ ЗНАНИЙ
Студент должен знать:
― источники изучения медицины периода Нового времени;
― имена великих учёных, даты важных открытий в медицине периода Нового времени.
Студент должен уметь:
определять основные черты медицины эпохи Нового времени;
работать с трудами ученых данного периода;
анализировать важнейшие открытия и достижения медицины эпохи Нового времени; подготовить реферат по теме занятия.
― использовать полученные знания при обучении на профильных кафедрах для совершенствования своей профессиональной деятельности;
Студент должен иметь навыки:
― ведения первичного поиска тематических исторических источников.
Формировать: общечеловеческие, нравственные качества медицинского работника.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИЗ СМЕЖНЫХ ДИСЦИПЛИН
1.Естественнонаучные открытия конца XVII―начала XX вв., тесно связанные с развитием медицины.
а) создание клеточной теории (М. Шлейден и Т. Шванн, 1838―1839 гг.);
б) открытие законов наследственности (Г. Мендель, 1866 г.).
в) закон сохранения массы вещества (труды М.В. Ломоносова, 1756 г.);
г) открытие рентгеновского излучения (труды В.К. Рентгена, 1895 г.);
д) открытие периодического закона химических элементов и создание периодической системы элементов (Д.И. Менделеев, 1869 г.).
2. Социальный прогресс эпохи Нового времени и его влияние на развитие медицины.
ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ
1.Разработка вопросов физиологии кровообращения, дыхания, пищеварения, нервной системы втрудах А.Галлера, Л.Гальвани, И.Прохаска, Ф.Мажанди, И.Мюллера, К.Бернара, Э.Дюбуа-Реймона, Г.Гельмгольца, А.М.Филомафитского, Е.О.Мухина, И.М.Сеченова, И.П.Павлова, Н.Е.Введенского.
2. Особенности медицины в Российской империи. Формы организации медицинской помощи (земская, городская, фабрично-страховая). Аптекарский приказ, его функции, участие в нем белорусских врачей. Местные органы медицинской администрации (уездный лекарь, губернские врачебные управы). Приказы общественного призрения. Зарождение «приказной» медицины.
УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ
Хронологические рамки периода Нового времени — между второй половиной XVII и началом XX в. От начала английской буржуазной революции 1640 г. (развитие новых экономических отношений) до окончания 1-й мировой войны 1918 г. (заканчивается территориальное разделение мира). Переход от феодального способа производства к капиталистическому.
Характерной чертой Новой истории явилось развитие колониальной экспансии и создание колониальной системы.
Новое время для Беларуси и России — это отмена крепостного права (1861), земская реформа (1864), городская реформа (1870), октябрьская революция (1917).
1.Разработка вопросов физиологии кровообращения, дыхания,пищеварения, нервной системы втрудах А.Галлера, Л.Гальвани, И.Прохаска,Ф.Мажанди, И.Мюллера, К.Бернара, Э.Дюбуа-Реймона, Г.Гельмгольца,А.М.Филомафитского, Е.О.Мухина, И.М.Сеченова, И.П.Павлова,Н.Е.Введенского.
Физиология (греч. physiologia; от physis — природа и logos — учение) — одна из древнейших естественных наук. Она изучает жизнедеятельность целого организма, его частей, систем, органов и клеток в тесной взаимосвязи с окружающей природой.
В XVIII в. большую роль в развитии физиологии сыграл швейцарский естествоиспытатель, врач и поэт АльбрехтГаллер (1708―1777 гг.). Он пытался уяснить сущность процесса дыхания в легких, установил три свойства мышечных волокон (упругость, сократимость и раздражимость), определил зависимость силы сокращения от величины стимула и тем самым развил представления Декарта о рефлексе. Галлер первым заметил, что сердце сокращается автономно под действием силы, которая находится в самом сердце.
Важным достижением физиологии XVIII в. стало открытие итальянского анатома и физиолога Луиджи Гальвани (1737―1798 гг.), который впервые обнаружил биоэлектрические явления в живых организмах, так называемое «животное электричество» (1791 г.), что положило начало будущей электрофизиологии.
Французский физиолог Франсуа Мажанди (1783―1855 гг.), один из основоположников физиологии и экспериментальной медицины. Он доказал раздельное существование чувствительных (задние корешки) и двигательных (передние корешки спинного мозга) нервных волокон (1822 г.), что доказало соответствие между структурой и функцией (закон Бэла — Мажанди).
Видное место среди основоположников физиологии и экспериментальной медицины занимает немецкий естествоиспытатель Иоганнес Мюллер (1801―1858 гг.). Ему принадлежат фундаментальные исследования и открытия в области физиологии органов чувств. В 1833 г. он сформулировал основные положения учения о рефлекторной деятельности спинного мозга, получившей продолжение и блистательное развитие в трудах И.М. Сеченова и И.П. Павлова.
Развивая экспериментальную физиологию, И.Мюллер создал уникальную по количеству последователей и их вкладу в науку научную школу. В его лаборатории работали российские ученые A.M. Филомафитский, И.М. Сеченов и многие другие.
