Вскармливание недоношенных детей
Таблица 1.
1.2 Состав женского молока (средние цифры, по данным различных авторов).
Составные части | Содержание | Составные части | Содержание | ||
Молозиво | Зрелое молоко | Молозиво | Зрелое молоко | ||
Белки ( г/л ) | 27—58 | 11—15 | Витамины: А-витаминная активность на 1 лмолока (МЕ) | 2500—3000 | |
Казеиноген | 8—10 | ||||
Лактоальбумин | — | ||||
Лактоглобулин | |||||
Иммуноглобулин | 3—4 | ||||
Жиры ( г/л ) | 29—40 | 35—38 | В 1 ( г/л ) | 0,00032 | 0,00008—0,00023 |
Молочный сахар ( г/л ) | 70—45 | В 2 ( г/л ) | 0,0012 | 0,0003—0,0018 | |
Минеральные вещества: | В 6 ( г/л ) | 0,006 | 0,0001 | ||
Железо ( г/л ) | 0,003 | 0,0015 | В 15 ( г/л ) | 0,04 | 0,0025 |
Йод ( г/л ) | 0,00028 | 0,00007 | РР ( г/л ) | 0,0009 | 0,0018 |
Калий ( ммоль/л ) | С ( г/л ) | 0,072 | 0,03—0,01 | ||
Кальций ( г/л ) | 0,3 | 0,33 | Д (МЕ на 1 л ) | 0,001 | 0,004—0,06 |
Магний ( г/л ) | 0,04 | 0,04 | Е ( г/л ) | 0,0002 | 0,002 |
Медь ( г/л ) | 0,0006 | 0,0004 | К ( г/л ) | 0,06 | 0,15 |
Натрий ( ммоль/л ) | Калорийность на 100 мл | до 150ккал | 70 ккал | ||
Сера ( г/л ) | 0,22 | 0,14 | |||
Фосфор ( г/л ) | 0,15 | 0,15 | |||
Цинк ( г/л ) | 0,006 | 0,002 |
На долю белка в зрелом Г. м. приходится 8%, жира — 48%, углеводов — 44% от общей калорийности. Белки Г. м. относятся к идеальным, 18 из них идентичны белкам сыворотки крови ребенка. Белок Г. м. мелкодисперсен и при створаживании образует мелкие нежные хлопья, доступные для гидролиза пищеварительными ферментами. В нем много содержащих серу аминокислот (в первые 3 мес. жизненно важной аминокислотой является цистин). Жир Г. м. легко усваивается, что объясняется большим содержанием в нем полиненасыщенных жирных кислот, их стереохимическим положением в триглицеридах и наличием в Г. м. липазы. Эссенциальные жирные кислоты Г. м. являются источником для синтеза простагландинов. Большое количество фосфатидов способствует желчеобразованию. Углеводы Г. м. представлены b -лактозой, которая медленно усваивается. b -лактоза, другие олигосахариды, некоторые полипептиды Г. м. и соединения, связанные с коэнзимом А и пантотенатом кальция, способствуют росту бифидус-флоры и препятствуют размножению гнилостных бактерий (антипутридность) в кишечнике. Г. м. содержит оптимальное количество минеральных солей, обеспечивающих низкую осмоляльность химуса в тонком кишечнике. Осмоляльность Г. м. приближается к осмоляльности крови, что препятствует задержке активных ионов в организме ребенка, имеющем низкую экскреторную функцию почек. Соотношение Са/Р (2: 1) обеспечивает высокий коэффициент абсорбции Са (до 75%) в период интенсивной минерализации скелета. Соотношение между катионами и анионами и их качественный состав создают амфотерную реакцию Г. м., что способствует большей устойчивости кислотно-щелочного равновесия у детей.
