Чающие движения воды» или что такое ду май.
Quot;Чающие движения вод" или ду май.
Лобусов Егор. Журнал "Цигун", номер 3.
Введение.
В китайской традиционной схеме описания человека (на ней базируется не только китайская медицина, но и различные системы психофизиологической саморегуляции: цигун, ушу и т.д.) встречается один термин, понимание которого в наши дни связано с определёнными трудностями. Поскольку в такой строгой науке как медицина всякая, даже малейшая, неясность недопустима, необходимо сделать некоторые разъяснения.
Речь идёт о термине, который традиционными китайскими иероглифами передаётся так: 督脈 (современное написание 督脉). В нормативной транскрипции пинь инь он звучит «dū mài», русское чтение «ду май».
В русскоязычной (как написанной отечественными авторами, так и в переведённой с восточных языков) и западной литературе, рассматривающей различные вопросы китайской медицины, этому термину соответствуют несколько эквивалентов, а именно: заднесрединный канал (4)[1], Задний срединный меридиан (5), заднесрединный меридиан (3), задний срединный канал (7), сосуд управителя (10), контролирующий сосуд (6), заднесрединный меридиан (8), задняя срединная линия (9) и пр.
Поразительное разночтение! И оно никак не может способствовать ясному пониманию теории китайской медицины.
Какие же функции приписываются в многочисленной литературе тому, что называется «ду май»? Удивительно, но в большинстве своём авторы либо вовсе умалчивают об этих функциях, либо приводят только симптомы нарушения «ду май», не касаясь его нормального функционирования.
Обратимся к конкретным текстам.
Итак, функции «ду май»:
o «управитель всех ЯН-каналов, «море» всего ЯН» (4).
o «Контролирующий сосуд действует на физическую силу, главным образом спины, а так же на духовную силу, характер» (6).
o «… управляет меридианами Ян всего организма» (10).
Симптомы поражения «ду май» описываются в этих текстах следующим образом:
o «Важнейшие заболевания: опистотонус, тугоподвижность позвоночника, боли в спине, судорожные припадки (эпилепсия) у детей, заболевания головы, лихорадочные состояния, болезнь Паркинсона и т.д.» (10).
o «Патологические симптомы, связанные с меридианом: ограниченная подвижность позвоночника, при серьёзных нарушениях – спазмы спинных мышц характера столбняка либо тупая головная боль, сопровождаемая слабостью спины» (8).
o «Если недостаточность: сутулая походка; голова выдвинута вперёд; отсутствие силы; слабость характера. Если избыток: спина не сгибается; тепло в центре спины; головные боли; галлюцинации; боли в глазах; сверхвозбуждение; эпилепсия» (6).
Поскольку цигун – это неотъемлемая часть китайской традиционной медицины, то он, вместе с медициной, должен обладать общим понятийным аппаратом. Однако многочисленная литература о цигун вносит ещё больше противоречий и путаницы в рассматриваемую тему.
Для прояснения данного вопроса начнём с анализа термина «ду май», и при этом будем исходить из справедливого допущения о том, что древние анатомы, обозначая те или иные реалии человеческого тела, старались сделать это максимально точно и логично.
Вначале рассмотрим вторую часть бинома «ду май», поскольку согласно нормативам китайского языка вначале связки нескольких иероглифов идёт определение, а на последней позиции (их может быть несколько) – определяемое.
Итак, второй иероглиф «май» 脈 (современное написание 脉) состоит из двух частей, левая часть (月 – если входит в состав другого иероглифа, или 肉 - если записывается самостоятельно, в виде отдельного иероглифа) передаёт идею принадлежности к человеческому телу, а её основное значение как самостоятельного иероглифа – «мясо» (см. такие иероглифы как 肝 печень, 脾 селезёнка, 膀胱 мочевой пузырь, 胸 грудь, 腦 мозг и т.д.), правая же часть указывает на движение воды (ср. с 派 – течение). Весь же иероглиф «май» в целом обозначает определённые структуры в человеческом теле, предназначенные для движения жидкостей.
рис. 1.
Древняя форма иероглифа «сосуд» 脈. Видим – слева «мясо» (мышца с волокнами), справа – река с рукавом, в котором линиями обозначено движение вод.