Ученик Мюллера, немецкий врач, физиолог, физик и математик Герман Гельмголъц (1821―1894 гг.) сделал крупные открытия в физиологии зрения («Физиологическая оптика», 1856 г.) и акустики («Учение о звуковых ощущениях как физиологическая основа акустики», 1863 г.), заложил основы физиологии возбудимых тканей, изучал процессы сокращения мышц (явление тетануса, 1854 г.) и впервые измерил скорость проведения возбуждения по нерву лягушки (30―100 м/с), а также создал ряд физиологических приборов (офтальмоскоп для исследования дна живого глаза и офтальмометр, позволивший измерить преломление лучей в глазу).
Другой ученик Мюллера — немецкий физиолог Эмиль Дюбуа–Реймон (1818―1896 гг.) стал основоположником нервно-мышечной физиологии и электрофизиологии. Он разработал новые методы электрофизиологического эксперимента и открыл законы раздражения и явления электротона (1848 г.). Выдающийся французский физиолог Клод Бернар (1813―1878 гг.) детально изучал физиологические механизмы сокоотделения и значение переваривающих свойств слюны, желудочного сока и секрета поджелудочной железы для здорового и больного организма, заложив, таким образом, основы экспериментальной патологии и экспериментальной терапии. Он создал теорию сахарного мочеизнурения (высшая премия Французской Академии наук, 1853 г.), занимался исследованием нервной регуляции кровообращения, выдвинул концепцию о постоянстве внутренней среды организма (1857 г.).
Клод Бернар (1813 —1878 гг.) — французский физиолог. Изучал физиологические механизмы сокоотделения и значение переваривающих свойств слюны, желудочного сока и секрета поджелудочной железы для здорового и больного организма, заложив, таким образом, основы экспериментальной патологии и экспериментальной терапии. Создал теорию сахарного мочеизнурения, занимался исследованием нервной регуляции кровообращения, выдвинул концепцию о постоянстве внутренней среды организма (1857).
В середине XIX в. развитие физиологии было тесно связано с принципиальной важности открытиями и обобщениями в области физики, химии и биологии. На их основе были разработаны новые методы и прием физиологического эксперимента.
Разработка вопросов физиологии дыхания, пищеварения, сердечно–сосудистой системы, нервной деятельности в трудах A.M. Филомафитского, Е.О. Мухина, И.М. Сеченова, И.П. Павлова, Н.Е. Введенского.
В России создание основ материалистического направления в физиологии, прежде всего, связано с деятельностью Алексея Матвеевича Филомафитского (1807―1849 гг.) — основоположника московской физиологической школы. В 1833 году он защитил диссертацию «О дыхании птиц» на степень доктора медицины. В 1835 году А. М. Филомафитский стал профессором Московского университета, а в 1836 создал учебник «Физиология, изданная для руководства своих слушателей» первый отечественный учебник физиологии. Он был одним из пионеров экспериментального метода в российской физиологии и медицине. Вместе с Н.И. Пироговым он разрабатывал метод внутреннего наркоза, изучал вопросы физиологии дыхания, пищеварения, переливания крови («Тракт о переливании крови», 1848 г.); создал аппараты для переливания крови, маску для эфирного наркоза.
Иван Михайлович Сеченов (1829―1905 гг.) — великий русский ученый, отец русской физиологии, основатель русской физиологической школы, основоположник учения о рефлексах головного мозга и научной психологии.
В 1856 г. он с отличием окончил медицинский факультет Московского университета. В разные годы он заведовал кафедрами физиологии в университетах Одессы, Петербурга и Москвы. Его работы по физиологии дыхания и крови, газообмену, растворению газов в жидкостях и обмену энергии заложили основы будущей авиационной, а затем и космической физиологии.
Рефлекторная теория является одной из основных теоретических концепций физиологии и медицины. Самой замечательной областью его исследований является физиология центральной нервной системы. До Сеченова рефлекторный принцип применялся лишь к деятельности спинного мозга.
И.М. Сеченов впервые распространил рефлекторный принцип на деятельность головного мозга. В 1862 г. в экспериментах на лягушках, с послойной перерезкой и раздражением центров головного мозга кристалликами поваренной соли он показал, что в зрительных буграх и продолговатом мозге имеются механизмы, активно задерживающие рефлекторные движения. Таким образом, он открыл центральное (сеченовское) торможение и впервые продемонстрировал, что наряду с процессом возбуждения в центральной нервной системе существует другой активный процесс — торможение, без которого немыслима интегративная деятельность центральной нервной системы.
Продолжая эксперименты, Сеченов пришел к выводу о «родстве психических явлений с так называемыми нервными процессами, актами чисто соматическими» (по способу их рефлекторного происхождения). Сеченов выдвинул идею о рефлекторной основе психической деятельности и впервые предложил подойти к изучению психических процессов с помощью физиологических методов.
Труд «Рефлексы головного мозга» (1863 г.).
И.М. Сеченов сформулировал также одно из важнейших материалистических положений физиологии — концепцию о единстве организма и внешней среды: «Среда, в которой существует животное, оказывается фактором, определяющим организацию. Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него».