Потребность в витаминах в первый месяц жизни восполняется Г. м., а затем дополнительно фруктовыми соками, препаратами витаминов D и А, а начиная с 3 мес. фруктами и овощами в виде пюре. Хотя молочная железа является избирательным барьером для пищевых продуктов и лекарственных препаратов, принимаемых матерью, многие вещества (особенно жирорастворимые) могут проникать в Г. м. Это касается алкоголя, никотина, ароматических веществ, снотворных, опия и др. Излишки молока кормящая женщина должна сцеживать и по возможности передавать на донорский пункт детской поликлиники. Смешанное донорское молоко имеет среднепостоянный состав и используется для кормления детей, лишенных по той или иной причине молока матери. Доставляемое на донорский пункт сцеженное молоко подвергают анализу: проверяют его кислотность, возможность разведения водой или молоком животных. Свежее Г. м. имеет кислотность 3—4° по Тернеру, при загрязнении его кислотность повышается. Для отличия женского молока от молока животных проводят различные пробы.
Проба Даль-Берга: к молоку добавляют 20% раствор хлорида кальция, подкисленного 0,1 н. раствором HCl. После добавления индикатора (метилоранжа) и нагревания пробы в кипящей бане Г. м. не свертывается (коровье же створаживается).
Реакция Умикова: Г. м., смешанное с аммиаком, при комнатной температуре постепенно приобретает красно-фиолетовую окраску, степень которой усиливается при подогревании (коровье молоко окраски не дает).
.
Вскармливание детей раннего возраста.
Молоко матери является оптимальным продуктом для вскармливания ребенка с момента его рождения до конца первого года жизни, т.к. только грудное молоко может обеспечить все потребности новорожденного и в дальнейшем способствовать его адаптации к новым условиям (переход от гемотрофного к энтеральному питанию).
Первое прикладывание новорожденного к груди осуществляют через 6—8 ч после рождения. Молозиво (секрет молочных желез в первые 2—3 дня после родов) обеспечивает не только все потребности новорожденного, но и его защиту от бактериального обсеменения после рождения. Хотя лактация после родов происходит рефлекторно, для поддержания ее на необходимом уровне при В. д. нужно придерживаться следующих правил: 1) прикладывать ребенка каждые 3—3,5 ч попеременно к каждой груди с ночным перерывом (6—6,5 ч ); если наступило время кормления, а ребенок продолжает спать, то через 15—20 мин его надо разбудить и приложить к груди; 2) перед прикладыванием к груди вымыть руки, обмыть сосок ватой, смоченной кипяченой водой; 3) чтобы ребенок мог дышать носом во время кормления, пальцем отдавливают грудь; 4) держать ребенка у груди не более 20 мин , не давая ему засыпать, но допуская короткие остановки для отдыха; 5) после кормления сцеживать молоко. Постепенно устанавливается так называемое физиологическое равновесие между уровнем лактации у матери и потребностями ребенка.
Если ребенка кормят донорским молоком или у него обнаруживаются какие-либо отклонения в развитии (например, низкая прибавка в весе), требуется расчет необходимого суточного количества грудного молока (при искусственном вскармливании расчет следует производить постоянно). Для доношенных детей первой недели жизни суточное количество молока (в мл ) рассчитывают по следующим формулам;
а) 70 или 80 мл ´ n, где n — число дней жизни ребенка; 70 — при массе тела при рождении менее 3200, 80 — более 3200 г ;
б) 2% массы тела ребенка при рождении ´ n, где n — число дней жизни ребенка.
Разовое кормление (в мл ) в течение первых 7—8 дней жизни рассчитывают по формуле: 10 ´ n, где n — число дней жизни ребенка.
1.4 Если вы колеблетесь в выборе, сравните несколько «за и против», присущие каждому способу кормления.
Таблица 2.
