Задания для самоподготовки. Задание 1. Сравнительная характеристика нейролептиков.

Задание 1. Сравнительная характеристика нейролептиков.

Задания для самоподготовки. Задание 1. Сравнительная характеристика нейролептиков. - student2.ru Препараты Свойства Аминазин Тиоридазин Фторфеназин Хлорпротиксен Галоперидол Сульпирид
Купирование продуктивной симптоматики психозов            
Купирование негативной симптоматики психозов            
Экстрапирамидные нарушения            
Гиперпролактинемия              
Седативное действие              
Антидепрессивное действие            
Противорвотное действие            
Миорелаксация              
Гипотермия              
Гипотензия              
Потенцирование действия ЛС, угнетающих ЦНС            
Тахикардия              
Мидриаз, повышение ВГД            
Лейкопения              
Гепатотоксичность              
Затруднение мочеиспускания            
Фотосенсибилизация              
Ретинопатия              

«+»; «++»; «+++»; «±»- обозначение степени выраженности эффекта;

«–» - эффект отсутствует.

Задание 2. Побочные эффекты антидепрессантов.

Эффект Амитриптилин Имипрамин Мапротилин Флуоксетин Ниаламид
Сонливость, седация          
Бессонница          
Психическое возбуждение          
Сердечные аритмии          
Нарушение проводимости          
Ортостатическая гипотензия          
Затруднение мочеиспускания          
Обстипация          
Холестатическая желтуха          
Повышение ВГД          
Эректильная дисфункция          
Увеличение массы тела          
Уменьшение массы тела          
Агранулоцитоз          
Сырный синдром          
Серотониновый синдром          

Задания для самоконтроля

VI. Эффекты производных фенотиазина:

1. Ослабление или устранение продуктивной симптоматики психозов. 2. Седативный. 3. Увеличение двигательной активности. 4. Уменьшение двигательной активности. 5. Противорвотное действие. 6. Усиление действия средств для :наркоза, снотворных, наркотических анальгетиков. 7. Гипотермическое действие.

_____________________

VII. Галоперидол:

1. Производное фенотиазина. 2. Производное бутирофенона. 3. Обладает выраженным антипсихотическим свойством. 4. По седативному действию уступает аминазину. 5. Периферические эффекты выражены больше, чем у аминазина. 6. Экстрапирамидные расстройства вызывает чаще, чем аминазин.

_____________________

VIII. Какой нейролептик применяют для нейролептанальгезии:

1. Галоперидол. 2. Аминазин. 3. Хлорпротиксен. 4. Дроперидол. 5. Клозапин.

_____________________

IX. Для коррекции экстрапирамидных нарушений, вызванных нейролептиками, применяют:

1. Сибазон. 2. Фенобарбитал. 3. Карбахолин. 4. Циклодол. 5. Галантамин.

_____________________

X. Амитриптилин:

1. Угнетает МАО. 2. Угнетает нейрональный захват моноаминов в ЦНС. 3. Обладает антидепрессивной активностью. 4. Оказывает психостимулирующее действие. 5. Обладает выраженным седативным действием. 6. Блокирует М-холинорецепторы. 7. Антидепрессивный эффект развивается в течение 2-3 недель.

_____________________

XI. Имизин:

1. Угнетает МАО. 2. Угнетает нейрональный захват моноаминов в ЦНС. 3. Обладает антидепрессивной активностью. 4. Оказывает психостимулирующее действие. 5. Обладает выраженным седативным действием. 6. Блокирует М-холинорецепторы. 7. Антидепрессивный эффект развивается в течение 2-3 недель.

_____________________

XII.Побочные эффекты имизина:

1. Сухость в полости рта. 2. Нарушение аккомодации. 3. Тахикардия. 4. Сердечные аритмии. 5. Запор. 6. Понос. 7. Затруднение мочеиспускания. 8. Снижение артериального давления.