Николай Евгеньевич Введенский (1852―1922 гг.) — внес значительный вклад в развитие физиологии возбудимых тканей и нервной системы в целом. В 1887 г. он защитил докторскую диссертацию «О соотношении между раздражением и возбуждением при тетанусе». Используя телефонный аппарат, он впервые прослушал ритмическое возбуждение в нерве (1884 г.). Изучая явления тетануса, показал способность мионеврального синапса трансформировать импульсы и на этой основе открыл явления оптимума и пессимума раздражения (1886 г.). Введенский ввел понятие лабильности и создал учение о парабиозе, которое изложено в его монографии «Возбуждение, торможение и наркоз» (1901 г.).
Иван Петрович Павлов (1849―1936 гг.) — великий русский ученый, создатель учения о высшей нервной деятельности, новатор экспериментальных методов исследования поведения животных (физиологии больших полушарий головного мозга), основатель крупнейшей физиологической школы. В 1870 г. окончил Рязанское духовное училище и Рязанскую духовную семинарию. В 1870 г. он поступил в Императорский Санкт-Петербургский университет — сначала на юридический факультет, потом перешел на физико-математический.
И.П.Павлов изучал нервы, регулирующие работу сердца. Затем, сделав заключение о возможности подобных механизмов регуляции и для других внутренних органов, заинтересовался нервной регуляцией пищеварения, и в частности, поджелудочной железы. В 1876 г. он поступил на третий курс Медико-хирургической академии (МХА). Выполнил свою диссертацию «Центробежные нервы сердца» на степень доктора медицины (1883 г.) и начал исследования по физиологии пищеварения.
В 1890 г. И. П. Павлов был избран профессором кафедры фармакологии, а с 1895 г. ― кафедры физиологии Военно-медицинской академии.
И.П. Павлов ввел в практику физиологических исследований метод хронического эксперимента, благодаря которому стало возможным изучение процессов пищеварения на целостном, практически здоровом животном.
Более того, он разработал несколько оригинальных хирургических операций для подготовки животных к хроническому эксперименту — эзофаготомии с выведением пищевода на поверхность кожи (метод мнимого кормления), операцию изолированного «малого желудочка», разного рода фистул (желудка, пищевода и слюнного протока). В результате в хроническом эксперименте Павлов изучал функции целостного организма и здорового животного, находящегося в естественных условиях.
Изучая пищеварительную секрецию и поведение животных в хроническом эксперименте, Павлов выявил рефлексы нового типа, которые формируются и закрепляются при определенных условиях окружающей среды. Он назвал их условными (1901) в отличие от уже известных прирожденных рефлексов, которые имеются от рождения у всех животных данного вида (их Павлов назвал безусловными).
В 1897 г. вышли в свет его «Лекции о работе главных пищеварительных желез».
В 1897 г. вышла в свет монография Павлова «Лекции о работе главных пищеварительных желез», в которой он обобщил свои исследования и работы своих сотрудников по физиологии пищеварения.
И.П. Павлов был удостоен Нобелевской премии в 1904 г. «за работу по физиологии пищеварения, благодаря которой было сформировано более ясное понимание жизненно важных аспектов этого вопроса».
Ефрем Осипович Мухин (1766―1859 гг.) — анатом и физиолог, хирург, гигиенист и судебный медик.
Будучи профессором Московской Медико-хирургической академии (1795―816 гг.) и медицинского факультета Московского университета (1813―1835 гг.), Е.О. Мухин признавал ведущую роль нервной системы в жизнедеятельности организма и возникновении многих заболеваний.
Иустин Евдокимович Дядьковский (1784— 1841 гг.). Развивал идеи о ведущей роли нервной системы в норме и патологии, о единстве организма и окружающей природы.
Особенности медицины в Российской империи.
Созданная Петром I (1682-1725 гг.) Российская империя стала великой европейской державой. Преобразования Петра I существенно способствовали развитию медицинского дела и становлению образования в России.
У Петра 1 был огромный интерес к медицине. находясь в Голландии, он принимал у себя А. ван Левенгука; в Лейданском университете слушал Г. Бурхаве; в Англии побывал в Оксфордском университете беседовал с И.Ньютоном.
Знакомство Петра 1с работами Ф.Рюйша оказали влияние на развитие в России анатомии.
Петр I учредил в Москве в 1699 г. курс лекций для бояр по анатомии с демонстрациями на трупах.
В начале XVIII века в российской армии служили главным образом приглашенные в Россию врачи-иностранцы. В стране ощущалась острая нехватка отечественных врачей (докторов медицины) и лекарей. Существовало два пути решения этой проблемы: направлении россиян за рубеж для получения высшего образования и создание медицинских учебных заведений в России.
Экономическое и политическое развитие России требовало подготовки национальных кадров медиков внутри страны. Существовавшая до 1714 г. Лекарская школа при Аптекарском приказе (открытая в 1654 г.) высшим учебным заведением не являлась и врачей не готовила, - она была создана для подготовки лекарей.
Первая в России Госпитальная школа была основана Петром I в 1707 г. при « Московском непременном госпитале», в 1757 г. стал военным лечебным учреждением и был переименован в Генеральный сухопутный Московский госпиталь (ныне Центральный военный госпиталь имени Н. Н. Бурденко). В ней производили вскрытия , при которых часто присутствовал царь.
В 1717 году Петр купил коллекцию анатомических препаратов Ф.Рюйша, что положило начало создания первого русского музея – Кунсткамеры.
Первый перевод анатомического трактата на славянский язык выполнил в 1658 году монах Епифаний Славинецкий(«Врачевская анатомия»).