Кормление грудью. | Искусственное вскармливание. |
До появления собственно грудного молока грудь выделяет так называемое молозиво. С ним ребенок получает воду, некоторое количество сахара, необходимые минеральные соли, а также многие важные антитела. Даже несколько дней начала кормления грудью – хорошее начало жизни для новорожденного. | Искусственного эквивалента молозиву не существует. |
Грудное молоко переваривается лучше всего. Младенцы, которых кормили грудью даже несколько недель, меньше страдают от расстройства пищеварительного тракта. | Хотя большинство младенцев чувствуют себя при искусственном вскармливании прекрасно, некоторым поначалу бывает трудно переварить смесь. |
Грудное молоко подходит для любого младенца. Оно не может быть или слишком жирным, или слишком водянистым. | Возможно, вам придется пройти период проб и ошибок, прежде чем вы установите, какая молочная смесь будет наилучшей для вашего ребенка. |
Грудное молоко не требуется специально готовить. Оно всегда «расфасовано» в стерильную, удобную в использовании упаковку, и его температура как раз такая, какая требуется. Это молоко всегда с вами, всегда пригодно для кормления. | Бутылочки надо приготавливать, стерилизовать, хранить, брать с собой, если вы куда-то отправляетесь. Вам понадобится также согревать смесь, хотя обычно младенцы отказываются пить лишь ледяное молоко. |
В путешествии вам не приходится задумываться, чем кормить ребенка. | Даже если вы уезжаете всего на один день, вам понадобится немало приспособлений. |
Несложно покормить ребенка ночью. | Ночью надо добраться до холодильника, вынуть оттуда бутылочку вскипятить воду, чтобы согреть молоко. |
У ребенка не будет гастероэнтерита или какого-либо желудочного заболевания, если его кормят только грудным молоком. Оно оградит малыша от некоторых заболеваний. | У ребенка вовсе не обязательно разовьется гастероэнтерит или же расстроится желудок. Однако придется каждый раз очень тщательно стерилизовать бутылочки, соски, банки. |
Ребенок не станет слишком толстым. Перекормить ребенка молоком, пожалуй, невозможно. | «Искусственники» вовсе не все обязательно будут толстяками. Растолстеют они лишь в том случае, если вы будете давать им чрезмерную дозу порошковой смеси, либо добавлять сахар в каши или приготовленную смесь. |
Потребность младенца в питании удостоверяется за счет того, что ест кормящая мать. Поэтому фигура у вас быстро войдет в норму. | Вновь стать стройной будет сложнее, так как младенец не помогает матери, забирая лишни калории. |
Нельзя определить, сколько молока съел младенец. Мать дает грудь столь долго, сколько требует дитя. Сосательные движения стимулируют повышенное образование молока в груди, при кормлении по часам (по расписанию) в материнской груди может образоваться недостаточно молока. | Только видно, какое количество молока выпил ребенок, и лишь от вас зависит, сколько еды он получает. |
В состоянии сильной усталости, тревоги, при болезни или наступлении месячных выработка молока может временно уменьшиться. Многие лекарства, которые вы приняли, могут подействовать через ваше молоко, поэтому посоветуйтесь с врачом, прежде чем принимать лекарства. | Процесс кормления никак не зависит от состояния вашего здоровья. |
Пусть грудное молоко образуется «само собой»- но получается оно из того, что вы едите. Поэтому важно, чтобы в пище было достаточно белков, витаминов и жидкости. | Молочные смеси надо покупать в магазине, так что кормление не зависит от ваших привычек, касающихся еды. |
Вы можете сами не кормить ребенка, но сцедить молоко вы обязаны. | Покормить ребенка могут и другие люди. |
При кормлении надо обнажать грудь. Кое-кому это вовсе не по душе, так как неприятно кормить ребенка на глазах у всех. | Кормить можно в любых условиях, совершенно не стесняясь. |
Вскармливание недоношенных детей
Для недоношенных детей в 1-й день на каждое кормление дают 5—10 мл , на 2-й — 10—15 мл , на 3-й — 15—20 мл . В дальнейшем суточное количество пищи в мл рассчитывают по формуле: n ´ 10 на каждые 100 гмассы тела, где n — число дней жизни. После 10-го дня жизни суточное количество пищи (в мл ) зависит от массы тела ребенка: в возрасте до 6 недель — 1 / 5 ; массы тела; от 6 нед. до 4 мес. — 1 / 6 массы тела; от 4 до 6 мес. —1 / 7 массы тела; старше 6 мес. — 1 / 8 массы тела.