_____________________

XIII. Флуоксетин:

1. Угнетает нейрональный захват норадреналина и серотонина в ЦНС. 2. Ингибитор МАЛ. 3. Избирательно угнетает нейрональный захват серотонина. 4. Антидепрессант.

5. Не оказывает седативного действия. 6. Вызывает психостимулирующий эффект. 7. Не влияет на адренорецепторы и М-холинорецепторы.

_____________________

XIV.Моклобемид:

1. Ингибирует обратный захват моноаминов в ЦНС. 2. Ингибирует в равной степени МАО-А и МАО В. 3. Обратимо ингибирует преимущественно МАО-А.

_____________________

Ситуационные задачи

1. Фельдшеру участковой больницы необходимо успокоить больного, находя-щегося в резко возбужденном состоянии: больной бегает по приемному от-делению, бросается с кулаками на санитаров, агрессивен. Выбрать и назначить препарат для устранения психомоторного возбуждения.

____________________________________

2. Врач «Скорой помощи» был вызван к девушке С., 18 лет, в связи с тем, что она спит уже более 20 ч, ее не могут разбудить. Накануне пришла с работы расстроенная, долго плакала, приняла несколько таблеток аминазина и легла спать. При осмотре: больная в состоянии глубокого сна, рефлексы ослабле-ны, зрачки сужены, пульс 100 уд/мин, АД в лежачем положении – 80/40 мм рт.ст., при попытке посадить – 45/50 мм рт.ст. Оказать помощь пострадавшей. Объяснить тактику врача.

________________________________________________

3. Больной С., 17 лет, в течение нескольких дней жалуется на волнение, напряжение, чувство страха. В последний день отмечает дискомфорт в области сердца. Назначить препарат.

____________________________________

Выписать:

7. Средство для купирования острого психомоторного возбуждения.

8. Психотропное средство, обладающее противорвотной активностью.

9. Атипичное антипсихотическое средство.

10. Антидепрессант с выраженным седативным действием.

11. Антидепрессант, обладающий седативными и психостимулирующими свойствами.

12. Антидепрессант с психостимулирующими свойствами.

13. Средство для лечения маний.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

Тема занятия. АНКСИОЛИТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА. СЕДАТИВНЫЕ СРЕДСТВА. ПСИХОСТИМУЛИРУЮЩИЕ И ОБЩЕТОНИЗИРУЮЩИЕ СРЕДСТВА. НООТРОПНЫЕ СРЕДСТВА.

Цели занятия

Студент должен знать:

- механизм действия и фармакологические свойства транквилизаторов;

- механизм действия и фармакологические свойства общеседативных средств;

- классификацию веществ, возбуждающих ЦНС;

- особенности влияния препаратов, возбуждающих ЦНС на нейромедиаторную передачу;

- фармакологические свойства психостимуляторов, аналептиков;

- клиническое применение веществ возбуждающего типа действия.

Студент должен уметь:

- обосновать выбор препарата с учетом абсолютных и относительных противопоказаний;

- выбрать препарат в соответствующей лекарственной форме и режим дозирования с учетом возраста, соответствующей патологии и других особенностей;

- выписывать рецепты на препараты изучаемых групп.

Контрольные вопросы:

1. Классификация транквилизаторов.

2. Транквилизаторы бензодиазепинового ряда: механизм действия, фармакологические эффекты, показания к применению, побочные эффекты, сравнительная характеристика препаратов.

3. «Дневные» транквилизаторы: механизм действия, показания к применению.

4. Применение транквилизаторов в клинике внутренних болезней, стоматологии.

5. Седативные средства. Механизмы действия и фармакологические особенности. Практическое применение.

6. Ноотропные средства: механизм действия, фармакологические эффекты, применение.

7. Психостимуляторы: классификация, сравнительная характеристика препаратов (механизм действия, фармакологические эффекты, показания к применению, побочные эффекты).

8. Общетонизирующие средства: классификация, сравнительная характеристика препаратов (механизм действия, фармакологические эффекты, показания к применению, побочные эффекты).

Наши рекомендации