Направление россиян за рубеж для получения высшего медицинского образования в передовых университетах Западной Европы (главным образом, в Падую и Лейден) имело место уже в XVII в., в 1692 г. Петр I направил в Падую Петра Васильевича Посникова (1676 —1716 гг.) выпускника Московской Славяно-греко- латинской академии (1691 г.). П. В. Посников защитил диссертацию на степень доктора медицины «Признаки, указывающие на возникновение гнилостных лихорадок» и получил «дохтурский градус». Он стал первым русским врачом, зачисленным в Аптекарский приказ (1701 г.). В 1702 г. возвратился в Россию с докторским дипломом другой уроженец Москвы – Иван (Йоганн) Л. Блюментрост (1676-1756 гг.).
В начале 18 века был переведен на русский язык анатомический атлас Готфрида Бидлоо.
Николай Ламбертович Бидлоо (1670–1735) – уроженец Амстердама, закончил Лейденский университет, племянник Г.Бидлоо. В 1707 г. Бидлоо возглавил первую в России госпитальную школу, открытую в Москве. Составил труд на латинском языке: ««Наставление для изучающих хирургию в анатомическом театре».
Первый отечественный атлас анатомии «Словник, или иллюстрированный указатель всех частей человеческого тела» на латинском языке составил в 1744 г. первый русским главный врач Московского госпиталя Мартын Иванович Шеин (1712 – 1762).В госпитальной школе он преподавал хирургию. Он же в 1757 г. впервые перевел на русский язык «Сокращенную анатомию, все дело анатомическое кратко в себе заключающую» Лаврентия Гейстера, которая стала первым в России практическим руководством по анатомии на русском языке. М.И.Шеин заложил основы русской научной медицинской терминологии, которая до него не существовала.
В 1762 г. Московскую госпитальную школу впервые возглавил русский доктор медицины – Константин Иванович Щепин (1728 – 1770),выпускник Лейденского университета. К.И. Щепин - первый русский по национальности профессор анатомии, начавший преподавание анатомии и хирургии на русском языке в Москве и Петербурге; в 1764 г. он кратко изложил на русском языке основы анатомии в работе «Об анатомии вообще».
Алексей Протасьевич Протасов (1724— 1796 гг.) — первый русский анатом-академик (Петербургской Академии наук, 1771 г.), ученик М. В.Ломоносова. Он сделал перевод анатомического атласа И. Д. Пре-слера «...Анатомия живописцев», который явился первой печатной книгой анатомии на русском языке. Принял участие в составлении «Словаря Академии Российской» (толкование анатомических терминов).
Нестор Максимович Максимович-Амбодик (1744-1812). Впервые в России создал «Анатомико-физиологический словарь» (1783 г.).
Петр Андреевич Загорский (1764—1846 гг.) создал первое в России оригинальное отечественное руководство по анатомии «Сокращенная анатомия...» в двух книгах (1802).
Семен Герасимович Зыбелин (1735—1802 гг.) — первый русский профессор Московского университета.
Ефим Осипович Мухин (1766—1850 гг.)— автор «Курса анатомии».
Илья Васильевич Буяльский (1798 — 1866 гг.). В 1828 г. опубликовал «Анатомико-хирургические таблицы». Разработал методы бальзамирования трупов, предложил новые способы изготовления тонких коррозионных анатомических препаратов.
Наивысший расцвет хирургической анатомии связан с деятельностью Николая Ивановича Пирогова— великого анатома и хирурга, создателя топографической анатомии как самостоятельной науки, новатора методов «ледяной» анатомии и распилов замороженных трупов.
В Петербурге функциональное направление в медицине развивал Петр Францевич Лесгафт (1838―1909 гг.)— основоположник теоретической анатомии и зачинатель отечественной науки о физическом воспитании. П.Ф. Лесгафт впервые проложил мостик между анатомией и физическим воспитанием.
Петром I была открыта Академия наук, как высшее учебное заведение. При Академии предполагалось учредить академический университет в составе трёх факультетов (юридический, медицинский и философский) и академическую гимназию для подготовки будущих студентов. Первым президентом (1725-1733 гг.) Академии наук стал лейб-медик Петра I Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост .
Первым русским по национальности членом Петербургской Академии наук был Михайло Васильевич Ломоносов (1711-1765 гг.)
— гениальный ученый, энциклопедист и просветитель. Многие идеи Ломоносова на десятки лет и столетия опередили свое время. В полной мере это относится и к вопросам общественного здоровья и организации медицинского дела в России. Он пытался показать, какой ущерб наносит России высокая детская смертность. Проект первого российского университета М. В.Ломоносов составил в 1754 г. Императорский Московский университет (ныне Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова) был учрежден 25 (12) января 1755 г. указом императрицы Елизаветы Петровны – в составе трёх факультетов: юридического, философского и медицинского.
Йоганн Фридрих Эразмуспервым начал читать лекции по анатомии, хирургии и бабичьему искусству.
Первым русским профессором медицинского факультета Московского университета стал Семён Герасимович Зыбелин (1735 – 1802 гг.). Он был первым профессором Московского университета, который начал читать лекции на русском, а не на латинском языке.