Калорийный (энергетический) расчет основан на том, что на 1 кг массы тела ребенок в возрасте до 3 мес. должен получить в сутки около 120 ккал/кг, от 3 до 6 мес. — 115 ккал/кг . Определив т. о. необходимое суточное количество ккал и исходя из калорийности женского молока (700 ккал в 1 л ), рассчитывают суточный объем молока, который не должен превышать 1 л .
Число кормлений в сутки зависит от возраста ребенка: до 4 мес. его кормят каждые 3,5 часа 6 раз в сутки (ночной перерыв 6,5 ч ), а затем каждые 4 часа 5 раз в сутки (ночной перерыв 8 ч ). Вяло сосущие и так называемые маловесные дети нуждаются до возраста 3 мес. в семиразовом кормлении каждые 3 ч (ночной перерыв 6 ч ). Такого же правила следует придерживаться при кормлении детей первородящими женщинами, т.к. это способствует поддержанию необходимого уровня лактации и продлению периода грудного вскармливания.
Противопоказаниями к первому прикладыванию новорожденных к груди являются перинатальные поражения ц.н.с. с подозрением на внутричерепное кровоизлияние; выраженные формы дыхательной недостаточности при респираторном дистресс-синдроме врожденные пороки сердца с сердечно-сосудистой недостаточностью; выраженная недоношенность (отсутствие сосательного и глотательного рефлексов); гемолитическая болезнь (особенно по резус-фактору).
Противопоказаниями к лактации матери служат почечная, сердечная и дыхательная недостаточность, злокачественные опухоли, психозы, тяжелые эндокринные нарушения.
Затруднения при кормлении грудью возникают в связи со следующими причинами: инфекционными заболевания матери, малые, плоские, втянутые соски, трещины сосков, лактостаз или галакторея, мастит, а также в связи с наличием у ребенка пороков развития (например, расщелина губы, нёба), стоматита (например, молочница), неправильного прикуса (прогнатизм передний и задний) и др. Однако все эти затруднения, как правило, можно преодолеть, сцеживая и стерилизуя женское молоко, применяя для кормления накладки, давая детям грудное молоко с ложечки и т.п. При тяжелой врожденной форме лактазной недостаточности приходится прибегать к искусственному кормлению молочными смесями, не содержащими лактазу.
Со второго месяца жизни дети нуждаются в дополнительном введении водорастворимых витаминов в виде фруктовых соков, которые приготовляют непосредственно перед кормлением, за исключением соков черной смородины и облепихи, которые можно заготовлять впрок. Начинают давать соки с 5—10 капель, постепенно увеличивая их количество в течение недели до 1 чайной ложки; соки разводят кипяченой водой или сцеженным женским молоком. Соки из цитрусовых не следует смешивать с яблочным, морковным и капустным, т.к. последние содержат фермент аскорбиназу, разрушающий витамин С. Потребность ребенка в жирорастворимых витаминах удовлетворяется за счет препаратов, содержащих витамины D, А, Е; однако с третьего месяца жизни в пищу уже вводят пюре из сырых фруктов и овощей. Пюре дают начиная с 1 / 2 чайной ложки, постепенно увеличивая его количество (при отсутствии диспептических расстройств) до 10 чайных ложек (50 г ) к 4 мес. жизни.
Прикорм назначают с 4 1 / 2 —5 мес. жизни ребенка, т.к. грудное молоко перестает полностью удовлетворять его потребности. Первым видом прикорма является овощное пюре, в состав которого, наряду с картофелем, входят капуста, брюква, морковь, свекла, тыква, кабачки и другие овощи. Прикорм вводят перед одним из кормлений (когда ребенок голоден) в количестве 5—10 г . Затем постепенно количество прикорма увеличивают заменяя им одно из кормлений.