В канонических медицинских текстах этим иероглифом обозначали пути движения жидкости в человеческом теле, в том числе кровеносные сосуды, хотя иногда для их описания использовался специальный иероглиф 衇, своей правой частью идентичный с описываемым. В нём левая часть («мясо» 月) заменена на «кровь» 血.)
Теперь обратимся к первому иероглифу из рассматриваемого бинома — «ду» (督). Он обозначает такие действия, как наблюдение, надзор или контроль. В его древней (пиктографической) форме мы видим изображение надзирающего глаза (нижний элемент «глаз» 目) над которым расположена действующая рука (叔)[2].
Таким образом, с учётом проведённого краткого терминологического анализа можем дать адекватный перевод термина «ду май»: «контролирующий сосуд» или «надзирающий сосуд» (это будет более точно и ближе к русскому языку, хотя и менее привычно для слуха).
Что же это за «надзирающий сосуд»?
Едва ли имеет смысл в данной небольшой статье останавливаться на рассмотрении многочисленных, а зачастую весьма сомнительных гипотез, которые, скорее будут уместны под рубрикой типа «нарочно не придумаешь».
Перейдём к ответу и доказательствам.
Собственно говоря «надзирающий сосуд» - это твёрдая мозговая оболочка (лат. dura mater) вкупе с её содержимым (головной мозг, спинной мозг, нервы, кровеносные сосуды и спинномозговая жидкость). Эта оболочка покрыта костями, на уровне головы это кости черепа, а на уровне тела – позвонки, которые нанизаны на надзирающий сосуд, словно жемчужины на нить.
Итак, во-первых, никто не будет оспаривать надзирающую (или контролирующую) роль мозга в работе всего нашего организма. Ни один из процессов, протекающих в человеческом теле, не осуществляется без его пристального внимания, однако не вся информация (а только условно около 1 %!) о происходящем в нашем организме достигает сознания (осознаётся). Тем не менее, в мозг эта информация поступает исправно в целях автоматической регуляции важнейших жизненных функций, которые не нуждаются в непосредственном контроле со стороны сознания.
Во-вторых, жидкость, которая течёт в сосуде «ду май» – это спинномозговая жидкость или лИквор (от латинского liquor – жидкость, отсюда же происходит всем известное слово «ликёр»). Немного подробнее остановимся на рассмотрении роли ликвора в нашей жизни, так как обычно даже многие профессиональные медики знают о ней весьма мало (кроме неврологов и нейрохирургов).
Ликвор продуцируется в желудочках головного мозга, откуда по особой проводящей системе поступает в пространство между мозгом и твёрдой мозговой оболочкой. Эта оболочка подобно плотному пакету облегает как головной мозг, так и спинной. Из этого пространства ликвор всасывается в разрастания венозных сосудов в области головы (ок. 75 %), а часть оттекает по рукавам твёрдой мозговой оболочки, которые образуются в местах выхода спинно-мозговых нервов (ок. 25 %). Общий объём ликвора – 300 мл, в человеческом теле за сутки его образуется около 600 мл.
Рассмотрим некоторые функции ликвора. Первая, самая очевидная – механическая. То есть при резких сотрясениях тела ликвор предохраняет мозговые структуры от повреждений. Вторая функция – питающая, так как в нём растворено множество как минеральных веществ, так и органических, в том числе различных нейроактивных пептидов, которые осуществляют тонкую регуляцию некоторых функций мозга. Также нелишним будет напомнить, что в ткани мозга нет ни лимфы, ни лимфатических сосудов. Роль лимфатической системы и лимфы выполняет именно спинно-мозговая жидкость.
Ликвор находится в постоянном движении, и в этом его течении можно выделить несколько различных типов волн. Подобно тому, как в океане, на поверхности которого мы видим и рябь от прибрежного ветра, и волны покрупнее, пришедшие издалека, волны связанные с течениями, и приливно-отливные волны (непосредственно их наблюдать мы не можем, однако точно знаем об их существовании). Кроме того в океане бывают и цунами…
Как показывают многие современные исследования, нормальная подвижность ликвора оказывает мощное влияние не только на работу мозга как такового, но и на функционирование всего организма в целом, поэтому необходимо поддерживать это движение на должном уровне.