Становление гистологии в России связано с А.М.Шумлянским (1748—1795 гг). В своей работе «О строении почек» он показал, что «мальпигиевы тельца» не железы, а клубочки капилляров, уточнил связь между ними и мочевыводящими трубками и, применив оригинальную методику инъекции сосудов почки изучил ее строение и связь между основными элементами.
Первый курс гистологии в России читал эмбриолог Карл Бэр, который заведовал кафедрой сравнительной анатомии и физиологии в Медико-хирургической академии в Петербурге. С 1852 г. этот предмет был выделен в самостоятельный курс, который читал Н.М.Якубович. Первые кафедры гистологии и эмбриологии в России были организованы в 1864 г. в Московском (А. И. Бабухин) и Петербургском (Ф. В. Овсянников) университетах.
Одной из важнейших биологических дисциплин стала эмбриология.
Александр Онуфриевич Ковалевский (1840—1901 гг.) — академик Петербургской Академии наук — доказал связь между позвоночными и беспозвоночными и разработал единую теорию развития зародышевых листков для всех представителей животного мира (1874 г.), что до сих пор является основным обобщением эмбриологии. Илья Ильич Мечников (1845 —1916 гг.) — академик многих академий мира, лауреат Нобелевской премии (1908 г.), совместно с А. О. Ковалевским опубликовал ряд фундаментальных работ по сравнительной и эволюционной эмбриологии.
Патологическая анатомия в России в первой половине 19 века преподавалась на клинических кафедрах.
Алексей Иванович Полунин (1820—1888 гг.) — основатель первой в России патологоанатомической школы. Первая кафедра патологической анатомии в России была создана в 1849 г. в Московском университете. В 1869 создал кафедру общей патологии и первым в России начал читать самостоятельный курс общей патологии. Дал патологоанатомическое описание холеры, первый установил на основании многочисленных вскрытий излечимость лёгочного туберкулёза. Редактор и издатель (1851—59) «Московского врачебного журнала», где впервые на русском языке была опубликована «Целлюлярная патология» Р. Вирхова.
Виктор Васильевич Пашутин (1845-1901 гг.). В 1874 г. первым ввел термин «патологическая физиология» и фактически стал основоположником этой науки. Ему принадлежат фундаментальные исследования по обмену веществ (учение об авитаминозе) и газообмену (учение о гипоксии), голоданию, пищеварению и деятельности желез внутренней секреции.
Большой вклад в развитие патологической анатомии в России внесли М. Н. Никифоров (1858—1915)—автор одного из первых в стране учебников по патологической анатомии. М. М. Руднев (1823—1878)—основатель петербургской школы патологоанатомов.
Развитию микробиологического направления в России способствовали работы Ильи Ильича Мечникова (1845 —1916 гг. ),который оставил глубокий след в истории ряда медицинских специальностей: иммунологии, микробиологии, эмбриологии и созданной им геронтологии, которой он дал это название. Он открыл явление фагоцитоза, заложил основы клеточной теории иммунитета (Нобелевская премия 1908 г.), сформулировал эволюционно-приспособительну теорию воспалительной реакции, открыл новый класс антител — цитотоксины (антитела к чужеродным клеткам), заложив тем самым основы теории аутоимунных процессов.
Антирабическая станция была создана В 1886 году в Одессе И.И.Мечниковым.
Первый вирус табачной мозаики был открыт в 1892 г. российским ученым Дмитрием Ивановичем Ивановским (1864—1920 гг.). Им был предложен термин «вирус» (лат. virus — яд).
Георгий Норбертович Габричевский (1860—1907 гг.) — основатель московской научной школы бактериологов и первого курса микробиологии в Московском университете (1892 г.), организатор производства противодифтерийной сыворотки в Москве; Даниил Кириллович Заболотный (1866—1929 гг.)— один из основоположников эпидемиологии и учения о природной очаговости чумы (1922 г.), организатор Института эпидемиологии и микробиологии АН Украины; Николай Федорович Гамалея (1859—1949 гг.)— один из основателей первой в России бактериологической станции (Одесса, 1896 г.), инициатор профилактики бешенства, холеры, сыпного тифа, оспы и чумы; Лев Александрович Тарасевич (1868—1927 гг.)— основатель НИИ стандартизации и контроля медицинских и биологических препаратов; Александр Михайлович Безредка (1870—1940 гг.)— преемник Мечникова по Пастеровскому институту.
Одной из важнейших проблем медицины России XVIII в. являлись массовые эпидемии.
Как наука эпидемиология сформировалась в 19 веке.
Выдающийся вклад в борьбу с эпидемиями чумы в различных городах страны внес Данила Самойлович Самойлович (1742—1805). Получив медицинское образование в Петербурге Д.С. Самойлович признавал живую природу возбудителя заболеваний, был сторонником контагиозной теории распространения инфекции и впервые выдвинул идею о специфичности чумы.
Впервые в России он дал подробное описание клинической картины чумы, изучил условия ее распространения и патологическую анатомию чумы.
В 1803 г. он предпринял первую попытку инокуляции против чумы, используя для этого содержимое созревшего бубона больного чумой. Таким образом, он пытался найти способ прививки ослабленного заразного начала.
Труд: «Описание микроскопических, исследований о существе яду язвенного» (1792—1794).