Второй прикорм вводят с 5—5,5 мес. в виде молочных каш (рисовая, манная, гречневая, овсяная). Он заменяет еще одно кормление грудью. С 7 мес. в рацион включают блюда из мяса — вначале мясной бульон до 30—50 мл , а затем мясной фарш (с 10 г до 50—70 г к концу года). В последующем мясной фарш заменяют фрикадельками (10 мес.) и паровыми котлетами (к 12 мес.); 1—2 раза в неделю вместо мяса можно давать рыбу (если нет ее непереносимости!).
С 7,5—8 мес. вводят третий прикорм в виде творога (до 30—40 г ) с кефиром или ацидофильным молоком. Т. о., ребенка с 8 мес. утром и на ночь прикладывают к груди, а 3 дневных кормления обеспечиваются различными видами прикорма. При введении прикорма нужно соблюдать правила: 1) прикорм начинают давать перед кормлением грудным молоком, пока его объем невелик, ребенка докармливают грудью, а затем заменяют прикормом одно из кормлений; 2) давать новый вид прикорма только после того, как ребенок привыкнет к предыдущему; 3) не давать в одно кормление только жидкие или, наоборот, густые блюда прикорма, а сочетать их.
После 10 мес. ребенка постепенно отнимают от груди. Утреннее, а затем и вечернее кормление заменяют 180—250 мл цельного молока или кефира с 5% сахара, добавляя печенье или сухарик (5—10 г ). Нельзя отнимать ребенка от груди в летнее время, особенно в жаркий период, в период острого заболевания, при проведении вакцинации, в случае контакта ребенка с инфекционными больными, при устройстве его в ясли.
Естественное (грудное) вскармливание обеспечивает гармоничное развитие детей, их резистентность к различным заболеваниям, меньшую аллергизацию организма. Поэтому будущей матери во время дородового патронажа нужно разъяснять значение естественного вскармливания для будущего ребенка, дать совет по ее питанию и режиму.
Если при соблюдении режима вскармливания у здорового ребенка масса тела нарастает все же недостаточно, необходимо проверить количество высасываемого им молока путем повторных взвешиваний до и после кормления. Если молоко остается в груди после кормления, то его надо сцедить и докормить ребенка с ложечки.
Определив взвешиванием фактический недостаток молока, назначают докорм. В первые недели жизни ослабленным детям, детям с неустойчивым стулом и в жаркое время года желательно давать в качестве докорма сцеженное донорское молоко (не более 1 / 3 суточного количества). При недостатке материнского молока (свыше 1 /3 суточного количества) переходят на смешанное вскармливание, при котором ребенок получает грудное молоко и докармливается молочными смесями. Переход на такое смешанное вскармливание осуществляют постепенно — в течение не менее 7—10 дней.
Когда у матери нет молока, приходится прибегать к искусственному вскармливанию различными молочными смесями, которые можно условно разделить на адаптированные и неадаптированные. Адаптированные смеси имеют ряд преимуществ перед неадаптированными. Белки, входящие в их состав, утилизируются более чем на 80%, что приближается к усвоению белка грудного молока (90—95%). В адаптированные смеси добавляют растительные масла (подсолнечное, оливковое, кокосовое, соевое и др.), которые восполняют недостаток ненасыщенных жирных кислот в коровьем молоке, а также углеводы, стимулирующие формирование бифидобактерий — антагонистов грамотрицательной кишечной микрофлоры, витамины (особенно жирорастворимые), минеральные соли (железа, меди и др.), лизоцим. Эти преимущества адаптированных смесей позволяют рекомендовать их для искусственного вскармливания и в качестве докорма при смешанном вскармливании.
О пользе Грудного вскармливания