Так какие же волны колышут море ликвора? Кстати говоря, здесь уместно будет вспомнить, что один из эпитетов «надзирающего сосуда» – именно море!
Во-первых, это движение ликвора от мест его выработки (хориоидальные сплетения в желудочках больших полушарий головного мозга) к местам всасывания из системы его циркуляции. Во-вторых, перемещение ликвора, связанное с движениями тела (перемена позы, дыхательные движения и др.), в-третьих, так называемый «первичный респираторный механизм». Его существование подтвердилось приборными методами исследования только в 90-х года прошлого века, хотя он был описан несколькими десятилетиями ранее американским врачом Вильямом Гарнером Сазерлендом, который его обнаружил пальпаторно.
«Первичный респираторный механизм» – это ритмические колебания (несколько раз в минуту) как всей ткани мозга (головного и спинного), так и его оболочек, ликвора и костей, которые окружают всю эту систему в целом. Колебания эти не связаны ни с дыхательными движениями, ни с сердечной пульсацией, а являются вполне самостоятельными. Однако для того, чтобы обнаружить этот ритм у себя или у другого человека без использования приборов, только опираясь на свои ощущения, необходимо обладать специальными навыками соматической интроспекции и определённым уровнем покоя и стабильности ясного сознания.
Итак, рассмотрим некоторые особенности «надзирающего сосуда». В традиционных схемах на нём выделяют узкие места, которые именуются «заставами» (гуань 關). Здесь движение ци затруднено и оно в своём течении должно буквально протискиваться.
Перечислим эти «заставы»: вэй-люй («хвостовая околица»), цзя-цзи («сжатый позвонок»), юй-чжэнь («нефритовая подушка»). Это три основных, но в разных традициях в дополнение к перечисленным описываются ещё несколько застав.
Первая (вэй-люй) располагается в области крестца и копчика, а ведь именно там к этим костным образованиям и прикрепляется нижняя часть твёрдой мозговой оболочки. Движения крестца и копчика передаются по всей системе «надзирающего сосуда» ду-май, влияя на общую ликвородинамику и, как следствие, оказывая фундаментальное воздействие на состояние всего человеческого организма. Вторая застава (цзя-цзи) размещается на уровне 9-го грудного позвонка, т.е. именно там, где «чулок» твёрдой мозговой оболочки имеет сужение. Третья — юй-чжэнь или «нефритовая подушка» локализуется в месте прикрепления твёрдой мозговой оболочки к черепу по периметру большого затылочного отверстия (не следует путать эту заставу с аккупунктурной точкой под таким же названием, которая имеет иное расположение!).
Мы уже выше упоминали о цигун, как о методе психофизиологической саморегуляции. Одной из основных целей этой практики является нормализация протекающих в нашем организме процессов, обретение здоровья и долголетия.
Движение ликвора — очень важный физиологический процесс, поэтому задача практикующего цигун нормализовать его течение, а это можно реализовать, сделав упомянутые «заставы» проходимыми, т.е. с помощью различных движений и типов дыхания.
Рассмотрим теперь одну известную классическую схему «внутреннего делания»[3] китайской традиции, которая именуется «Схема внутренних трактов» («Нэй цзин ту» 內經圖).
Рисунок 2. «Схема внутренних трактов».
Отметим, что здесь изображено человеческое тело, но тело не взрослого человека, если судить по пропорциям, а эмбрион (тело «нерождённого» или «у шэн» 無生) – то есть идеального состояния человека согласно даосской традиции, которая и стала питательной средой, породившей нынешний цигун.
Поскольку для подробного анализа этого изображения формат данной статьи ограничен, то мы в рамках нашей темы обратим внимание лишь на спинную часть «нерождённого», изображённого на приведённой схеме. В этой области мы видим поток, текущий от головы к копчику, и по своему ходу этот проток преодолевает несколько застав (на схеме они изображены в виде ворот), о которых мы говорили выше. Также отметим, что начало потока — в недрах горного массива, т.е. в сердцевине головного мозга (в его желудочках-пещерах, которые, кстати говоря, в китайской традиции именовались «дун фан гун», т.е. 洞房宫 или «дворцы пещерного чертога»).