Евграф Алексеевич Осипов (1841 —1904 гг.) — один с основоположников земской медицины и санитарной статистики.
Алексей Петрович Доброславин (1842— 1889 гг.) — первый отечественный профессор гигиены.
Федор Федорович Эрисман (1842-1915) — выдающийся российский гигиенист, один из основоположников научной гигиены в России.
Григорий Витальевич Хлопин (1863—1929 гг.) — создал научную гигиеническую школу и внес ощутимый вклад в развитие токсикологии, школьной, общей и коммунальной гигиены.
В России успешно была внедрена термометрия в клинику (1860), что было тесно связано с именем С.П. Боткина.
Первое описание перкуссии было сделано профессором Медико-хирургической академии Ф. Уденом (1754—1823). Заслуга внедрения перкуссии и аускультации в клиническую практику принадлежит П. А. Чаруковскому (1790—1842) в Петербурге и Г. И. Сокольскому (1807—1886) в Москве.
После реформ 1802— 1803 гг. в России активизировалось строительство крупных больниц, стали создаваться специализированные лечебные учреждения. Создавались они, главным образом, на благотворительные средства. В Москве была открыта больница, а в 1810 г. на средства графа Н. П. Шереметева был построен Странноприимный дом (на его территории ныне располагается НИИ скорой помощи им. Н.В.Склифасовского).
Матвей Яковлевич Мудров (1776-1831 гг.) — основоположник клинического преподавания и клинической медицыны в России. Его система клинического обследования и индивидуально подхода к больным («лечить не болезнь, а больного»). Внес ощутимый вклад в развитие военной гигиены, деонтологии, в развитие учения о единстве и целостности организма.
Григорий Антонович Захарьин (1829— 1897 гг.)— основатель крупной клинической школы. Разработал оригинальный метод анамнеза — расспроса больного (греч. anamnesis — воспоминание). Описал зоны расстройства чувствительности при заболеваниях внутренних органов, которые получили название «зоны Захарьина—Геда».
Сергей Петрович Боткин (1832-1889 гг.)создал крупнейшую в России научную терапевтическую школу и положил начало функциональному клинико-экспериментальному направлению в отечественной медицине. Создал в России первую лабораторию экспериментальной медицины. Впервые выявил инфекционную природу так называемый катаральной желтухи (болезнь Боткина, 1866 г.). Ему принадлежат приоритетные идеи в области физиологии и патологии сердца и сосудов, кроветворения . Его труды: «Курс клиники внутренних болезней» и «Клинические лекции».
Василий Парменович Образцов (1851 — 1920 гг.)— выпускник МХА (1875), профессор (с 1902 г.) Киевского университета, основатель Киевской научной терапевтической школы, один из основоположников гематологии и кардиологии в России.
В. П. Образцов внес значительный вклад в развитие методов клинических исследований и изучение болезней сердечно-сосудистой и пищеварительной системы В 1886 г. он разработал метод глубокой скользящей топографической (методической) пальпации органов брюшной полости, получивший мировое признание.
В.П.Образцов предложил также оригинальный метод непосредственной перкуссии органов грудной и брюшной полостей одним пальцем (1910 г ), что позволило более точно определять границы органов.
Лечение детских болезней издавна было связано с практикой родовспоможения развитием представлений о заразных болезнях.
В Древней Руси на протяжении столетий помощь грудным и малолетним была уделом повивальных бабок, которые использовали средства народной.
В России первые сочинения о болезнях и воспитании детей появляются в XVIII — начале XIX вв.
Основоположником научной педиатрии в России был Степан Фомич Хотовицкий (1796—1885 гг.). Став ординарным профессором, а затем заведующим кафедрой акушерства, женских и детских болезней в Медико-хирургической академии (ныне Военно-медицинская академия в Петербурге) он первым начал читать (с 1836 г.) отдельный курс детских болезней. Его труд «Педиятрика».
Развитие клиники внутренних болезней, связанное с внедрением метол перкуссии, аускультации и патологоанатомических исследований, привело созданию системы обследования ребенка, которая позволила детализировать симптоматику детских болезней.
Первая больница для детей была открыта в Париже в 1802 г. Вторая в Европе (и первая в России) специальная детская больница на 60 коек была основана в Санкт-Петербурге в 1834 г. (ныне Детская инфекционная больница № 18 им. Н.Ф.Филатова). В 1842 г. открылась первая Московская детская больница на 100 коек — первая в мире больница для детей раннего возраста (ныне Детская клиническая больница № 13 им. Н.Ф.Филатова). Третья детская больница в России — Елизаветинская клиническая больница для малолетних детей — была открыта в Петербурге в 1844 г. Ее основное отличие от всех существовавших в то время детских больниц заключалось в том, что она специализировалась на лечении детей до трехлетнего возраста.
Детские больницы содержались в основном за счет благотворительных средств и частных пожертвований — государственные субсидии были незначительными.
В этот же период организуются первые ясли и приюты для детей -прообраз детских садов.
В Московском университете первая клиника детских болезней была создана в 1866 г.
Клинико-физиологическое направление в педиатрии связано с деятельностью Н.Ф.Филатова.
Нил Федорович Филатов (1847—1902 гг.) — один из основопо-ложников российской педиатрии, создатель крупной научной школы. Он впервые выделил и описал ветряную оспу (1872 г.) и скарлатинозную краснуху (1885 г.), открыл ранний признак кори.
Женское медицинское образование в Российской империи начало развиваться в 1860-х гг.
Первой русской женщиной, принятой в зарубежный университет, была Надежда Прокофьевна Суслова (1843-1918 гг.).В 1864 г. она поступила на медицинский факультет Цюрихского университета.
Защитила диссертацию на степень доктора медицины, хирургии и акушерства. Первой женщиной, которая окончила высшее медицинское заведение в России (1868 г.) и защитила у себя на родине диссертацию на степень доктора медицины (1876 г.), была Варвара Александровна Кашеварова-Руднева (1842-1899 гг.). Она стала первой в истории России женщиной, которая получила звание «лекаря с отличием» и золотой медалью и была признана врачом наравне с мужчинами.
В 1872 г. Российское правительство приняло решение об открытии при Петербургской Медико-хирургической академии «Особого женского курса для образования ученых акушерок» (с 1876 г. – Высшие женские врачебные курсы). Это было первое высшее женское медицинское учебное заведение не только в России, но и во всей Европе.
Принимая «диплом доктора медицины и права врача», выпускники медицинских факультетов российских университетов подписывали «Факультетское обещание», которое «припечатывалось на обороте диплома». Его текст был принят в 1845 г. в связи с утверждением «Врачебного устава».
До конца XVIII в. хирургия в Европе считалась ремеслом, а не наукой. Прогресс хирургии в разных странах Европы отражал особенности их экономического и политического развития.
Развитие хирургии в России в силу сложившихся исторических традиций до середины XIX в. было тесно связано с немецкой хирургией. На русский язык переводились многие немецкие руководства и учебники хирургии.
В первой половине XIX в. ведущим центром развития хирургии в России являлась Петербургская Медико-хирургическая академия.
Преподавание в Академии было практическим: студенты производили анатомические вскрытия, наблюдали большое количество операций и сами участвовали в некоторых из них под руководством опытных хирургов.
Эра наркоза, антисептики и асептики открыла широкие перспективы неотложной хирургии. Стали возможными операции ушивания прободной язвы желудка и двенадцатиперстной кишки, оперативное лечение кишечной непроходимости и огнестрельных ранений брюшной полости. В 1884 г. были сделаны первые операции аппендэктомии в Германии и Англии.
В хирургической практике стали широко применяться инструментальные методы обследования и лечения. Хирургия вышла на принципиально новые научные рубежи. Широкое увеличение объема хирургических знаний во второй половине XIX в. обусловило выделение из хирургии самостоятельных научных дисциплин: офтальмологии, гинекологии, оториноларингологии, урологии ортопедии, а позднее — онкологии, нейрохирургии и многих других.
В Москве в эти же годы работал выдающийся русский клиницист Ефрем Осипович Мухин (1766—1859 гг.) — анатом и физиолог, хирург, гигиенист и судебный медик.
Будучи профессором Московской Медико-хирургической академии (1795 — 816 гг.) и медицинского факультета Московского университета (1813—1835 гг.), Е.О Мухин издал труды «Описание хирургических операций» (1807 г.), «Первые начала костоправной науки» (1806) и «Курс анатомии» в восьми частях (1818г.). По его инициативе в Московском университете и Медико-хирургической академии были созданы анатомические кабинеты, введено преподавание анатомии на трупах и изготовление анатомических препаратов из замороженных трупов (метод, впоследствии развитый И.В.Буяльским и Н.И.Пироговым). Первая вакцинация против оспы в России была сделана в 1801 году Е.О.Мухиным.
Илья Васильевич Буяльский (1789 —1866 гг.) разработал ряд новых хирургических операций (на верхней челюсти, кровеносных сосудах и д.р.), созданы новые хирургические инструменты (лопатка Буяльского для выделения артерий, турникет Буяльского, аневризматическая игла Буяльского) Он внес существенный вклад в становление сосудистой хирургии; впервые в России выполнил перевязку безымянной артерии. В числе первых русских хирургов он применял хлороформный наркоз и крахмальную повязку при переломах.
Николай Иванович Пирогов (1810-1881)– выдающийся деятель российской и мировой медицины, хирург, педагог и общественный деятель, создатель топографической анатомии и экспериментального направления в хирургии, один из основоположников военно-полевой хирургии.
В 1841 г. Н. И. Пирогов был приглашен в Петербургскую Медико-хирургическую академию. При Академии впервые была организована кафедра госпитальной хирургии (1841 г.). За 15 лет работы в Петербурге он выполнил почти 12 тыс. вскрытий. Труд: «Иллюстрированная топографическая анатомия распилов, проведенных в трех направлениях через замороженное человеческое тело». Велика роль Н.И.Пирогова и в решении одной из важнейших проблем хирургии — обезболивания. Н.И.Пироговым многое было совершено впервые: от создания целых наук (топографической анатомии и военно-полевой хирургии) до первой операции под ректальным наркозом (1847 г.), первой гипсовой по-вязки в полевых условиях (1854 г.) и первой идеи о костной пластике (1854 г.). В Севастополе во время Крымской кампании 1854—1856 гг., он впервые обосновал и осуществил на практике сортировку раненых на четыре группы. Первую группу составляли безнадежно больные и смертельно раненые. Они ручались заботам сестер милосердия и священникам. Ко второй относились тяжелораненые, требующие срочной операции. В третью группу определялись раненые средней тяжести, которых можно было оперировать на следующий день. Четвертую группу составляли легкораненые.