Таким образом со всей очевидностью становится ясно, что такое «ду май».
Задача практикующего цигун сделать «надзирающий сосуд» проходимым для «ци». В переводе на язык современной науки это будет означать следующее: нормализовать ликвородинамику в ликворопроводящих путях.
Ощущения, от движения ликвора в «надзирающем сосуде», получаемые тренированным практикой цигун индивидом, описываются ныне широко известным термином «ци» 氣[4], который ошибочно переводят как «энергия» (понятие «энергия» в китайском языке передаётся совсем другим иероглифом!).
Напомним, движения ликвора связаны как с дыханием, так и с движениями тела, поэтому для обеспечения правильного движения «ци» в «надзирающем сосуде» практикующие цигун используют определённые дыхательные паттерны, а также статические и/или динамические упражнения.
Кстати говоря, одна из систем цигун носит название «Канон о промывании костного мозга» («Си суй цзин»). В данном случае древние китайцы как обычно были весьма конкретны и имели ввиду точные реалии нашего тела, поскольку упражнения этого комплекса (если проанализировать их с позиций биомеханики) служат именно активизации движения ликвора и промыванию - в самом буквальном смысле - нашей центральной нервной системы (т.е. головного мозга и спинного мозга).
Как правило вместе с «ду май» традиционно упоминается другой термин - «жэнь май» или «сосуд зачатия». Здесь мы не будем его рассматривать, так как эта тема блестяще освещена в статье Ахметсафина А. Н. «Сосуд зачатия» из монографии «Китайская медицина» (1) (статья доступна по этой ссылке).
Безусловно, в рамках нашей небольшой статьи затруднительно дать исчерпывающую картину, но наметить пути для самостоятельного поиска знаний возможно.
Подведём итог.
1. Древние китайцы в своих описаниях человеческого организма были удивительно точны и конкретны. Экзотические наименования не должны уводить нашу мысль в сферу фантазий. Внимательно изучая тело человека, древние традиции и их специфический язык, можно проникнуть в тайны сокровенных знаний.
2. «Ду май» – это сложная функциональная система нашего организма, состоящая из твёрдой мозговой оболочки, ликвора, спинного и головного мозга.
3. Одна из задач начинающего практика цигун – улучшить состояние «надзирающего сосуда» и движение «ци» в нём.
Практические же аспекты улучшения движения «ци» в «надзирающем сосуде» невозможно осветить в статье, их можно передать лишь при непосредственном обучении.
Литература:
1. Ахметсафин А. Н. Китайская медицина. Санкт-Петербург. 2007.
2. Белоусов П.В. Система каналов и коллатералей китайской медицины. Алматы. 2008.
3. Гаваа Лувсан. Традиционные и современные аспекты традиционной рефлексотерапии. Москва. 1990.
4. Овечкин А. М. Основы чжэнь-цзю терапии. Саранск. 1991.
5. Пишель Я.В. , Шапиро М.И., Шапиро И.И. Анатомо-клинический атлас рефлексотерапии. Москва. 1989.
6. Сулье де Моран Ж. Китайская акупунктура. Москва. 2005.
7. Тыкочинская Э.Д. Основы иглорефлексотерапии. Москва. 1979.
8. Хоанг Бао Тяу, Ла Куанг Ниеп. Иглоукалывание. Москва. 1989.
9. Чжу Лянь. Руководство по современной чжэнь-цзю терапии. Санкт-Петербург. 1992.
10. Шнорренбергер К. Учебник китайской медицины для западных врачей. Москва. 1996.
[1] Цифры в скобках здесь и далее – указание на литературный источник из списка, приведённого в конце статьи.
[2] В рамках данной статьи с учётом её формата мы сознательно опускаем некоторые детали лингво-исторического анализа иероглифов.
[3] «Нэй гун» 内功, буквально «внутренне делание» - так в древности называли то, что с 50-х годов прошлого века приобрело название «цигун».
[4] Разумеется понятие «ци» намного шире, но здесь мы говорим именно о «ци», которое движется в «надзирающем сосуде».