Послеоперационные больные впервые были разделены Н.И.Пироговым на две группы: чистые и гнойные. Больные второй группы помещались в специальных гангренозных отделениях — «memento mori» («помни о смерти», лат.).
С именем Н.И. Пирогова связана первая в мире государственная организация женского ухода за ранеными на театре военных действий.
Н.И.Пирогов придавал большое значение гигиеническим мероприятиям и распространению гигиенических знаний среди населения.
Н.И.Пирагов внес значительный вклад в развитие асептики и антисептики. Применял мытье рук обеззараживающими растворами спирта, ляписа, йодной настойки.
Николай Васильевич Склифософский (1836-1904 гг.). Разработал ряд операций, многие из которых носят его имя. В травматологии он предложил оригинальный метод остеопластики – соединения костей – «русский замок», или замок Склифософского, внес существенный вклад в развитие военно-полевой хирургии. Он защитил Докторскую диссертацию «О кровяной околоматочной опухоли». Его приоритетом является полостная хирургия (желудочно-кишечного тракта и мочеполовой системы). Именем Н. В. Склифософского назван НИИ скорой помощи в Москве.
В стенах Медико-хирургической академии возникла первая русская хирургическая школа Ивана Федоровича Буша, который с 1800 г. был профессором хирургии.
Становление акушерства как самостоятельной клинической дисциплины началось во Франции на рубеже 17-18 вв.
Становление акушерского образования в России связано с именем П.З.Кандоиди (1710— 1760 гг., см. с. 388). В 50-х гг. XVIII в. он был назначен на должность архиатра — старшего врача Медицинской канцелярии. По предложению П. 3. Кондоиди, Сенат в 1754 г. издал указ «О порядочном рождении бабичьева дела в пользу общества». В 1757 г. в Москве и Петербурге были созданы «бабичьи школы».
В 1784 г. в Петербургской бабичьей школе начал преподавать Нестор Максимович Максимович-Амбодик (1744—1812 гг.)— первый российский профессор повивального искусства (1782 г.), один из основоположников научного акушерства, педиатрии и фармакогнозии в России.
Н.М. Максимович-Амбодик организовал преподавание бабичьего дела на высоком для своего времени уровне: приобрел акушерский инструментарий, лекции сопровождал демонстрациями на фантоме и у постели рожениц.
Его труд «Искусство повивания или Наука о бабичьем деле» явился первым оригинальным российским руководством по акушерству и педиатрии. Н.М.Максимович-Амбодик впервые начал преподавание акушерства на русском языке. Одним из первых в России он применил акушерские щипцы.
Первым профессором акушерства в Московской Медико-хирургической академии был Г. Фрезе. Первым профессором акушерства в Петербургской медико-хирургической академии стал И. Конради.
В 1790 г. кафедру повивального искусства в Московском университете возглавил Вильгельм Михайлович Рихтер (1783—1822 гг.). После окончания медицинского факультета в Москве, он получил степень доктора медицины.
В.М.Рихтер открыл при Клиническом институте Московского университета Повивальный институт на три койки (в 1820 г. их число увеличилось до шести). Так на практике осуществлялась идея клинического преподавания акушерства в России.
Введение эфирного (1846 г.) и хлороформного (1847 г.) наркоза, начало профилактики родильной горячки (1847 г.), а также развитие учения об антисептике и асептике открыли широкие возможности для акушерской и гинекологической практики. Все это вместе с достижениями в области морфологии и физиологии женского организма способствовало успешному развитию гинекологии и выделению ее в середине XIX в. в самостоятельную медицинскую дисциплину.
В России первые гинекологические отделения были открыты в Петербурге (1842 г.) и Москве (1875 г.). Начало хирургическому направлению в российской гинекологии положил Александр Александрович Китер (1813 — 1879 гг.)— ученик Н.И.Пирогова. В течение 10 лет (1848— 1858 гг.) А.А.Китер руководил кафедрой акушерства с учением о женских и детских болезнях в Петербургской Медико-хирургической академии; он написал первый в России учебник по гинекологии «Руководство к изучению женских болезней» (1858 г.) и провел первую в стране успешную чрезвлагалищную операцию удаления матки, пораженной раком (1842 г.).
Большой вклад в развитие оперативной гинекологии и оперативного акушерства внес ученик А. А. Китера Антон Яковлевич Крассовский (1821 — 1898 гг.). Он первым в России выполнил успешные операции овариотомии (овариэктомии) и удаления матки и постоянно совершенствовал технику этих oперационных вмешательств, предложил оригинальную классификацию форм узкого таз, четко разделив понятия «анатомически узкий таз» и «клинически узкий таз» и разработал показания для наложения акушерских щипцов, ограничив неоправданное применение при узком тазе.
Преподавание гинекологии как самостоятельной дисциплины было введено в России по инициативе Владимира Федоровича Снегирева (1847-1916 гг.).В 1889 году он создал В Московском университете первую в России гинекологическую клинику.